Научная статья на тему 'Гендерные проекты и программы в Северо-Западной академии государственной службы в 2001-2007 гг. : от конференций молодых исследователей к программам повышения квалификации государственных служащих'

Гендерные проекты и программы в Северо-Западной академии государственной службы в 2001-2007 гг. : от конференций молодых исследователей к программам повышения квалификации государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина М. А.

Анализируется опыт реализации проектов по гендерной проблематике в СЗАГС (Санкт-Петербург). Автор показывает, как постепенно из локального интереса к проблеме на уровне квалификационных работ формируется гендерное образование как одно из направлений дополнительной подготовки государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные проекты и программы в Северо-Западной академии государственной службы в 2001-2007 гг. : от конференций молодых исследователей к программам повышения квалификации государственных служащих»

М. А. Кашина

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В 2001-2007 гг.: ОТ КОНФЕРЕНЦИЙ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Основанием для разработки и реализации политики гендерного равенства и необходимости в связи с этим гендерного образования государственных и муниципальных служащих является п. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации (1993 г.), в котором говорится о том, что в нашей стране «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Вынесение обязательности равенства гендерных групп в отдельный пункт статьи Конституции — это свидетельство актуальности данного аспекта принципа равенства для российского государства и общества.

Следуя Конституции, государственные и муниципальные органы должны обеспечивать равные права и возможности мужчин и женщин на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Для того чтобы проводить соответствующую политику, государственным и муниципальным служащим необходимо понимать сущность гендерного неравенства в обществе и смысл обязательств государства перед гражданами в области гендерных отношений. Но пока большинство российских чиновников путают гендер с тендером, ожидать от органов власти и управления позитивных сдвигов в области решения проблемы гендерного неравенства не приходится.

Все это делает задачу гендерного просвещения и образования государственных и муниципальных служащих крайне актуальной. Решение данной задачи требует наличия целого комплекса предпосылок: научных, методических, кадровых, материально-технических, финансовых и др., об этом уже неоднократно писалось1.

Пути становления системы гендерного образования государственных служащих на региональном уровне могут быть очень разными, поскольку региональные особенности детерминируют различную степень зрелости и различную конфигурацию данных предпосылок.

В предлагаемой статье анализируется опыт реализации гендерных проектов в Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург). Осуществляя эти проекты, она прошла путь от локального интереса отдельных студентов к гендерным проблемам на уровне тематики их курсовых и дипломных работ к интересу к указанной проблематике на институциональном уровне, выделению гендерного образования в одно из направлений деятельности академии в системе дополнительного образования государственных служащих и разработке преподавателями СЗАГС совместно с коллегами из других петербургских вузов конкурентоспособных и востребованных краткосрочных

© Кашина М. А., 2007

1 См., напр.: КашинаМ. А. Гендерное образование государственных служащих: проблемы презентации и реализации // Гендер как инструмент познания и преобразования общества: Материалы Международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество», Москва, 4—5 апр. 2005 г. / Ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М., 2006.

программ повышения квалификации государственных служащих по гендерной проблематике.

Безусловно, что-то в опыте СЗАГС является уникальным, связанным со спецификой Санкт-Петербурга как крупного вузовского и научного центра и академии как ведущего и одного из самых крупных вузов в Северо-Западном федеральном округе, но что-то является вполне тиражируемым, доступным для использования в других регионах и в других вузах.

Можно выделить два основных этапа в осуществлении гендерных проектов в СЗАГС.

1. Реализация интереса студентов к гендерным проблемам в форме ежегодных студенческих конференций. Проведение подобных конференций укладывается в формат научной работы любого вуза, потому что каждый из них имеет студенческое научное общество, которое вправе самостоятельно определять тематику своей деятельности, и ничто не мешает сделать одним из направлений научной работы студентов исследование гендерных отношений в обществе. С учетом того что гендерные исследования междисциплинарны, специализация вуза здесь практически не имеет значения, достаточно наличия в нем кафедры общегуманитарных дисциплин и в ее составе преподавателей, занимающихся тендерными исследованиями. Такие конференции, скорее всего, будут собирать представителей разных вузов того или иного города, потому что сил одного вуза может оказаться недостаточно для организации полномасштабного и интересного мероприятия, хотя, конечно, какой-то вуз должен выступать в качестве базового.

2. Разработка программ гендерного образования государственных служащих. На этом этапе специализация вуза имеет большое значение, потому что данные программы должны учитывать специфику профессиональной деятельности обучаемых. Вместе с тем если взглянуть на проблему шире и поставить перед собой задачу гендерного образования населения и различных профессиональных групп, то тогда поле для образовательной деятельности найдется у каждого вуза. При всей важности гендерного образования государственных служащих не будем забывать, что гендерные отношения складываются в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в группе друзей и т. д. и т. п. Поэтому политика гендерного равенства будет иметь успех только в случае гендерной компетентности всех акторов гендерной политики — и чиновников, и граждан.

Начнем с характеристики первого этапа — реализации на базе академии проекта под общим названием «Межвузовская конференция молодых исследователей гендерных проблем» (2001—2005 гг.).

Цель проекта — включение гендерной проблематики в сферу научных интересов молодых петербургских исследователей.

Задачи проекта:

• проведение преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами гендерных исследований в разных сферах социально-гуманитарного знания;

• обсуждение полученных результатов на ежегодных конференциях, публикация лучших материалов;

• создание в Санкт-Петербурге научного сообщества молодых исследователей гендерных проблем.

Участники проекта: петербургские вузы гуманитарной направленности, преподаватели и студенты которых интересуются гендерными проблемами2.

2 Упоминание в качестве участников нашего проекта только некоторых вузов Санкт-Петербурга совершенно не означает, что в других учебных заведениях города нет студентов и преподавателей, которых интересует гендерная проблематика. Такие специалисты есть, в частности на факультете социологии, факультете психологии, факультете журналистики и факультете философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета. Но они не откликнулись на наше ежегодное информационное письмо и своих студентов,

Этапы проекта:

• 16 мая 2001 г. — конференция «Гендерные исследования как новое направление в современном обществознании» (СЗАГС и Невский институт языка и культуры — НИЯК). 26 участников, все — студенты. На пленарном заседании выступила А. Сааринен — приглашенный лектор из университета Оулу (Финляндия). Основная тема выступлений участников — сферы профессиональной самореализации женщин и мужчин, гендерная стратификация в обществе;

• 23 мая 2002 г. — конференция «Гендерные отношения в современном российском обществе» (СЗАГС, НИЯК, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — РГПУ им. А. И. Герцена). 44 участника. Наряду со студентами появляются аспиранты и магистранты. Формируется отдельная секция по психологии и проблемам гендерной социализации, главным образом из числа сотрудников лаборатории гендерной психологии кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, которой руководит И. С. Клецина;

• 2 октября 2003 г. — конференция «Гендерные отношения в российском обществе: история и современность» (СЗАГС, НИЯК, РГПУ им. А. И. Герцена, несколько представителей факультета социологии СПбГУ). 52 участника. К уже существующим секциям добавляются секции по экономическим проблемам гендера и гендерной антропологии;

• 22—23 октября 2004 г. — конференция «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» (СЗАГС, НИЯК, РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГУ, представители стран СНГ — Украины, Беларуси, Азербайджана). Самая представительная из пяти состоявшихся конференций — 109 участников. Расширяется секция по культурологии и отражению гендерных отношений в СМИ. Делается попытка компаративистских исследований на постсоветском пространстве;

• 10—12 ноября 2005 г. — конференция «Гендерные практики: традиции и инновации». 86 участников. Проект в проекте — специальная секция «PR и гендер», 20 участников. К вузам-организаторам добавляется Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина. Приезжают представители Казахстана, Киргизии. Интересно то, что участники из этих стран смогли прибыть на конференцию за счет средств грантов западных фондов. Особенностью данной конференции стало широкое участие в ее работе преподавателей и научных сотрудников. Среди участников из числа обучающихся начинают доминировать магистранты и аспиранты, которым нужны публикации в материалах международных конференций. Конференция к этому времени уже второй раз проходила в формате международной. Исследователей, впервые сталкивающихся с гендерной проблематикой, среди ее участников практически не осталось.

Проблемы, решаемые в проекте:

• согласование предметного и междисциплинарного подходов в гендерных исследованиях;

• проведение гендерных исследований с использованием адекватной методологии, методики и техники;

• разработка практических рекомендаций и предложений по результатам исследований;

• создание технологий гендерной экспертизы, ее проведение и доведение полученных результатов до лиц, принимающих решения, в том числе во властных структурах.

магистрантов и аспирантов на конференцию не прислали, поэтому говорить о том, что в Петербурге уже сложилось профессиональное гендерное сообщество и единая петербургская школа гендерных исследований, пока еще рано.

Особенностью проекта на всем протяжении его реализации был «плавающий» (подвижный) состав участников конференций: наличие постоянного ядра и изменчивой периферии.

Изменчивый состав участников конференций — это одновременно и проблема, и достижение проекта. С одной стороны, присутствие новичков, недостаточно знакомых с достижениями гендерной теории, неизбежно снижает уровень теоретического осмысления рассматриваемых проблем, зачастую на секциях приходится обсуждать давно известные специалистам вещи. С другой — растет число людей (студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей), попробовавших себя в роли гендерных исследователей различных сторон нашей жизни.

Таким образом, к 2005 г. конференция молодых исследователей гендерных проблем рутинизировалась, стала привычной и ожидаемой, никто из представителей администраций вузов-участников уже не спрашивал у организаторов, зачем она нужна. Регулярно выходили сборники материалов, сами участники хвалили высокий теоретический уровень, содержательную часть и организацию конференции.

Наверное, эти конференции продолжали бы проводиться и сейчас, если бы не проблемы с финансированием издания сборников материалов. С самого начала оргкомитет заявил два принципа публикации: конкурсный отбор материалов и бесплатное издание лучших из них. Им удавалось следовать, пока проект поддерживали западные фонды. К изданию первого сборника были привлечены средства Совета Министров Северных стран, все последующие выходили при поддержке Санкт-Петербургского отделения Фонда им К. Аденауэра и личном участии в работе конференции его руководителя Габриэль Бауман.

В 2005 г. руководство фонда поменялось, и были профинансированы более значимые с точки зрения формата фонда проекты. Уже после проведения пятой конференции встал вопрос о новом спонсоре, и оргкомитету не удалось его оперативно решить, поэтому материалы конференции 2005 г. весной 2006 г. не вышли. Не выпустив сборник материалов предыдущей конференции, нет смысла проводить следующую, решил оргкомитет, поэтому осенью 2006 г. конференция не состоялась, хотя постоянные участники писали и звонили, интересуясь тематикой и сроками ее проведения.

Сегодня макет сборника материалов пятой конференции существует пока только в электронной версии, но оргкомитет не теряет надежды его издать. Материалы нашего проекта в проекте «PR и гендер», презентовавшегося в один из дней пятой конференции, вышли отдельной книгой3, но для этого вновь были привлечены средства зарубежного фонда, теперь уже канадского.

Пойти по пути самофинансирования сборника за счет средств самих участников, что в российских условиях не редкость, оргкомитет не захотел, потому что это нарушило бы всю концепцию проекта и неминуемо привело к снижению качества материалов, составляющих сборник, добавим к этому постоянно растущие издательские расходы.

Проблемы с финансированием сборника поставили вопрос о поиске отечественного спонсора, который бы устойчиво (а не от случая к случаю) поддерживал бы исследовательскую гендерную проблематику среди молодежи. Пока такого спонсора найти не удалось даже среди политических партий, которые весьма часто поддерживают различные проекты, связанные с участием молодежи.

К сожалению, проект «Межвузовская конференция молодых исследователей гендерных проблем» в этом отношении не одинок. Как свидетельствуют данные статистики, львиную долю средств, направляемых на финансирование деятельности некоммерческих организаций и других инициативных проектов, составляют деньги западных фондов. Отечественных инвесторов, в том числе по линии государственных и муниципальных органов, до обидного мало. Представители органов власти утверждают,

3 PR и гендер — эффект взаимодействия: Сб. PR-проектов студетов и аспиратов. СПб., 2006.

что в их бюджетах просто нет статьи расходов на научные исследования, а литературу они могут издавать только профильную для деятельности того или иного комитета. Подобные рассуждения можно считать еще одним подтверждением гендерной некомпетентности наших чиновников, недооценки ими значимости гендерной проблематики для государственного и муниципального управления, в то время как асимметричные гендерные отношения выступают первопричиной многих социальных проблем, существующих в обществе.

Чтобы показать динамику развития конференций приведем некоторые данные о количестве и составе авторов, статьи которых опубликованы в четырех сборниках материалов конференций (см. таблицу).

Количество опубликованных статей в четырех сборниках материалов гендерных конференций4

Название сборника Категории участников Всего

Студенты Магистранты и аспиранты Преподаватели

1. «Гендерные проблемы в

современном обществознании» 17 3 5 25

2. «Гендерные отношения в

современном обществе» 21 5 10 36

3. «Вариации на тему гендера» 26 16 11 53

4. «Гендерные разночтения» 15 24 23 62

Анализ данных таблицы говорит об общей положительной динамике числа опубликованных материалов. Их количество выросло в 2,5 раза, сам объем сборника при этом тоже, естественно, рос. Интересно, что число авторов-магистрантов и аспирантов увеличилось в 8 раз, а авторов-преподавателей — в 4,5 раза. Число авторов-студентов в четвертом сборнике по сравнению с первым несколько сократилось. Количество студентов, участвовавших в работе секций конференции, на самом деле тоже выросло, но поскольку материалы к публикации отбирались на конкурсной основе, студенты просто не выдерживали конкуренции с магистрантами, аспирантами и преподавателями. Чтобы поощрить начинающих исследователей, редколлегия последнего сборника ввела даже специальную рубрику «Гендерные дебюты», где публиковались главным образом статьи студентов.

Для того чтобы представление о конференциях было полным, приведем оглавление сборника материалов пятой конференции, который получил название «Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация»:

Часть 1. Гендер и тело: анализ гендерных практик в сфере сексуальности.

Часть 2. Гендер и личность: психологический, культурологический и антропологический анализ гендерных практик.

Часть 3. Гендер и власть: анализ гендерных практик в сфере политических, правовых и экономических отношений.

Часть 4. Гендер и общество: Гендерный анализ истории повседневности.

Часть 5. Гендер в национальном измерении.

По названию и содержанию пятый сборник материалов гендерной конференции — это уже не первые студенческие опусы, в которых их авторы открывают для себя «гендерную Америку», многие материалы пятого сборника написаны сложившимися, в

4 Гендерные проблемы в современном обществознании: Материалы 1-й межвуз. студен. конф. СПб., 2001; Гендерные отношения в современном российском обществе: Материалы 2-й межвуз. студен. конф. / Отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб., 2002; Вариации на тему гендера: Материалы 3-й межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / Отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. Спб., 2004; Гендерные разночтения: Материалы 4-й межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» / Отв. ред. М. В. Рабжаева СПб., 2005.

числе прочего благодаря регулярному участию в наших конференциях, исследователями гендерных проблем, их работы представляют научную и практическую ценность.

Таким образом, за пять лет существования проекта «Межвузовская конференция молодых исследователей гендерных проблем» (2001—2005 гг.) была достигнута его главная цель — сформировано научное сообщество гендерных исследователей различной предметной направленности (социологов, историков, психологов, культурологов, политологов и др.), гендерно компетентных и гендерно образованных, которые в своей дальнейшей профессиональной деятельности смогут осуществлять гендерное просвещение населения — своих друзей, своих студентов, своих коллег по работе, своих начальников и подчиненных — и реализовать в повседневной жизни практику недискриминационных гендерных отношений.

Проведение конференций также позволило определить круг квалифицированных преподавателей дисциплин гуманитарного профиля, для которых гендерные исследования в собственной предметной области являются профессиональным занятием, а не просто хобби. Сначала они вошли в состав оргкомитета конференции, в дальнейшем — в состав редколлегии, отбирающей и редактирующей материалы для публикации.

Поэтому когда в 2004 г. РАГС при Президенте РФ совместно с ПРООН объявила Первый конкурс образовательных программ по внедрению гендерного подхода в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, сомнений в возможности и необходимости участвовать в нем ни у кого не возникло. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Северо-Западная академия государственной службы все пять лет выступала площадкой для проведения гендерных конференций, и администрация академии достаточно заинтересованно относилась к этому проекту.

Таким образом, в 2004 г. начался новый этап освоения гендерной проблематики в СЗАГС, научные исследования переросли в образовательную практику. Это был вполне логичный переход, потому что базой любой учебной дисциплины выступают научные знания, соответствующим образом отрефлексированные и систематизированные. Опыт проведения гендерных конференций убедительно свидетельствовал, что в отечественной науке уже накоплен необходимый запас гендерных знаний, чтобы начать создавать соответствующие учебные программы.

Ниже приведены три программы краткосрочных курсов повышения квалификации (72 часа), разработанные членами оргкомитета «Межвузовской конференции молодых исследователей гендерных проблем». В полном составе оргкомитет работал только над первой программой — самой общей. Две последующие оказались более специализированными, поэтому количество авторов программы постепенно снижалось.

Основы гендерных знаний5 (88 ч: 52 лекции / 36 практических занятий) Основные блоки курса

Введение. Основы гендерной теории (14 ч).

Гендерная тематика в современном обществознании (14 ч).

Актуальные проблемы современности: гендерный аспект (10 ч).

Проблемы гендерных отношений в современной России (20 ч).

Гендерный подход в государственном управлении (10 ч).

Основные направления гендерного анализа (экспертизы) в государственном управлении (практикум) (8 ч).

Тренинг «Гендерные стереотипы и их роль в нашей жизни» (8 ч).

Круглый стол «Перспективные направления использования гендерного анализа в государственном управлении» (4 ч).

5 Полностью текст учебной программы приведен в книге «Авторские учебные программы» (М., 2004).

Гендерный анализ как инструмент разработки и реализации региональной социальной политики в контексте целей ООН в области развития на пороге нового тысячелетия6

72 часа (46 лекций / 26 практических занятий) Основные блоки курса

Социальная политика РФ в современных условиях (10 ч).

Цели развития тысячелетия (ЦРТ): общее и национальное (6 ч).

Гендерный анализ: теоретические основы и направления практического использования (14 ч).

Партнерство государства и институтов гражданского общества в реализации третьей ЦРТ (14 ч).

Прогнозное исследование социальных проблем как первый этап практической деятельности государственных служащих по реализации ЦРТ (12 ч).

Мониторинг и оценка реализации гендерной составляющей Целей тысячелетия в отечественном государственном управлении на примере анализа национальных проектов (12 ч).

Круглый стол «Перспективы использования гендерного анализа для разработки региональной социальной политики и оценки деятельности по достижению ЦРТ в РФ» (4 ч).

Гендерный анализ в государственном управлении: теория и основные направления использования

72 часа (42 лекции / 30 практических занятий) Основные блоки курса

Основы гендерного анализа (16 ч).

Гендер в современном мире (10 ч).

Гендерное измерение социальной политики (18 ч).

Гендерный анализ различных сфер жизни российского общества (24 ч: 12 лекций / 12 практических занятий).

Круглый стол «Перспективные направления использования гендерного анализа в государственном управлении» (4 ч).

Несмотря на определенную специализацию все три программы имеют внутреннее родство, как по структуре, формулировкам тем, так и по применяемым образовательным технологиям. В частности, все курсы заканчиваются круглым столом в форме групповой дискуссии, которая позволяет, с одной стороны, высказать участникам свои оценки прослушанного материала, в том числе и критические, с другой — обсудить перспективы использования полученных знаний, умений, навыков в своей повседневной практической работе.

В то же время эти учебные программы решают несколько разные задачи. Первая программа носит в чистом виде просветительский характер. Ее новацией является использование психологического тренинга, позволяющего слушателям осознать наличие у каждого из них гендерных стереотипов и сформировать предпосылки к их преодолению. Вторая программа достаточно специфическая, потому что ориентирована не столько на гендерное просвещение, сколько на знакомство государственных служащих с Декларацией Тысячелетия и ее целями. На этой базе более подробно рассматривается третья цель развития тысячелетия — «обеспечение гендерного равенства и улучшения положения женщин». Новация этой программы заключается в обосновании необходимости и возможности сочетания в государственном управлении международных обязательств России и ее национальных проектов, что должно делаться в первую очередь

6 Полный текст программы опубликован в книге «Учебно-методические комплексы для программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих» (М., 2007. Ч. 1).

на региональном уровне. Третья программа в отличие от первых двух является уже по-настоящему рабочей программой, под которую создано необходимое научно-методическое обеспечение. По ней осенью 2007 г. пройдет обучение первая группа региональных государственных служащих Санкт-Петербурга. Она направлена на формирование профессионально значимых для государственных служащих умений и навыков, особенно в области разработки и реализации гендерного компонента социальной политики.

Основным принципом создания учебно-методических материалов для гендерного образования государственных служащих является модульный принцип, позволяющий оперативно реагировать на запросы практики. Во всех представленных выше программах есть несколько ключевых (базовых) блоков: теоретические основы гендерного анализа, гендер в современном мире, гендерные проблемы в России. Эти блоки обязательны для тех, кто впервые знакомится с гендерной проблематикой. Остальное учебное время может быть использовано для освещения проблем гендерных отношений, представляющих интерес для определенной категории слушателей. Например, социальным работникам необходимо более подробно рассказать о проблеме домашнего насилия, а специалистам из экономических подразделений — о гендерной сегрегации рынка труда и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для тех кто будет проходить повышение квалификации по гендерной проблематике во второй и последующие разы, необходимо увеличивать число практических занятий и тренингов, чтобы знание гендерной теории дополнялось умениями и навыками гендерной экспертизы в области социальной политики. Схематично процесс гендерного образования государственных служащих можно представить в виде последовательности отдельных ступеней.

Ступени гендерного образования государственных служащих

I. Развитие гендерной чувствительности и гендерной толерантности.

II. Развитие гендерной компетентности.

III. Формирование навыков гендерной экспертизы социально значимых программ и проектов.

IV. Осуществление гендерного мейнстриминга в социальной политике на федеральном и региональном уровнях.

Реализация задач 1-й и 2-й ступеней уже началась. Конкурсы, проведенные РАГС при Президенте РФ совместно с ПРООН, убедительно свидетельствуют, что программы гендерного образования разрабатываются и реализуются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, причем иногда даже более успешно, чем в столицах.

Современное законодательство по государственной гражданской службе России требует от государственных служащих постоянного и регулярного повышения квалификации по различным направлениям. Это позволяет надеяться, что программы по основам гендерных знаний найдут свою аудиторию, прежде всего из числа чиновников комитетов и отделов, связанных с вопросами семьи, детства, возможно, молодежной политики и др.

Переход к задачам третьей и четвертой ступеней будет более сложен, потому что речь здесь идет не только о получении государственными служащими некоторой суммы знаний, их гендерном просвещении и личностном развитии, но и о технологиях профессиональной деятельности и их корректировке с учетом гендерного фактора.

Для осуществления данного перехода недостаточно востребованных учебных программ и хороших учебно-методических материалов, тренингов и групповых дискуссий. Здесь необходима политическая воля и гендерное образование не только карьерных чиновников, но и политиков разного уровня. Судьба законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», внесенного на обсуждение в Государственную думу депутатом Е. Лаховой, оптимизма в этом отношении не внушает. Как известно, в апреле

2003 г. он прошел только первое чтение и, по оценкам экспертов, вряд ли дойдет до второго.

Тем не менее международные обязательства России в области осуществления прав человека, в том числе женщины, никто не отменял. Российская Федерация, как и все другие страны, подписавшие Декларацию тысячелетия, должна регулярно представлять в ООН национальный доклад о ходе реализации Целей развития тысячелетия, в том числе и третьей ЦРТ, поэтому специалисты по гендерной проблематике в органах власти будут востребованы, несмотря на прохладное отношение большинства отечественных политиков к проблематике гендерного равенства.

Учитывая все это, можно предположить, что у Северо-Западной академии государственной службы впереди третий этап в развитии ее гендерных проектов — экспертная работа по заказам органов власти различных уровней. Политики всегда нуждаются в экспертах и экспертных оценках тех или иных социальных процессов. Исследовательский и образовательный опыт, накопленный СЗАГС и ее филиалами, позволяет ей претендовать на роль эксперта во многих областях, в том числе и в сфере гендерных отношений в обществе.

Заметную роль в развитии научной, образовательной и экспертной деятельности СЗАГС в области гендерной проблематики призван сыграть созданный в конце мая 2007 г. на базе ее филиала в г. Иванове Ресурсный центр СЗАГС по гендерному образованию государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.