риод «бесполого сексизма» и негативное отношение женщин нашей страны к феминизму делают из самих женщин - современных сексистов - они не хотят говорить о своем положении в обществе, видя в феминизме только угрозу для себя. На основе исторических гендерных исследований, возможно обнаружение тех факторов, которые помогали смягчить или скорректировать секситст-кие установки по отношению к женщине в разные исторические периоды, а также разработка обучающих и социальных программ, направленных на нейтрализацию сексистских установок в современном обществе.
Список литературы:
1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 318 с.
2. Бовуар С. де. Второй пол: Т. 1 и 2 / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ. ст. С. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.; СПб., 1997. - 832 с.
3. Браун Л. Женский вопрос. - 1902. - 433 с.
4. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.
5. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997. - 464 с.
6. Милль Дж.Ст. О подчинении женщины / Пер. с англ. М. Лялиной; под ред. В.С. Лялина. - СПб.: Изд. книгопродавца В.И. Губинского, 1896. - 121 с.
7. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.
ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
© Радионова Е.В.*
Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
г. Ярославль
В статье на основе результатов социологического исследования сформулированы наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, выполняющие функции классного руководителя. Исследование проведено в школах Заволжского района города Ярославля.
Все чаще в обществе высказывается мнение, что будущее человечества должно быть связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, высшей целью которого является формирование и развитие личности.
В Концепции модернизации российского образования обозначены общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существен-
* Аспирант кафедры «Социология и психология», заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 47 г. Ярославль.
ных изменений в системе образования. В этом же документе прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно научить достойно жить в меняющемся социуме и одновременно ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу - обязанность классного руководителя.
Уже само словосочетание «классное руководство» изначально противоречиво. С одной стороны, термин определяет одну из важнейших ролей педагога, выполняющего функции классного руководителя в школе - руководство коллективом и личностью. С другой стороны, это человек, ведущий индивидуальную воспитательную работу с каждым конкретным учащимся, и эта работа требует еще большего внимания, мастерства и сил. Очень часто классный руководитель становится большим, чем просто учитель, руководитель коллектива. Его отношения с детьми включают в себя дружбу, доверие, понимание, поддержку, помощь, сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сопровождение...
Деятельность классного руководителя не ограничивается работой с группой детей и индивидуальной работой с учащимися. Это еще и взаимодействие с различными участниками воспитательно-образовательного процесса, социумом: родителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.
Список этих противоречий можно продолжать бесконечно: каждый педагог-практик внесет в него свои коррективы. Тем не менее попробуем определить наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сегодня сталкиваются если не все, то многие педагоги, выполняющие функции классного руководителя, независимо от того, в какой школе и с какими детьми они работают.
На основании опроса педагогов, выполняющих функции классного руководителя, представителей администрации образовательных учреждений, можно выделить две группы таких проблем - объективные и субъективные, в зависимости от того, где находится их источник: вне сферы влияния классного руководителя или в его сознании.
Рассмотрим объективные проблемы в деятельности классного руководителя. 95 % респондентов отметили, что основной проблемой института классного руководства является политика государства в сфере классного руководства.
С 1934 года, с начала своего существования, и до начала 90-х годов двадцатого века институт классного руководства находился под бдительным
оком государства. Но в дальнейшем на государственном уровне школа была практически лишена наработанной годами воспитательной системы, с ее четкими задачами, структурой и традициями. В 2006 году приказом Ми-нобрнауки были утверждены методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, в которых четко прописано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства». Там же подчеркивается, что «ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя...».
При этом обозначилась самая основная проблема - отсутствие в современной школе должности классного руководителя. Соответственно, нет нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность классного руководителя в образовательном учреждении, обязанности классного руководителя расплывчаты и противоречивы, сводятся ко все возрастающей отчетности. Не определены критерии и показатели результативности и эффективности работы. Нет четкой системы оплаты и премирования классного руководителя. При принятой в государстве системе подушевого финансирования учебных заведений остро встает вопрос оплаты труда классного руководителя в небольших школах (до 500 человек), с низкой наполняемостью классов, в малокомплектных и сельских школах.
Немаловажной является и кадровая проблема (72 % респондентов): количество молодых специалистов, трудоустраивающихся в учебные заведения, снижается, наблюдается уход из школы и педагогов-профессионалов, и молодых учителей, что связано как с оплатой труда педагогов, так и с активной антипропагандой средствами массовой информации педагогического труда.
Второй по значимости педагоги считают проблему внутришкольного управления в сфере классного руководства (86 %). Руководители школ по-прежнему приоритеты отдают обучению, с которым связана внешняя успешность школы.
Функции классного руководителя выполняет педагог-предметник, качество профессиональной подготовки которого как воспитателя оставляет желать лучшего. Да и отношение педагогов-предметников к выполнению функций классного руководителя формальное. Все чаще в школах возникает ситуация, когда педагог отказывается от выполнения функций классного руководителя, даже в середине учебного года.
Нормативной основы, обязывающей педагога выполнять функции классного руководителя, нет. Ставки воспитателя, или так называемого освобожденного классного руководителя есть далеко не во всех школах. Ввести ее в небольших школах не позволяет фонд оплаты труда.
Отмечают педагоги и то, что статус классного руководителя, классного воспитателя ниже статуса педагога-предметника (89 %). Не пользуются популярностью конкурсы профессионального мастерства классных руководителей (например, «Самый классный классный»).
Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод, что субъективные проблемы в деятельности классного руководителя определяются наличием и степенью выраженности совокупности личностных характеристик, которые можно объединить в личностный фактор [1]. К личностным характеристикам, влияющим на результативность деятельности классного руководителя, педагоги и администраторы относят следующие:
- профессиональная мотивация (92 %), от характера которой зависит и степень активности личности по преодолению профессиональных трудностей, противоречий, стремление к повышению профессионализма [2];
- не меньшее влияние на личностные факторы оказывают случаи де-мотивации (89 %): постоянные стрессовые нагрузки; привычность и повторяемость деятельности, слишком большое количество рабочих процедур; слишком много нужно разрабатывать самому и нести за это ответственность; отсутствие профессионального и карьерного роста; неудовлетворенность статусом; недостаток признания обществом; материальные факторы [2];
- эмоциональная устойчивость (84 %) - способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях воздействий, вызывающих различные эмоциональные состояния;
- стремление к самоактуализации (80 %) - процесс и результат профессионального самосовершенствования, стремление к максимальной реализации своих возможностей, в том числе творческих [3];
- профессиональное самосознание (71 %) - внутриличностный механизм осознания целей, мотивов профессиональной деятельности, формирования и развития «Я-концепции», адекватных критериев самооценки [1];
- поскольку эффективность работы классного руководителя зависит от умения взаимодействовать с различными участниками педагогического процесса, необходимым компонентом личностных характеристик является социально-педагогическая компетентность (52 %) -готовность человека эффективно взаимодействовать с другими, активно включаться в процесс общения, адекватно выбирать и выполнять социальные роли при взаимодействии с людьми;
- рефлексивные способности (48 %) - способность познавать самого себя, анализировать собственный жизненный опыт - включают способность планировать, предвосхищать последствия принимаемых решений, оценивать этапы собственной деятельности, выбирать стратегию собственного развития;
- организаторские способности (47 %) - практический ум, способность активизировать свою деятельность и деятельность других, тактичность, настойчивость, требовательность, умение планировать.
Личностно-профессиональные качества придают профессиональной деятельности неповторимый индивидуальный характер. Высокий уровень развития одной из характеристик не является гарантией повышения эффективности деятельности. Успешное профессиональное поведение определяется результатом совокупного развития личностно-профессиональных качеств. На современном этапе в научных исследованиях и в психолого-педагогической литературе не обозначены единые показатели и возможности диагностики профессионализма и результативности труда классных руководителей.
Опрос показал, что для классных руководителей, участвовавших в исследовании, характерна социально-психологическая адаптация в коллективе, принятие коллег (91 %). Чувство дискомфорта и неудовлетворенности связано с заработной платой и системой поощрений (88 %), статусом профессии (82 %), условиями труда (70 %), недостатком внимания со стороны администрации (64 %).
Роль классного руководителя в школе, обществе возрастает на этапе введения новых ФГОС. Проблемы классных руководителей многочисленны и разнообразны. Важно, чтобы образовательная политика государства и школьной администрации реально и последовательно поддерживала уникальный в мировой практике институт классного руководства.
Список литературы:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - М., 2003. - 336 с.
2. Иванова С.В. Мотивация на 100 %: А где же у него кнопка? / С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 288 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
© Янова Е.П.*, Макарова С.М.*
Средняя общеобразовательная школа № 246, г. Москва
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
В.М. Лизинский
Системы образования любой страны должна способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно поэтому роль школы как базового звена образования чрезвы-
* Завуч НМР, учитель биологии и географии, кандидат педагогических наук.
* Директор.