Коротких Виктория Николаевна
Краснодарский университет МВД России (тел.: +79184491984)
Гендер в деятельности органов внутренних дел: социальный анализ проблемы
В статье рассматриваются социальные факторы деятельности сотрудников органов внутренних дел, связанные с их тендерными характеристиками. Раскрывается влияние гендерных особенностей на психологические условия труда и эффективность его осуществления.
Ключевые слова: гендерная принадлежность, социальные стереотипы, феминизм, правоохранительные органы, правосознание, профессиональные качества, условия профессиональной деятельности.
V.N. Korotkikh, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184491984.
Gender in activities of law-enforcement bodies: social analysis of a problem
In article the social factors of activities of law-enforcement bodies connected with their gender characteristics are considered. The effect of gender on the psychological characteristics of the working conditions and efficiency of its implementation is discussed.
Key words: gender accessory, social stereotypes, feminism, law-enforcement bodies, legal consciousness, professional qualities, conditions of professional activity.
Деятельность сотрудников ОВД ориентирована на взаимодействие с населением, что предполагает в качестве неотъемлемого элемента момент активной социальной коммуникации. По этой причине одним из важных условий эффективного осуществления функций ОВД является адекватное взаимодействие с представителями социальной среды, что актуализирует ряд факторов, определяющих общие особенности протекания коммуникации между представителями ОВД и гражданами Российской Федерации, к числу которых следует отнести социальную стереотипизацию деятельности ОВД, типичные для общества ожидания и модели взаимодействия, а также общий уровень правосознания населения. В частности, помехой для эффективной деятельности сотрудников правоохранительных органов является взаимодействие, основанное не на социальных функциях сотрудников правопорядка, а на сложившемся наборе представлений о них (что зачастую носит негативный окрас). Большую проблему в данном отношении представляют отказ от сотрудничества с правоохранительными органами, низкий процент обращения к их представителям при фиксации гражданами фактов правонарушений, а также попытки не регламентированного законом разрешения правовых конфликтов (что включает в себя, в частности, попытки подкупа должностных лиц). Не меньшую значимость в настоящее время имеет также и гендерный аспект деятельности
сотрудников ОВД. Одним из распространенных социальных стереотипов является представление о том, что защита правопорядка (равно как и в целом деятельность силовых структур) представляет собой исконно мужскую сферу деятельности, что может являться источником затруднений для женщин - сотрудников ОВД при исполнении их непосредственных служебных обязанностей. Отдельного внимания заслуживает и то, что наличие гендерных стереотипов отражается не только на процессе внешней коммуникации, обусловленной необходимостью осуществления функциональной деятельности, но и на процессе формирования отношений внутри коллектива. Все это создает дополнительные сложности для женщин, профессиональным выбором которых является деятельность в рамках структуры ОВД.
В настоящей статье анализируется гендерный аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД, в частности общий социальный контекст, определяющий условия охраны правопорядка представителями различных полов.
Необходимость исследования этого аспекта деятельности ОВД обусловлена интенсивным вовлечением женщин в данную профессиональную среду, в результате чего актуализируется ряд проблем, связанных с полоролевыми ожиданиями членов общества. При первичном рассмотрении проблемы становится очевидным, что в современных условиях речь идет в первую очередь об усложнении условий осуществления профессиональной деятельности
153
для сотрудников внутренних органов женского пола, однако проблема не сводится к одному только анализу негативных факторов. Существует два принципиально различных подхода к анализируемой проблеме: универсалистский, или феминистический, предполагающий независимость профессиональных качеств сотрудников силовых структур от их гендерной принадлежности (для этого подхода усмотрение различий в возможности осуществления профессиональной деятельности представителями различных полов является негативным); подход, рассматривающий гендерные различия в качестве одного из существенных для выполнения профессиональных обязанностей факторов.
С точки зрения феминистического подхода осуществление профессиональной деятельности предполагает выполнение определенного набора служебных функций, способность к реализации которых определяется личными качествами сотрудника. При этом отсутствие непосредственной привязки возможности выполнения конкретной профессиональной деятельности к биологическим особенностям представителя конкретного пола предполагает равенство представителей различных полов, их равнозначную профессиональную пригодность. Одним из основных акцентов исследований, опирающихся на феминистическую идеологию, является обоснование доступности конкретных сфер деятельности для представителей различных гендерных групп. Вместе с тем, несмотря на справедливость идеи равенства полов и эссенциалистского рассмотрения критериев профессиональной пригодности, свободных от каких-либо посторонних стереотипов, очевидно, что сам по себе процесс выполнения профессиональной деятельности протекает в условиях текущей социальной ситуации, в которой далеко не всегда имеет место совпадение сферы сущего и должного. Следовательно, дифференцированный характер отношения к представителям различных гендерных групп как непосредственную данность социального взаимодействия в ряде общественных структур необходимо учитывать при проведении социального анализа условий деятельности в рамках конкретной профессии. Это отражает не столько момент оценки профессиональной пригодности, сколько проблему оптимизации условий профессиональной деятельности как для женщин, так и для мужчин в сферах, с точки зрения традиционных установок социального сознания не соответствующих их полоролевому набору.
Для эффективного проведения дальнейшего исследования необходимо прояснить терминологическое значение понятия гендера, в частности рассмотреть его отличие от понятия пола.
Длительное время определение различий между мужчинами и женщинами производилось посредством укоренившегося мнения о социальных функциях представителей различных полов. Традиция разделения социальных функций мужчин и женщин берет свое начало еще в первобытном обществе, где получает закрепление на уровне мифологии. В ходе дальнейшего развития общества происходило закрепление ряда социальных стереотипов в данной сфере, что находит отражение на уровне законодательства, социальной практики и содержания культуры. Социальное движение, направленное на обоснование равноправия представителей различных полов, в частности их равноценности в выполнении различных типов деятельности, связано с развитием идей феминизма. Зародившаяся в рамках феминистической традиции проблема соотнесения качеств и характеристик различных полов привела к актуализации различия между биологическими и социальными аспектами пола. В результате была сформирована концепция, согласно которой особенности различия между мужчинами и женщинами в большей степени являются социально обусловленными и, следовательно, приобретенными, а также внешне навязанными общим социальным контекстом существования [1]. Понятие гендера отражает социальный аспект различий между мужчинами и женщинами, в то время как понятие пола имеет более общий характер и отражает в первую очередь биологический аспект строения организма [2].
В процессе формирования гендерной теории произошло, с одной стороны, обоснование исходной равноценности мужчин и женщин для выполнения большинства видов деятельности, с другой - рассмотрение различий между ними (в частности, между условиями осуществления ими социальной коммуникации), имеющих социально детерминированный характер. В результате сформировался ряд дисциплинарных направлений, ведущими из которых можно считать гендерную психологию и гендерную социологию.
Для прояснения поставленной проблемы значимо то, что развитие гендерной теории привело к выделению трех различных измерений проблемы пола: биологического подхода (от которого фактически отграничивается гендерная теория), рассмотрения социально детерминированных общепринятой моделью
154
полоролевых характеристик, определяющих развитие личности (иными словами, имеются в виду приобретенные в ходе социальной практики гендерные различия), а также социальных ожиданий и стереотипов, определяющих общий контекст различного рода деятельности мужчин и женщин. В данном отношении большую ценность имеет теория гендерного конструирования реальности, развитая в русле социального конструктивизма [3].
Важность различения двух последних аспектов проблемы чрезвычайно высока. С одной стороны, речь идет о личных качествах субъекта общественных отношений, с другой - об условиях осуществления им конкретной деятельности. И в данном случае в силу неоднородности социальной среды может наблюдаться ситуация, когда обстановка, благоприятная для формирования, например, у женщины конкурентного набора личностных качеств для выполнения деятельности, традиционно рассматриваемой в качестве «мужской», одновременно обнаруживает неблагоприятные условия для непосредственного осуществления профессиональной деятельности. В частности, в данном случае актуализируются различия между социальной средой формирования личности (где наиболее приоритетное значение имеет ближайшее окружение (семья и ближний круг знакомых), а также институт образования и наиболее актуальная информационная продукция) и средой непосредственного приложения трудовой активности.
Ряд ученых являются сторонниками традиционного подхода к представлениям о полороле-вом наборе мужчин и женщин [4]. Современная практика свидетельствует о том, что общество характеризуется высокой степенью неоднородности в установках мировоззрения, связанных с гендерной тематикой, при этом наиболее далеки от феминистической идеологии общества, характеризующиеся направленностью на высокую преемственность социальных установок и ценностей. Ситуация осложняется тем, что представления о роли мужчин и женщин являются неотъемлемой частью ряда религиозных верований. В результате можно судить о том, что в современном обществе оценка соответствия человека выбранной им профессии производится неоднозначно. Статистически распространенной является ситуация конфликтного характера, при которой выполнение конкретной деятельности наталкивается на порицание или пренебрежение.
Вернемся к исходной проблеме, а именно к тематике социальных условий осуществления
профессиональной деятельности женщинами -сотрудниками ОВД. Рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В первую очередь необходимо отметить, что защита правопорядка представляет собой деятельность, сопряженную с риском, предполагающую возможную ситуативную необходимость силового вмешательства в неблагоприятно развивающуюся ситуацию. Традиционно деятельность, сопряженная с риском (и тем более с силовым разрешением конфликта), рассматривается как прерогатива мужской части населения. Это находит отражение, в частности, и на законодательном уровне - в определении спектра членов общества, подлежащих обязательному призыву на военную службу. При этом такие необходимые для сотрудников правоохранительных органов качества, как высокие показатели физической подготовки, владение приемами самообороны и т.д., также приписываются в первую очередь мужской части населения. В результате имеет место наличие устойчивых стереотипов, существенно мешающих адекватному восприятию профессиональных качеств женщин - сотрудников ОВД. При этом влияние данных стереотипов можно подразделить на две группы факторов:
изменение характера взаимодействия внутри коллектива;
изменение условий взаимодействия с населением в ходе осуществления непосредственных профессиональных действий.
Рассмотрим по порядку влияние данных факторов на деятельность сотрудников ОВД.
На уровне взаимодействия внутри коллектива гендерные различия проявляются крайне неоднородно, в зависимости от социальных установок членов коллектива. Вместе с тем, достаточно устойчивая стереотипизация принадлежности правоохранительной деятельности к исконно «мужской» сфере активности является тем основанием, которое определяет существенные затруднения как в первоначальном профессиональном самоопределении работниц правоохранительной сферы, так и в их дальнейшем распределении трудовых обязанностей внутри коллектива. Зачастую это является серьезным стимулом к совершенствованию личных показателей, что в итоге приводит к высокому росту профессионализма женщин -сотрудников ОВД. В то же время наличие объективной системы оценки профессиональных заслуг (и как результат - карьерного роста) представляет собой основание, определяющее благоприятные условия для их профессионального развития.
155
Что касается внешнего взаимодействия представителей различных гендерных групп с населением, ситуация является достаточно сложной ввиду того, что по характеру социальных установок население постсоветского пространства (в частности, Российской Федерации) является чрезвычайно неоднородным. Отчасти это объясняется многонационально-стью Российского государства и распространением в нем различных конфессий, в том числе тех, в которых глубоко заложена идея неравноправия полов. Это является основанием, существенно осложняющим осуществление профессиональной деятельности женщинами -сотрудниками ОВД, заставляющим их сталкиваться с открытыми проявлениями недооценки их авторитета как представителей органов охраны правопорядка [5]. Вместе с тем, очевидно, что в ряде случаев (поскольку деятельность сотрудников правоохранительных органов предполагает взаимодействие не только с мужской, но и с женской частью населения) наличие гендерных стереотипов в конечном счете приводит к усилению конкурентных качеств женщин - сотрудников правоохранительных
1. Курбатов В.И., Романовская В. С. Пол и гендер: различные аспекты в анализе // Теория и практика общественного развития. 2005. № 2. С. 67-70.
2. Голубева С. С. Лингвистическая маркированность гендера как социокультурной категории // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2009. № 25(158). С. 4-10.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
4. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М., 1998.
5. Смирнова О.М. Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности сотрудников ОВД Украины // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 108-110.
органов. При этом речь идет как о повышении эффективности взаимодействия с отдельными представителями населения, так и о наличии знаний, способствующих прояснению отдельных обстоятельств расследуемых дел, детерминированных тендерными особенностями их фигурантов.
На общем уровне следует отметить, что роль гендера в деятельности ОВД представляет собой чрезвычайно сложную, многоаспектную проблему, которую в современных условиях невозможно охарактеризовать однозначно ввиду крайней неоднородности общественной структуры и культуры общества. В то же время очевидно, что рассмотренные выше моменты конфликта, основанного на гендерных стереотипах, становятся возможными лишь при условии, если взаимодействие населения с сотрудниками ОВД происходит вне должного осознания преобладания функционального аспекта коммуникации. А это свидетельствует о том, что оптимизация ситуации в существенной мере пролегает в сферах повышения культурной грамотности населения и развития правосознания.
1. Kurbatov V.I., Romanovskaya V.S. Sex and gender: the various aspects of the analysis // Theory and practice of social development. 2005. № 2. P. 67-70.
2. Golubeva S.S. Linguistic gender markedness as a socio-cultural category // Bull. of the South Ural state university. Ser.: Linguistics. 2009. № 25(158). P. 4-10.
3. Berger P., Lukman T. Social construction of the reality. Moscow, 1995.
4. Parsons T. The system of modern societies / transl. from English by L.A. Sedov, A.D. Kovalev; ed. by M.S. Kovaleva. Moscow, 1998.
5. Smirnova O.M. Gender stereotypes in the professional activity of employees of Ukraine law-enforcement bodies // Psychopedagogy in law-enforcement bodies. 2015. № 1(60). P. 108-110.
156