Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образовательный процесс / межличностные отношения / субъекты образования / educational process / interpersonal relations / subjects of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевский В.Е., Щербатых Л.Н.

В статье рассматриваются пути гармонизации отношений субъектов образовательного процесса с целью обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF INTERPERSONAL RELATIONS RELATIONS BETWEEN SUBJECTS THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses ways to harmonize the relations of the subjects of the educational process in order to ensure an effective educational process in a kindergarten.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37 Василевский В.Е., Щербатых Л.Н.

Василевский В.Е.

студент

Институт физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

Научный руководитель: Щербатых Л.Н.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания института филологии Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: в статье рассматриваются пути гармонизации отношений субъектов образовательного процесса с целью обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях детского сада.

Ключевые слова: образовательный процесс, межличностные отношения, субъекты образования.

Детство - это период формирования здоровья, время становления личности. Взрослая жизнь человека во многом определяется опытом детства. С первых дней жизни ребенок окружен заботой, любовью, эмоциональной близостью и поддержкой самых главных людей в его жизни - родителей. Благодаря этому ребенок растет, развивается, начинает доверять миру и окружающим его людям. Наступает этап жизненного пути ребенка, когда он

впервые встречается с иной общностью - новые люди, взрослые и дети, начинают окружать его в детском саду. Усилия родителей и педагогов должны быть направлены на то, чтобы произошедшее изменение в жизни ребенка было ему на благо.

Образовательный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования (Л.Д. Столяренко) [6, с. 27]. Эффективный образовательный процесс во многом определяется гармоничностью-дисгармоничностью отношений между субъектами в системах взаимоотношений «воспитатель-ребёнок», «воспитатель-родитель» и «родитель-ребёнок». Вся совокупность субъектов образовательного процесса: педагоги, ученики и их родители, - образуют пространство межличностных отношений. Гармонизация - согласованное общение, взаимопонимание.

Гармонизация межличностных отношений в системе «педагог - ребенок»

В настоящее время традиционная система взаимоотношений воспитателя и воспитанника претерпевает серьезную трансформацию из субъектно-объектной деятельности в творческую и очень сложную субъектно-субъектную модель. Суть субъектно-субъектного подхода состоит в смене позиции педагога, который должен стремиться видеть в ребёнке личность с неограниченными возможностями, развитие которых необходимо стимулировать.

С.Л. Рубинштейн всегда акцентировал внимание на том, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той мере, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее [5, а 190].

Педагогическая деятельность в рамках субъектно-субъектной модели носит личностно-ориентированный и диалогический характер. Ориентированность педагога на личность ребёнка помогает способности ребенка осознавать связь своей личности с другими людьми и миром, понимать

последствия своих действий для себя и для окружающих. Также и диалог помогает ребёнку познать себя во взаимодействии с другими.

Эффективным средством педагогического воздействия на пути установления гармоничных отношений является прием активного слушания. Такой прием можно использовать в ситуации, когда дети огорчены, расстроены, потерпели неудачи, встретились с какими-либо препятствиями, а также в других непростых ситуациях. Однако, в ситуации активного возбуждения воспитанника такой прием не представляется уместным. Необходимо сначала установить спокойную атмосферу, только лишь потом переходить к общению. Все это требует от педагога большого терпения, устойчивости и выдержки.

Зарубежные исследования среди детей позволили выделить характеристики педагога, которые вызывают симпатию. К ним в первую очередь относятся такие человеческие качества как доброта, веселость, ответственность, уравновешенность, а также организационные качества -четкость, справедливость, последовательность, уважение других, деловые качества - умение заинтересовать, полезность, демократичность, опрятный внешний вид, приятный голос.

Так как система взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» имеет двухсторонний характер, то не менее важную роль в их гармонизации играет учет ожиданий ребенка, что выражается определенными требованиями к самому педагогу.

Профилактика конфликтов должна осуществляться путем умелого проведения воспитательных часов, когда каждый ребенок постоянно занят делом, создания атмосферы непрерывного общения с группой, отличного знания подаваемого материала, применения различных методик и форм в работе, рационального использования времени и самое главное уважительного отношения к личности воспитанника.

Гармонизация межличностных отношений в системе «воспитатель-родитель» Ведущие роли в процессе воспитания принадлежат таким субъектам как семья, детский сад и сама личность ребенка.

Многие авторы, например В.Н. Белоногова, в своих работах поощряют гуманистическую ориентацию в работе с семьей. Такой подход предполагает добровольное включение родителей в жизнь детского сада, субъект-субъектный подход к межличностным взаимоотношениям, а также собственная активность родителей в сфере их самовоспитания и самообразования [2, а 25].

Другой автор, Л.В. Байбородова, определяет несколько видов взаимодействия воспитателя с семьей: сотрудничество, соглашение, опека, диалог, подавление, индифферентность, конфронтация. Высшим уровнем взаимодействия в данном случае является сотрудничество [1, а 121].

Многие современные родители сталкиваются с проблемами в воспитании. Дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь, призваны помочь в решении воспитательных задач родителям, тем самым создаются благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка в детском саду. Полноценное воспитание ребенка может быть возможным только в случае максимального объединения усилий воспитателей и родителей.

На мой взгляд, гармонизации отношений воспитателя и родителя мешают следующие факторы: непонимание родителями собственной приоритетной роли в воспитании ребенка над ролью педагога, отсутствие доверия родителей к воспитателю, не информированность родителей о содержании воспитательного процесса в детском саду, нежелание родителей оказывать помощь педагогам ввиду отсутствия должной мотивации, высокие требования родителей к подготовке детей к школе.

Семья и дошкольное образовательное учреждение - это два важных социальных института, которые должны быть едины в своих целях и действиях на поприще воспитания ребенка.

Гармонизация межличностных отношений в системе «родитель -ребенок» Процесс гармонизации отношений родителя и ребенка направлен на установление согласованного общения и взаимопонимания между детьми, родителями и прародителями, которые образуют целостную нравственную систему социального воспитания детей - семью. Нравственная связь родителей

с ребенком - это главная цель в воспитании малыша. Как считает Т.И. Дымнова, родители, которые желают воспитывать своего ребенка в эмоционально комфортных условиях как для малыша, так и для себя, должны начать свою воспитательную деятельность с самих себя, с оценки особенностей своего поведения и своих качеств [3, а 170]. Существуют разнообразные способы воздействия на детей со стороны родителей:

1. Поощрение. Применение разумных мер поощрения могут ускорить развитие детей, сделать этот процесс более успешным.

2. Наказание. Наказание будет эффективным лишь в том случае, если проступок адекватно объяснен. Главное в наказании справедливость, а не проявление жестокости. Проявление физического воздействия формирует у ребенка убеждение, что и он сможет действовать силой. Это наиболее простые и, пожалуй, самые распространённые формы воздействия родителей на ребенка. Практика показывает, что перечисленные методы недостаточны, и требуется более творческий подход к различным воспитательным ситуациям. Огромное место в воспитании ребенка занимает полноценный, полноправный диалог с ребёнком, суть которого заключается в создании атмосферы совместной направленности к разрешению проблемы. Участие маленького человека в жизни семьи, разделение с ребёнком совместных планов и целей делает возможным формирование настоящего, созидающего диалога. Диалог считается состоявшимся только в случае равенства позиций ребёнка и взрослого, что предполагает принятие ребёнком роли активного субъекта самовоспитания, а родитель оказывается под воспитывающим воздействием на самого себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Взаимодействие школы и семьи: учебно-метод. пособие / Л.В. Байбородова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. 224 с;

2. Особенности гуманизации взаимодействия школы и семьи: метод. рекомендации для учителей и родителей / В.Н. Белоногова. Магнитогорск: Министерство образования Российской Федерации, 2000. 55 с;

3. Функциональная семья - первооснова здорового общества: сборник научных трудов / Т.И. Дымнова. М.: МГОПУ, 2002. С. 162-171;

4. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых. - М.: ИОКЦ «Детство, Отрочество, Юность», 1930. - 68 с;

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. -190 с;

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 544 с

Vasilevsky V.E., Shcherbatykh L.N.

Vasilevsky V.E.

Yelets State University named after I. A. Bunin (Yelets, Russia)

Scientific advisor: Shcherbatykh L.N.

Yelets State University named after I. A. Bunin (Yelets, Russia)

HARMONIZATION OF INTERPERSONAL RELATIONS RELATIONS BETWEEN SUBJECTS THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract: the article discusses ways to harmonize the relations of the subjects of the educational process in order to ensure an effective educational process in a kindergarten.

Keywords: educational process, interpersonal relations, subjects of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.