Научная статья на тему 'Гармоничные супружеские отношения как основа благополучия ребенка'

Гармоничные супружеские отношения как основа благополучия ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
775
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / ТИПЫ СЕМЕЙ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / CHILD-PARENT RELATIONS / MARITAL RELATIONS / CHILD''S AFFECTION / EDUCATIONAL INFLUENCE / TYPES OF FAMILIES / CORRECTIONAL COUNSELLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нагимова Е.С.

В статье анализируется влияние супружеских и межличностных отношений на благополучие ребенка. На основе анализа супружеских и детско-родительских отношений выделены различные типы семей и соответствующие им психологические и социальные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нагимова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonious marital relations as a basis of child''s well-being

The article analyses how marital and interpersonal relations influence the well-being of a child. On the basis of the study of marital and parent-child relations the author distinguishes different types of families and respective psychological and social features of them.

Текст научной работы на тему «Гармоничные супружеские отношения как основа благополучия ребенка»

УДК 159.99:316.356.2

Нагимова Евгения Сергеевна

Nagimova Evgenia Sergeyevna

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры прикладной психологии и девиантологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

PhD in Psychology, Senior Lecturer, Applied Psychology and Deviant Studies Department, Bashkir State Pedagogical University

ГАРМОНИЧНЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

HARMONIOUS MARITAL RELATIONS AS A BASIS OF CHILD'S WELL-BEING

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется влияние супружеских и межличностных отношений на благополучие ребенка. На основе анализа супружеских и детско-ро-дительских отношений выделены различные типы семей и соответствующие им психологические и социальные особенности.

The article analyses how marital and interpersonal relations influence the well-being of a child. On the basis of the study of marital and parent-child relations the author distinguishes different types of families and respective psychological and social features of them.

Ключевые слова:

Keywords:

детско-родительские отношения, супружеские отношения, привязанность ребенка, воспитательное влияние, типы семей, психокоррекцион-ная работа.

child-parent relations, marital relations, child's affection, educational influence, types of families, correctional counselling.

Семья - один из важнейших институтов воспитания, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье, особенно близко ребенок воспринимает оценку взрослого, его позиции по отношению к себе, состояние матери и отца, изменение стереотипов повседневной жизни и др.

Для ребенка семья является целым миром, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, чувствовать, радоваться. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые оказывают на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого формируются либо благоприятные условия, создающие основу для гармоничного психического и физического развития, и ребенок растет доброжелательным, открытым и общительным, либо неблагоприятные, что приводит к тревожности, закрытости, агрессии ребенка.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных разлук с одним или обоими родителями, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Д. Майерс отводит наиболее важную роль в этом аспекте раннему опыту воспитания детей в определенной культурной среде, традициям, заложенным в семье, эмоциональным отношениям между родителями и детьми. Реакции родителей на определенное поведение ребенка, уровень гармонии либо дисгармонии в семье - все это и есть самые важные факторы, обусловливающие поведение ребенка в дальнейшем [1].

Диагностическое обследование, результаты которого представлены в настоящей статье, включало в себя изучение межличностных и супружеских взаимоотношений в семьях города Уфы с целью оказания социально-психолого-педагогической и консультативно-методической помощи. В исследовании приняли участие 59 семей разного социального и материального статуса, дети дошкольного и младшего школьного возраста (от 6 до 13 лет) и их родители, всего 118 человек.

В результате проведенного исследования был выявлен социально-психолого-педагогический статус детей и их семей, выделены разные типы семей, определена стратегия оказания помощи семьям, составлены рекомендации. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В статье приведены результаты анкеты «Социально-психологический портрет современной семьи», на основе данных которой были выделены типы семей с разным статусом супружеских отношений и различной степенью гармоничности межличностных взаимоотношений.

В результате проведенного исследования были выделены три типа семей, различающиеся по качественному составу, характеру эмоциональных связей диады «родитель - ребенок», особенностям супружеских и межличностных отношений. К первому типу было отнесено 10,2 % семей, между членами которых установлены положительные эмоциональные контакты; наблюдаются гармоничные супружеские и межличностные взаимоотношения; брак зарегистрирован. Ко второму типу было отнесено 64,2 % семей, между членами которых установлены недостаточно стойкие эмоциональные контакты; наблюдаются конфликтные супружеские взаимоотношения; брак зарегистрирован. К третьему типу было отнесено 25,6 % семей, имеющие конфликтные супружеские взаимоотношения, дисгармоничные детско-родительские отношения; родители в разводе.

Проанализируем качественные характеристики выделенных типов семей.

Семьи первого типа являются полными, брак зарегистрирован, в 70 % случаях у ребенка есть братья или сестры. Родители имеют высокий уровень образования (высшее или неоконченное высшее). Социально-экономический уровень семьи отличается стабильностью, имеется собственное жилье, ребенку предоставлена отдельная комната.

Анализ детско-родительских отношений в семьях первого типа позволил выявить, что на ребенка оказывают одинаковое воспитательное влияние как мать, так и отец. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее гармоничный тип воспитания формируется именно в полных семьях, когда мать и отец имеют равное воспитательное влияние на ребенка, что создает гармоничную основу его психического и физического развития. Фигуры матери и отца обладают равным авторитетом. Эта особенность свойственна только данным типам семей. Большинство детей одинаково привязаны как к отцу, так и к матери (в остальных типах семей привязанность ребенка отмечалась лишь к матери или другим членам семьи, но не к отцу). Такие семьи в полном составе часто посещают парки, ходят в кино, гуляют, соблюдают семейные традиции, считают себя крепкими.

Таким образом, только 10,2 % исследуемых семей имеют гармоничные супружеские и дет-ско-родительские взаимоотношения, что, безусловно, можно считать благоприятной основой для оптимального психического и физического развития ребенка.

Семьи второго типа являются полными, брак зарегистрирован. Образование родителей -среднее и выше среднего уровня. Социально-экономический уровень отличается стабильностью, имеется собственное жилье.

Анализ детско-родительских отношений в семьях данного типа позволил установить, что в большинстве случаев воспитательное влияние на ребенка оказывает мать, реже - отец. Одинаковое воспитательное влияние как матери, так и отца встречается редко. Авторитетной фигурой для ребенка является мать. Рассматривая привязанность ребенка в данном типе семей, отметим, что большинство детей привязаны к матери (иногда к бабушкам и дедушкам, редко - к отцу). Данный тип семей характеризуется недолгим совместным времяпрепровождением, недостаточное внимание уделяется проведению общесемейных мероприятий. Такие семьи отмечают недостаток времени для воспитания ребенка, большое значение придается дисциплине, воспитанию трудолюбия и успеваемости ребенка.

Семьи, отнесенные нами к третьему типу, могут быть описаны следующим образом: неполные, в 80 % случаях ребенка воспитывает мать, 13 - % отец, 7 % - бабушка (опекун). Супруги находятся в разводе, имеются конфликтные супружеские взаимоотношения, образование родителей характеризуется средним и низким уровнем. Социально-экономический уровень отличается нестабильностью, семьи проживают в съемной квартире или у родственников, редко имеется собственное жилье.

Анализ детско-родительских отношений позволил установить, что в большинстве случаев воспитательное влияние на ребенка оказывает мать, никогда - отец. Одинаковое воспитательное влияние как матери, так и отца не встречается. На основе анализа структуры семьи было выявлено, что в разведенных семьях фигура отца никогда не является авторитетной для ребенка, отец не имеет никакого воспитательного влияния. Это может быть связано с установлением матерью дистантных отношений между ребенком и его отцом. В некоторых случаях в разведенной семье, где ребенок остается с матерью, информация, касающаяся сведений об отце, не заполнялась. Все это позволяет говорить о необходимости психокоррекционной работы в разведенных семьях, где важным аспектом деятельности является работа не только с ребенком, но и с матерью ребенка. Авторитетной фигурой для ребенка является фигура матери, которая оказывает наибольшее воспитательное влияние. Большинство детей привязаны к матери, иногда к бабушкам и дедушкам, редко - к отцу. В семьях отсутствует совместное времяпрепровождение, недостаточно внимания уделяется общесемейным мероприятиям. Такие семьи отмечают недостаток времени для воспитания ребенка, большое значение придается дисциплине, воспитанию трудолюбия и успеваемости ребенка.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что важным направлением психокоррекционной работы в семьях с нарушенными супружескими взаимоотношениями является выстраивание адекватных и положительных взаимоотношений между родителями ребенка, несмотря на то, что они находятся в разводе. Большое значение должно уделяться работе с матерью ребенка [2], в ходе которой должна быть объяснена значимость фигуры отца в гармоничном психическом, умственном, социальном, личностном и физическом развитии ребенка. В ходе работы с матерью следует делать акцент на том, что ребенок воспринимает себя как часть родителей, т. е. сознание ребенка не может дистанцировать фигуру отца, так как она является его частью.

Ошибкой многих матерей является то, что, настраивая ребенка против отца (матери вследствие осознаваемой или неосознаваемой обиды могут высказывать мысли, что отец плохой и т. д., происходит перенос негативных супружеских отношений на детско-родительские), на самом деле она настраивает ребенка против самого себя. Именно поэтому в разведенных семьях дети часто считают себя виновными в ситуации развода. Это чувство вины (часто неосознаваемое) может привести к различным невротическим реакциям, психосоматическим расстройствам, стрессовым состояниям, аутоагрессии у ребенка, плохой учебе, нарушениям дисциплины [3]. Необходимо понимать, что данное явление является следствием дисгармоничной ситуации в данный момент жизни ребенка. Некоторые родители обращаются к психологам с просьбой снять тревожность или агрессию у ребенка, которые воспринимаются ими как причина, тогда как эти явления являются следствием (например, развода, конфликта в семье).

Таким образом, только наличие гармоничных супружеских отношений может привести к созданию благоприятной основы для успешного психологического, эмоционального и физического развития ребенка.

Ссылки:

1. Майерс Д. Социальная психология : пер. с англ. СПб., 1997.

2. Нагимова Е.С., Шабаева Г.Ф. Основные теоретические подходы в изучении материнства в зарубежной и отечественной психологии // Казанская наука. 2015. № 9. С. 187-189.

3. Миронова Е.С. Роль матери в формировании психического и физического благополучия ребенка // Современная семья: традиции и инновации. Уфа, 2014. С. 39-43.

References:

Mironova, ES 2014, 'The role of the mother in the formation of mental and physical well-being of the child', Sovremennaya sem'ya: traditsii i innovatsii, Ufa, pp. 39-43, (in Russian).

Myers, D 1997, Social Psychology, St. Petersburg, (in Russian).

Nagimova, ES & Shabaeva, GF 2015, 'The main theoretical approaches in the study of motherhood in the foreign and domestic psychology', Kazanskaya nauka, no. 9, pp. 187-189, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.