ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РОССИИ
КАШИНА М. А..
си си о ^
^ Ц
О
си со & с
3 ь л
аД
К О С
228
п
Марина Александровна Кашина — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Западной академии государственной службы.
ринцип гендерного равенства закреплен в ст. 19 п. 3 Конституции Российской Федерации (1993 г). В то же время говорить, что в России уже достигнуто реальное равенство прав и свобод гендерных групп и обеспечены равные возможности для их реализации явно преждевременно.
Общеизвестным фактом является существование гендерных диспропорций в социально-профессиональной сфере, в том числе феминизация отдельных сфер занятости. Яркий пример — государственная и муниципальная служба. На нижних этажах государственной и муниципальной службы женщины составляют абсолютное большинство служащих (свыше 80 %). Аналогичная ситуация в образовании, культуре, медицине. В то же время на верхних этажах должностной иерархии в этих сферах большинство составляют мужчины.
Подобная вертикальная и горизонтальная сегрегация рынка труда ведет к различиям в заработной плате мужчин и женщин. Сегодня, по данным официальной статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата российских женщин в среднем по всем отраслям экономики составляет только 64 % от зарплаты мужчин.1 Как следствие, жен-
Женщины и мужчины России. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. С. 108.
Таблица 1
Доля гендерных групп в составе бедного населения России,
2000-2005 гг.2
Доходные группы___— Гендерные группы Малоимущее население, % Крайне бедное население, %
2000 г. 2003 г. 2005 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г.
Мужчины старше 60 лет 3,8 3,4 3,5 2,4 2,3 2,3
Женщины старше 55лет 9,3 8,6 9,1 6,6 5,6 6,1
щин в 3 раза больше среди крайне бедного и малоимущего населения в старших возрастных группах, и эти пропорции практически не меняются в последнее время (см. табл.1).
В России представлено мало женщин на уровне принятия решений, как в политической жизни, так и в бизнесе. Сохраняется множество проблем в семейной сфере, главной из которых является домашнее насилие. Вызывает обоснованные опасения излишняя сексуализация средств массовой информации, рекламные ролики, представляющие женщин бездумными рабами косметики и шопинга, а мужчин, озабоченными только собственной потенцией. Российская массовая культура тиражирует и закрепляет традиционные гендерные стереотипы и асимметричное разделение ролей гендерных групп в обществе.
Все это позволяет говорить о том, что в нашей стране реализация на практике принципа гендерного ра-
венства сталкивается с серьезными трудностями.
В этой ситуации разработка и осуществление обоснованной и действенной политики государства по решению гендерных проблем требует выполнения трех основных условий:
1. Создание научно-методологической и методико-технологи-ческой базы гендерной политики, а также банка систематизированной информации о гендерных проблемах и процессах в стране;
2. Наличие политической воли на всех уровнях власти к принятию необходимых решений и их реализации;
3. Гендерная компетентности лиц, работающих в области гендерных проблем,как тех, кто принимает решения, так и тех, кто их реализует.
Люди не рождаются гендерно компетентными. Они становятся такими либо в силу специфики жизнен-
Российский статистический ежегодник.2006: Стат. сб. / Росстат. —М., 2006. С. 195.
2
управленческое консультирование
229
2/2007
управленческое
консультирование
230
ного опыта (зачастую связанного с личностными кризисами), либо в силу соответствующего обучения, которое позволяет сделать видимым невидимое, проблематизировать устоявшееся и само собой разумеющееся, тем самым, разрушая гендерные стереотипы и давая возможность увидеть ситуацию в области гендерных отношений по-новому.
Говоря о государственной политике в области гендерного равенства, в первую очередь нужно помнить о тех, кто будет ее реализовывать. Сегодня можно выделить двух основных акторов гендерной политики: государство, в лице своих служащих (а на местном уровне муниципальных служащих), и гражданское общество, прежде всего, в лице женских организаций (поскольку организаций, позиционирующихся как защитники мужских интересов, в России пока практически нет).
Понятно, что задачи, ресурсы, технологии, практическая деятельность этих двух типов акторов различны, но у них достаточно большой спектр пересекающихся интересов, точнее, они идут навстречу друг другу: государство от международных обязательств и национальных интересов к населению, а общественные организации от интересов отдельных граждан и социальных групп к государственным возможностям.
Возможная точка встречи государства и гражданского общества на этом пути — аутсорсинг. Государство финансирует из бюджета деятельность тех некоммерческих организаций, которые работают на национальные интересы, в том числе в об-
ласти гендерных проблем. К сожалению, все так просто выглядит только в теории. В жизни диалог государственных служащих и представителей общественных организаций складывается очень непросто, и далеко не всегда государственное финансирование получают наиболее достойные и наиболее значимые проекты и организации.
В рассматриваемой сфере ситуация усугубляется наличием третьего актора гендерной политики, до недавнего времени игравшего в ней весьма заметную роль. Речь идет о международных организациях, в том числе различных фондах. Их участие в общественной и научной жизни нашей страны оценивается весьма неоднозначно, но игнорировать его невозможно.
Отечественные гендерные исследования были начаты во многом благодаря поддержке западных фондов, в первую очередь, американских и канадских. Их уход из России (а он уже начался, потому что многие из этих фондов сочли свою миссию выполненной) вызовет спад интереса к гендерным исследованиям, потому что отечественные грантодатели не считают гендерную проблематику приоритетной. В результате объем финансирования научных исследований и других гендерных проектов неизбежно снизится. С одной стороны, это хорошо, потому что позволит отделить тех, кто реально интересуется гендерной проблематикой от случайных попутчиков и конъюнктурщиков. С другой — плохо, потому что снижение финансирования ограничит масштабы проводимых исследований,
что в свою очередь затруднит (если не остановит совсем) процесс формирования и функционирования гендерных центров и школ, гендерно ориентированных некоммерческих организаций.
Тем не менее, два основных актора гендерной политики — органы власти разных уровней и общественные организации — в России существуют объективно, и сегодня главная задача — организовать между ними содержательный и конструктивный диалог по поводу решения гендерных проблем, наличие которых в нашей стране сегодня уже никто не отрицает.
В роли организаторов подобного диалога, как показывает опыт Северо-Западной академии государственной службы, вполне могут выступить ученые и преподаватели высших учебных заведений, знакомые с гендерной проблематикой, а также с механизмом и задачами функционирования публичной власти.
Хорошим примером такого диалога стала межрегиональная научнопрактическая конференция «Взаимодействие органов государственного управления и общественных организаций в реализации гендерного подхода в социальной политике». Она состоялась 1-2 июня 2007 г. на базе филиала Северо-Западной академии государственной службы в г. Иваново.
Как и в большинстве других случаев, филиал академии не был единственным организатором конференции. Кроме него в ее организации приняли участие Канадский фонд «Гражданское общество», Ивановс-
кий государственный университет, Региональная общественная организация Клуб «Деловая женщина», Ивановское региональное отделение Российской социологической ассоциации.
1 июня 2007 г. состоялось пленарное заседание конференции. На первой рабочей сессии были прослушаны доклады Е. В. Исраелян, координатора Канадского фонда «Гражданское общество», о деятельности фонда, Н. Б. Гафизовой, кандидата исторических наук, доцента кафедры общей социологии и феминологии Ивановского государственного университета, о проекте «Гендерное образование в системе подготовки государственных и муниципальных служащих как фактор развития гражданского общества», О. А. Хасбулатовой, заместителя Председателя Правительства Ивановской области, доктора, исторических наук, профессора, «Гендерный подход в социальной политике».
На второй рабочей сессии участникам конференции были представлены доклады А. Ф. Татарченко, кандидата исторических наук, профессора Волго-Вятской академии государственной службы (Нижний Новгород), «Ступени карьеры в государственной службе: гендерный аспект», И. И. Юкиной, кандидата социологических наук, заведующей кафедрой гендерных исследований Невского института языка и культуры (Санкт-Петербург), «Политика гендерного равенства в Санкт-Петербурге: диалог государственной власти и общественных организаций города», И. С. Клециной, докто-
ее
ои
са ев чо
р
и
т
ь
Ч
ру
пс
о
к
231
управленческое
консультирование
ра психологических наук, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), «Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования», Т. А. Мельниковой, доктора политических наук, консультанта Департамента медико-социальных проблем, семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Москва), «Опыт внедрения программ по гендерному образованию в РАГС при Президенте РФ», М. А. Ка-шиной, кандидата философских наук, доцента кафедры социологии и социальной работы СЗАГС (Санкт-Петербург), «Гендерные проекты и программы в СЗАГС в 2001-2007 гг.: от конференций молодых исследователей к программам повышения квалификации государственных служащих».
2 июня 2007 г. в рамках конференции состоялся круглый стол на тему «Опыт применения гендерного подхода в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих в регионах России». На нем выступили представительницы общественных организаций г. Иваново, г. Дубны, г. Тулы иг. Твери, которые поделились своим опытом взаимодействия с представителями органов государственной и муниципальной власти при решении актуальных социальных
проблем, существующих в их регионах.
Участники круглого стола подчеркнули, что при реализации гендерного подхода в социальной политике не менее важным, чем гендерное образование чиновников, является участие в деятельности по решению гендерных проблем структур гражданского общества.
Выражая интересы различных социальных групп, в том числе женщин и мужчин, некоммерческие организации способны не только поставить перед государственными и муниципальными органами вопросы, требующие государственного вмешательства, но и принять активное участие в их решении, например, на основе аутсорсинга или реализации государственного заказа на те или иные социальные услуги.
В выступлениях отмечалось, что в регионах России уже накоплен разнообразный положительный опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с общественными организациями в решении гендерных проблем.
В рамках конференции также были проведены три презентации. Первая была посвящена учебному пособию «Гендерный подход в деятельности государственных и муниципальных служащих».3
Данное пособие было подготовлено коллективом авторов под руководством проф. О. А. Хасбулатовой, его издание осуществлялось при фи-
232
Гендерный подход в деятельности государственных и муниципальных служащих: Учеб. пособие / Под ред. О. А. Хасбулатовой. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007.
нансовой поддержке Канадского фонда «Гражданское общество». Пособие состоит из шести глав, словаря терминов, списка показателей и индикаторов гендерной статистики, аналитического материала по гендерному анализу Трудового кодекса Российской Федерации. Специальные главы пособия посвящены гендерному подходу в социальной политике и взаимодействию органов государственного и местного самоуправления и структур гражданского общества в сфере продвижения гендерного подхода в управлении.
В ходе второй презентации участникам конференции был представлен спецвыпуск журнала «Женщина в российском обществе» за 2007 г. № 2. В нем опубликованы материалы по теории и методологии гендерных исследований, гендерному измерению государственного управления, региональному опыту учета гендерного фактора в социальной политике, а также программа спецкурса «Гендер в политике и гендерная политика».
Третья презентация была посвящена Ресурсному центру по гендерному образованию государственных и муниципальных служащих СевероЗападной академии государственной службы. Данный центр был создан по инициативе и на базе филиала СЗАГС в г. Иванове (директор филиала Е. А. Смирнов). В Ивановской области, отметила директор центра Н. Б. Гафизова, имеются все необходимые научные и материально-технические предпосылки для успешной деятельности подобного
центра. Спектр планируемых направлений его деятельности включает в себя как образовательную, так и научно-исследовательскую, экспертную работу в области гендерных проблем.
Участники конференции поддержали создание первого в России Ресурсного центра по гендерному образованию государственных служащих и выразили надежду, что своей деятельностью он будет способствовать дальнейшему развитию и успешной реализации гендерного подхода в региональной социальной политике, причем не только в центральных областях Российской Федерации (Ивановской, Тверской, Калужской), но также на Северо-Западе России.
Северо-Западная академия государственной службы, расположенная в Санкт-Петербурге, имеет сеть филиалов и представительств в 15 городах России, и это позволит ее Ресурсному центру организовать работу в области гендерного образования государственных и муниципальных служащих по сетевому принципу.
Подводя итоги, можно сказать, что июньская конференция 2007 г. в Иваново стала определенным этапом в деле развития и реализации гендерного подхода в социальной политике в России, потому что она:
■ показала готовность преподавателей как специализированных вузов (СЗАГС, РАГС при Президенте РФ), так и университетов (Ивановский государственный университет) к чтению гендерных курсов в систе-
ее
ои
са ев чо
р
и
т
ь
Ч
ру
пс
о
к
233
управленческое
консультирование
ме переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, наличие необходимой для этого теоретической и методической базы;
■ продемонстрировала достаточно широкий спектр возможных форм взаимодействия органов власти и структур гражданского общества по решению гендерных проблем, в первую очередь в социальной сфере, многие из которых вполне могут быть тиражированы по всей России;
■ презентовала новую организационную форму взаимодей-
ствия государства и гражданского общества в лице Ресурсного по гендерному образованию государственных служащих, в задачи которого входит не только образование, но также экспертная работа и консультационные услуги. Подобный центр способен стать переговорной площадкой органов власти и структур гражданского общества по разработке и реализации ими новых совместных гендерных проектов.
234
2/2007