Научная статья на тему 'РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ / ПРОГРАММА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СРЕДСТВА / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Ирина Федоровна

В статье рассмотрены вопросы ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы как объекта оценки качества дошкольного образования. Приведены характеристика кадровых условий реализации программы и показатели оценки их качества. Описано материально-техническое обеспечение программы. Представлены перечень методических материалов и средств обучения, принципы отбора игрового оборудования с позиций ФГОС ДО и финансовые условия реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCING OF THE IMPLEMENTATION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM AS AN OBJECT OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT

The article deals with the issues of resourcing of the basic educational program implementation as an object of preschool education quality assessment. It gives the characteristics of staff required for the program implementation and indicators for their qualification assessment. The authors describe the program logistics, list teaching materials and learning tools, principles of game equipment selection according to the federal state educational standard of preschool education and describe the financial conditions of the program implementation.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Образовательный менеджмент

УДК 373.24

И.Ф. Слепцова

Ресурсное обеспечение реализации основной образовательной программы как объект оценки качества

дошкольного образования

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы как объекта оценки качества дошкольного образования. Приведены характеристика кадровых условий реализации программы и показатели оценки их качества. Описано материально-техническое обеспечение программы. Представлены перечень методических материалов и средств обучения, принципы отбора игрового оборудования с позиций ФГОС ДО и финансовые условия реализации программы.

I Ключевые слова: дошкольное образование; условия; программа; оценка качества; показатели; обеспечение; средства; принципы.

I. F. Sleptsova

Resourcing of the implementation of the basic educational program as an object of preschool education quality assessment

Abstract

The article deals with the issues of resourcing of the basic educational program implementation as an object of preschool education quality assessment. It gives the characteristics of staff required for the program implementation and indicators for their qualification assessment. The authors describe the program logistics, list teaching materials and learning tools, principles of game equipment selection according to the federal state educational standard of preschool education and describe the financial conditions of the program implementation.

| Keywords: preschool education; conditions; program; quality assessment; resourcing; means; principles.

Условия как объект оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

Предмет внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации — деятельность, основанная на систематическом анализе качества содержания и организации образовательной деятельности, условий, обеспечивающих образовательную деятельность и результатов этой деятельности.

Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность, выявляется в процессе оценки качества финансовых и материально-технических условий, психолого-педагогических и кадровых условий, а также качества развивающей предметно-пространственной среды.

Кадровые условия реализации основной образовательной программы

Кадровые условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) описывают должностной состав и количество работников, необходимых для ее реализации; квалификацию работников в соответствии с квалификационными характеристиками; профессиональное развитие педагогических и руководящих работников.

Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами — руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными и административно-хозяйственными работниками.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих к педагогическим работникам относятся такие специалисты, как воспитатель (включая старшего), педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, тьютор, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, методист, инструктор-методист (включая старшего); к учебно-вспомогательному — помощник воспитателя и младший воспитатель.

Дошкольной образовательной организации (ДОО) предоставлено право самостоятельно определять потребность в педагогических работниках и формировать штатное расписание, исходя из собственных потребностей, особенностей образовательных программ и контекста их реализации.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ДОО

вправе реализовывать ООП как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Следовательно, в ее реализации может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с ДОО.

Реализация ООП осуществляется:

1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО;

2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО (каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или несколькими учебно-вспомогательным работниками);

3) иными педагогическими работниками, вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в ДОО (должности иных педагогических работников устанавливаются ДОО самостоятельно в зависимости от содержания реализуемой программы).

Реализация ООП требует от ДОО осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Для решения этих задач руководитель ДОО вправе заключать договоры гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В ДОО должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (из расчета не менее одной должности на группу детей). При этом важно учитывать специфику ограниченных возможностей здоровья детей.

Если при организации инклюзивного образования в общеобразовательную группу входят дети иных категорий (имеющие специальные образовательные потребности, в том числе дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации), то может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

В целях эффективной реализации ПООП ДО в организации должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, включая дополнительное профессиональное образование. ООП предусматривает различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в том

числе учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.

В ДОО необходимо обеспечить (самостоятельно или с привлечением других организаций и партнеров) консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по образованию детей, помимо прочего по таким вопросам, как реализация программ дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования. Организация должна осуществлять организационно-методическое сопровождение процесса реализации ООП ДО.

Показатели оценки качества кадровых условий

Показателями оценки качества кадровых условий реализации ООП ДО, АООП ДО (адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования) являются: укомплектованность педагогическими кадрами; образовательный ценз педагогических кадров; уровень квалификации педагогических кадров; дополнительное профессиональное образование педагогических работников; компетентность педагогических кадров; профессиональные достижения педагогических кадров.

Материально-техническое обеспечение реализации основной образовательной программы

Материально-техническое обеспечение ООП ДО строится с учетом видов методической продукции и классификации методических продуктов, к которым относятся:

1. Учебные издания (в бумажном и электронном виде) — учебник, учебное пособие, хрестоматия, учебно-методическое пособие, учебная программа, учебный комплект.

2. Дидактические материалы — учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, практикум, информационно-ознакомительная продукция (буклет, листовка, аннотированный каталог, информационно-методический справочник).

3. Организационно-методическая продукция — инструкция, методическая записка, методическая разработка, методические рекомендации, методическое пособие, тематическая папка, инструктивно-методический плакат.

4. Прикладная методическая продукция — карточки, тестовые задания, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, иллюстрации, модели,

тематическая подборка материала (текстового и наглядно-иллюстративного).

5. Аудио- и видеоматериалы — диафильмы, видеоролики, аудиозаписи.

6. Электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальные для детей с ОВЗ и детей-инвалидов), — мультимедийные презентации, мультимедийные дидактические пособия, интерактивные развивающие пособия.

Методические материалы и средства обучения

Перечень используемых методических пособий, методик, технологий, обеспечивающих реализацию содержания ООП, можно отразить в виде таблицы (табл.).

Принципы отбора перечня игрового оборудования с позиций ФГОС дошкольного образования

Согласно п. 3.3.1 ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Важен учет особенностей каждого возрастного этапа, который предполагает распределение игрового оборудования по возрастным группам (ранний возраст, младшая группа, средняя, старшая, подготовительная).

Охрана и укрепление здоровья детей диктуют необходимость наличия в списке оборудования для спортивных залов, сенсорных комнат, а также игр и пособий для их эмоционального развития.

Кроме того, учёт особенностей детей и коррекция недостатков их развития обязывает ДОО иметь оборудование для работы учителя-логопеда и дефектолога.

В соответствии с п. 3.3.2 ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности взрослых и детей (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, и при этом возможность их уединения.

Материально-техническое обеспечение основной образовательной программы

Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст

о; га гг- Ш 5 Образные игрушки

Предметы домашнего обихода

звивающ метно-игр среда Техника и транспорт

Атрибутика ролевая

га ,-г о и Маркеры пространства

Бросовые материалы, предметы-заместители

о; -Ъ Музыкальные игрушки и оборудование

Развивающ; среда творчески: видов деяте. ности Материалы и оборудование для художественного творчества

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности

Дидактические игрушки и наглядные пособия

га ■ >5: охУ Фг-О гага^х о гасо^ Конструкторы

Игрушки и оборудование для экспериментирования, в том числе динамические игрушки

Библиотека (стационарная или передвижная)

Средства ИКТ: интерактивные игрушки

Средства ИКТ: интерактивная доска

Средства ИКТ: ПК/ноутбуки/планшеты с развивающими играми

Развивающая среда для укрепления здоровья Спортивное оборудование

Оздоровительное оборудование

Оборудование участка

• выполнение основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.).

Возможность уединения детей достигается путем использования маркеров игрового пространства, специальной мебели.

Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, предполагает наличие оборудования природоведческой, патриотической, этнологической направленности.

В соответствии с п. 3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. При этом необходимо, чтобы

Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) достигается с помощью наличия оборудования для сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, детских спектаклей, образовательных ситуаций.

Двигательная активность детей включает:

• выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

• формирование опорно-двигательной системы организма;

• развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

насыщенность среды соответствовала возрастным возможностям детей и содержанию ООП.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой ООП).

Средства обучения — предметы, позволяющие улучшить качество образовательного процесса, повысить его результативность. К ним относятся различного рода дидактические пособия, технические средства и т.д.

Расходные материалы — это раздаточные материалы, которые выдаются детям для творчества и пр.

Инвентарь — предметы и оборудование, прежде всего, для трудовой деятельности.

Таким образом, важно обеспечить все виды детской деятельности — игровую, познавательную, исследовательскую и творческую.

Двигательная активность детей во ФГОС ДО имеет особый статус. Учитывая периодичность ее упоминания в различных разделах ФГОС, а также специфику детского развития, приходим к выводу, что двигательной деятельности должно быть уделено особое внимание. Поэтому необходимо разнообразное оборудование для всех ее аспектов, среди которых отдельно выделяется развитие крупной и мелкой моторики.

Самовыражение детей — это проявление индивидуальности в творческой деятельности (изобразительная и игровая деятельность, конструирование), а также художественно-творческих способностей по созданию и преобразованию идеальных и материальных объектов. С этой позиции перечень игрового и дидактического оборудования должен включать в себя материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, развития фантазии, творческого воображения.

Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, и т. д.);

• наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, например предметов-заместителей в детской игре — сенсорных материалов, геометрических фигур и пр.

При составлении списка игрового оборудования необходимо также обратить внимание на

эстетичность внешнего вида игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, логику игры в её описании, на культурошобразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям, на возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями), на ее прочность и долговечность, на материалы, которые использовались при ее изготовлении (они должны быть экологически чистыми), наконец, на качество описания игрушки и ее упаковку.

Качество материально-технических условий выявляется в процессе оценки соответствия материально-технических условий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития детей, а также требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методические комплекты, оборудование, предметное оснащение).

Финансовые условия реализации основной образовательной программы

Финансовые условия описывают структуру и объем расходов, необходимых для реализации ООП (на средства обучения и воспитания, приобретение учебных и дидактических материалов, оборудования, спецодежды, игрушек, на оплату труда сотрудников, обеспечение их дополнительного профессионального образования, оплату коммунальных услуг и пр.).

Данная группа условий отражена в ООП ДО (п. 3.5), в ФГОС ДО (п. 3.6), в Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, в авторских комплексных программах дошкольного образования.

Бюджетное финансирование дошкольного образования в его вариативных организационных формах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (статья 5) с 1 января 2014 года в системе дошкольного образования введен новый механизм финансирования.

Его сущностная характеристика раскрывается в иной бюджетной политике, предусматривающей

переход со сметного финансирования на нормативное. Новый механизм финансирования также переводит дошкольное образование с муниципального уровня на более высокий — субъектовый (региональный уровень). Статья 99 Федерального закона № 273 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» закрепляет право граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательной организации различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Нормативы (уровень субъекта) определяются по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС; по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ. Также учитываются тип образовательной организации, форма обучения, ФГТ (при их наличии), сетевая форма реализации образовательных программ, образовательные технологии, специальные условия получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся.

Важно отметить, что законодательно частные организации также получают субсидии от субъектов на реализацию программы.

Согласно Федеральному закону № 273 финансирование услуг частных образовательных организаций аналогично по размеру финансированию соответствующих услуг государственных, муниципальных организаций:

• субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых субъектами Российской Федерации для муниципальных организаций;

• субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

Одна из положительных тенденций Федерального закона № 273 заключается в том, что теперь перенаправить субвенцию, выделенную на систему дошкольного образования, на другие нужды нельзя.

К настоящему моменту на федеральном уровне издан приказ Минобрнауки России от 17 октября

2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; разработан план действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (утвержден первым заместителем министра образования и науки Российской Федерации Н. В. Третьяк 31 декабря 2013 г.); разработана и размещена в Реестре примерная основная образовательная программа дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 29 июля 2015 г. № 08-1164); осуществлено стартовое методическое сопровождение и корректировка ФГОС СПО и ВПО.

На региональном уровне представлен план действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (региональная «дорожная карта», сетевой график и т. п.); утвержден норматив обеспечения введения и реализации ФГОС ДО (для расчета субвенций и субсидий), включая затраты на создание предметно-развивающей среды, повышение квалификации кадров (письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002).

Объем финансового обеспечения определяется исходя из форм, направленности программ, контингента воспитанников, выбранного режима реализации программы и не зависит от самой программы. В контексте новой идеологии — от новой образовательной политики к новой экономической политике — финансируется не программа, а условия, которые должны быть созданы.

Законодательно определены следующие условия реализации программы: кадровые; финансовые; материально-технические; психолого-педагогические. ФГОС ДО определяется как стандарт условий, которые задают траекторию развития ребенка.

Одна из новаций ФГОС ДО (п. 2.5) заключается в том, что ООП ДО реализуется в ДОО на протяжении всего дня. Это, в свою очередь, требует работы в течение всего дня воспитателя, учебно-вспомогательного персонала и других педагогических работников. Данное положение влияет на финансирование образовательной организации. В случае, если ООП в образовательном процессе действует лишь 2-3 часа, то это приведет к увеличению родительской платы, а субъект будет вынужден снизить расходы на заработную плату педагогам.

Таким образом, государство оплачивает всё, что связано с реализацией образовательной программы, которая требует наличия: • педагогических работников (воспитатели) и

учебно-вспомогательного персонала (помощник воспитателя) — они должны быть обяза-

тельно, их количество определяется исходя из особенностей продолжительности работы;

• специализированных педагогов при работе с детьми с ОВЗ — на группу один квалифицированный специалист;

• прочих педагогических работников — социального педагога, логопеда, психолога, музыкального работника, педагога дополнительного образования, физкультурных работников, старшего воспитателя, дефектолога (указанные должности определяются в зависимости от программы, вопрос о том, сколько должно быть специалистов не оговаривается — данное положение отдается на откуп субъекту РФ);

• административно-управленческого персонала, медицинского (медицинские услуги оказываются на основе лицензии или сетевого взаимодействия — аутсорсинг) и обслуживающего персонала (уборка и охрана учреждения).

С учетом сказанного, следует констатировать, что реализация ФГОС ДО должна быть обеспечена соответствующими условиями. Перечисленные должности финансируются за счет субъекта РФ, при этом важно знать, что:

• помощник воспитателя не относится к педагогическим работникам (это учебно-вспомогательный персонал);

• если должность помощника воспитателя не будет прописана в образовательной деятельности ДОО, то она перейдет к функции присмотра и ухода, и ее будут оплачивать родители;

• функционал, связанный с уборкой и охраной учреждения имеет отношение к образовательной деятельности, так как эти условия необходимы для реализации программы.

Также важно учитывать, что инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог и прочие специалисты в ДОО участвуют в реализации ООП ДО и включены в содержание

ее обязательной (инвариантной) части, которая составляет 60% объема образовательной нагрузки. Данным работникам начисляются денежные средства на заработную плату с уровня субъекта РФ, поэтому подвергать их оптимизации, увольнению, сокращению в ДОО нельзя.

В то же время родители, как участники образовательных отношений, оплачивают услуги, которые не связаны с реализацией ООП в ДОО (услуги обслуживающего персонала по приготовлению питания, стирке, глажению белья и пр.). При этом, в случае если родительская плата значительно увеличивается, значит, субъект РФ перекладывает оплату образовательной деятельности на родителей, что является нарушением законодательства (ст. 65 ФЗ № 273).

Таким образом, показателями общей оценки качества финансовых условий выступают: обеспечение возможности выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации и структуре ООП ДО; обеспечение реализации обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации ООП ДО, а также механизмов их формирования.

В заключение отметим, что ресурсное обеспечение программы является одним из объектов оценки качества дошкольного образования, так как ФГОС ДО нацелен на создание условий для всестороннего развития детей. Одна из формул ФГОС ДО гласит: от диагностики контроля, от диагностики селекции к диагностике развития ребенка и определению совместно со взрослым его зоны ближайшего развития.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155. — URL: http://www.firo. ru/?page_id = 11678 (дата обращения: 10.12. 2020).

2. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию: приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324.— URL: http://base.garant.ru/70581476/ (дата обращения: 10.12.2020).

3. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70759410/ (дата обращения: 10.12.2020).

4. Асмолов, А. Г. Стандарт — это норма необходимого разнообразия / А. Г. Асмолов // Современное дошкольное образование. — 2013. — № 5(37). — C. 14-19.

5. Кудрявцев, В. Т. Об образовательном статусе дошкольной ступени в свете новейших административных трендов / В. Т. Кудрявцев // Современное дошкольное образование. — 2013. — № 3 (35). — С. 10-17.

6. Кравцова, Е. Психологические основы стандартов дошкольного образования / Е. Кравцова, Г. Кравцов // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6. — С. 6-17.

7. Линскотт, Л. Основная задача педагога — способствовать развитию ребенка / Л. Линскотт // Современное дошкольное образование. — 2015. — № 7. — С. 12-17.

8. Шиян, О. А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст / О. А. Шиян // Современное дошкольное образование. — 2013. — № 5(37). — С. 68-78.

9. Шеридан, С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования / С. Шеридан // Современное дошкольное образование. — 2013. — № 5(37). — С. 26-29.

10. Шмис, Т. Г. Наши детские сады снаружи инновационные, а внутри — традиционные / Т. Г. Шмис // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. — № 6. — С. 20-22.

References

1. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart doshkolnogo obrazovaniia: utverzhden prikazom Min-isterstva obrazovaniia i nauki ot 17 oktiabria 2013 g. № 1155. [Federal state educational standard of preschool education: approved by the order of the Ministry of Education and Science of 17, October, 2013 № 1155]. Available at: http://www.firo.ru/?page_id = 11678 (accessed 10 December, 2020).

2. Ob utverzhdenii pokazatelei deiatelnosti obrazovatel-noi organizatsii, podlezhashchei samoobsledovaniiu: prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 10 dekabria 2013 g. № 1324. [On the approval of the indicators of the activity of an educational organization due to self-examination: order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 10 December, 2013, № 1324]. Available at: http://base.garant. ru/70581476/ (accessed 10 December, 2020).

3. Ob utverzhdenii pokazatelei, kharakterizuiushchikh obshchie kriterii otsenki kachestva obrazovatelnoi dei-atelnosti organizatsii, osushchestvliaiushchikh obrazo-vatelnuiu deiatelnost: prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 5 dekabria 2014 g. № 1547. [On the approval of the indicators characterizing general criteria of the assessment of the quality of an educational organization activity: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 5 December, 2014, № 1547]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70759410/ (accessed 10 December, 2020).

4. Asmolov A. G. (2013) Standart — eto norma neobk-hodimogo raznoobraziia [Standard is a norm of necessary diversity]. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie, n. 5(37), pp. 14-19.

6.

7.

9.

10.

Kudriavtsev V. T. (2013) Ob obrazovatelnom statuse dos-hkolnoi stupeni v svete noveishikh administrativnykh trendov [On the educational status of the preschool stage in view of new administrative trends]. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie, n. 3 (35), pp. 10-17. Kravtsova E., Kravtsov G. (2013) Psikhologicheskie osnovy standartov doshkolnogo obrazovaniia [Psychological foundations of preschool education standards]. Doshkolnoe vospitanie, n. 6, pp. 6-17. Linskott L. (2015) Osnovnaia zadacha pedagoga — sposobstvovat razvitiiu rebenka [The main task of an educator is to facilitate child's development]. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie, n. 7, pp. 12-17. Shiian O. A. (2013) Novye predstavleniia o kachestve doshkolnogo obrazovaniia i mekhanizmy ego podder-zhki: mezhdunarodnyi kontekst [New ideas about the quality if preschool education and the mechanisms of its maintenance]. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie, n. 5 (37), pp. 68-78.

Sheridan S. (2013) Nuzhno otsenivat ne detei, a kachest-vo doshkolnogo obrazovaniia [We should not assess children; we should assess the quality of preschool education]. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie, n. 5 (37), pp. 26-29.

Shmis T. G. (2013) Nashi detskie sady snaruzhi inno-vatsionnye, a vnutri - traditsionnye [Our kindergartens are innovative from the outside, but traditional inside]. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriia i praktika, n. 6, pp. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.