Научная статья на тему 'Проектная деятельность женских общественных организаций: социально-политический функционал'

Проектная деятельность женских общественных организаций: социально-политический функционал Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
527
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФУНКЦИИ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ГЕНДЕРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / WOMEN''S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / SOCIAL PROJECTS / FUNCTIONS / GENDER EQUALITY / GENDER EDUCATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчарова Ольга Геннадиевна

Анализируется значение социальных проектов женских общественных организаций в России. Выделяется ряд функций, возникающих в ходе реализации проектов: гендерного просвещения, гендерного равенства, воспроизводства исторической памяти и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities of women''s organizations: social and political functions

The article analyzes the importance of the social projects of women's organizations in Russia and identifies a number of functions that arise during the implementation of projects as gender education, gender equality, reproduction of historical memory.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность женских общественных организаций: социально-политический функционал»

ББК 66.74(2Рос)

О. Г. Овчарова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ

Проекты, идеи и механизмы реализации которых вызревают в общественных организациях самых разных направлений деятельности, как правило, отличаются своей высокой социальной отдачей. А поскольку в современной России ассоциациям «третьего сектора» часто приходится инициировать решение вопросов, компетенция которых, по сути, затрагивает уровень государственных решений, проекты общественных организаций имеют очевидный политический функционал.

Социально-политическое значение проектов общественных организаций довольно отчетливо можно рассмотреть на примере работы отечественных женских организаций «.. .по таким острым социальным проблемам, на решение которых у государства не хватает ни сил, ни доброй воли» [1, с. 66—67]. Понимая разницу задач реальных проектов в тех или иных организациях (априорно имеющих разные цели деятельности, различные профессиональные интересы, послужившие базой возникновения организации, отличающиеся идеологические платформы и др.), тем не менее постараемся выделить общие социально и политически значимые функции, которые несет в себе их реализация.

Социально-политический потенциал проектов женских организаций будет проиллюстрирован проектной деятельностью Консорциума женских неправительственных объединений и Социал-демократического союза женщин России. Организации отличаются временем возникновения и количеством членов, общественной известностью и численностью и видами проведенных про-ектов1. И эта разница, на наш взгляд, еще более способствует выделению общего социально-политического капитала в их деятельности2.

© Овчарова О. Г., 2013

1 Вся анализируемая информация взята со страниц официальных сайтов обозначенных женских организаций, конкретно — из разделов «Проекты».

2 Консорциум женских неправительственных объединений был создан в 1993 г., Социал-демократический союз женщин России — в 2012 г. Консорциум объединяет более 150 женских организаций в 52 российских регионах, Социал-демократический союз имеет отделения в 48 регионах. Консорциум не обозначает какой-либо идеологической платформы, на которой основывается его деятельность, и не позиционирует себя как политически ориентированная организация. Идеологическая база Социал-демократического союза отражена непосредственно в его наименовании, а основные цели его создания изложены в Политическом заявлении. В силу разницы в «возрасте» Консорциум имеет большее количество реализованных и текущих проектов, нежели Социал-демократический союз. Консорциум женских неправительственных объедине-

93

Во-первых, уточним значение ключевого понятия. Под проектом нами понимается его определение прежде всего как проекта социального. «Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности <...> и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [5]. Вместе с тем замысел нашей статьи, предполагающий обращение к текстовому представлению концепций своих проектов женскими организациями, подразумевает и интерпретацию проекта как продукта деятельности проектирования, т. е. замысла, идеи, образа, воплощенных в форму описания и обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [8]. Во-вторых, отметим, что основными исследованиями, послужившими методологической базой статьи, выступили работы С. Г. Айвазовой, в которых глубоко и последовательно изучалась проблематика социальноценностного и политико-ориентированного содержания деятельности отечественных женских организаций [2], О. А. Ворониной, исследующей потенциал женских организаций в вопросах формирования гендерного равенства как в культурном, так и правовом аспектах [4].

Итак, анализ наименований и содержания проектов указанных выше женских общественных организаций позволил выделить следующие функции: образовательную, или гендерное просвещение общества (по С. Г. Айвазовой); утверждение принципов гендерного равенства и социального процветания; трансляцию и сохранение исторической памяти; консолидацию женского движения; оформление публичной политики и модернизацию общества.

Одной из наиболее важных выступает образовательная функция, или гендерное просвещение общества. Социальный эффект в данном случае выражается прежде всего в повышении информированности граждан (если не всех, то хотя бы заинтересованных) о решении той или иной гендерно-ориентированной проблемы в конкретной сфере: социальной, культурной, социальноправовой. Политическим же значением таких проектов будут выступать артикуляция и актуализация женской гражданской позиции, акцент на необходимости соблюдения российского законодательства, позволяющего разрешать ситуации, связанные с дискриминацией в различных сферах. В конечном итоге гендерное просвещение способствует нейтрализации гендерных стереотипов — социально разделяемых представлений о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей [9, с. 140]. И пока еще очень часто их форматом выступает «мужское-женское/общественное-частное/доминирование-подчинение».

ний юридически зарегистрирован как некоммерческое партнерство, а Социал-демократический союз женщин России — как общественное движение, что с формально-правовой точки зрения имеет некоторые различия. Тем не менее, поскольку основные социально и политически ориентированные цели деятельности у этих организаций созвучны, указанные различия не препятствуют анализу, а, напротив, способствуют пониманию социально-политической ориентации женских общественных организаций.

Эта функция наиболее отчетливо прослеживается в следующих проектах Консорциума женских неправительственных объединений: «Женские ресурсные центры: информационные технологии, мониторинг, лидерство» (1997), «Продвижение и защита интересов женщин» (1997), «В поддержку деятельности по защите интересов российских женщин в сфере социальных реформ» (1999), «Продвижение и защита интересов женщин в России» (2000—2003), «Предотвращение и профилактика домашнего насилия: правовое просвещение» [10]. Цели последнего — текущего — проекта иллюстрируют сказанное нами выше и обозначают целевую аудиторию, обладающую властными ресурсами для решения проблемы проекта: «правовое просвещение населения о проблеме домашнего насилия, в том числе сотрудников МВД, прокуратуры и других государственных структур; адресная юридическая и психологическая помощь жертвам домашнего насилия; анализ размеров экономического ущерба вследствие домашнего насилия» [10]. Кроме того, гендерное просвещение в Консорциуме осуществляется и посредством издания большого количества литературы по правам женщин. Из проектов Социал-демократического союза женщин России в контексте гендерного просвещения выделяется текущий проект «Памятник женщинам — защитницам Отечества», среди практических результатов которого на сайте этой организации указывается «появление в Москве памятного места в честь женщины — защитницы Отечества» [11]. Это будет способствовать устранению полярно окрашенных стереотипов «мужчина/война — женщина/мир».

С функцией гендерного просвещения неразрывно связано значение одной из самых базовых миссий женских организаций — утверждения принципов гендерного равенства. Работа женских организаций в условиях слабого внимания к гендерным проблемам со стороны власти может быть оценена как развитие и расширение прав женщин в государстве: «Без <...> давления со стороны тех, кто заинтересован в расширении прав российских женщин, проблему равноправия могут похоронить как социально малозначимую» [1, с. 67].

В таком контексте значение соответствующих проектов женских движений можно интерпретировать как определенный протест против исключения социального потенциала и опыта женщин при политическом решении наиболее острых проблем развития общества. Гендерная асимметрия российской политики свидетельствует прежде всего об отторжении женщин от возможности определять вектор политического и социально-экономического развития общества. Между тем реализация интересов женщин влияет на общее социальное благополучие и означает контроль над проблемами социальной сферы, с которыми сталкивается практически каждый россиянин и решение которых относится к приоритетным направлениям государственной политики. Следовательно, проекты женских организаций выполняют еще и ценностноориентационную функцию общественного процветания посредством реализации гендерного равенства. На наш взгляд, любой проект женских организаций имеет этот функционал, т. к. результатом любого проекта будет выступать социальное конструирование новой реальности, не ориентирующей мужчин и женщин «. “населять” довольно различные социальные миры в рамках общества» [3, с. 270].

В ряде случаев деятельность проектов способна иметь значение трансляции и сохранения исторической памяти [6]. Речь идет о патриотически ориентированных проектах (к примеру, приведенная выше инициатива Социал-демократического союза женщин России по установке в Москве памятника женщинам — защитницам Отечества). Воспоминания современных россиян о таком значимом историческом промежутке, как Великая Отечественная война, являются безусловным «местом исторической памяти», где заложены ценности гендерного равенства. Исполнение женщинами публичных ролей (на фронте) и практики сочетания женщинами частных и публичных ролей (в тылу) не столько демонстрируют возможность перехода женщинами границ гендерных норм, сколько подтверждают конструирование последних на основе разделения деятельности и полученного в ее результате социального опыта. Иными словами, в обществе, где присутствует поляризация «мужчина/война — женщина/мир», гендерная иерархия усиливается [12, с. 143—145], и в таком контексте направленность практик военного времени — гендерное равенство, версии которого в состоянии сложиться и во времени мирном.

Что касается реализации функции трансляции и сохранения исторической памяти в проектах Консорциума женских неправительственных организаций, то можно заметить, что этот процесс осуществляется в ходе образовательных проектов, гендерных исследований, издания специальной литературы, в которых присутствует исторический компонент и ключевой становится идея информированности о влиянии женщин прошлого на ход социального и политического развития. К таким проектам относятся: проведение II Всероссийских женских чтений (2003), конференция «Столетие российского парламентаризма: права женщин» (2005), монографии и статьи С. Айвазовой, Е. Здравомысловой, А. Темкиной. И заметим, что гендерное образование и литература в состоянии сконструировать пласт исторической памяти, содержащий основы для формирования практик гендерного равенства, — воспоминания о востребованности социального капитала женщин.

Функция консолидации женского движения осуществляется, так же как и функция гендерного равенства, в ходе проведения всех проектов названных организаций. Этому способствует их всероссийский статус, обусловливающий вхождение в них длинного ряда региональных организаций, без участия которых проекты, как правило, не реализуются. Помимо того, целевое направление некоторых проектов Консорциума подразумевает «укрепление существующих коалиций женских НПО как одной из влиятельных структур гражданского общества» (проект «Деятельность НПО по защите прав женщин в сфере труда и занятости — путь укрепления гражданского общества», 2008). Солидарностью в проведении всеми региональными организациями, входящими в Социал-демократический союз женщин России, отличаются их социальные проекты «Место под солнцем для инвалидов» и «Сбор книг и учебников русского языка для киргизских школ» (текущие проекты).

В целом социальный капитал взаимного доверия, создаваемый деятельностью женских общественных организаций и конкретно их проектами в условиях социально-политической системы властецентричности в России, способствует оформлению публичной политики, понимаемой как «.поле взаимодейст-96

вия государства и других субъектов политических отношений (партий, групп интересов, общественных движений и др.), характеризующееся той или иной степенью открытости и “прозрачности”» [7]. В данном случае текущий проект Консорциума «Гендерное просвещение работников региональных и муниципальных органов власти» иллюстрирует высказывание и демонстрирует функционал. И именно эту функцию — «оформление публичной политики» — можно считать ключевой в проектной деятельности женских организаций. В свою очередь участие женщин в публичной политике является модернизацион-ным процессом в формате не только гендерных отношений и ролей, но и России в целом [2].

Библиографический список

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М. : Эслан, 2001. 79 с.

2. Айвазова С. Г. Женское движение как ресурс модернизации России // Гендерная реконструкция политических систем : сб. ст. / ред.-сост. Н. М. Степанова, Е. В. Кочкина. СПб. : Алетейя, 2004. С. 641—656.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.

4. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. М. : Эдиториал УРСС, 2003. С. 128—129.

5. Луков В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гума-нит.-соц. академии : Флинта, 2003. иЯЬ: http://www.rudocs.exdat.com/docs/mdex-50161.html?page=4 (дата обращения: 09.09.2013).

6. Овчарова О. Г. Преодоление институциональных ограничений гендерного неравенства: трансформация исторической памяти // Граждане и политические практики в современной России: воспроизводство и трансформация социального порядка / редкол. : С. В. Патрушев (отв. ред.), С. Г. Айвазова, П. В. Панов. М. : РАПН : РОССПЭН, 2011. С. 244—260.

7. Перегудов С. П. Гражданское общество как субъект публичной политики. иЯЪ: http://www.politstudies.rU/fUlltext2006/2/11htm (дата обращения: 10.09.2013).

8. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. иЯЬ: http://www. vocable.ru/dictionary/88/word/proekt (дата обращения: 10.09.2013).

9. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы в практиках господства и подчинения // Граждане и политические практики в современной России: воспроизводство и трансформация социального порядка. М. : РАПН : РОССПЭН, 2011. С. 139—154.

10. Сайт Консорциума женских неправительственных объединений. Проекты. иЯЪ: http://www.wcons.org.m/m/page.php?page_id=150 (дата обращения: 09.09.2013).

11. Сайт Социал-демократического союза женщин России. Проекты. иЯЪ: http://www.sdwomen.ru/projects-m/projects.html (дата обращения: 09.09.2013).

12. Тикнер Дж. Э. Мировая политика с гендерных позиций : проблемы и подходы эпохи, наступившей после холодной войны / пер. с англ. под ред. Д. И. Полывянного. М. : Культурная революция, 2006. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.