Научная статья на тему 'Гендер и политика: на материалах Санкт-Петербурга'

Гендер и политика: на материалах Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
829
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова В. Г.

Стратегической целью политического процесса в современном российском обществе является переход от патерналистской политики в отношении женщин к гендерной политике. Предлагается определение гендерной политики, дается анализ деятельности её активных субъектов. Особое внимание уделено гендерному аспекту выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 11 марта 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендер и политика: на материалах Санкт-Петербурга»

В. Г. Ушакова

ГЕНДЕР И ПОЛИТИКА: НА МАТЕРИАЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Модернизация и демократизация российского общества предполагает не только фундаментальные социально-экономические изменения, но и глубокую трансформацию гендерных отношений, прежде всего в сфере политики.

В документах четвертой Всемирной конференции женщин (Пекин, 1995 г.) термин «Gender Mainstreaming» был предложен в качестве политической стратегии. Подход мирового сообщества к этому вопросу определялся таким образом: «Равноправное участие женщин в выработке решений является не только требованием элементарной справедливости и демократии, но может рассматриваться в качестве необходимого условия для учета интересов женщин. Без активного участия женщин и учета женских интересов на всех уровнях процесса выработки решений достижение целей равенства, развития и мира невозможно»1.

Европейский Союз принял эту концепцию в 1998 году. Эта идея получила дальнейшее развитие в специальном документе Совета Европы, который был разработан Отделом по проблемам равенства между мужчинами и женщинами в 1998 году и обозначен как «Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин». В нем подчеркнуто инновационное значение новой стратегии достижения гендерного равенства. Стратегия «Gender Mainstreaming» предполагает «инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни политической деятельности». В документе четко обозначена основная задача комплексного подхода: «поместить людей в самую сердцевину процесса формирования политики».

При таком подходе любую политику следует «основывать и оценивать, исходя из ее воздействия на реальное положение индивидов и социальных групп, идет ли речь о женщинах или о мужчинах». Очень важно и такое разъяснение: «Комплексный подход может открыть новые пути и возможности, заменив традиционные экономические и идеологические показатели другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан... Он является существенным прорывом на пути к более человечной и менее экономичной оценке развития и системе управления демократическими обществами. При учете перспективы равенства между мужчинами и женщинами, при учете вопросов гендерного равенства политика будет более проработанной с точки зрения реальных потребностей женщин и мужчин, в интересах обеспечения более высокого качества их жизни. В этом смысле комплексный подход к проблеме гендерного равенства является выигрышной стратегией»2.

В качестве средств, технологий и ресурсов этой стратегии рассматриваются:

1) многопрофильные гендерные исследования. В сфере гуманитарных наук «гендер» становится одним из ключевых индикаторов оценки социальных процессов;

2) гендерная статистика, которая позволяет измерить прогресс в отношении гендерного равенства. Она определяет различия во влиянии политики на мужчин и женщин;

© Ушакова В. Г., 2007

1 Цит. по: Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001. С. 76.

2 Гендерная интеграция: возможности и пределы социальных инноваций / Ред.-сост. О. Б. Савинская, Е. В. Кочкина, Л. Н. Федорова. СПб., 2004. С. 19.

3) институциональные практики и структуры как важный элемент гендерной политики. Чтобы гендерная политика была успешной, она должна опираться на деятельность различных институтов.

Попытка дать определение гендерной политике была предпринята автором в 2001 году: «Под гендерной политикой понимается политика, обеспечивающая полноценную гендерную социализацию детей, молодежи, возможности для гармонизации гендерных ролей, преодоления гендерной асимметрии и достижение гендерной демократии в обществе»3.

В настоящее время представляется адекватным следующее определение:

Под гендерной политикой понимается политика, обеспечивающая полноценную первичную и вторичную гендерную социализацию человека, возможности для гармонизации гендерных ролей, преодоления гендерной асимметрии в социальных и политических процессах и институтах с целью раскрытия личностного потенциала, достижения гендерной демократии, гендерной гармонии в обществе.

Гендерная политика составляет ядро семейной и социальной политики, а ее субъектами являются, в частности, наука и образование, органы государственной власти и управления, структуры гражданского общества, которым уделено главное внимание в данной статье.

Наука и образование

Для обеспечения гендерных исследований необходима регулярная, детальная и достоверная информация, которую представляет межотраслевая область статистики — гендерная статистика. Она позволяет учитывать особенности женщин и мужчин как специфических половозрастных групп при разработке гендерной политики.

В России первый опыт работы государственной статистики по проблеме равенства полов был предпринят в Санкт-Петербурге в 1996 году при поддержке Центрального статистического бюро Швеции.

Практическим результатом сотрудничества стало издание на русском и английском языках статистических сборников «Женщины и мужчины в Российской Федерации», «Женщины и мужчины Санкт-Петербурга», изданий по Калининградской и Мурманской областям. Однако развитие гендерной статистики сдерживается нерешенностью вопросов, обусловленных спецификой национального статистического учета.

Несмотря на появившуюся в последние годы возможность получения из статистических источников сведений по участию женщин и мужчин в управлении, по отраслевой дифференциации оплаты труда, в настоящее время отсутствует информация в гендерном разрезе по таким важным областям, как оплата труда работников по отдельным профессиям и должностям, использование бюджета времени, нетрудоспособность населения, бедность, насилие и многие другие, что делает анализ далеко не полным. Дальнейшее совершенствование гендерной статистики возможно только при поддержке органов власти на федеральном уровне и в субъектах федерации. Источником восполнения имеющихся пробелов в информации могло бы стать включение в существующую статистическую отчетность аспекта «женщины — мужчины», а также проведение различных выборочных обследований силами органов государственной статистики, министерств, ведомств, научно-исследовательских и информационных организаций.

В Санкт-Петербурге активно развиваются гендерные исследования, гендерное образование и просвещение. Безусловным лидером является Санкт-Петербургский государственный университет. На историческом факультете курс по истории женского

3 Ушакова В. Г. Гендерные исследования и гендерная политика в Санкт-Петербурге // Вестн. Санкт-Петербургского гос. ун-та. 2001. Сер. 6. Вып. 2. СПб., 2001.

движения читался профессором Г. А. Тишкиным в 70—90-е годы прошлого века. На факультете социологии курсы лекций по женской и гендерной проблематике читаются с 1989 года. За прошедший период состоялись десятки научных конференций, подготовлены сотни российских и иностранных специалистов, обладающих знаниями в области феминистских и гендерных исследований. В рамках Первого Всероссийского социологического конгресса, проходившего в 2000 году в нашем городе, а затем Второго и Третьего, состоявшихся в Москве, успешно работала гендерная секция.

В 2004 году на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета открылась первая в России магистерская программа «Гендерные исследования», в рамках которой осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих гендерной компетентностью. Эта программа явилась результатом плодотворного сотрудничества ученых СПбГУ с учеными Венского университета (Австрия) и университета Билефельда (Германия) в рамках программы «Темпус-Тасис» Европейского Союза.

Выпускники магистратуры в качестве аналитиков, экспертов, консультантов смогут содействовать осуществлению и в России политики Gender Mainstreaming, направленной на (ре)организацию, улучшение, развитие и изменение политических и социальных процессов с целью достижения равных прав и возможностей женщин и мужчин на всех уровнях политической и общественной жизни.

В 2003 году решением ученого совета учебно-научного центра социологии Санкт-Петербургского государственного университета был создан Институт гендерных исследований в качестве учебно-научного подразделения факультета социологии СПбГУ. Институт активен в различных направлениях: обеспечивает выполнение магистерской программы, ведет научно-исследовательскую работу, развивает международное сотрудничество, осуществляет общественную и просветительскую деятельность. Базовая тема научных исследований: «Гендерные исследования в контексте социологического образования».

В 2003 году было проведено социогендерное исследование на тему «Женщины в политическом процессе современной России». В 2004 году — социологическое исследование на тему «Насилие в семье: гендерный аспект». В 2005 году — социологическое исследование на тему «Гендерные стереотипы в православии и буддизме». В 2005—2006 годах — сравнительное социологическое исследование на тему: «Семейно-брачные установки молодежи в России и Южной Корее». В 2006—2007 годах подготовлены и проводятся социологические исследования по темам: «Молодая семья в Петербурге: проблемы адаптации и развития в условиях социальной трансформации», «Ценностные ориентации детей и подростков в гендерном аспекте», «Женские общественные организации в структуре гражданского общества», «Гендерные аспекты семейно-брачных установок молодых мужчин».

Материалы исследований используются аспирантами, студентами при подготовке диссертационных, дипломных и курсовых работ, публикаций.

Институт гендерных исследований осуществляет тесное сотрудничество с Комиссией по социальным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Комитетом по труду и социальной защите Администрации нашего города, общественными организациями (НКО). В частности, в 2006 году были проведены:

— научная экспертиза проекта Закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении государственных гарантий гендерного равноправия» (предложены существенные дополнения и замечания, принятые для внесения поправок);

— научная экспертиза проекта Концепции семейной политики.

— Для Комиссии по социальным вопросам Законодательного собрания были подготовлены аналитические материалы, необходимые для принятия решения о

целесообразности подготовки проекта Закона Санкт-Петербурга «О государственной семейной политике в Санкт-Петербурге».

Развиваются контакты и сотрудничество с коллегами из университетов Европы, США, Южной Кореи. Институт является членом Европейского женского лобби.

Гендерные исследования успешно развиваются в государственных и негосударственных вузах нашего города: Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургском государственном техническом университете, Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы, Северо-Западной академии государственной службы, Европейском университете, Невском институте языка и культуры.

Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по гендерной проблематике является весьма востребованным, поскольку, с одной стороны, демократические преобразования в обществе открывают действительно широкие возможности для самореализации женщин, что находит свое воплощение в различных инициативах, а с другой — реализация появляющихся для женщин возможностей ставит новые проблемы.

Актуализируется задача изучения проблем мужской социально-демографической общности, осознания дискриминации мужчин. Объективно возможности расширяются, а субъективно трудности возрастают и для женщин, и для мужчин.

Следует отметить, что гендер в политике и гендерные аспекты политики стали объектом научных исследований относительно недавно и сейчас все больше ученых из различных областей знания уделяют внимание этим темам.

Органы государственной власти и управления

В марте 2001 года в составе аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга — руководителя канцелярии Администрации Санкт-Петербурга был создан сектор по реализации политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества с целью объединения и координации усилий как государственных структур, так и общественных объединений, некоммерческих организаций, учреждений науки и образования. В декабре 2003 года сектор был переведен в Комитет по труду и социальной защите населения. В настоящее время это сектор гендерной политики. Он работает в составе Управления социальной защиты материнства и детства, семейной и демографической политики комитета.

Его основными функциями являются:

— участие в разработке и внедрении государственных программ, направленных на развитие политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества в Санкт-Петербурге;

— оказание содействия в реализации проектов, направленных на повышение социального статуса женщин и создание реального гендерного равенства в Санкт-Петербурге;

— участие в проведении экспертизы проектов нормативных и правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на соответствие международным и российским документам в области обеспечения равенства мужчин и женщин, подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере гендерного равенства;

— взаимодействие с женскими общественными организациями Санкт-Петербурга и негосударственными организациями, ориентированными в своей работе на женщин, формирование базы данных женских организаций Санкт-Петербурга;

— организация круглых столов, семинаров, конференций по вопросам гендерной политики;

— участие в подготовке сборников документов, материалов, публикаций по вопросам реализации политики равноправия;

— содействие проведению социологических и статистических исследований по вопросам гендерной политики;

— информационная и консультационная работа4.

В 2002 и 2006 годах на основе анализа статистических данных подготовлен и направлен в Министерство здравоохранения и социального развития РФ информационно-аналитический материал о выполнении в Санкт-Петербурге Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин для подготовки 6-го и 7-го периодических докладов в ООН согласно статьи 18 Конвенции.

В 12 тематических разделах данного информационно-аналитического материала проанализированы основные аспекты положения женщин в Санкт-Петербурге в 1999— 2005 годах, освещаются вопросы реализации прав и возможностей женщин в различных сферах жизнедеятельности, состояния их здоровья, образования, участия женщин в экономической и общественно-политической жизни. В тексте отражено сложившееся на начало 2006 года положение с гендерным равенством в Санкт-Петербурге и содержатся предложения по его улучшению.

В 2005 году в Государственной думе состоялись парламентские слушания на тему «Права женщин в российском законодательстве — к 10-летию реализации Пекинской платформы действий». 18 ноября 2005 года Межпарламентская ассамблея приняла модельный закон «О государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин», который послужил основой для петербургского проекта.

Основой формирования и реализации гендерной политики в нашем городе должен стать Закон Санкт-Петербурга «Об обеспечении государственных гарантий гендерного равноправия». Проект данного закона содержит в себе ряд важнейших положений: запрет гендерной дискриминации, основные направления политики по обеспечению гендерного равноправия, обеспечение гарантий гендерного равноправия в государственной и муниципальной службе, обеспечение гарантий гендерного равноправия в социально-экономической сфере. Проект закона предусматривает механизмы его реализации и формы контроля над исполнением законодательства о гендерном равноправии. После соответствующей доработки проекта и принятия этого закона Санкт-Петербург может стать первым субъектом Российской Федерации, в котором будет проводиться гендерная политика.

Структуры гражданского общества

Активным субъектом гендерной политики является третий сектор — гражданские инициативы.

Необходимо отметить, что Санкт-Петербург с самого начала был городом, где впервые в России заговорили о «женском вопросе» в обществе, равенстве полов, образовании женщин. Отсюда идеи эмансипации женщин стали распространяться в другие города России. С началом экономических преобразований в России в конце 80-х годов ХХ столетия женское движение получило новый импульс активности. Оказавшись в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в тяжелых социально-экономических условиях, женщины вынуждены были объединяться, чтобы сообща отстаивать свои права. В это время в Санкт-Петербурге появились первые женские самодеятельные организации, которые ориентировались преимущественно на решение социальных проблем. Активность женских организаций сделала проблемы женщин социально видимыми в масштабах города. Появилась возможность совместной работы, совместных акций, что позволило сделать вывод о женском движении в Санкт-Петербурге как о форме социальной активности женщин и сегменте третьего сектора.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует более 200 общественных и некоммерческих организаций, продолжающих традиции женского движения.

4 http : //gov. spb. ru/gov/admin/otrasl/trud

Многие женские организации объединились по признаку общих интересов. Среди самых активных организаций можно отметить следующие:

• общественные ассоциации женщин с университетским образованием, объединения женщин, работающих в науке;

• объединения женщин, занимающихся малым и средним бизнесом;

• некоммерческие образовательные учреждения, гуманитарные, благотворительные;

• общественные организации, занимающиеся изучением гендерных проблем и вопросов социального партнерства;

• общественные организации культурной направленности, занимающиеся проблемами возрождения и сохранения культуры города;

• общества многодетных семей, вдов, родителей погибших воинов, детей-инвалидов, женщин-инвалидов, активных бабушек и дедушек;

• общественные организации, помогающие женщинам сохранить и укрепить здоровье;

• организации помощи женщинам и детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пострадавшим в результате насилия;

• правозащитные организации.

В числе реальных достижений женских организаций следует назвать гендерное просвещение общества. Распространение знаний о правах человека, правах женщин стало едва ли не основным направлением деятельности большинства женских организаций. Без этой деятельности невозможно преодолеть ни правовой нигилизм, пренебрежение к правам человека, характерное для российского массового сознания, ни стереотипы в оценке роли и места женщины в обществе, невнимание властей к проблемам дискриминации.

Учитывая позитивную роль негосударственных организаций в жизни современного общества, в Санкт-Петербурге большое внимание уделяется взаимодействию органов исполнительной государственной власти с общественными объединениями и организациями, занимающимися решением вопросов социальной защиты населения. Укоренилась практика проведения совместных круглых столов, привлечения некоммерческих организаций к выполнению государственного социального заказа, к совместной реализации международных проектов, к участию в разработке целевых программ.

В конце 2003 года произошли структурные изменения во взаимоотношениях НКО с исполнительной властью Санкт-Петербурга. Взаимодействие с общественными организациями поручено Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Свою готовность работать с НКО декларируют практически все профильные комитеты Правительства Санкт-Петербурга. В структуре Комитета по труду и социальной защите населения работает отдел взаимодействия с общественными организациями. Действует Общественный совет Санкт-Петербурга, деятельность которого высоко оценивает губернатор города.

В целях создания механизмов эффективного участия некоммерческих организаций в решении социальных, культурных и экономических проблем Санкт-Петербурга, обеспечения взаимодействия некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти при Правительстве Санкт-Петербурга в декабре 2005 года создан Координационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями.

Участие НКО в реализации социальной политики города, в оказании социальных услуг населению, в выполнении городского заказа происходит в форме финансирования их социально значимых проектов и программ, а также оказания им нефинансовой поддержки.

Финансовую поддержку некоммерческая организация может получить в рамках системы городского заказа, стать подрядчиком Администрации (подведомственного ей комитета) на осуществление работ по оказанию социальных услуг населению, проводимых в рамках целевых программ Санкт-Петербурга, или выиграть грант. Порядок и условия предоставления городских грантов определяются Законом Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений» от 10.10.2001 г. (с изменениями на 19.01.2005 г.). Закон направлен на регулирование правоотношений, возникающих при выделении из бюджета города средств в виде грантов Санкт-Петербурга для общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга. Однако доля расходов на реализацию целевых программ в бюджете невелика. В бюджете Санкт-Петербурга 2004 года доля расходов на реализацию 15 целевых программ составляла всего лишь 0,5 %.

Большая часть всех этих акций позволила сохранить проблематику гендерного равенства как общественно значимую. Однако реально расширить возможности женщин, сколько-нибудь существенно повлиять на гендерную асимметрию в социальных позициях мужчин и женщин женским организациям пока не удалось.

Женщины в законодательных и исполнительных органах власти

Построение гражданского общества предполагает политическую и социальную активность как мужчин, так и женщин. Участие женщин в политическом процессе, в работе законодательных и исполнительных органов государственной власти крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом. Обоснованию этого тезиса уделено значительное внимание в социологической, в том числе феминистской, литературе. Прежде всего речь идет о различиях в интересах, представляющих для мужчин и женщин соответственно приоритетное значение. Так, для женщин на первый план выходят вопросы семьи, экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения и др., находящиеся традиционно на периферии интересов мужчин. С этим связан также поиск эффективных путей использования человеческих ресурсов, поскольку лица обоего пола имеют разный опыт, знания.

Многочисленные аргументы в пользу необходимости роста женского представительства в структурах власти содержит теория представительства, ставящая в основу принцип «естественной справедливости» (или «символического равенства»). Последний дает базис для требования женщин иметь равноправный доступ к власти в политике, в университетах, в менеджменте, к занятию общественных должностей, ибо большее представительство женщин рассматривается как демократическое право, а отсутствие активного участия женщин видится как индикатор того, что демократическая система работает неисправно.

Кроме того, представительная демократия требует более весомого участия женщин потому, что тогда значительным изменениям могли бы подвергнуться и политическая культура, и политические приоритеты общества в целом.

Важнейшим элементом развития стабильной демократии и гражданского общества является интеграция женщин в политическую жизнь общества.

С целью выяснения наличия в Санкт-Петербурге условий, средств и предпосылок для активизации женского участия в политическом процессе в 2003 году рабочей группой Института гендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством автора данной статьи было проведено социогендерное исследование. Было опрошено 1085 человек, среди которых 60 % составили женщины и 40 % — мужчины.

По мнению респондентов, в российском обществе существует гендерная асимметрия:

— в политической жизни (85 % респондентов),

— на работе (83,5 %),

— в семье (78 %),

— в образцах поведения, обычаях, традициях (74 %),

— в уровне ответственности за благополучие детей (68,6 %),

— в законодательстве (66 %),

— в школьном образовании (40,3 %).

Возможности политического участия женщин зависят не только от ресурсов, которыми они располагают: свободного времени, денег и других материальных резервов, образования, информации, знаний и умения ими пользоваться, доступа к СМИ, членства в политических партиях или принадлежности к общественным организациям.

Большую роль играют ценностные ориентации: заинтересованность политикой и целеустремленность самих женщин, а также уровень взаимопонимания и партнерства между мужчинами и женщинами.

Трудности продвижения женщин в политическое представительство многие авторы связывают еще с другими факторами, такими, как политическая социализация, политическая культура и т. п.5

Политическая, электоральная, общественная активность определенной части женщин в Санкт-Петербурге достаточно высока. Доля женщин, принимающих участие в голосовании на выборах депутатов различных уровней и ветвей власти, составляет примерно 65 % от общего числа лиц, пришедших на избирательные участки.

На выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга кандидаты-женщины составляют 12—14 %; их доля возросла за 2 последние избирательные кампании вследствие менее значительного снижения числа кандидатов-женщин, чем мужчин (20 % против 34 %). На выборах в Государственную думу 1999 года и 2003 года по одномандатным округам число женщин не менялось (11), а их доля возросла с 11 до 14 % также вследствие сокращения числа кандидатов-мужчин. На выборах в Законодательное собрание в 1998 году кандидаты-женщины отсутствовали в 15 избирательных округах из 50, т. е. в 30 %, в 2002 году — уже в 20 (40 %). На думских выборах 1999—2003 годов таких округов было по 2. На выборах в Законодательное собрание в одном округе одновременно выдвигались максимум 4 женщины (2 таких округа в 1998 году и 1 — в 2002 году).

Конкуренция женщин между собой в округах в 2002 году по сравнению с предыдущей кампанией снизилась: в 1998 году в округах, где присутствовали кандидаты-женщины, чаще всего (в 14) их проводилось по 2 на округ, в 2002 году — по 1 (также в 14), а число округов, где их было 3, снизилось с 7 до 3.

В настоящее время депутатами Государственной думы РФ от Санкт-Петербурга являются В. Н. Иванова и О. Г. Дмитриева, избранные по одномандатным округам.

В Санкт-Петербурге весной 2005 года была избрана депутатом Законодательного собрания третья женщина, и представительство женщин в нем составило всего 6 %.

Однако фактически женщины крайне незначительно представлены на ответственных постах в органах государственной власти. На руководящих должностях в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга — 15 % женщин, заместителей руководителей — 19 %, руководителей структурных подразделений — 54,9 %, среди специалистов — 81,2 % женщин. В составе правительства Санкт-Петербурга — 3 женщины (13 %), 1 женщина — вице-губернатор Санкт-Петербурга. В. И. Матвиенко является губернатором Санкт-Петербурга.

5 Женщины в политическом процессе современной России / Под ред. В. Г. Ушаковой и Г. Бауманн. СПб., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В численности работников, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, подавляющее большинство (75,9 %) составляют женщины, но среди них руководящие должности занимают только 18 %.

В численности работников, замещающих муниципальные должности, доля женщин несколько ниже — 67 %.

Ситуация, близкая к паритету, наблюдается в составе замещающих должности государственной гражданской службы в органах законодательной власти (43 % мужчин против 57 % женщин).

В органах судебной власти и прокуратуры — 71 % женщин и 29 % мужчин.

Наиболее активно женщины избираются и работают в органах местного самоуправления. Общее количество депутатов-женщин в муниципальных округах и муниципальных образованиях примерно соответствует или чуть меньше депутатов-мужчин, однако руководящие должности в представительных и исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления чаще, чем в органах государственной власти, занимают женщины. В представительных органах местного самоуправления Санкт-Петербурга женщины составляют 44 %, мужчины — 56 %6.

Исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, а также неправительственными организациями уделялось внимание вопросу подготовки женщин к участию в политической и государственной деятельности и управлении, подготовке женщин-лидеров к роли руководителей. Проводились круглые столы, семинары, тренинги по темам: «Женщины в политике — петербургский стиль», «Развитие лидерских качеств у женщин», «Гендерные отношения и их учет в системе государственного управления» и др. Изданы брошюры «Женщины и выборы», «Женщины и власть в России», серия брошюр «Женщины и демократия» («Международный опыт продвижения женщин в структуры власти и политику», «Связи с общественностью и технология лоббирования»), подготовленных общественной организацией «Петербургский женский парламент», общественным движением «Женщины Санкт-Петербурга» совместно с Санкт-Петербургским государственным техническим университетом. При региональной общественной организации «Лига избирательниц Санкт-Петербурга» создан и функционирует депутатский клуб «Муниципал», в рамках которого депутаты муниципальных советов Санкт-Петербурга делятся накопленным опытом и обсуждают различные проблемы с привлечением представителей власти. По итогам заседаний клуба выпускается ежемесячный сборник «Муниципал». Центром социальной помощи «Доверие» создана система информационно-правовой помощи, где женщины могут получить консультацию юриста, справочную информацию о различных услугах, организациях, правах граждан в различных сферах.

Выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 11 марта 2007 года. Гендерный аспект

К участию в выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга были допущены 7 политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Патриоты России», ЛДПР, КПРФ, СПС и СЕПР. Эти партии внесли в общегородской список по 3 человека и имели возможность выдвинуть 50 кандидатов на каждый городской округ. СПС выставила своих кандидатов только на 45 округах. Практически все партии использовали в общегородском списке «паровозы». Так, список ЛДПР возглавлял ее лидер В. В. Жириновский, «Единой России» — футболист А. С. Аршавин и ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая, КПРФ — лыжница Л. И. Егорова, «Патриотов России» — депутат Государственной думы — Е. Драпеко, «Справедливой России» — депутат Государственной думы О. Г. Дмитриева.

6 : /^ОУ . spb. ru/gov/admin/otrasl/trud

4 партии включили по одной женщине в тройку лидеров, возглавляющих партийные списки. Всего в выборах принимали участие 342 кандидата, из них 52 женщины, что составило 15,2 %.

ЛДПР выдвинула 11 женщин (22,4 %), СПС — 10 (22,2 %), «Справедливая Россия» — 8 (16,3 %), «Единая Россия» — 7 (14 %), СЕПР — 6 (12 %), КПРФ — 5 (10 %), «Патриоты России» — 5 (10,2 %).

В 20 округах за депутатский мандат боролись только мужчины, в 19 округах — по одной женщине, в 5 округах — по две женщины (28,5 %), в 4 округах — по 3 женщины (43 %), в одном округе из 7 человек — 5 кандидатов-женщин (71 %). Очевидно, что только в 10 округах из 50 было соблюдено гендерное равенство.

Следует отметить, что для политических партий выдвижение 50 кандидатов оказалось сложной задачей. Только этим можно объяснить, что ЛДПР, не пользующаяся популярностью и не имеющая развитой партийной структуры в Петербурге, включила в свой список наибольшее количество женщин.

Женская общественная организация «Лига избирательниц» направила в Санкт-Петербургскую и Центральную избирательные комиссии жалобы о невыполнении Федерального закона «О политических партиях» на выборах депутатов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, потребовав от них:

1) привести уставы политических партий в соответствие с положениями Закона;

2) вынести предупреждение политическим партиям о необходимости выполнения Федерального закона «О политических партиях» и создания мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей в списках кандидатов в депутаты'.

В итоге выборов в городской парламент прошло 6 женщин: Л. А. Вербицкая и С. Н. Нестерова от «Единой России», Л. И. Егорова от КПРФ, О. Г. Дмитриева, З. В. Заушникова и О. В. Литвиненко от «Справедливой России». Фактически депутатские мандаты получили 5 женщин: С. Н. Нестерова, Л. И. Егорова, З. В. Заушникова, О. В. Литвиненко и Е. И. Бабич вместо В. В. Жириновского. Комиссию по социальным вопросам возглавила С. Н. Нестерова. Ранее председателем этой важнейшей для нашего города структуры была Н. Л. Евдокимова.

Примечательно, что основную часть избирателей, как и прежде, составили женщины. 80 % избирателей имеют пенсионный возраст (свыше 55 лет). Социологами Агентства социальной информации отмечено, что агитация партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» была направлена по преимуществу на пожилых женщин. Следует подчеркнуть, что у трех четвертей респондентов, опрошенных после голосования, ежемесячный доход ниже 7,5 тыс. рублей8. Этот факт подтверждает вывод о феминизации бедности в нашем обществе и о стремлении женщин изменить социально-экономические условия своего существования.

Механизмы преодоления гендерной асимметрии и улучшения положения женщин

В Санкт-Петербурге этот механизм включает в себя развитие законодательства, обеспечивающего защиту и реализацию прав женщин в различных сферах их жизнедеятельности; контроль его выполнения на местах; развитие социального партнерства в решении проблем женщин; разработку и проведение мероприятий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе. Необходимо создание структур, осуществляющих координацию деятельности, способствующей реализации социальной и гендерной политики.

7 http: //wcons. org. ru/ru/news.php?type=cons&news

8 Выборы оставили женщинам // Коммерсантъ. 2007. 23 марта. С. 24.

Принимая во внимание важность формирования и реализации политики гендерного равноправия на региональном уровне, Комитет по труду и социальной защите населения совместно с членами координационного совета приступил к разработке Концепции гендерного развития Санкт-Петербурга на 2007—2010 годы и плана мероприятий по ее реализации.

Выделены приоритетные направления, способствующие преодолению дискриминационных факторов и ведущие к становлению социально-правового государства, демократии:

• поддержка гендерного экспертного сообщества, которое может оказывать влияние на процессы принятия решений на региональном уровне; формирование основ гендерной политики;

• развитие гендерных образовательных программ на всех уровнях образовательной системы (дошкольного, среднего, высшего и последипломного образования);

• поддержка телевизионных программ и печатных СМИ, способствующих освещению проблем женщин и продвижению позитивного образа женщин;

• поддержка женских организаций, обеспечивающих информационный обмен по вопросам реализации прав женщин;

• обеспечение доступа женщин — общественных лидеров в региональные ресурсные структуры, в рамках которых формируются международная политика и программы, связанные с положением женщин.

Концепция гендерного развития Санкт-Петербурга и план мероприятий по ее реализации призваны содействовать:

— расширению представительства женщин в сферах принятия решений, в органах законодательной и исполнительной власти;

— введению гендерной экспертизы нормативно-правовых документов, социально значимых программ и проектов;

— осуществлению гендерно ориентированного образования (дошкольного, школьного, вузовского, основного и дополнительного), обучение руководителей всех уровней, государственных и муниципальных служащих и других специалистов;

— повышению уровня гендерной культуры граждан и социальной ответственности средств массовой информации;

— повышению роли гендерной статистики, гендерных научных исследований, использованию информации для оценки состояния общества, для анализа ресурсов его

9

развития9.

Социально-экономические преобразования, происходившие в Российской Федерации в последние годы, имели не всегда однозначные последствия. В наибольшей степени они проявились в гендерном аспекте, ограничив, в основном, возможности именно женщин, одновременно создав для мужчин экстремальные условия, сократившие продолжительность их жизни. Более того, отсутствие гендерного подхода при формировании социально-экономической политики государства негативным образом сказалось на положении женщин в обществе и их участии в общественной жизни, усилило гендерную асимметрию.

Следует заметить, что имеющиеся гендерные проблемы в социально-экономической и политической сферах являются актуальными и для Санкт-Петербурга. Однако в Санкт-Петербурге предпринимаются попытки преодоления гендерной асимметрии.

Стратегической целью является переход от патерналистской политики в отношении женщин к гендерной политике.

9 http : //gov. spb. ru/gov/admin/otrasl/trud

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.