ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
ББК 60.542+88.53
И. С. Клецина
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Гендерные исследования относятся к числу динамично развивающихся отраслей научного знания. В них находят отражение многие проблемы, обусловленные трансформациями в общественной и частной жизни людей, находят отклик многие вызовы, с которыми сталкивается современное общество.
Российскими учеными гендерные исследования проводятся второе десятилетие. Гендерные отношения — один из феноменов гендерной проблематики, в котором наиболее явно отражается специфика всего гендерного научного направления как междисциплинарной сферы знания, сориентированной на анализ явлений, связанных с гендерным неравенством. Основа методологии ген-дерных исследований — анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [51]. При изучении гендерных отношений особенно важны такие аспекты проблемы гендерного неравенства, как установление закономерностей функционирования явлений гендерного неравенства в сфере отношений разных типов, определение причин их возникновения, путей и способов устранения существующего гендерного неравенства.
Тема гендерных отношений в гендерных исследованиях имеет особое значение, поскольку, представляя собой сложный, многоуровневый и многоплановый феномен, они аккумулируют практически все основные проблемы, характерные для формирования и развития взаимоотношений современных мужчин и женщин. Изучение гендерных отношений позволяет представить комплексную картину ролевого поведения, а также социальных и психологических позиций мужчин и женщин как субъектов отношений в разных сферах жизнедеятельности.
Тематика гендерных отношений весьма актуальна не только с научной точки зрения, она также имеет большое практическое значение. Результаты изучения гендерных отношений могут быть использованы при формировании государственной гендерной политики; в сфере гендерной статистики; в государственном управлении при разработке концепций гендерной, семейной, де-
© Клецина И. С., 2013
мографической политики; при проведении гендерной экспертизы законодательства, СМИ, учебно-методических материалов; в сфере деятельности социальных и психологических служб помощи населению и др.
Цель данной статьи — на основе анализа научных текстов гендерной направленности выявить основные тенденции в отечественных исследованиях гендерных отношений и наметить перспективы изучения последних.
Для анализа были отобраны наиболее значительные публикации по проблеме гендерных отношений: монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, статьи из рецензированных журналов, статьи ведущих специалистов по гендерным исследованиям, опубликованные в сборниках научных трудов. Обзор показал, что в основном гендерные отношения изучались представителями социологической и психологической сфер знания. Это обусловлено тем, что социальные группы, образованные по признаку пола, являются объектами социологии и психологии, а в категориальный аппарат психологии и социологии давно включена категория «отношения», отражающая разнообразную феноменологию разных типов отношений между индивидуальными и групповыми субъектами.
Количественный анализ публикаций показывает, что исследований ген-дерных отношений, выполненных социологами, заметно больше, чем психологических работ. Этому способствует прежде всего тот факт, что социология — отрасль знания, в которой гендерные исследования начались раньше и развиваются более интенсивно по сравнению с другими сферами научного знания.
Первые работы, в которых используется термин «гендерные отношения» и описаны результаты исследований этого сложного и многоаспектного феномена, появились в конце 90-х гг. [8, 9, 11, 14, 41, 50]. В этих публикациях анализировались результаты изучения социальных аспектов пола, научные предпосылки возникновения гендерного направления в социологии и психологии, обсуждались отдельные темы, каким-либо образом связанные с гендерными отношениями. Однако в работах не раскрывались содержательные характеристики феномена «ген-дерные отношения», не предлагалось определение этого понятия, мало внимания уделялось теоретико-методологическим основаниям изучения гендерных отношений и анализу причин основных проблем в этой сфере.
Феномен гендерных отношений трактовался весьма широко, к проблеме гендерных отношений были отнесены все сюжеты, в той или иной мере связанные с ситуациями неравенства по признаку пола, различиями между мужчинами и женщинами в социальных и психологических характеристиках, с особенностями функционирования мужчин и женщин в разных социальных институтах и организациях.
Начиная с 2000 г. отмечается заметный рост количества работ гендерной направленности, в том числе это касается исследований гендерных отношений. В этот период были опубликованы такие значимые для изучаемой проблематики работы, как учебное пособие «Социология гендерных отношений» [51], монография «Психология гендерных отношений: теория и практика» [27], сборник научных трудов «Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов» [9]. Также было защищено несколько диссертаций, где гендерные отношения выступали основным предметом исследования [26, 29, 31, 43, 59]. 4
Содержательный анализ вышеперечисленных работ позволяет сделать ряд обобщений, которые проясняют основные тенденции отечественных исследований гендерных отношений. При анализе учитывался перечень вопросов, значимых при изучении любого феномена, исследуемого в социологии и психологии: сущностные характеристики и структура, виды и уровни проявления, динамика и диагностика.
1. По сравнению с первыми работами в области гендерных отношений в публикациях XXI столетия было конкретизировано понятийное поле изучения гендерных отношений. Содержательные характеристики гендерных отношений раскрываются через широкий спектр понятия; кроме основных категорий «ген-дерное неравенство» и «гендерное равенство», широко используются такие понятия, как «гендерная стратификация», «гендерная дифференциация», «гендер-ная система», «гендерный порядок», «гендерный уклад», «гендерная композиция», «гендерный режим», «гендерная асимметрия» [18, 29, 51], «дисбаланс в гендерных отношениях», «гендерная диспропорциональность и асимметричность», «гендерная депривация» [59]. В большинстве работ в качестве предмета исследования при изучении гендерных отношений рассматривается специфика социальных ролей и статусных позиций женщин и мужчин [27, 31, 43, 59].
Обозначение границ предметного поля для изучения гендерных отношений позволило дать ответ на принципиальный для теоретического и эмпирического исследования гендерных отношений вопрос о параметрах анализа и показателях, на основе которых выявляются сущностные характеристики гендер-ных отношений. В качестве основных параметров анализа использовались: дифференцированность ролей и иерархичность статусов субъектов гендерных отношений [26]; позиции власти и подчинения мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений [59]; выраженность гендерной асимметрии в приватной (семейно-бытовой), публичной (социально-экономической и политической) и символико-коммуникативной сферах функционирования общества [29]; положение мужчин и женщин в системе отношений в разных социальных структурах с точки зрения гендерной асимметрии и с точки зрения равных возможностей для женщин и мужчин в отдельных сферах жизнедеятельности [45].
В конкретных работах используемые для анализа гендерных отношений параметры имеют свою специфику, обусловленную целями исследования, однако все параметры объединяет общая позиция, связанная с выявлением фактов, тенденций, закономерностей, проясняющих ситуацию неравенства/равенства в сфере гендерных отношений.
2. Выделение и описание предметного поля гендерных отношений позволило дать определение феномену «гендерные отношения» и показать специфику его функционирования. «Гендерные отношения (gender relationships) — тип отношений, в настоящее время характеризующийся неравным распределением власти между женщинами и мужчинами как тендерными группами» [6, с. 463]. В этом определении подчеркиваются следующие особенности: во-первых, это отношения между субъектами мужского и женского пола, во-вторых, для данного типа отношений характерно наличие неравенства позиций. Из этого следует, что при анализе гендерных отношений в поле зрения исследователей должны попадать также и характеристики субъектов отношений, а не только
содержательная составляющая самих отношений. Эта мысль подчеркивается в работе А. В. Ростовой: «Положение о том, что гендерные отношения существуют благодаря двум субъектам, зачастую исследователями забывается, а потому гендерная проблематика нередко сводится к констатации отношений власти и подчинения. Именно поэтому, на наш взгляд, первостепенную важность имеют субъекты гендерных отношений как детерминанты процесса изменения/сохранения сценариев взаимоотношения полов» [48, с. 223].
Исследование гендерных отношений должно включать изучение объективной стороны отношений, представленной стилями, моделями, сценариями, практиками отношений, и субъективной стороны, т. е. тех гендерных представлений, стереотипов, установок, носителями которых являются субъекты отношений. Эти гендерные характеристики субъектов выступают в роли детерминант отношений, определяя содержательные составляющие гендерных отношений (стратегии, типы, модели, стили).
Итак, гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с существующими в сознании субъектов тендерными представлениями, стереотипами, установками. Через эти корреляты изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику и построить прогноз развития. Так, в ряде сочинений объективная и субъективная стороны гендерных отношений включены в концептуальную схему исследования и авторы строят свои работы на анализе их взаимосвязи [5, 7, 17, 28, 36, 40, 49, 53, 58]. Однако зачастую субъективная сторона гендерных отношений не принимается во внимание и исследования проводятся без учета гендерных характеристик субъектов отношений.
3. Во всех исследованиях, где в качестве предмета изучения выступают гендерные отношения, подчеркивается их разноуровневая представленность и функционирование в разных сферах общественной и частной жизни [19, 31, 43, 59]. Гендерные отношения, воспроизводимые на микро- и макроуровнях, детерминированные ценностными ориентациями, социальной ролью и статусом личности, проявляются в экономической, правовой, социальной, политической и нравственной сферах общества [31]. Гендерные отношения рассматриваются как один из значимых аспектов отношений между мужчиной и женщиной в различных социальных сферах, в сфере управления и политики, в семье [43]. В публичной сфере анализируются гендерные отношения в экономике, политике, идеологии и культуре; в приватной сфере предметом анализа становятся се-мейно-брачные, дружеские и сексуальные отношения [18, 19].
В большинстве проанализированных работ подчеркивается, что гендерные отношения должны изучаться на макро- и микроуровнях, однако в предыдущих работах автора данной статьи было предложено обоснование необходимости рассматривать гендерные отношения на четырех уровнях социальной реальности, т. к. они встроены в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности.
На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системе «группа мужчин или женщин — общество (государство)». На мезоуровне (межгруппововое взаимодействие) анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа мужчин — группа женщин». На микроуровне в сфере 6
межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. На внутриличностном уровне объектом анализа становится самоотношение личности как субъекта определенного пола [26].
4. Следующий важный результат, полученный в процессе анализа исследований гендерных отношений, связан с обозначением теоретико-методологических оснований их изучения. В большинстве работ исследователи гендерных отношений апеллируют к социально-конструктивистской или структурно-конструктивистской парадигмам, которые занимают доминирующие позиции в гендерных исследованиях [19, 26, 29, 31, 43, 59].
Социально-конструктивистская парадигма в гендерно-ориентированной тематике представлена теорией социального конструирования гендера [62]. В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая не только основными институтами общества, но и самими индивидами. Основное положение теории социального конструирования гендера о том, что отношения между полами социально сконструированы, основано на отрицании биологического детерминизма.
Применение структурно-конструкционистской парадигмы в гендерных исследованиях связано с акцентированием взаимообусловленности структур и практик, формирующих гендерный порядок в обществе. «Предметом изучения становятся индивидуальные и групповые стратегии, ограниченные институциональными условиями и изменяющие их» [18, с. 13]. Структурно-конструк-ционистский подход позволяет анализировать гендерные отношения как процесс взаимодействия агентов и социальных структур.
Вероятно, в дальнейших исследованиях гендерных отношений при сохранении базовой методологии будет расширен спектр используемых концепций и подходов. Так, в статье Е. Здравомысловой и А. Темкиной подчеркивается, что аналитический аппарат гендерной теории не является устоявшимся, а поиск наиболее адекватных терминологических средств для описания исследовательского поля продолжается [18, с. 14].
5. В работах, раскрывающих специфику гендерных отношений, авторы часто обращаются к описанию гендерных феноменов, таких как гендерный контракт, профессиональная сегрегация, полоролевая дифференциация в семье, гендерная манипуляция, гендерный внутриличностный конфликт и др.
Выделение уровней анализа гендерных отношений позволяет соотнести основные феномены гендерного содержания с конкретными уровнями проявления гендерных отношений, тем самым упорядочивая и структурируя имеющиеся материалы изучения гендерных отношений и обозначая ориентиры дальнейших исследований.
На макроуровне основным феноменом, аккумулирующим специфику ген-дерных отношений, является гендерный контракт как доминирующий в обществе тип гендерных практик и репрезентаций [51, с. 260]. Его исследованию посвящены работы С. Г. Айвазовой, А. А. Темкиной и А. Роткирх, Н. И. Не-почетой и др. [2, 32, 37, 38, 54].
С явлением гендерного контракта тесно связаны вопросы гендерной идеологии и гендерной политики Российского государства и их влияния на процес-
сы, происходящие в общественных отношениях, а также в жизни отдельных мужчин и женщин [23, 24, 60].
Уровень межгрупповых отношений предполагает анализ отношений мужчин и женщин как представителей гендерных групп в разных профессиональных организациях, образовательных структурах, политических объединениях, средствах массовой информации. Функционально-ролевой характер этих гендерных отношений находит отражение в изучении таких феноменов, как профессиональная сегрегация [16, 20, 42, 44, 56], «стеклянный потолок» [22], гендерные барьеры на пути профессиональной самореализации [12, 13], тендерная стереотипизация отношений в СМИ [1, 35, 52].
На уровне межличностных отношений анализируется взаимодействие между близкими людьми разного пола, это дружеские, любовные, семейно-брачные отношения. Гендерная составляющая межличностных отношений проявляется в следующих феноменах: гендерная манипуляция, полоролевая дифференциация в семье, гендерная иерархия в семье, насилие в семье по ген-дерному признаку [3, 4, 25, 34, 63].
Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений отличается от других тем, что в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-кон-цепцией личности, «участниками» (субъектами) отношений выступают две ее подструктуры, или две ее составляющих: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст самоотношения и специфика его проявления раскрываются при соотнесении подструктур «Я как индивидуальность» — «Я как представитель гендерной группы», т. е. через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта по-лоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», «мужчина должен быть...» и «женщина должна быть...» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей гендерной группы, может либо удовлетворять, либо не удовлетворять субъекта, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении). Внутриличностные гендерные конфликты и кризисы маскулинности или фемининности — это основные гендерные феномены внутрилич-ностного уровня анализа гендерных отношений [33, 39, 61].
Анализ показывает, что внимание исследователей сосредоточено преимущественно на описании содержания основных гендерных феноменов, но мало внимания уделяется более детальному анализу причин их возникновения, а также систематизации путей и способов оптимизации гендерных отношений в ситуациях взаимодействия разных субъектов. В ряде работ последних лет эти проблемы стали выступать в качестве предмета изучения, однако таких исследований пока мало [21, 22, 39, 57].
6. Гендерные отношения — сложное социально-психологическое явление, подверженное влиянию изменяющихся социальных, культурных условий и психологических факторов. Поэтому гендерные отношения должны изучаться как трансформирующееся явление в изменяющейся социальной реальности. 8
Стратегические цели трансформации гендерных отношений состоят в изменении культуры взаимодействия полов, замене отношений иерархии на отношения партнерства, привнесении в общественное сознание эгалитарных гендер-ных представлений и установок [31].
Динамический аспект гендерных отношений иногда учитывался, но в последние годы в России не проводилось их масштабных исследований, позволяющих дать актуальную характеристику содержания, определить тенденции развития, а также пути и способы их оптимизации. Так, в рамках Международной программы «Поколения и гендер» несколько лет назад в России было проведено масштабное социально-демографическое исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» [46, 47], однако в опубликованных результатах информация собственно о гендерных отношениях не представлена.
Имеющиеся исследования трансформаций гендерных отношений либо касаются конца 90-х гг. XX в. — начала XXI в. [31, 55], либо посвящены динамике гендерных отношений в отдельных сферах жизнедеятельности [10] или регионах страны [15, 30].
Недостаточная изученность динамики гендерных отношений отечественными представителями социологической и психологической науки, возможно, связана с недостаточной разработкой теоретико-методологических оснований, конкретных концептуальных моделей и технологий для организации и проведения исследований.
7. Что касается методической стороны изучения гендерных отношений, то оказалось, что, как правило, используются количественные и качественные методы; это касается и социологических и психологических разработок. Использование качественных и количественных методов при изучении проблемы взаимоотношения полов позволяет рассмотреть ее в разных срезах, получая тем самым многомерное, объективное представление о протекающих в данной области процессах [48].
Динамика количества работ, посвященных изучению гендерных отношений, опубликованных в последние годы, позволяет говорить о том, что, несмотря на высокую социальную значимость тематики гендерных отношений (социальное неравенство по признаку пола в общественной и частной жизни), интерес к этой проблеме у современных отечественных исследователей существенно снизился.
Итак, анализ работ позволяет выделить перечень актуальных проблем, которые находят отражение в сфере гендерных отношений: несформирован-ность в общественном сознании (в частности, у руководителей высшего ранга) эгалитарных представлений в отношении женщин-политиков и женщин-руководителей высшего звена; вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация рынка труда; распространение социально-психологических барьеров на пути самореализации женщин в профессиональной деятельности и самореализации мужчин в сфере семейных отношений; демонстрация гендерно-неравно-правных отношений в средствах массовой информации и рекламе; широкое распространение доминантно-зависимой модели гендерных отношений по сравнению с партнерской моделью; высокая конфликтность в межличностных гендерных отношениях; неравномерный характер распределения семейных
обязанностей между супругами; распространение женской/мужской манипуляции при помощи гендерных стереотипов; распространенность домашнего насилия по гендерному признаку и др.
В качестве перспективных тенденций исследований гендерных отношений можно предложить следующее:
— концентрировать свое внимание не столько на описании конкретного феномена, сколько на анализе причин его возникновения и последствиях его влияния на характеристики субъектов и качественные параметры гендерных отношений;
— уделять больше внимания феноменам гендерного содержания, положительным с точки зрения стилей, моделей отношений, основанных на гендер-ной компетентности субъектов отношений;
— учитывая сложность и многоаспектность феномена гендерных отношений, при организации исследования необходимо конкретное указание и описание того уровня (или уровней) функционирования гендерных отношений, который непосредственно изучается;
— важно изучать реальные практики отношений во взаимосвязи с субъективной составляющей (гендерными характеристиками субъектов отношений);
— учитывать взаимосвязь гендерной составляющей отношений с другими их характеристиками (видами, аспектами): этнической, возрастной, региональной.
Библиографический список
1. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261—273.
2. Айвазова С. Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп : курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. М. : Academia, 2002. С. 291—309.
3. Аносова Н. Склонность к манипулированию как параметр межличностных отношений: гендерный аспект // Вариации на тему гендера : материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб. : Алетейя, 2004. С. 216—220.
4. Балабанова Е. С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социол. исслед. 2005. № 6. С. 109—120.
5. Болдырева О. И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 23 с.
6. Воронина О. А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования : региональная антология гендерных исследований из восьми стран СНГ: Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. М. : Вариант : ИСГП, 2006. С. 443—511.
7. Гафизова Н. Б., Королева Т. В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье : (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4. С. 50—53.
8. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы : материалы Междунар. науч. конф. Иваново : Юнона, 1999. 307 с.
9. Гендерные отношения в современной России : исследования 1990-х годов : сб. науч. ст. / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара : Самарский ун-т, 2003. 334 с.
10. Гербач Ж. В. Динамика гендерных отношений военнослужащих Российской армии // Мир образования — образование в мире. 2010. № 3. С. 16—22.
11. Голод С. И. Российское население сквозь призму гендерных отношений // Качество населения Санкт-Петербурга II / отв. ред. Б. М. Фирсов ; С.-Петербург. филиал Ин-та социологии РАН. СПб., 1996. С. 187—210.
12. Гончарова А. А. Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин : на примере службы занятости по Московской области : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 27 с.
13. Гончарова Н. В. «Игры» для мальчиков : (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социол. исслед. 2003. № 1. С. 83—91.
14. Гурко Т. А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М. : Ин-т социологии РАН, 1998. С. 173—195.
15. Дежина Т. П. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2007. 24 с.
16. Задорожникова Е. Б. Гендерное неравенство в сфере занятости // Женщина в российском обществе. 2005. № 1/2. С. 91—100.
17. Заев С. В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 26 с.
18. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений // Гендерные отношения в современной России : исследования 1990-х годов : сб. науч. ст. / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара : Самарский ун-т, 2003. С. 10—22.
19. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и тендерный подход в социологии // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 15—24.
20. Иванова Н. А. Гендерное неравенство в системе политической власти : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2005.
21. Ильиных С. А. Гендерная асимметрия: причины и основные пути ее преодоления : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новосибирск, 2004. 18 с.
22. Капусткина Е. Как разбить «стеклянный потолок»: стратегии карьерного продвижения женщин // Гендерные разночтения : материалы IV межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» / отв. ред. М. В. Рабжаева. СПб. : Алетейя, 2005. С. 27—35.
23. Кашина М. А. Гендерно-ориентированная социальная политика // Управленческое консультирование. 2010. № 1. С. 145—163.
24. Кашина М. А., Юкина И. И. Российская демографическая политика: опыт гендер-ного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 1 (46). С. 109—123.
25. Клецина И. С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия // Жизнь без насилия : материалы науч.-практ. семинара «Домашнему насилию НЕТ» / под ред. С. Л. Акимовой. СПб. : Островитянин, 2009. С. 7—30.
26. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 39 с.
27. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб. : Але-тейя, 2004. 408 с.
28. Клецина И. С., Прохорова О. Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 5, № 2 : Психология. С. 38—50.
29. Клименко Л. В. Гендерные отношения в контексте социальной динамики традиционных культур народов Северного Кавказа : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2004. 26 с.
30. Клименко Л. В. Современные тенденции динамики гендерных отношений на Северном Кавказе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 2. С. 39—56.
31. Королева С. В. Трансформация гендерных отношений в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 25 с.
32. Кривцова И. В. Семьи военнослужащих: трансформация гендерного контракта : на примере семей военнослужащих ДВО : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.
33. Кулагина Н. В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.
34. Лыткина Т. С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье // Социол. исслед. 2004. № 9. С. 85—90.
35. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.
36. Махакова Л. С. Влияние гендерных стереотипов персонала по отношению к руководителю на принятие ценностей организационной культуры : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 20 с.
37. Нартова Н. А. Гендерный контракт современного российского общества и неконвенциональные гендерные идентичности // Женщина в российском обществе. 2008. № 3. С. 56—64.
38. Непочетая Н. И. Гендерный контракт женщин на военной службе в России : история и современность в социологическом освещении : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2004. 24 с.
39. Никуленкова О. Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. 23 с.
40. Овчинникова В. В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах : на примере вузов ФСБ России пограничного профиля : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Голицыно, 2006. 25 с.
41. Ожигова Л. Н. Профессиональное самоопределение женщин в контексте проблем гендерных отношений // Психологические проблемы самореализации личности : сб. науч. тр. Краснодар, 1998. Вып. 3. С. 208—215.
42. Олимпиева И. Б., Ежова Л. В. Механизм формирования гендерного неравенства в трудовых отношениях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12, № 1. С. 89—108.
43. Потехина Е. Н. Специфика гендерных отношений в период социальных изменений в России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2003. 24 с.
44. Пятов А. П. Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2004. 23 с.
45. Римашевская Н. М. Реформирование социальной сферы в контексте гендерных отношений // Гендер как инструмент познания и преобразования общества : материалы Междунар. конф. «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество» / ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М. : МЦГИ, 2006. С. 58—69.
46. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской ; Независимый институт социальной политики. М. : НИСП, 2007. 640 с.
47. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под науч. ред. С. В. Захарова, Т. М. Малевой, О. В. Синявской ; Независимый институт социальной политики. М. : НИСП, 2009. 336 с.
48. Ростова А. В. Методология изучения гендерных отношений // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 63. С. 221—226.
49. Смирнова А. В. Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе // Женщина в российском обществе. 2005. № 1/2. С. 26—33.
50. Социокультурный анализ гендерных отношений : сб. науч. тр. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов : Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1998. 208 с.
51. Социология гендерных отношений : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. З. Х. Саралиевой. М. : РОССПЭН, 2004. 270 с.
52. Стасенко О. В. Воспроизведение и формирование гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.
53. Суркова И. Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках // Социол. исслед. 2008. № 12. С. 104—111.
54. Темкина А. А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социол. исслед. 2002. № 11. С. 4—15.
55. Терелецкова Е. В. Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13, № 1. С. 149—151.
56. Терехова Е. Особенности гендерных отношений в системе исправительных учреждений // Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация : материалы V межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные практики: традиции и инновации» / отв. ред. Т. А. Мелешко, И. И. Юкина. СПб. : Алина, 2007. С. 108—117.
57. Тулузакова М. В. Патриархальность и маскулинность как принцип организации гендерных отношений в российском обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 4, № 1. С. 233—238.
58. Тупицына И. А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 22 с.
59. Фофанова К. В. Институционализация гендерных отношений в социальной сфере : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саранск, 2006. 36 с.
60. Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново : Иван: гос. ун-т, 2005. 372 с.
61. Шакирова Г. Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2011. 19 с.
62. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов : переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. С. 193—219.
63. Юркова Е. Гендерные модели дружеских отношений // Вариации на тему гендера : материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб. : Алетейя, 2004. С. 180—185.