А. А. Гнедаш, Н. А. Рябченко
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА ONLINE: СУБЪЕКТЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В статье рассматривается гендерная политика online как часть политической системы online России, выделяются и исследуются субъекты политического пространства online и offline, задающие вектор развития как государства в целом, так и основных направлений гендерной политики (или ее отсутствия). Изучаются пути формирования российской гендерной политики online, выявляются механизмы ее функционирования, определяются векторы развития и описываются основные сходства и различия с гендерной политикой, проводимой в режиме offline. Проводится компаративный анализ наполненности и степени влияния контента субъектов гендерной политики online.
Ключевые слова: гендер, гендерная политика, политические институты в Интернете, online-система, offline, политический контент, субъекты российской гендер-ной политики online, гендерное равенство, система сайтов органов государственной власти, релевантность ресурса, поисковый запрос, коммуникации.
Существует мнение, что Интернет — это пространство новой демократии (см.: Grossman, 1995; Browning, 1996). С одной стороны, Интернет — это отражение действительности с различного рода преломлениями, формирующееся за счет способов отражения, механизмов и действий тех, кто, собственно, формирует это отражение. С другой стороны, Интернет — это пространство новых социально-политических коммуникаций, которые не содержатся в формируемой его действительности. Интернет — это некоторая система с переменными каналами управления и с развитой обратной связью, формирующая собственные правила функционирования, немногие из которых являются посылами внешней среды, под которой понимается всё, что протекает в реальной жизни, — offline. Интернет обозначим как систему online: любые процессы, формирующиеся, развивающиеся и протекающие в виртуальном пространстве. Система online включает в себя множество различных подсистем, одной из которых является гендерная политика online1 — результат отображения в виртуальном пространстве политико-управленческих и социальных процессов, связанных с формированием гендерной политики. В данном случае мы будем рассматривать гендерную политику online в России. Наша задача рассмотреть пути формирования российской гендерной политики online и выявить механизмы ее функционирования; определить векторы раз-
1 Определение вводится авторами статьи. © А. А. Гнедаш, Н. А. Рябченко, 2011
вития и описать основные сходства и различия с гендерной политикой проводимой в режиме offline; выделить и изучить субъекты российской гендерной политики online. При этом необходимо учесть, что в целом гендерная политика offline и гендерная политика online — это подсистемы одной еще большей системы, результатом функционирования которой служат реальные, направленные на субъекта, действия или бездействия социально-политической системы страны.
Направления российской гендерной политики offline
как основа формирования гендерной политики online
Гендерная политика включает в себя два измерения. Первое измерение — институциональное (различные государственные функциональные подразделения, отвечающие за проведение политики гендерного равенства) и второе измерение — содержательное (нормативно-правовые акты и программы, закрепляющие нормы гендерного равенства и предполагающие конкретные механизмы и инструменты их реализации). С начала 1990-х годов в России начались политические и экономические преобразования, связанные с изменением форм собственности, переходом от советской, командно-административной системы общественного устройства к правовому, демократическому государству. Установка на построение в России правового демократического государства в принципе предполагала, что женщинам, как полноправным членам общества, должна быть предоставлена вся совокупность прав человека. Благодаря настойчивости женских неправительственных организаций (Женские неправительственные организации..., 1998) и политического движения «Женщины России» в текст принятой в 1993 г. Конституции в статью 19 (ч. 3) такая правовая норма была включена (Конституция Российской Федерации, 1997). Свой вклад в обеспечение условий для реализации принципа равных возможностей для женщин и мужчин вносит в 1990-е годы и законодательная власть. Важными актами последней стали, в частности, ратификация Конвенции № 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и принятие «Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (Международные Конвенции, Декларации о правах женщин и детей, 1998).
Формально государственная политика Российской Федерации за прошедшие годы преследовала цели улучшения социально-экономического статуса женщин. В 1990-х годах был принят ряд Указов Президента Российской Федерации о задачах государствен-
ной политики в отношении женщин. В этих документах улучшение положения женщин и обеспечение «одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны» признавались одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Для исполнения этих задач были предприняты меры, в том числе создана федеральная программа «Женщины России», подготовлен Национальный доклад о выполнении в России Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, образован Национальный совет по подготовке к Всемирной конференции женщин в Пекине2.
В 1993 г. была также создана Общественная комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (коллегиальный, совещательный орган). Комиссия просуществовала до 2000 г. В 1996 г. снова был издан ряд Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации по улучшению положения женщин, в частности принята Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Россия присоединилась к Пекинской Декларации и Платформе действий: из 12 проблемных областей по улучшению положения женщин приняты только пять (Правовая основа..., 1998). В 1996 г. Постановлением Правительства Российской Федерации был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.». Средств на реализацию Национального плана выделено не было, и соответственно он не был реализован. С 1996 г. по 2004 г. работала Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, целью которой была провозглашена координация действий государственных структур. Необходимо заметить, что полномочия этой Комиссии были весьма неопределенны. В соответствии с требованиями Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации Комиссию возглавлял заместитель Председателя Правительства РФ. Был на-
2 Например, Указ Президента РФ № 337 от 04 марта 1993 г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», Постановление Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в РФ», Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 г. № 1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента РФ № 932 от 18 июня 1996 г. «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2005 г.».
_ 165
коплен весомый потенциал межведомственного и межсекторального взаимодействия по решению проблем, связанных с положением женщин.
Помимо данной Комиссии, с 1996 г. в законодательных и исполнительных органах власти стали возникать различные структуры по вопросам женщин, в том числе Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, переименованный позднее в Комитет по делам семьи, женщин и детей, Отдел социально-экономического положения женщин Департамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Отдел по вопросам женщин, семьи, молодежи в аппарате Уполномоченного по правам человека, Центр гендерной экспертизы законопроектов при Информационно-аналитическом Совета Федерации ФС РФ (упразднен в 2004 г.). Данные структуры обычно считаются элементами Национального механизма по улучшению положения женщин (Гендерное равенство в современном мире, 2008, с. 378-391). Но статус Национального механизма не определен, он не имеет отдельного бюджета, не обладает полномочиями для инициирования законодательных инициатив и оказания влияния на формирование политики гендерного равенства. Значительным недостатком существующей ситуации является неясность в том, как разделяется и координируется деятельность вышеописанных структур. Принятые в 1990-е годы национальные документы и структуры отмечены двумя недостатками. Во-первых, они декларативны и не обеспечены ресурсами. Во-вторых, они нацелены на «улучшение положения женщин», а вовсе не на достижение гендерного равенства.
В 2000 г. Правительством Российской Федерации был принят еще один «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 гг.». Оценивая Национальный план действий в целом, эксперты (Комплексный гендерный подход..., 2005, с. 10-15) еще в апреле 2004 г. отметили, что, к сожалению, многие задачи не конкретизированы, формулировки мероприятий носят абстрактный характер, не определены ресурсы для его выполнения. Это означало, что Национальный план вряд ли будет выполнен, что и подтверждено сегодняшними реалиями.
В период 2002-2003 гг. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало гендерную стратегию Российской Федерации, в рамках которой определены цели и задачи государственной гендерной политики — обеспечение развития
166 _
ЛОЯИШЭКС. 2011. Том Г. № 1
человеческого потенциала, развитие демократии, содействие устойчивому развитию экономики. Помимо этого, рассматриваются гендерные проблемы в экономической, социальной и информационной политике, в области здравоохранения, культуры, науки и образования. К сожалению, в данном документе по-прежнему не определены механизмы и ресурсы выполнения этих целей, а также средства контроля. В 2004 г. в связи с ликвидацией Министерства труда и социального развития Российской Федерации был ликвидирован и Департамент по делам женщин и семьи. Департамент занимался в основном детьми и семейными проблемами (например, разработан и принят «Национальный план действий в интересах детей до 2010 г.», ратифицирована Конвенция МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», начата реализация федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы) (Информация о деятельности., http://www.owl.ru/content/docs/rus/p54202.shtml). Данные для анализа были найдены на сайтах общественных организаций, а не в архиве Минздравсоцразвития, который стал преемником Минтруда.
В 2005 г. в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ был создан Координационный совет по гендерным проблемам. На заседаниях совета поднимается широкий спектр вопросов, затрагивающих гендерную тематику от социальной экспертизы бюджета до гендерных проблем здоровья. Материалы заседаний совета и другая официальная документация за 2005-2006 гг. размещены на официальном сайте Министерства (Координационный совет., http://www.minzdravsoc.ru/find). В июне 2006 г. была образована Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, а также общественных организаций. Комиссию возглавляет министр здравоохранения и соцразвития, а не вице-премьер, что, по мнению экспертов (см.: Айвазова, 2008, с. 20-28; Гендерное равенство., 2008, с. 378-391), существенно снижало возможности ее влияния на политический процесс. Решения данной Комиссии носили рекомендательный характер, тогда как решения предыдущей комиссии были обязательными. В 2007 г. Комиссия была расформирована. На сегодняшний день существует вышеназванный Комитет ГД РФ и Отдел социальной политики семьи, женщин и детей в
_ 167
ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 1
Департаменте медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ», принятый в первом чтении в 2003 г., с тех пор так и не получил возможностей дальнейшего рассмотрения. В 2009 г. Комитет ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей пришел к мнению о необходимости вернуться к продвижению в ГД законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», однако законопроект нуждается в серьезной доработке в соответствии с современными представлениями о законодательстве. Перипетии попыток рассмотрения законопроекта можно найти на сайте Комитета (Законопроекты., http://www.duma.gov.ru/family/lawscomm.htm).
Происходит ли формирование гендерной политики online на основании контента, содержащегося в Интернете? Контент — информационно значимое наполнение online-ресурса, представленное в виде информации разного вида — графики, мультимедиа и текстов. Как правило, контент логически связан с графическими элементами, с системой навигации и дизайном ресурса. Сам контент — это прямое отображение социально-политических процессов offline, которые, собственно, и определяют гендерную политику РФ. Условно его можно разделить на несколько категорий, каждая из которых имеет свой собственный вес в формировании гендерной политики online. Рассмотрим эти категории, опишем степень влияния и их роль в процессе формирования гендерной политики online. Категории формируются следующими интернет-ресурсами: сайты политических партий, сайты некоммерческих организаций, сайты органов государственной власти, тематические блоги, социальные сети. В данной статье мы подробно остановимся на исследовании таких субъектов (категории online-системы гендерной политики), как политические партии и органы государственной власти (Президент РФ, Министерство здравоохранения и социальной политик, Комитет ГД РФ по делам семьи, женщин и детей).
Политические партии как субъект системы гендерной
политики online в России
Социально-политические детерминанты гендерной политики в основном формируются и задаются политическими партиями, представленными в государственной думе РФ. Данные партии являются субъектами политического пространства, задающими вектор развития как государства в целом, так и основных направлений гендер-ной политики (или ее отсутствия) в частности. Соответственно, кон-
тент сайтов этих партий влияет на формирование гендерной политики online. В состав ГД РФ 5-го созыва входят фракции таких политических партий, как (Фракции в Государственной Думе РФ, http://www.duma.gov.ru/) «Единая Россия» (количество депутатов — 315 человек (70%)); КПРФ (количество депутатов — 57 (12,67%)); ЛДПР (количество депутатов — 40 (8,89%)); «Справедливая Россия» (количество депутатов — 38 (8,44%)).
Методика анализа интернет-активности сайтов партий, входящих в ГД РФ с целью выявления степени влияния данных субъектов на гендерную политику online и механизмов ее формирования, включает следующие показатели3: Яндекс тИЦ4, Google PageRank5, Rambler-посещаемость, анализ ключевых слов по запросам в Google, анализ ключевых слов по запросам в Яндекс. Ключевые слова по запросу или поисковый запрос — это информация в виде последовательности символов, которые используются пользователем для осуществления поиска той или иной информации при помощи поисковой системы. Обычно поисковый запрос представлен в виде слова или фразы. Запросы можно условно разделить на информационные, транзакционные и географические. В данной статье мы будем работать с информационными поисковыми запросами, т. е. с запросами направленными на получение информации по ком-либо, чем-либо. Данные таблицы6 показывают, что, несмотря на высокий индекс цитирования и посещаемость сайтов основных политических партий, ни один из них не связан по ключевым запросам в популярных поисковых системах с гендерной проблематикой.
3 Исследование проводилось авторами в течение февраля-августа 2010 г.
4 Яндекс тИЦ — это один из показателей релевантности Интернет-ресурса, который определяется поисковой системой Яндекс, благодаря внутреннему анализу качества, внешних ссылок на данный ресурс (Итак, что такое тИЦ, http://seogramota.ru/). Под понятием «качества» ссылок подразумевается сходство тематики между тем ресурсом, который получает внешнюю ссылку, и тем, который на него ссылается (только если оба сайта описаны в Яндекс-каталоге либо если сайтам присвоена тематика). За счёт качества ссылки и определяется Индекс Цитируемости ресурса. ТИЦ можно расшифровать, как тематический индекс цитирования, именно тематический, так как существует ещё и ИЦ, и вИЦ. ИЦ — это индекс цитирования, а вИЦ — взвешенный Индекс цитирования, при котором учитывается не только количество, но ещё и качество сайтов, на которые ссылаются.
5 Google PageRank — это индекс цитирования страницы, который используется поисковой системой Google как критерий релевантности определенной страницы. Для этого критерия не важна тематическая близость ссылающихся страниц. Важны наличие ссылки и уровень PageRank ссылающейся страницы. Максимальный PageRank — десять, такой индекс имеют не более 30 страниц в виртуальном пространстве.
6 Данные получены с помощью ресурса http://www.cy-pr.com
_ 169
лолутэкс. 2011. Том г. № 1
Основные характеристики популярности и посещаемости сайтов политических партий*
Партии Интернет-ресурс Яндекс тИЦ Google PageRank Rambler-посещаемость (человек в сутки)
«Единая Россия» www.edinros.ru 3800 7 15,599
КПРФ www.kprf.ru 2600 6 8,544
ЛДПР www.ldpr.ru 1300 6 9,75
«Справедливая Россия» www. spravedlivo. ru 1100 6 2,519
* Анализ ключевых слов по запросам в Google и Яндекс (по сайту партии) не выявил слов, связанных с гендерной проблематикой.
Напрашивается предположение, что в России граждане не интересуются данной тематикой. Однако общая статистика запросов двухсот ключевых слов по гендерной тематике, например, по Яндексу дает следующие цифры (показы в месяц): гендерный — 61949, гендер — 11497, гендерный аспект — 4654, гендерные стереотипы — 4423, гендерный подход — 2392, гендерный вопрос — 349, проблема гендера — 266, гендер и общество — 108, гендер в России — 98, социальное конструирование гендера — 93, роль гендера — 78, гендер и политика — 67, власть и гендер — 45, gender — 4362. Эти данные свидетельствуют о том, что люди, интересующиеся гендерной тематикой и находящиеся в поиске интернет-ресурсов, отвечающих их поисковым запросам, практически не выйдут на сайты партий, так как на последних просто отсутствует контент, отвечающий данным интересам граждан. Например, человек, задающий в Яндексе запрос «гендер и власть», просмотрев 766 тыс. ресурсов, не выйдет на сайты партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».
Фактически online-политику таких субъектов, как политические партии, нельзя назвать даже гендерно-риторической или гендерно-нейтральной. Она просто отсутствует в виртуальном пространстве в связи с тем, что: во-первых, партии до сих пор недооценивают степень и важность виртуального пространства, т. е. систему online; во-вторых, политические партии не разделяют электорат ни по половой, ни по гендерной принадлежности; в-третьих, на сайтах партий отсутствуют специальные направления (программы, страницы и т. д.) политической и социальной работы с отдельными группами населения, кроме как по возрасту.
Анализ контента сайтов политических партий
Первая часть — анализ контента по программам политических партий, выложенных на сайтах партий (статическая информация). Как один из базовых факторов развития гендерной политики, как
170 _
online, так и offline, политические партии интересны с трех точек зрения (Гнедаш, 2008, с. 294-304). Во-первых, они имеют институциональный потенциал в привлечении и подготовке женщин для занятия должностей в процессе принятия решений. Используется стартовый механизм — создание женских секций в партиях. Эти секции могут играть важную роль в лоббировании принятия новых внутренних правил, которые увеличили бы там представительство женщин. Во-вторых, существующие политические партии должны анализироваться с точки зрения гендерной сбалансированности и демократического представительства полов, а также формирования гендерной культуры партий. В-третьих, важен учет идеологий партий и проведение гендерного анализа партийных программ и политических платформ. Партии, стремящиеся укрепить личную свободу, могут быть менее склонны использовать стратегии, включающие квоты, и предпочитать им методы обучения. Партии, делающие упор на коллективной солидарности, более открыты для аргументов, подтверждающих, что гендерный баланс соотносится с идеями справедливости.
Проанализируем современные российские политические партии, входящие в состав Государственной Думы, с точки зрения развития гендерной политики online в партийных программах, политических платформах и других официальных документах партий, представленных на собственных web-ресурсах. Несмотря на формальность многих партийных программных документов и данные социологов о том, что с ними знакомы только около 20% избирателей (Рыльникова, http://www.owl.ru/win/...; Сакевич, http://demoscope.ru/ weekly/2006/...; Штылева, http://www.humanities.edu.ru/...), нельзя не признать, что программы в значительной степени являются отражением народных интересов, доверенных представителям определенных политических сил. Таким образом, идеологии политических партий, заявленные в их программах, и их рейтинг среди избирателей в определенной степени — зеркало общественных настроений.
Политическую программу КПРФ (Программа КПРФ, http://kprf.ru/party/program/) отличает рассмотрение гендерной проблематики в традиции «женского вопроса» советских времен: в программе говорится не о гендерном равноправии, не о гражданских правах женщин, а «о жгучих проблемах материнства и детства» во имя демографического роста населения. Свой акцент коммунисты делают на том, что сегодня материнство не находит должной поддержки со стороны государства, таким образом, обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин в сфере политики, интеграция женщин в политический процесс для КПРФ — темы не акту_ 171
лолутэкс. 2011. Том г. № 1
альные. КПРФ предложила избирателям программный документ «За власть трудового народа», также размещенный в Интернете (Там же). В нем партия обещает восстановить «авторитет семьи, святость домашнего очага, достоинство женщины-матери»; изгнать «пропаганду насилия и разврата с телеэкранов»; обеспечить защиту материнства и детства».
В программе «Единой России» (Официальные документы партии «Единая Россия», http://edinros.nj/mbr.shtmP100063) среди приоритетов партийного строительства отмечено осуществление равных прав, свобод и возможностей для различных социальных групп, национальностей и конфессий. В 2003-2004 гг. на сайте партии был размещен специальный программный документ «За равные права и равные возможности женщин и мужчин. Программные принципы»7. В нем были сформулированы принципиальные подходы партии к основным проблемам нынешнего положения российских женщин: неучастия в принятии решений, неравенства в социально-экономическом положении, дискриминации в сфере труда, здоровья, насилия над женщинами, отношений в семье, роли женских неправительственных организаций, функционирования национального механизма, призванного обеспечивать гендерное равноправие. В настоящее время документ недоступен для просмотра, что еще раз подчеркивает недооценивание политическими партиями механизмов стабильности ресурсов.
В Программном заявлении партии (в редакции от 15.04.2008) в качестве первой приоритетной задачи выделено «сбережение российского народа» (Программное заявление партии «Единая Россия», http://www.edinros.ru/er/rubr.shtmP110100). «Единая Россия» была намерена «создать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательные условия для увеличения рождаемости, защиты материнства и детства, укоренения в обществе семейных ценностей, преодоления сиротства и беспризорности», партия также предлагала «засчитывать в общий трудовой стаж время ухода за ребенком до достижения им 7-летнего возраста», что должно было послужить «развитию сети детских дошкольных учреждений». Эта единственная мера должна была ускорить решение демографической проблемы. Однако для осуществления заявленных пунктов ни в одном из партийных документов не предложено ничего. В итоговом документе — предвыборной программе партии «Единая Россия» (Предвыборная программа., http://www.edinnos.nu/en/nubn.shtml?110099) гендерные вопросы воз-
7 А. А. Гнедаш анализировала этот документ в 2007-2008 гг. (Гнедаш, 2008, с. 294-304).
172 _
никают в форме защиты «материнства и детства» и улучшения демографической ситуации в стране.
«Справедливая Россия» в предвыборной программе 2007 г. предложила «возродить семейные ценности, повысить престиж материнства и отцовства, активно пропагандировать равную ответственность мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей (создавать телевизионные передачи, посвященные описанию здорового семейного уклада в российских семьях); выплачивать «семейную зарплату» одному из супругов, занятому воспитанием троих и более детей, в размере не ниже социального стандарта потребления; создать систему профессионального обучения, повышения квалификации для женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности (в том числе при возвращении из отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком)» (Предвыборная программа., http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/57^тх).
Программа ЛДПР отличается жесткой патриархальной позицией в отношении места и роли женщин в современном обществе. Идеология ЛДПР в отношении гендерных проблем отражена в разделах «Мужчины и женщины» и «Демографическая политика» предвыборной программы 2007 г. (Программа ЛДПР, http://www.ldpr.ru/ partiya/prog/). В целях улучшения демографической ситуации в России ЛДПР предлагает создать министерство по делам семьи и молодежи и демографической политике, развивать в обществе культ семьи и материнства, увязать жилищную программу с рождением ребенка, стать «государственным мужем» матери-одиночки, принимать меры по уменьшению числа абортов, сделать суррогатное материнство почетным (Основные направления., http://www.rg.ru/2007/11/20/ldpr.html).
По мнению С. Г. Айвазовой, электоральные циклы 2003-2004 и 2007-2008 гг. вывели две важные гендерные тенденции: во-первых, в программном освоении идей гендерного равноправия, интеграции женщин в политический процесс произошло явное движение вперед; во-вторых, та или иная трактовка этих идей по-своему обозначила довольно четкий водораздел между «модернистской» и «традиционалистской» составляющими российской политики (Айвазова, 2008). Таким образом, «Единая Россия» предложила преодолеть социальное и политическое неравенства без учета гендерной составляющей; КПРФ озаботилась вопросами защиты семьи и детства, труда женщин-работниц; ЛДПР заявила о повышении роли мужчин и семьи в современном обществе; «Справедливая Россия» выделила семейные и трудовые аспекты.
С точки зрения развития online-представительства партийных структур в сети и работы с ней любой внешний исследователь или
_ 173
ПООЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 1
пользователь Интернета, работая с сайтом, получит только текущие материалы со слабой архивной базой. Если учесть, что механизм работы с контентом, в том числе поиск по сайту, чаще всего оказывается бутафорским механизмом, то все это приводит фактически к «ручному перебиранию» всего контента. Данная ситуация характерна для вопросов, связанных не только с гендерной тематикой, но и с другими проблемными областями — направлениями работы политических партий.
Вторая часть анализа контента динамической (новостной) части сайтов содержит просмотр динамического контента с целью выявления смысловых полисемантических структур, включающих терминологию с учетом гендерной проблематики.
На сайте партии «Единая Россия» весь контент, связанный с употреблением термина «гендер», в основном новостной (Сайт партии «Единая Россиия», http://www.edinros.ru/). Он включает 22 статьи за период 2000-2004 гг., которые носят «отчетно-описательный» характер в рамках следующих гендерных политик:
а) гендерная риторика: например, оказание партией поддержки региональной общественной организации «Совет женщин», призывающей к сотрудничеству региональное законодательное собрание на предстоящих выборах (Проект «Равновесие»., http://www.edinros.nj/text.shtmP12/2546); заявление позиции партии по поводу вопроса квотирования рабочих мест для выпускников вузов при разработке ФЗ «О квотировании рабочих мест» (Закон «О квотировании рабочих мест»., http://www.edinros.ru/text.shtml?9/0771);
б) гендерная активность: например, встреча женщин-депутатов от партии и женщин-депутатов Германии (В Госдуме состоялась., http://www.edinros.ru/text. shtml?11/1956); в) позиционирование ре-шенности «гендерного вопроса»: например, заявление, что во фракции не существует гендерных проблем, так как «женщин много и в руководстве ГД РФ, и в правительстве, и в Совете Федерации.» (Женщины., http://www.edinros.ru/text.shtmP3/5529); «Россия вошла в число стран, которые активно занялись устранением гендерной дискриминации..» (Вопросы защиты., http://www.edinros.ru/text.shtmP3/4018); г) подмена гендерной тематики семейной проблематикой: например, «право женщины быть матерью не должно утрачивать свое значение», несмотря на то, «женщин во власти становится больше» (Право женщины., http://www.edinros.ru/text.shtmP3/5529).
Динамический контент сайта КПРФ отличается позиционированием гендерной проблематики в рамках коммунистической риторики — «женское равноправие» (Сайт КПРФ, http://kprf.ru/). Все найденные три новости явно игнорируют само употребление термина «гендер»
и заявляют только об «эмансипации женщин» (Семинар коммунистических..., http://kprf.ru/international/77524.html; Только социализм., http://kprf.ru/dep/77751.html; Семинар коммунистических., http://kprf.ru/international/77559.html).
На сайте ЛДПР было найдено единственное упоминание про «женщин» (Сайт ЛДПР, http://ldpr.ru/) в контексте новости о «круглом столе» партии на тему «Институт семьи в условиях трансформации общества: проблемы и пути решения» (Выступление., http://ldpr.ru/leader/325/1912/). Никакого упоминания о равенстве или гендерной проблематике. Можно констатировать полное отсутствие гендерной проблематики, ее полное игнорирование, о чем неоднократно публично заявлял лидер партии (Владимир Жириновский., http://www.tv100.ru/news/Vladimir-ZHirinovskij-protiv-zhenwin-v-politike-15164/).
На сайте партии «Справедливая Россия» гендерный контент можно поставить на второе место по упоминаемости термина «ген-дер» в новостях, статьях и выступлениях (Сайт партии «Справедливая Россия, http://www.spravedlivo.ru/). Контент сайта включает (5 материалов): а) описание встречи фракции партии с депутатами Левой партии Бундестага Германии и упоминание про гендер, потому что немцы-депутаты были в основном женщины (Представители «Справедливой России»., http://www.spravedlivo.ru/news/ anews/7030.php); б) одну научную статью в стиле «с гендером всё плохо, но надо работать» (Никовская, http://www.spravedlivo.ru/news/ position/927.php); в) разговоры председателя Комитета по делам семьи, женщин и детей о детях, семье и роли женщин в решении демографических проблем (Мизулина, http://www.spravedlivo.ru/ news/position/650.php); г) про праздник 8 Марта, который утратил политические корни и стал праздником женщин в семье как повод еще раз поговорить о равенстве. все в той же семье и социальной политике (Кузьмина, http://www.spravedlivo.ru/news/position/640.php); д) интервью научного деятеля, в котором был затронут вопрос о женщинах в политике. Позиция интервьюируемого историка в целом двоякая: «Я вроде и не феминистка», но «женщины в политике» — это тенденция, «свойственная даже патриархальным государствам». Интервью нельзя назвать гендерно-политически ориентированным (Нарочницкая, http://www.spravedlivo.ru/news/smi/340.php).
Таким образом, контент партий по поводу гендерной проблематики говорит о наличии разных позиций в основном женщин по поводу гендера и гендерного равенства, а не о целенаправленной политики партии в области гендерной проблематики. Проблемное поле гендерной политики online связано только с семейной политикой,
_ 175
ПОЛИТЭКС. 2011. Том Г. № 1
детьми и демографической политикой, однако эти аспекты слабо выражены и бессистемны. Проблемного поля гендерной политики online нет. Можно сказать, что данная ситуация связана с тем, что гендерной политики нет и в offline. Анализ сайтов политических партий показывает, что нет четкого систематизирования контента, не все ведущие партии РФ ушли от новостного типа наполнения контента. Сайты политических партий как отправная точка формирования гендерной политики online не дают достаточных возможностей ее анализа как в пределах Рунета, так и за его пределами, поскольку отсутствует элементарное дублирование контента на иностранные языки.
Сайты всех партий не предусматривают расширенную обратную связь, которая могла бы привлечь пользователей к обсуждению и трансформировать обсуждаемую проблематику в конкретные политические решения. Например, наиболее распространенной и работоспособной обратной связью могла бы стать трансляция контента в социальные сети. Неиспользование социальных сетей политическими партиями приводит к потере КПД работы с электоратом8. Отсутствие гендерного сознания у политической элиты и неправильная техническая подача контента приводят к невозможности выработки и реализации гендерной политики online.
Президент РФ как субъект системы гендерной политики
online в России
Поиск на сайте kremlin.ru (Сайт Президента РФ, http://kremlin.ru) по запросу «гендер», «гендерная политика», «гендерная политика России» дал 7 результатов, из которых 6 — официальные документы, подписанные Президентом РФ на различных международных встречах (Декларация, принятая по итогам встречи глав государств и правительств стран-участниц форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (2008 г.), Мускокская декларация «Группы восьми» (2010 г.) и т. д.) и 1 — стенографический отчёт о встрече с представителями «первой сотни» резерва управленческих кадров (2009 г.). В последнем документе президент отмечает, «что у нас очень мало женщин в органах управления. Я хотел бы отметить, что даже в том списке, который есть, женщин только 12 процентов — это очень мало. эту цифру надо менять. И не ради соблюдения гендерных пропорций, а по существу» (Стенографиче-
8 Исследование аналитической компании сот^соге показало, что в среднем за месяц женщины проводят на страницах социальных сетей на полтора часа больше, чем мужчины (Женщины опередили..., http://comscore.eom/Press_Events/Press_Releases/2010/7/).
176 _
ский отчёт., http://kremlin.ru/transcripts/3350). Почти весь контент по вопросам гендерной политики сайта Президента РФ состоит из международных документов, в которых наличие гендерной проблематики является насущной необходимостью и отражает современный уровень признания гендерной проблематики как в развитых, так и развивающихся странах. Исключение составляет последний найденный документ, указывающий на разновидность гендерной риторики как государственной политики в области равенства, так как в самой речи нет отсылок к конкретным механизмам ликвидации «низкого числа представленности женщин» в российских органах власти.
В блоге Президента РФ (Блог Президента РФ, http://blog.kremlin.ru) результатом поиска по запросу «гендерная политика» является огромное количество комментариев на записи и видео-заметки президента. Гендерные вопросы так или иначе поднимаются во всех ветвях комментариев (например, в постах про «армию» или «жилищную политику»), что означает, что эта тема интересна для значительного количества посетителей данного блога. Анализ официального сайта и блога Президента РФ показал, что существуют необходимость в реализации гендерной политики (представленная в подписанных документах) со стороны РФ на международном уровне и запрос со стороны российского населения, однако четкий контент по гендерной проблематике отсутствует.
Министерство здравоохранения и социального развития как субъект системы гендерной политики online в России
Поиск на сайте профильного Министерства (Сайт Министерства здравоохранения и социального развития, http://www.minzdravsoc.ru/), структурные подразделения которого периодически занимались вопросами гендерной проблематики, на запрос «гендерная политика» показал четыре документа: Приказ Минздравсоцразвития о создании Координационного совета по гендерным проблемам России (Приказ Минздравсоцразвития., http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/ orders/445), два отчета о заседаниях данного комитета за 2005-2006 гг., Приказ Минздравсоцразвития России № 25 от 22 января 2008 г. «О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 16 мая 2005 г. № 339 "О создании Координационного совета по тендерным проблемам"». Первый отчет посвящен обеспечению совмещения семейных и профессиональных обязанностей работающих граждан, имеющих детей, в части содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях и развития различных форм занятости детей за пределами учебного дня (группы продленного
_ 177
ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 1
дня, кружки, секции) (Отчет., http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/letters/72), второй отчет — материалы гендерного анализа федерального бюджета на очередной финансовый год (Отчет от 25 апреля 2006 г. ..., http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/71).
В структуре сайта Министерства можно найти ключевые темы контента, среди которых в рамках нашего исследования выделяется направление «социальная политика в отношении семьи, женщин и детей». Материалы этого раздела (186 документов) посвящены официальной политике защиты детей, материнскому «семейному» капиталу, трудоустройству женщин в последекретный период, компенсационным и декретным выплатам беременным и женщинам, имеющим детей, дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, что относится к государственной пронаталистской политике и, скорее, закрепляет гендерные стереотипы по поводу разделения ролей по полу в семье и обществе.
Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей как субъект системы гендерной политики online в России
Как уже отмечалось выше, данный Комитет является практически единственной структурой в системе органов власти и управления, занимающихся гендерной проблематикой на федеральном уровне. Комитет в web-пространстве представлен в двух вариантах: группа страниц комитета на сайте ГД РФ — http://www.duma.gov.ru/family/; собственно сайт Комитета — http://www.familycommittee.ru. Контент, размещенный на сайте ГД РФ, должен совпадать с контентом сайта Комитета, однако наблюдается двухгодичное отсутствие информации на сайте Комитета и отсутствие перекрестных ссылок. В июне-августе 2010 г. переход по гиперссылке (дополнительная информация о деятельности Комитета: www.familycom.ru) направлял пользователя на сайт о российской армии с сомнительным контентом (http://lxgdark.ru/).
Эти факты позволяют сделать вывод об отсутствии единой системы администрирования ресурсов и интереса со стороны самих властных структур к отображению их деятельности в системе online (Рябченко, 2009, с. 2845-2853.). Последствия такого невнимательного отношения к ресурсам приводят к тому, что поисковые системы закрепляют за названиями некоторых страниц официальных государственных сайтов прямые ссылки на ресурсы с сомнительным контентом. Введя поисковой запрос «дополнительная информация о деятельности Комитета: www.familycom.ru» в системе Google, мы получаем результаты запроса, первая десятка которых направляет нас не на сайт Комитета, а на вышеуказанный сомнительный ресурс.
178 _
ЛОЛИШЭКС. 2011. Том Г. № 1
Поиск по контенту на группе страниц комитета на сайте ГД РФ отсутствует, поэтому мы анализировали запросы только на непосредственном сайте комитета — http://www.familycommittee.ru (данный адрес был найден через поисковые системы, а не через переход с сайта ГД РФ). Запрос по ключевому слову «гендер» выдает информацию о составе Экспертного совета по вопросам гендерного равенства (Состав Экспертного совета., http://www.familycommittee. ru/o_komitete/sostav_i_...), рекомендациях парламентских слушаний на тему «Эволюция прав женщин: к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда» (декабрь 2008 г.) (Рекомендации., http://www.familycommittee.ru/par1amentskie_slushaniya_...), информация о вопросах, рассмотренных на заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей за 2009 г. — решения о направлении приветствий от Комитета участникам различных конференций, в названиях которых упоминается искомый термин (Информация. 10 февраля 2009 г., http://www.familycommittee.ru/rabota_ komiteta/...; Информация. 05 мая 2009 г., http://www.familycommittee.ru/ rrabota_komiteta/...; Информация. 20 мая 2009 г., http://www.familycommittee.nj/ rabota_komiteta/...).
Из изученного контента всех названных субъектов гендерной политики рекомендации парламентских слушаний являются единственным документом, непосредственно связанным с гендерной политикой. Они не только характеризуют ситуацию гендерного неравенства в РФ, но и рекомендуют Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Общественной палате Российской Федерации, Политическим партиям Российской Федерации, Общественным объединениям, некоммерческим организациям, средствам массовой информации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации ряд мероприятий и действий «в целях реализации конституционного принципа гендерного равенства, международных обязательств Российской Федерации, а также объединения усилий всех ветвей власти, различных институтов гражданского общества по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Однако в контенте сайта не изложены результаты дальнейшей «судьбы» рекомендаций парламентских слушаний.
***
_ 179
ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 1
Рассмотрев такие субъекты гендерной политики online, как сайты политических партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), сайт и блог Президента РФ, сайт Министерства здравоохранения и социального развития, сайты Комитета ГД РФ по делам семьи, женщин и детей, приходим к выводу, что единой системы построения информационного пространства гендерной политической проблематики нет. Одной из причин этого является тот факт, что на всем пространстве российского сегмента Интернета до сих пор идет хаотичное формирование системы сайтов с политически направленным контентом. За более чем 15-летний период существования Рунета так и не сложилось четкого отображения вертикали власти в виде единой системы сайтов, и, как следствие, в сиситеме online существуют сайты, которые по контенту дублируют друг друга. При этом наблюдаются задержка дублирования во времени и отсутствие логических связей при переходах с одного ресурса на другой. Примером служит ситуация с сайтами Комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей. Если учесть, что некоторые направления социальной политики слабо представлены в политической системе offline, то наблюдается крайняя отсталость представления гендерной проблематики в online по сравнению с запросами и потребностями общественного развития и реализации интересов групп населения.
Основное достоинство системы online (и ее отличие от offline-источников) — отсутствие территориальных и временных границ — не используется в решении вопросов, связанных с гендерной проблематикой. В нашей политической системе online-система должна использоваться для отражения трансформационных процессов в министерствах, комитетах как механизм создания работы единой линии органов государственной власти в случаях ликвидации, реконструкции, передачи полномочий и т. д. Гендерная политика online отличается особой скупостью государственного политического контента. Тот контент, который все-таки есть на сайтах как политических партий, так и органов государственной власти, отличается односторонней направленностью — ренессансом патриархальной семейной политики, игнорированием проблем гендерной дискриминации и отсутствием явной позиции власти по данному вопросу.
В идеале у исследователя в системе online и offline не должно быть разных результатов, поскольку базисом для online-политики является offline. На примере исследования гендерной политики можно сделать вывод о том, что гендер online и гендер offline представлены в разной степени сложности, развития истории и наполнения проблемного поля, структур, институтов и механизмов реализации. Если рассматривать систему online не просто как способ по-
литической коммуникации, а как часть социально-политической системы общества, то недооценивание самой системы ведет к нивелированию гендерной политики и в online, и в offline.
Литература
1. Айвазова С. Г. Российские выборы: гендерное прочтение. М.: Консорциум женских неправительственных объединений, Институт социологии РАН, 2008. С. 20-28.
2. Блог Президента РФ // http://blog.kremlin.ru
3. В Госдуме состоялась встреча женщин-парламентариев России и Германии // http://www.edinros.ru/text.shtml711/1956
4. Владимир Жириновский против женщин в политике // http://www.tv100.ru/news/Vladimir-ZHirinovskij-protiv-zhenwin-v-politike-15164/
5. Вопросы защиты материнства и семьи приобретают особое значение // http://www.edinros.ru/text.shtml73/4018
6. Выступление на «круглом столе» фракции ЛДПР на тему «Институт семьи в условиях трансформации общества: проблемы и пути решения» //http://ldpr.ru/leader/325/1912/
7. Гендерное равенство в современном мире. Роль национальных механизмов / Отв. ред и сост. О. А. Воронина. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 378-391.
8. Гнедаш А. А. Гендерные манифестации предвыборных программ современных российских политических партий // Политические партии в избирательном процессе: Российские и зарубежные сравнения. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008. С. 294-304.
9. Женские неправительственные организации России и СНГ: Справочник / Сост. Н. И. Абубикирова и др. сеть. М.: Эслан,1998.
10. Женщины опередили мужчин по активности в социальных сетях // http://comscore.eom/Press_Events/Press_Releases/2010/7/Social_Networking_Sites_R each_a_Higher_Percentage_of_Women_than_Men_Worldwide)
11. Женщины по-прежнему составляют наиболее активную часть гражданского общества // http://www.edinros.ru/text.shtml73/5529
12. Закон «О квотировании рабочих мест» не станет панацеей в решении вопроса трудоустройства молодежи // http://www.edinros.ru/text.shtml79/0771
13. Законопроекты, внесенные Комитетом ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей // http://www.duma.gov.ru/family/lawscomm.htm
14. Итак, что такое тИЦ? // http://seogramota.ru/
15. Информация о вопросах, рассмотренных на заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей 10 февраля 2009 г. // http://www.familycommittee.ru/rabota_komiteta/voprosy_rassmotrennye_na_zasedaniya h/informaciya_o_voprosah_rassmotrennyh_na_zasedanii_komiteta_gosudarstvennoj_du my_po_voprosam_semi_zhenwin_i_detej13/
16. Информация о вопросах, рассмотренных на заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 05 мая 2009 г. // http://www.familycommittee.ru/rabota_komiteta/voprosy_rassmotrennye_na_zasedaniya h/informaciya_o_voprosah_rassmotrennyh_na_zasedanii_komiteta_gosudarstvennoj_du my_po_voprosam_semi_zhenwin_i_detej18/
17. Информация о вопросах, рассмотренных на заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей 20 мая 2009 г. // http://www.familycommittee.ru/rabota_komiteta/voprosy_rassmotrennye_na_zasedaniya h/informaciya_o_voprosah_rassmotrennyh_na_zasedanii_komiteta_gosudarstvennoj_du my_po_voprosam_semi_zhenwin_i_detej19/
18. Информация о деятельности Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ в 2003 г. // http://www. owl.ru/content/docs/rus/p54202.shtml
19. Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей // http://www.dJma.gov.rJ/family/
20. Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей //http://www.familycommittee.ru
21. Комплексный гендерный подход — стратегия трансформации экономической и социальной политики в России. Материалы научно-экспертного семинара. Москва, 23 апреля 2004 т. / Ред.-сост. Е. А. Баллаева, Л.Г. Лунякова. М., 2005. С. 10-15.
22. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
23. Координационный совет по гендерным проблемам // http://www.minzdravsoc.ru/find
24. Кузьмина А. 8 марта // http://www.spravedlivo.ru/news/position/640.php
25.Международные Конвенции, Декларации о правах женщин и детей: Сб. меж-дунар. документов. М.,1998.
26. Мизулина Е. Семья — это любовь, ласка и верность // http://www.spravedlivo.ru/news/position/650.php
27. Нарочницкая Н. Запад не ослабляет усилий закрепить полуподчиненное положение России // http://www.spravedlivo.ru/news/smi/340.php
28. Никовская Л. Женщины в политике: «за» и «против» // http://www.spravedlivo.ru/news/position/927.php
29. Основные направления демографической политики ЛДПР // http://www.rg.ru/ 2007/11/20/^^1^
30. Отчет от 25 августа 2005 г. по заседанию № 1 Координационного совета по гендерным вопросам, 25 августа 2005 г.// http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/letters/72
31. Отчет от 25 апреля 2006 г. по заседанию № 2 Координационного совета по гендерным вопросам, 19 октября 2005 г. // http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/letters/71
32. Официальные документы партии «Единая Россия» // http://edinros.ш/шbr.shtml?100063
33. Право женщины быть матерью не должно утрачивать свое значение // http://www.edinros.ш/text.shtml?3/5529
34. Правовая основа обеспечения равных прав мужчин и женщин и равных возможностей их реализации. М.,1998. С. 125.
35. Предвыборная программа партии «Единая Россия» // http://www.edinros.ш/er/шbr.shtml?110099
36. Предвыборная программа партии «Справедливая Россия» // http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/57^1тх
37. Представители «Справедливой России» встретились с депутатами Левой партии Бундестага Германии // http://www.spravedlivo.ru/news/anews/7030.php
38. Приказ Минздравсоцразвития № 339 от 16 мая 2005 г. «О создании Координационного совета по гендерным проблемам» // http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/orders/445
39. Программа КПРФ // http://kprf.ru/party/program/
40. Программа ЛДПР// http://www.ldpr.ru/partiya/prog/
41. Программное заявление партии «Единая Россия» // http://www.edinros.ru/er/rubr.shtml?110100
42. Проект «Равновесие» стартовал в Оренбурге // http://www.edinros.ru/text.shtml?12/2546
43. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Эволюция прав женщин: к 182 _
100-летию Первого Всероссийского женского съезда» // http://www.familycommittee.ru/parlamentskie_slushaniya_kruglye_stoly_i_inye_meropriy atiya/vyrabotannye_rekomendacii/rekomendacii_parlamentskih_slushanij_na_temu_evol yuciya_prav_zhenwin_k_100-letiyu_pervogo_vserossijskogo_zhenskogo_s_ezda/
44. Рыльникова И. Дороги, которые мы выбираем // http://www. owl. ru/wi n/womplus/2004/01_01. htm
45. Рябченко Н. А. Онлайн-политика в России: особенности существования и функционирования в условиях развития информационных технологий // CD: Доклады V Всероссийского конгресса политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009. М., С. 2845-2853.
46. Сайт КПРФ // http://kprf.ru/
47. Сайт ЛДПР // http://ldpr.ru/
48. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития // http://www.minzdravsoc.ru/
49. Сайт партии «Единая Россиия» // http://www.edinros.ru/
50. Сайт партии «Справедливая Россия // http://www.spravedlivo.ru/
51. Сайт Президента РФ // http://kremlin.ru/
52. Сакевич В. И. Что ожидает российских женщин в XXI веке?// http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/reprod01.php;
53. Семинар коммунистических и рабочих партий «О роли коммунистов в борьбе за равенство и эмансипацию женщин» // http://kprf.ru/international/77524.html
54. Семинар коммунистических и рабочих партий «О роли коммунистов в борьбе за равенство и эмансипацию женщин». Брюссель 26 марта 2010 года // http://kprf.ru/international/77559.html
55. Состав Экспертного совета по вопросам гендерного равенства при Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей // http://www.familycommittee.ru/o_komitete/sostav_i_struktura/ekspertnye_sovety/ekspert nyj_sovet_po_voprosam_gendernogo_ravenstva/
56. Стенографический отчёт о встрече с представителями «первой сотни» резерва управленческих кадров // http://kremlin.ru/transcripts/3350
57. Только социализм обеспечит женщине подлинное равенство // http://kprf.ru/dep/77751.html
58. Фракции в Государственной Думе РФ // http://www.duma.gov.ru/
59. Штылева М. В. Политические аспекты категории различия: вопрос репрезентации женщин как субъекта политики // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/ 44490
60. Browning G. Electronic Democracy: Using the Internet to Influence Politics. Wilton, CT: Online Inc., 1996.
61. Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. New York: Viking, 1995.