Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГАРМОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л.И.

Цель исследования - раскрыть содержание и организацию переходного периода в реализации законодательства о гармонизации спортивной подготовки и сферы образования. Результаты исследования и выводы. В ходе теоретического анализа автором отмечаются позитивные стороны гармонизации спортивной подготовки и образовательной сферы, связанные с повышением уровня контроля за формой, содержанием и методическим обеспечением дополнительных образовательных программ данной сферы деятельности, повышением уровня социальных гарантий тренеров и иных специалистов, которые приобретают педагогический статус, аналогичный кадрам образовательных организаций. В качестве проблемной стороны реализации федерального закона № 127 приводится распределение финансового обеспечения между спортивными и образовательными ведомствами, которое может привести к потере самостоятельности организаций в распоряжении финансовыми средствами на выполнение своих основных целей. Автором делается вывод о том, что переходный период в реализации нового федерального закона о гармонизации спортивной подготовки и сферы образования позволяет адаптировать системы управления образовательной и спортивной деятельностью к предлагаемым изменениям в локальных нормативных актах, дополнительных образовательных программах спортивной подготовки, смене правового статуса должности «тренер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубышева Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF LEGISLATION ON SPORTS TRAINING AND AREAS OF EDUCATION: FEATURES OF THE TRANSITION PERIOD

The purpose of the study is to reveal the content and organization of the transition period in the implementation of legislation on the harmonization of sports training and education. Research results and conclusions. In the course of the theoretical analysis, the author notes the positive aspects of the harmonization of sports training and the educational sphere associated with an increase in the level of control over the form, content and methodological support of additional educational programs in this field of activity, an increase in the level of social guarantees for coaches and other specialists who acquire a pedagogical status similar to the personnel of educational organizations. As a problematic aspect of the implementation of Federal Law No. 127, the distribution of financial support between sports and educational departments is given, which may lead to the loss of the independence of organizations in the disposal of financial resources to fulfill their main goals. The author concludes that the transitional period in the implementation of the new federal law on the harmonization of sports training and education makes it possible to adapt the management systems of educational and sports activities to the proposed changes in local regulations, additional educational programs of sports training, the change of the legal status of the position "coach".

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА

ВЫПУСК №2, 2023

ПЕРСПЕКТИВА

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПОРТИВНОМ ПОДГОТОВКЕ И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва УДК/ШС 796:34

Цель исследования - раскрыть содержание и организацию переходного периода в реализации законодательства о гармонизации спортивной подготовки и сферы образования. Результаты исследования и выводы. В ходе теоретического анализа автором отмечаются позитивные стороны гармонизации спортивной подготовки и образовательной сферы, связанные с повышением уровня контроля за формой, содержанием и методическим обеспечением дополнительных образовательных программ данной сферы деятельности, повышением уровня социальных гарантий тренеров и иных специалистов, которые приобретают педагогический статус, аналогичный кадрам образовательных организаций. В качестве проблемной стороны реализации федерального закона № 127 приводится распределение финансового обеспечения между спортивными и образовательными ведомствами, которое может привести к потере самостоятельности организаций в распоряжении финансовыми средствами на выполнение своих основных целей. Автором делается вывод о том, что переходный период в реализации нового федерального закона о гармонизации спортивной подготовки и сферы образования позволяет адаптировать системы управления образовательной и спортивной деятельностью к предлагаемым изменениям в локальных нормативных актах, дополнительных образовательных программах спортивной подготовки, смене правового статуса должности «тренер».

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, спортивная деятельность, образовательная деятельность, гармонизация.

Введение. С января 2023 года в России начинает действовать Федеральный закон от 30.04.2021 №127 «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"». Принятый нормативный документ направлен на гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании в отношении спортивной подготовки и на создание условий для всестороннего развития детей, совершенствования их спортивного мастерства в организациях детско-юношеского спорта вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Цель исследования - раскрыть содержание и организацию переходного периода в реализации законодательства о гармонизации спортивной подготовки и сферы образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Федеральным законом №127 предусмотрено:

• отнесение организаций, реализующих программы спортивной подготовки, к организациям дополнительного образования спортивной направленности;

• отнесение программ спортивной подготовки к дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;

• наделение тренеров, реализующих программы спортивной подготовки, правами, обязанностями и социальными гарантиями педагогических работников;

• наделение лиц, проходящих спортивную подготовку в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, правами, обязанностями и гарантиями обучающихся;

• предоставление профессиональным образовательным организациям возможности реализовывать программы спортивной подготовки независимо от ведомственной принадлежности таких организаций;

• гармонизация программ спортивной подготовки с основными и дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта [2].

Предлагаемые мероприятия направлены на разработку примерных дополнительных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.

Для устранения и предотвращения разногласий в понимании сущности гармонизации нормативной базы спортивной подготовки предлагается совершенствование понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в том числе уточнение понятия «детско-юношеский спорт» и «спортивная подготовка». Федеральным законом предусматривается, что детско-юношеский спорт охватывает лиц, не достигших возраста 18 лет. Устанавливается, что спортивная подготовка является учебно-тренировочным процессом, осуществляемым в рамках образовательной или трудовой деятельности.

Важно отметить, что Федеральный закон не повлечет за собой переход организаций, осуществляющих спортивную подготовку, из системы спорта в систему образования. Он позволит всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку детей и молодежи, вне зависимости от ведомственной принадлежности работать по единым правилам, установленным законодательством об образовании и о физической культуре и спорте, при сохранении ведущей роли Минспорта России в регламентации вопросов организации и осуществления спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса.

Хотелось бы подчеркнуть, что предусмотренные Федеральным законом изменения также позволят тренерам получать социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам дополнительного образования, но при этом они не отменяют и не уменьшают уже установленные стимулирующие выплаты, которые сейчас получают тренеры.

Законодательство о гармонизации спортивной подготовки и сферы образования включает переходный период до конца 2023 года, который необходим для того, чтобы все организации, осуществляющие спортивную подготовку, привели свои локальные акты и уставы в соответствие с требованиями Федерального закона №127, получили лицензию на право ведения образовательной деятельности, разработали дополнительные программы спортивной подготовки, осуществили перевод лиц, обучающихся

HARMONIZATION OF LEGISLATION ON SPORTS TRAINING AREAS OF EDUCATION: FEATURES OF THE TRANSITION PERIOD

Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1 'Russian University of Sports (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 10.01.2022 г.

The purpose of the study is to reveal the content and organization of the transition period in the implementation of legislation on the harmonization of sports training and education. Research results and conclusions. In the course of the theoretical analysis, the author notes the positive aspects of the harmonization of sports training and the educational sphere associated with an increase in the level of control over the form, content and methodological support of additional educational programs in this field of activity, an increase in the level of social guarantees for coaches and other specialists who acquire a pedagogical status similar to the personnel of educational organizations. As a problematic aspect of the implementation of Federal Law No. 127, the distribution of financial support between sports and educational departments is given, which may lead to the loss of the independence of organizations in the disposal of financial resources to fulfill their main goals. The author concludes that the transitional period in the implementation of the new federal law on the harmonization of sports training and education makes it possible to adapt the management systems of educational and sports activities to the proposed changes in local regulations, additional educational programs of sports training, the change of the legal status of the position "coach".

Keywords: legal regulation, sports activity, educational activity, harmonization.

по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, на обучение уже на соответствующий этап спортивной подготовки по дополнительным образовательным программам, а также перевод лиц, работающих на должности «тренер», с их письменного согласия на должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель», предусмотренные номенклатурой должностей педагогических работников образовательных организаций.

Следует отметить позитивные стороны гармонизации законодательства в области спортивной подготовки и образования, связанные с повышением уровня контроля за формой, содержанием и методическим обеспечением дополнительных образовательных программ данных сфер деятельности. Кроме того, можно ожидать, что повысится уровень социальных гарантий тренеров и иных специалистов, которые приобретут педагогический статус, аналогичный кадрам образовательных организаций.

В то же время вызывает дискуссию проблема финансирования предлагаемых мероприятий в рамках федерального закона №127. В частности, финансовое обеспечение распределено между спортивными и образовательными ведомствами. Финансирование спортивной подготовки переведут в раздел финансирования образования (общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования), что может привести к потере самостоятельности организаций в распоряжении финансовыми средствами на выполнение своих основных целей.

Безусловно, что любая федерация по виду спорта столкнется с различными проблемными ситуациями, связанными с эффективной реализацией федерального закона №127. Так, анализ законодательной базы, проведенный профессором Ф.Х. Зекриным, позволил выявить негативные факторы внедрения нового закона в систему спортивной подготовки, возникшие после утверждения нового федерального стандарта по «дзюдо»:

• недостаточное количество тренировочных часов в неделю на всех годах каждого этапа спортивной подготовки;

• разный возраст для зачисления занимающихся на этап начальной подготовки в дисциплину «ката» и «классическую» спортивную дисциплину;

• отсутствие конкретизации понятий «техническое мастерство» и «обязательная техническая программа»;

• нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки, представленные в действующей редакции Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо», не оценивают специальную физическую подготовленность спортсменов в дзюдо [1]. Вывод. Переходный период в реализации законодательства о гармонизации

спортивной подготовки и сферы образования позволяет адаптировать системы управления образовательной и спортивной деятельностью к предлагаемым изменениям в локальных нормативных актах, дополнительных образовательных программах спортивной подготовки, смене правового статуса должности «тренер».

Литература

1. Зекрин Ф.Х. Современные проблемы нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо // Теория и практика физической культуры. -2023. - № 2. - С. 108-110.

2. Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"" и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации"» https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400620737/ (дата обращения 20.01.2023 г.).

Literature

2.

Zekrin F. H. Modern problems of legal regulation of sports training in judo // Theory and practice of physical culture. - 2023. - No. 2. - pp. 108-110.

Federal Law No. 127-FZ of April 30, 2021 "On Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation"" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400620737 / (accessed 20.01.2023).

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

№2 • 2023 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.