Научная статья на тему 'Женское движение и государство: социальное партнерство в сфере гендерной политики'

Женское движение и государство: социальное партнерство в сфере гендерной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафизова Н. Б.

Анализируются формы и методы взаимодействия государства и современного женского движения в сфере гендерной политики. Отмечается, что современное российское государство, используя потенциал женских НПО, может добиться существенного улучшения социального положения мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женское движение и государство: социальное партнерство в сфере гендерной политики»

ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Н. Б. Гафизова

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ГОСУДАРСТВО: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Женское движение является неотъемлемой чертой гражданского общества в России. Российские женщины, ассоциированные в независимые от государства организации и движения, за последние два десятилетия сумели поднять множество важнейших вопросов, привлечь внимание к ним государственных и муниципальных структур. В рамках данной статьи будут рассмотрены наиболее успешные и эффективные практики.

Одна из форм взаимодействия — привлечение женских неправительственных объединений (НПО) к деятельности специальных органов управления, носящих, как правило, совещательный и консультативный характер. Подобная практика активно используется Государственной думой, Советом федерации, государственными органами субъектов РФ. К такому виду сотрудничества привлекаются общественные организации, чья деятельность напрямую или косвенно связана с реализацией принципа гендерного равенства. Например, Консорциум женских неправительственных объединений1. Главной задачей этой общественной организации выступает координация усилий, обмен опытом, информационная и техническая поддержка женских НПО, входящих в ее структуру (сейчас Консорциум включает 160 членских организаций, работающих в 52 регионах страны). Среди ведущих направлений деятельности Консорциума в освоении различных форм социального партнерства с государственными структурами выделяются следующие. Во-первых, участие в работе общественных комиссий, создаваемых при той или иной государственной структуре: женской комиссии при уполномоченном представителе Президента РФ по Центральному федеральному округу Г. С. Полтавченко, Общественного совета по равным правам и равным возможностям мужчин и женщин при Совете федерации, Совета неправительственных организаций при Председателе Государственной думы и др. Во-вторых, налаживание контактов с различными ветвями власти: комитетами Государственной думы, рядом министерств и ведомств. Постоянные контакты с указанными структурами позволяют представительницам ассоциированных женских организаций принимать участие в мероприятиях, связанных с вопросами решения проблем женщин на федеральном уровне. Такие мероприятия приобщают региональные организации к политике федерального уровня, расширяют их кругозор,

© Гафизова Н. Б., 2007

1 О его деятельности см.: Развитие гражданского общества в России: Вклад Консорциума женских неправительственных объединений. М., 2003.

помогают установить прямые контакты с федеральными властями. Одним из последних крупных мероприятий в этой сфере стала конференция в Совете федерации, посвященная 100-летию Российского парламента, по проблеме женских прав в представительной ветви власти России за этот период.

Выстраивая взаимоотношения с различными органами власти, главной для себя Консорциум считает установку на закон как способ достижения намеченных целей. Эксперты Консорциума входят в рабочую группу по подготовке и принятию Закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»2. Кроме того, Консорциум осуществляет гендерную экспертизу принимаемых законов, а также работу по внесению изменений и дополнений в уже действующее законодательство. Пристальное внимание уделяется трудовому, пенсионному, избирательному законодательству.

Итак, опыт деятельности Консорциума женских неправительственных объединений показывает реальность установления позитивного партнерства с государственными структурами, а сетевое взаимодействие многочисленных женских организаций обладает синергетическим эффектом: сила каждой умножается через совокупные усилия всех.

Огромное поле деятельности для женских НПО — это уровень региональной политики. Здесь возможны инициативы в области регионального законодательства, более активное использование потенциала политических партий (через внесение соответствующих поправок в региональное избирательное законодательство), взаимодействие с органами государственного управления субъектов РФ. Ведущими формами деятельности НПО на этом уровне выступают: продвижение женщин-лидеров в региональные представительные органы, создание совместных проектов с госструктурами в области реализации принципа гендерного равенства, активная и массовая просветительская и образовательная деятельность.

В сфере продвижения женщин в структуры власти можно отметить деятельность Межрегиональной общественной организации «Женское лидерство и партнерство» (2002), имеющей свои отделения в 17 регионах России, Межпартийной (межрегиональной) ассоциации «Женщины в политике» (2005), включающей представительниц шести политических партий и общественно-политических объединений, Конгресса женщин Кольского полуострова, «Лиги избирательниц», чьи филиалы существуют в различных городах РФ, и мн. др.3 Анализ работы указанных организаций показывает, что среди наиболее часто используемых методов встречаются:

• лоббирование гендерных квот в региональном законодательстве о выборах и включение соответствующих положений в уставы региональных отделений политических партий;

2 Этот законопроект прошел первое чтение в 2003 г. успешно. Но, к сожалению, он до сих пор не принят и не вступил в силу.

3 О деятельности указанных женских НПО и других более подробно см.: Воспитание граждан нового поколения: гендерный подход в парламентском образовании школьников / Под ред. О. В. Шныровой, Л. В. Штылевой. М., 2003; Роль женщин в местном самоуправлении в свете муниципальной реформы / Под ред. О. В. Шныровой. Иваново, 2005.

• запросы к депутатам Государственной думы и сенаторам, представляющим интересы субъекта на федеральном уровне;

• обеспечение (финансовое, организационное и др.) избирательных кампаний женщин-депутатов;

• просвещение женщин в области освоения ими избирательных технологий, взаимодействие со СМИ в целях преодоления гендерных стереотипов.

Важным инструментом организации взаимодействия госструктур и женских НПО являются различные сферы социальной политики и социальной работы. Например, в Ивановском регионе серьезные шаги предприняты Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области. Департамент более десяти лет активно сотрудничает с Центром социальной поддержки женщин и семьи, образованным в 1994 г. В рамках этого партнерства был проведен ряд важных мероприятий по созданию новых рабочих мест для безработных женщин, организованы курсы их профессиональной подготовки и переподготовки, осуществлялись программы поддержки женского и семейного бизнеса4.

Анализ показывает, что социальное партнерство государственных органов и общественных организаций может положить начало принципиальным изменениям в самых разнообразных сферах общественной жизни, скажем в сфере социально-психологической реабилитации женщин-заключенных. Московская общественная организация «Нить Ариадны», привлекая благотворительные и грантовые средства, разработала модель реабилитационного центра в женской колонии в Вышнем Волочке Тверской области. По словам руководительницы этой организации М. В. Каннабих, постоянная деятельность центра стала возможной благодаря поддержке муниципальных и государственных органов (Федерального инспектора в Тверской области, Минюста, УИН), СМИ, Русской православной церкви и простых граждан.

Общеизвестными также являются успешные действия Комитета солдатских матерей — общероссийской женской организации, борющейся за удовлетворение важнейшей потребности женщины-матери — потребности в безопасности и поддержании здоровья своих сыновей. Эта организация сумела повлиять на один из самых закрытых государственных институтов — армию. Последние мероприятия в Вооруженных силах по борьбе с неуставными отношениями (создание родительских комитетов и пр.) — результат более чем десятилетней работы именно этой женской организации.

В других регионах страны главной проблемой, вокруг которой выстраивается взаимодействие НПО и госструктур, стала проблема насилия. Ведущие организационные формы в этой сфере — различного рода убежища для жертв насилия, кризисные центры, телефоны доверия и пр. Исследователи отмечают, что партнерство учреждений здравоохранения и общественных организаций может существенно повлиять на решение проблемы насилия. Среди направлений совместной деятельности выделяют: внедрение новых моделей медицинской практики, апробированных кризисными центрами,

4 Технологии включения женщин в сферу бизнеса: российский и канадский опыт: Учеб.-метод. пособие. Иваново, 2004.

формирование чувствительности медперсонала к проблеме насилия, организацию различных психологических форм поддержки жертв в рамках медицинских учреждений5.

Усилия общественных организаций по взаимодействию с органами власти в сфере развития гендерно-чувствительной социальной работы привели к возникновению очень интересных программ в регионах Российской Федерации.

Например, в Алтайском крае с 1996 г. развивается система гендерно-чувствительной социальной работы с мужчинами, финансируемая за счет краевого бюджета. На базе общественной организации «Мужской разговор» был создан Кризисный центр для мужчин6. Сейчас он существует как государственное учреждение, чья деятельность затрагивает ряд проблем:

• отцовство, в том числе одинокое, раннее, после развода;

• последствия участия в боевых действиях, в экстремальных ситуациях;

• репродуктивное здоровье и ответственное репродуктивное поведение мужчин трудоспособного возраста, девиантное поведение мужчин;

• насилие в семье.

Опыт Алтайского края показывает, что активная гендерная политика может и должна исходить из интересов не только женщин, но и мужчин, учитывать особенности их социального самочувствия и через это развивать опыт эгалитарных отношений в обществе.

Целесообразно отметить еще один важный механизм, благодаря которому идеи и принципы гендерного равенства становятся достоянием людей, специально изучающих эту проблематику, а также внедряются в практику структур власти. Речь идет о деятельности различных академических и образовательных центров. Среди них — Московский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных проблем, Институт социальной и гендерной политики, гендерные центры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Саратовского государственного политехнического университета, Самарского государственного университета, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Тверского государственного университета, Ивановского государственного университета и мн. др.

Помимо специфической функции — проведения академических исследований в области гендерных отношений, указанные центры осуществляют важнейшую работу по гендерному просвещению и образованию. Как справедливо отмечает директор очень авторитетного в России Московского центра гендерных исследований О. А. Воронина, «помимо научного потенциала, гендерная теория обладает и значительным социальным

5 Кивокурцева Н. Решение проблемы насилия на гендерной почве: партнерство учреждений здравоохранения и кризисных центров // Гендерная экспертиза и законодательная политика: В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 576—578.

6 О его структуре см.: КостенкоМ. А. Методики и опыт работы по преодолению домашнего насилия в Алтайском крае // Женщины и развитие: реальность и перспективы. Оценка осуществления Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской платформы действий и Целей развития тысячелетия ООН: Стенограмма семинара. М., 2005.

потенциалом. С развитием демократии и распространением принципов открытого общества одной из важнейших социокультурных задач становится преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности — в том числе и на основании пола... Гендерное образование направлено на развитие рефлексии и социальной ответственности человека. Это, по сути, гражданское образование»7.

Аудитория образовательной деятельности гендерных центров чрезвычайно широка: начальная и средняя школа, высшая школа (через внедрение гендерных курсов и спецкурсов в учебные планы различных специальностей), система подготовки и переподготовки педагогических кадров, государственные и муниципальные служащие, социально активная молодежь. Среди важнейших направлений деятельности — гендерная экспертиза образовательных стандартов и учебно-методической базы, разработка и создание учебно-методической базы для средней и высшей школы по гендерным дисциплинам, их интеграция в учебный процесс, гендерная экспертиза законодательства, инициативы по преодолению сексизма в средствах массовой информации и др.

Необходимо отметить, что начиная с 1994 г. Министерство образования РФ финансирует исследования по гендерной проблематике. За это время сформировалось научное сообщество, объединяющее более 100 вузов из большинства регионов России. Значительный вклад в эту сферу деятельности внес Ивановский государственный университет, который на протяжении 10 лет являлся координатором четырех министерских межвузовских программ по гендерным исследованиям. Руководителем этих программ выступала профессор О. А. Хасбулатова. Анализируя опыт сотрудничества Министерства образования РФ и Ивановского межвузовского центра гендерных исследований, О. А. Хасбулатова отмечает, что гендерное образование — неотъемлемый фактор формирования личности демократического типа и играет важную роль в обществе8.

Деятельность исследовательских центров имеет широкую перспективу. Именно благодаря их работе женские НПО и структуры государственного и муниципального управления получают возможность знакомиться с передовым опытом преодоления последствий гендерной асимметрии в зарубежных странах, получать квалифицированную методологическую и методическую помощь. Все это в конечном счете приведет к формированию гендерной чувствительности государственных и муниципальных служащих, депутатов всех уровней, глав поселений. Это означает следующее9:

• гендерная проблематика будет включена в учебные планы повышения квалификации служащих;

• гендерный анализ станет одним из важнейших навыков при создании правовых актов и социальных программ;

7 Воронина О. А. Роль образования в обеспечении тендерного равенства // Там же. С. 113—114.

8Хасбулатова О. А. Гендерное образование как фактор демократического развития России // Там же. С. 50.

9Хасбулатова О. А. Проблемы интеграции гендерного подхода в деятельность органов управления // Женщина в российском обществе. 2006. № 1/2. С. 14—15.

• гендерные различия будут учитываться при разработке бюджетов всех уровней;

• на уровне региона и на местах будут действовать комиссии по гендерному равенству;

• общественные инициативы будут поддерживаться органами государственного и муниципального управления.

В последнее время достаточно широкое применение получила практика создания общественных палат. Общественная палата при Президенте РФ, образованная в 2006 г., также среди своих задач видит деятельность по реализации принципа гендерного равенства. Женское движение представлено в ней в лице Е. Н. Ершовой, бессменного лидера Консорциума женских неправительственных объединений. Ее избрание свидетельствует о том, что интеллектуальный и инновационный потенциал женского движения востребован и признан со стороны нашего государства.

Во многих регионах России сейчас создаются общественные палаты при местных парламентах и администрациях. Хочется надеяться, что они станут теми площадками, на базе которых региональные и муниципальные органы власти смогут сотрудничать и совместно способствовать реализации активной гендерной политики на местах.

Приведенные выше примеры форм и методов взаимодействия российского женского движения и структур власти — это позитивный результат социального партнерства, хотя следует отметить, что их сотрудничество могло бы быть и более активным. Прежде всего, само общество должно быть зрелым, готовым к восприятию идей и принципов гендерного равенства. Однако данные социологов пока еще констатируют высокую долю инертности и патернализма жителей и жительниц России. Так, данные репрезентативного исследования показывают, что 70,6 % россиянок вообще ничего не знают о существовании женских общественных организаций в своем городе, крае, области или республике и только 8,8 % оценивают их деятельность позитивно10. Между тем это исследование выявило, что женское население России очень четко представляет себе те направления, на которых должна быть сосредоточена деятельность женских организаций11. Среди них: оказание психологической помощи женщинам в трудных жизненных ситуациях (54,4 %); помощь в трудоустройстве (45,7 %); защита интересов детей (42,3 %); оказание материальной помощи женщинам, попавшим в затруднительное положение (41,4 %); борьба с такими явлениями, как наркомания, алкоголизм, проституция и т. п. (26,8 %); борьба со всеми формами дискриминации женщин (24,0 %); защита от насилия в семье (18,3 %); помощь в создании собственного дела (9,4 %); политическая борьба за права женщин (8,0 %); организация досуга женщин (5,4 %)12.

10 Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М., 2002. С. 96.

11 Там же. С. 97.

12 Там же.

Подводя итоги, нужно отметить, что современное российское женское движение обладает значительным инновационным потенциалом. Сотрудничество государства и гражданского общества в лице женских организаций будет стимулировать процессы демократизации в Российской Федерации. Только при таком условии возможно осуществление формулы справедливости, провозглашенной известным сторонником равноправия женщин В. М. Хвостовым еще в 1911 г., — «гармоническое примирение интересов государственного единства и мощи со свободой и достоинством каждой личности»13.

13Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство. М., 1911. С. 380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.