Научная статья на тему 'Проблемы института классного руководства на современном этапе развития образования'

Проблемы института классного руководства на современном этапе развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова Е. В.

В статье на основе результатов социологического исследования сфор­мулированы наиболее актуальные для современной социально-педаго­гической ситуации проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, выполняющие функции классного руководителя. Исследование проведено в школах Заволжского района города Ярославля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы института классного руководства на современном этапе развития образования»

риод «бесполого сексизма» и негативное отношение женщин нашей страны к феминизму делают из самих женщин - современных сексистов - они не хотят говорить о своем положении в обществе, видя в феминизме только угрозу для себя. На основе исторических гендерных исследований, возможно обнаружение тех факторов, которые помогали смягчить или скорректировать секситст-кие установки по отношению к женщине в разные исторические периоды, а также разработка обучающих и социальных программ, направленных на нейтрализацию сексистских установок в современном обществе.

Список литературы:

1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 318 с.

2. Бовуар С. де. Второй пол: Т. 1 и 2 / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ. ст. С. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.; СПб., 1997. - 832 с.

3. Браун Л. Женский вопрос. - 1902. - 433 с.

4. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.

5. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997. - 464 с.

6. Милль Дж.Ст. О подчинении женщины / Пер. с англ. М. Лялиной; под ред. В.С. Лялина. - СПб.: Изд. книгопродавца В.И. Губинского, 1896. - 121 с.

7. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© Радионова Е.В.*

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,

г. Ярославль

В статье на основе результатов социологического исследования сформулированы наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, выполняющие функции классного руководителя. Исследование проведено в школах Заволжского района города Ярославля.

Все чаще в обществе высказывается мнение, что будущее человечества должно быть связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, высшей целью которого является формирование и развитие личности.

В Концепции модернизации российского образования обозначены общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существен-

* Аспирант кафедры «Социология и психология», заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 47 г. Ярославль.

ных изменений в системе образования. В этом же документе прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно научить достойно жить в меняющемся социуме и одновременно ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу - обязанность классного руководителя.

Уже само словосочетание «классное руководство» изначально противоречиво. С одной стороны, термин определяет одну из важнейших ролей педагога, выполняющего функции классного руководителя в школе - руководство коллективом и личностью. С другой стороны, это человек, ведущий индивидуальную воспитательную работу с каждым конкретным учащимся, и эта работа требует еще большего внимания, мастерства и сил. Очень часто классный руководитель становится большим, чем просто учитель, руководитель коллектива. Его отношения с детьми включают в себя дружбу, доверие, понимание, поддержку, помощь, сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сопровождение...

Деятельность классного руководителя не ограничивается работой с группой детей и индивидуальной работой с учащимися. Это еще и взаимодействие с различными участниками воспитательно-образовательного процесса, социумом: родителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

Список этих противоречий можно продолжать бесконечно: каждый педагог-практик внесет в него свои коррективы. Тем не менее попробуем определить наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сегодня сталкиваются если не все, то многие педагоги, выполняющие функции классного руководителя, независимо от того, в какой школе и с какими детьми они работают.

На основании опроса педагогов, выполняющих функции классного руководителя, представителей администрации образовательных учреждений, можно выделить две группы таких проблем - объективные и субъективные, в зависимости от того, где находится их источник: вне сферы влияния классного руководителя или в его сознании.

Рассмотрим объективные проблемы в деятельности классного руководителя. 95 % респондентов отметили, что основной проблемой института классного руководства является политика государства в сфере классного руководства.

С 1934 года, с начала своего существования, и до начала 90-х годов двадцатого века институт классного руководства находился под бдительным

оком государства. Но в дальнейшем на государственном уровне школа была практически лишена наработанной годами воспитательной системы, с ее четкими задачами, структурой и традициями. В 2006 году приказом Ми-нобрнауки были утверждены методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, в которых четко прописано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства». Там же подчеркивается, что «ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя...».

При этом обозначилась самая основная проблема - отсутствие в современной школе должности классного руководителя. Соответственно, нет нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность классного руководителя в образовательном учреждении, обязанности классного руководителя расплывчаты и противоречивы, сводятся ко все возрастающей отчетности. Не определены критерии и показатели результативности и эффективности работы. Нет четкой системы оплаты и премирования классного руководителя. При принятой в государстве системе подушевого финансирования учебных заведений остро встает вопрос оплаты труда классного руководителя в небольших школах (до 500 человек), с низкой наполняемостью классов, в малокомплектных и сельских школах.

Немаловажной является и кадровая проблема (72 % респондентов): количество молодых специалистов, трудоустраивающихся в учебные заведения, снижается, наблюдается уход из школы и педагогов-профессионалов, и молодых учителей, что связано как с оплатой труда педагогов, так и с активной антипропагандой средствами массовой информации педагогического труда.

Второй по значимости педагоги считают проблему внутришкольного управления в сфере классного руководства (86 %). Руководители школ по-прежнему приоритеты отдают обучению, с которым связана внешняя успешность школы.

Функции классного руководителя выполняет педагог-предметник, качество профессиональной подготовки которого как воспитателя оставляет желать лучшего. Да и отношение педагогов-предметников к выполнению функций классного руководителя формальное. Все чаще в школах возникает ситуация, когда педагог отказывается от выполнения функций классного руководителя, даже в середине учебного года.

Нормативной основы, обязывающей педагога выполнять функции классного руководителя, нет. Ставки воспитателя, или так называемого освобожденного классного руководителя есть далеко не во всех школах. Ввести ее в небольших школах не позволяет фонд оплаты труда.

Отмечают педагоги и то, что статус классного руководителя, классного воспитателя ниже статуса педагога-предметника (89 %). Не пользуются популярностью конкурсы профессионального мастерства классных руководителей (например, «Самый классный классный»).

Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод, что субъективные проблемы в деятельности классного руководителя определяются наличием и степенью выраженности совокупности личностных характеристик, которые можно объединить в личностный фактор [1]. К личностным характеристикам, влияющим на результативность деятельности классного руководителя, педагоги и администраторы относят следующие:

- профессиональная мотивация (92 %), от характера которой зависит и степень активности личности по преодолению профессиональных трудностей, противоречий, стремление к повышению профессионализма [2];

- не меньшее влияние на личностные факторы оказывают случаи де-мотивации (89 %): постоянные стрессовые нагрузки; привычность и повторяемость деятельности, слишком большое количество рабочих процедур; слишком много нужно разрабатывать самому и нести за это ответственность; отсутствие профессионального и карьерного роста; неудовлетворенность статусом; недостаток признания обществом; материальные факторы [2];

- эмоциональная устойчивость (84 %) - способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях воздействий, вызывающих различные эмоциональные состояния;

- стремление к самоактуализации (80 %) - процесс и результат профессионального самосовершенствования, стремление к максимальной реализации своих возможностей, в том числе творческих [3];

- профессиональное самосознание (71 %) - внутриличностный механизм осознания целей, мотивов профессиональной деятельности, формирования и развития «Я-концепции», адекватных критериев самооценки [1];

- поскольку эффективность работы классного руководителя зависит от умения взаимодействовать с различными участниками педагогического процесса, необходимым компонентом личностных характеристик является социально-педагогическая компетентность (52 %) -готовность человека эффективно взаимодействовать с другими, активно включаться в процесс общения, адекватно выбирать и выполнять социальные роли при взаимодействии с людьми;

- рефлексивные способности (48 %) - способность познавать самого себя, анализировать собственный жизненный опыт - включают способность планировать, предвосхищать последствия принимаемых решений, оценивать этапы собственной деятельности, выбирать стратегию собственного развития;

- организаторские способности (47 %) - практический ум, способность активизировать свою деятельность и деятельность других, тактичность, настойчивость, требовательность, умение планировать.

Личностно-профессиональные качества придают профессиональной деятельности неповторимый индивидуальный характер. Высокий уровень развития одной из характеристик не является гарантией повышения эффективности деятельности. Успешное профессиональное поведение определяется результатом совокупного развития личностно-профессиональных качеств. На современном этапе в научных исследованиях и в психолого-педагогической литературе не обозначены единые показатели и возможности диагностики профессионализма и результативности труда классных руководителей.

Опрос показал, что для классных руководителей, участвовавших в исследовании, характерна социально-психологическая адаптация в коллективе, принятие коллег (91 %). Чувство дискомфорта и неудовлетворенности связано с заработной платой и системой поощрений (88 %), статусом профессии (82 %), условиями труда (70 %), недостатком внимания со стороны администрации (64 %).

Роль классного руководителя в школе, обществе возрастает на этапе введения новых ФГОС. Проблемы классных руководителей многочисленны и разнообразны. Важно, чтобы образовательная политика государства и школьной администрации реально и последовательно поддерживала уникальный в мировой практике институт классного руководства.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - М., 2003. - 336 с.

2. Иванова С.В. Мотивация на 100 %: А где же у него кнопка? / С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 288 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

© Янова Е.П.*, Макарова С.М.*

Средняя общеобразовательная школа № 246, г. Москва

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

В.М. Лизинский

Системы образования любой страны должна способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно поэтому роль школы как базового звена образования чрезвы-

* Завуч НМР, учитель биологии и географии, кандидат педагогических наук.

* Директор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.