Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ'

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СВЯЗИ / СОДЕРЖАНИЕ / СЕМЬЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Зоя Владимировна

Автором представлены формы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в ходе и результате, которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников этого процесса, имеющее социально значимый характер. Рассмотрены проблемы современной семьи в вопросах воспитания, развития ребенка в обществе. Определены основные принципы и направления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Зоя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES

The author presents the forms of pedagogical interaction between kindergarten and family during and as a result of which there is a mutual enrichment of the intellectual, emotional, and activity spheres of participants in this process, which has a socially significant character. The problems of the modern family in the issues of upbringing and development of the child in society are considered. The main principles and directions in the work of preschool educational institutions with families are defined.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

Дшшшшышщ)® (шбросшшшш®

УДК 373.2

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

Некрасова З.В.

Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1972-5012, E-mail: zoya-nekrasova@list.ru

Аннотация. Автором представлены формы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в ходе и результате, которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников этого процесса, имеющее социально значимый характер. Рассмотрены проблемы современной семьи в вопросах воспитания, развития ребенка в обществе. Определены основные принципы и направления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Ключевые слова: взаимодействие, связи, содержание, семья, сотрудничество, детский сад.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов в жизни ребенка. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находится ребенок.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время детские сады в России посещают 50 % детей дошкольного возраста, и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания [7. С. 25].

«Взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников этого процесса, имеющее социально значимый характер» [3. С. 82].

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением явля-

ется «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа - образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации рабо-

ты с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [6].

Главными формами для взаимодействия детского сада и семьи, а также в принципе для взаимодействия людей, это общение и вторая форма более продуктивная - это деятельность. На сегодняшний день, в систему образования вливают инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи, ведь информационный двадцать первый век несет в себе очень быструю смену обстановки и всего того, что нас окружает, вот и образование должны идти наравне, со всеми процессами. Если посмотреть на данный процесс, то, какую же главную цель можно выразить в побуждении детским садом благоприятных моментов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния» [1. С. 66].

Первостепенными направлениями в функционировании ДОО с семьей следует акцентировать на таких как, осознанного родительства и авторитетного родителя, что позволит в свою очередь полновесно и систематически работать в сотрудничестве заинтересованных родителей в воспитании ребенка субъектов. [3. С. 4].

К направлениям по формам работы ДОО с семьями воспитанников, можно отнести три больших блока: информационно-аналитический, организационно-просвятительский и досуговый. В каждом из трех блоков предложено большое количество форм и взаимодействий. Давайте более подробно разберем их.

1. Информационно-аналитический:

Цель: собрать анамнез семей будущих воспитанников ДОО.

- дни открытых дверей с участием специалистов ДОО; первые визиты в детский сад родителей с ребенком;

- групповые родительские собрания;

- анкетирование родителей;

- общение с родителями во время приема и прощание с детьми;

- личные беседы воспитателей с родителями;

- посещение на дому;

- ведение дневников наблюдения воспитателями.

2. Организационно-просветительский:

- контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги и т.п.);

- бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.).

3. Досуговый:

- проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.);

- участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья» и др.);

- проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я - спортивная семья»);

- выпуск семейных газет и др. [2. С.52].

Для гармоничного развития детей в детском саду и дома, дошкольная образовательная организация должна создавать условия для родителей, чтобы они могли иметь возможность беспрепятственно и в удобное время знакомиться с жизнедеятельностью их детей в детском саду. Также дошкольной образовательной организации необходимо создать условия как, открытого развивающего пространства, где родители и педагоги со специалистами ДОО равные партнеры для воспитания детей.

Для того, чтобы создать развивающую среду максимально открытой и комфортной, педагогам и специалистам необходимо создать открытые и доверительные отношения, между родителями, воспитателями и педагогами. Педагоги в свою очередь должны показать на личном примере «открытость» к общению, принятие опыта и гибкость в подборе тех или иных методик. Ведь «открытость» во взаимоотношении педагогов, родителей, специалистов, детей это - значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, а также, гумманизировать

отношения между всеми субъектами данного процесса [4. С. 5].

«Открытость» детского сада в образовательный процесс, несет в себе очень интересное и перспективное начало интересной и насыщенной жизни воспитанников. Ведь родители, или члены семьи, занимающиеся интересными и необычными увлечениями, или имея необычную работу, могут на своем примере заинтересовать или замотиви-ровать воспитанников на те, или иные действия. Познакомить с миром профессий и интересных хобби и увлечений. К примеру, провести небольшое мероприятие, либо предложить помощь в проведении мероприятия, экскурсии, поход. Также предоставить помощь в оснащении предметно-развивающей среды методическими материалами, играми, сделанными своими руками, или предметы для сюжетно-ролевых игр. Этот процесс увлекателен как для детей, так и для взрослых, а общие дела и задания объединяют и сближают. В данном случае, дети начинают понимать и осознавать насколько их родители опытны, грамотны, в связи с этими осознаниями, дети учатся с уважением, благодарностью и любовью смотреть на своих близких. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить содержание своей помощи, а иногда и просто поучиться.

ДОО в своем арсенале имеет партнерские связи с общеобразовательными школами, библиотеками, музыкальными школами, спортивными организациями, это означает то, что дошкольные образовательные организации открыты положительным влияниям микросоциума.

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста строится в условиях параллельного воспитания и влияния на ребенка семьи и детского сада. Начинать взаимодействие с любой семьей необходимо, с трансляции положительных качеств и достижений ребенка, способностей и т.п. Воспитатель или специалист, который действует по такой схеме, с психологической точки зрения, воспринимается родителями, как паритетный участник в воспитании и развитии ребенка.

Основание плодотворного взаимодействия родителей и воспитателей в детском саду, является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом смысле и предполагает несколько этапов.

На первом этапе как, мы уже говорили выше, должны быть продемонстрированы педагогом положительного отношения к ребенку и понимание сильных сторон детей. Необходимость данного этапа определяется тем, что часто родители обращают внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям нужно продемонстрировать практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. Берем за основу традиционные методы, и добавляет в них приемы, которые раньше не использовались педагогами.

Третий этап более содержательный и личностный. На данном этапе мы знакомимся с каждой семьей лично, с особенностями их семейного воспитания, проблемами, узнаем об индивидуальных особенностях ребенка, также делимся своими знаниями и наблюдениями за ребенком. А также предлагаем помощь в решении тех, или иных сложностей, в воспитании ребенка [5. С. 82].

Выводы. Содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива - уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. Чтобы наладить продуктивное взаимодействие ДОО с семьями воспитанников, необходимо соблюсти все те, три направления и на каждом этапе, как можно больше и глубже провести работу. Целесообразно традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетать с вариативными инновационными технологиями.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного сле-

дования выбранной цели. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании

друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. С. 66-70.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. С. 52-58.

3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4. 66 с.

4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность дошкольного образовательного учреждения : методическое пособие / К.Ю. Белая. М. : ТЦ Сфера, 2005. 64 С. 5.

5. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова / Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 82-92.

6. Нормативная база современного дошкольного образования : Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М. : Просвещение, 2014. 112с.

7. Соснина Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.В. Соснина, Е.М. Старобина // Человек и образование. 2010. № 4 (25).С. 25-29.

Для цитирования: Некрасова З.В. Формы педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи [Электронный ресурс] / З.В. Некрасова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 3. С. 5-9.

Информация об авторе

Некрасова Зоя Владимировна, студент, группа МОБм-1903а. Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1972-5012, E-mail: zoya-nekrasova@li st. ru

Научный руководитель

Дыбина Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии. Тольяттинский государственный университет», г.о. Тольятти, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0146-3336, E-mail: dybinaov@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020, vol. 1, no. 3, pp. 5-9.

FORMS OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES

Nekrasova Z.V.

Togliatti state University. Tolyatti, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1972-5012, Email: zoya-nekrasova@list.ru

Abstract. The author presents the forms of pedagogical interaction between kindergarten and family during and as a result of which there is a mutual enrichment of the intellectual, emotional, and activity spheres of participants in this process, which has a socially significant character. The problems of the modern family in the issues of upbringing and development of the child in society are considered. The main principles and directions in the work of preschool educational institutions with families are defined.

Keywords: interaction, communication, content, family, cooperation, kindergarten. References

1. Antonova T., Volkova E, Mishina N. Problemyi i poisk sovremennyih form sotrudnichestva ped-agogov detskogo sada s semey rebenka [Problems and search for modern forms of cooperation between kindergarten teachers and the child's family]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2005, no. 6, pp. 66-70. (In Russ.).

2. Arnautova E.P. Metodyi obogascheniya vospitatelnogo opyita roditeley [Methods of enriching the educational experience of parents]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2004, no. 9, pp. 52-58. (In Russ.).

3. Arnautova E.P. Planiruem rabotu s semey [Plan to work with the family]. Upravlenie doshkolny-im obrazovatelnyim uchrezhdeniem [Management of preschool educational institutions], 2002, no.

4. 66 p. (In Russ.).

4. Belaya K.Yu. Innovatsionnaya deyatelnost doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya : metodicheskoe posobie [Innovative activity of preschool educational institutions: a methodological guide]. Moscow, 2005. 64 p. 5. (In Russ.).

5. Belonogova G., Hitrova L. Pedagogicheskie znaniya - roditelyam [Pedagogical knowledge - to parents]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2003, no. 1, pp. 82-92. (In Russ.).

6. Normativnaya baza sovremennogo doshkolnogo obrazovaniya : Zakon ob obrazovanii, Federal-nyiy Gosudarstvennyiy standart doshkolnogo obrazovaniya, poryadok organizatsii obrazovatelnoy deyatelnosti [The regulatory framework of modern preschool education : the education Act, the Federal State standard of preschool education, organization of educational activities]. Moscow, 2014. 112 p. (In Russ.).

7. Sosnina N.V., Starobina E.M. Vzaimodeystvie doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya s semey [In. Interaction of preschool educational institution with family]. Chelovek i obrazovanie [People and education], 2010, no. 4 (25), pp. 25-29. (In Russ.).

Information about the author

Nekrasova Zoya Vladimirovna, Master's student of the Department of preschool pedagogy and psychology. Togliatti state University. Tolyatti, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0146-3336, E-mail: dybinaov@yandex.ru

Scientific supervisor

Dybina Olga Vitalievna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department of preschool pedagogy and psychology. Togliatti state University", Togliatti, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0146-3336, E-mail: dybinaov@yandex.ru

Поступила в редакцию 16.11.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.