УДК 37 Василевский В.Е., Щербатых Л.Н.
Василевский В.Е.
студент
Институт физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
(г. Елец, Россия)
Научный руководитель: Щербатых Л.Н.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания института филологии Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
(г. Елец, Россия)
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: в статье рассматриваются пути гармонизации отношений субъектов образовательного процесса с целью обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях детского сада.
Ключевые слова: образовательный процесс, межличностные отношения, субъекты образования.
Детство - это период формирования здоровья, время становления личности. Взрослая жизнь человека во многом определяется опытом детства. С первых дней жизни ребенок окружен заботой, любовью, эмоциональной близостью и поддержкой самых главных людей в его жизни - родителей. Благодаря этому ребенок растет, развивается, начинает доверять миру и окружающим его людям. Наступает этап жизненного пути ребенка, когда он
впервые встречается с иной общностью - новые люди, взрослые и дети, начинают окружать его в детском саду. Усилия родителей и педагогов должны быть направлены на то, чтобы произошедшее изменение в жизни ребенка было ему на благо.
Образовательный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования (Л.Д. Столяренко) [6, с. 27]. Эффективный образовательный процесс во многом определяется гармоничностью-дисгармоничностью отношений между субъектами в системах взаимоотношений «воспитатель-ребёнок», «воспитатель-родитель» и «родитель-ребёнок». Вся совокупность субъектов образовательного процесса: педагоги, ученики и их родители, - образуют пространство межличностных отношений. Гармонизация - согласованное общение, взаимопонимание.
Гармонизация межличностных отношений в системе «педагог - ребенок»
В настоящее время традиционная система взаимоотношений воспитателя и воспитанника претерпевает серьезную трансформацию из субъектно-объектной деятельности в творческую и очень сложную субъектно-субъектную модель. Суть субъектно-субъектного подхода состоит в смене позиции педагога, который должен стремиться видеть в ребёнке личность с неограниченными возможностями, развитие которых необходимо стимулировать.
С.Л. Рубинштейн всегда акцентировал внимание на том, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той мере, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее [5, а 190].
Педагогическая деятельность в рамках субъектно-субъектной модели носит личностно-ориентированный и диалогический характер. Ориентированность педагога на личность ребёнка помогает способности ребенка осознавать связь своей личности с другими людьми и миром, понимать
последствия своих действий для себя и для окружающих. Также и диалог помогает ребёнку познать себя во взаимодействии с другими.
Эффективным средством педагогического воздействия на пути установления гармоничных отношений является прием активного слушания. Такой прием можно использовать в ситуации, когда дети огорчены, расстроены, потерпели неудачи, встретились с какими-либо препятствиями, а также в других непростых ситуациях. Однако, в ситуации активного возбуждения воспитанника такой прием не представляется уместным. Необходимо сначала установить спокойную атмосферу, только лишь потом переходить к общению. Все это требует от педагога большого терпения, устойчивости и выдержки.
Зарубежные исследования среди детей позволили выделить характеристики педагога, которые вызывают симпатию. К ним в первую очередь относятся такие человеческие качества как доброта, веселость, ответственность, уравновешенность, а также организационные качества -четкость, справедливость, последовательность, уважение других, деловые качества - умение заинтересовать, полезность, демократичность, опрятный внешний вид, приятный голос.
Так как система взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» имеет двухсторонний характер, то не менее важную роль в их гармонизации играет учет ожиданий ребенка, что выражается определенными требованиями к самому педагогу.
Профилактика конфликтов должна осуществляться путем умелого проведения воспитательных часов, когда каждый ребенок постоянно занят делом, создания атмосферы непрерывного общения с группой, отличного знания подаваемого материала, применения различных методик и форм в работе, рационального использования времени и самое главное уважительного отношения к личности воспитанника.
Гармонизация межличностных отношений в системе «воспитатель-родитель» Ведущие роли в процессе воспитания принадлежат таким субъектам как семья, детский сад и сама личность ребенка.
Многие авторы, например В.Н. Белоногова, в своих работах поощряют гуманистическую ориентацию в работе с семьей. Такой подход предполагает добровольное включение родителей в жизнь детского сада, субъект-субъектный подход к межличностным взаимоотношениям, а также собственная активность родителей в сфере их самовоспитания и самообразования [2, а 25].
Другой автор, Л.В. Байбородова, определяет несколько видов взаимодействия воспитателя с семьей: сотрудничество, соглашение, опека, диалог, подавление, индифферентность, конфронтация. Высшим уровнем взаимодействия в данном случае является сотрудничество [1, а 121].
Многие современные родители сталкиваются с проблемами в воспитании. Дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь, призваны помочь в решении воспитательных задач родителям, тем самым создаются благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка в детском саду. Полноценное воспитание ребенка может быть возможным только в случае максимального объединения усилий воспитателей и родителей.
На мой взгляд, гармонизации отношений воспитателя и родителя мешают следующие факторы: непонимание родителями собственной приоритетной роли в воспитании ребенка над ролью педагога, отсутствие доверия родителей к воспитателю, не информированность родителей о содержании воспитательного процесса в детском саду, нежелание родителей оказывать помощь педагогам ввиду отсутствия должной мотивации, высокие требования родителей к подготовке детей к школе.
Семья и дошкольное образовательное учреждение - это два важных социальных института, которые должны быть едины в своих целях и действиях на поприще воспитания ребенка.
Гармонизация межличностных отношений в системе «родитель -ребенок» Процесс гармонизации отношений родителя и ребенка направлен на установление согласованного общения и взаимопонимания между детьми, родителями и прародителями, которые образуют целостную нравственную систему социального воспитания детей - семью. Нравственная связь родителей
с ребенком - это главная цель в воспитании малыша. Как считает Т.И. Дымнова, родители, которые желают воспитывать своего ребенка в эмоционально комфортных условиях как для малыша, так и для себя, должны начать свою воспитательную деятельность с самих себя, с оценки особенностей своего поведения и своих качеств [3, а 170]. Существуют разнообразные способы воздействия на детей со стороны родителей:
1. Поощрение. Применение разумных мер поощрения могут ускорить развитие детей, сделать этот процесс более успешным.
2. Наказание. Наказание будет эффективным лишь в том случае, если проступок адекватно объяснен. Главное в наказании справедливость, а не проявление жестокости. Проявление физического воздействия формирует у ребенка убеждение, что и он сможет действовать силой. Это наиболее простые и, пожалуй, самые распространённые формы воздействия родителей на ребенка. Практика показывает, что перечисленные методы недостаточны, и требуется более творческий подход к различным воспитательным ситуациям. Огромное место в воспитании ребенка занимает полноценный, полноправный диалог с ребёнком, суть которого заключается в создании атмосферы совместной направленности к разрешению проблемы. Участие маленького человека в жизни семьи, разделение с ребёнком совместных планов и целей делает возможным формирование настоящего, созидающего диалога. Диалог считается состоявшимся только в случае равенства позиций ребёнка и взрослого, что предполагает принятие ребёнком роли активного субъекта самовоспитания, а родитель оказывается под воспитывающим воздействием на самого себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Взаимодействие школы и семьи: учебно-метод. пособие / Л.В. Байбородова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. 224 с;
2. Особенности гуманизации взаимодействия школы и семьи: метод. рекомендации для учителей и родителей / В.Н. Белоногова. Магнитогорск: Министерство образования Российской Федерации, 2000. 55 с;
3. Функциональная семья - первооснова здорового общества: сборник научных трудов / Т.И. Дымнова. М.: МГОПУ, 2002. С. 162-171;
4. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых. - М.: ИОКЦ «Детство, Отрочество, Юность», 1930. - 68 с;
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. -190 с;
6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 544 с
Vasilevsky V.E., Shcherbatykh L.N.
Vasilevsky V.E.
Yelets State University named after I. A. Bunin (Yelets, Russia)
Scientific advisor: Shcherbatykh L.N.
Yelets State University named after I. A. Bunin (Yelets, Russia)
HARMONIZATION OF INTERPERSONAL RELATIONS RELATIONS BETWEEN SUBJECTS THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract: the article discusses ways to harmonize the relations of the subjects of the educational process in order to ensure an effective educational process in a kindergarten.
Keywords: educational process, interpersonal relations, subjects of education.