Научная статья на тему 'ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ'

ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участники / боевые действия / преимущественное право / обеспечение / органы исполнительной власти / participants / military operations / preferential right / provision / executive authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Артем Евгеньевич

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день теме, затрагивающей проблемы существующего правового регулирования вопроса о преимущественном праве на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвовавших в боевых действиях. На основе комплексного анализа норм действующего законодательства, регулирующего область общественных отношений, складывающихся по поводу реализации указанного преимущественного права, а также соответствующая заявленной тематике литературы, содержащей различные доктринальные точки зрения отдельных авторов, выявлены имеющиеся проблемы. В заключение предлагаются изменения, которые следует внести в действующее законодательство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

-

This article is devoted to a topic that is relevant today, affecting the problems of the existing legal regulation of the issue of the preferential right to provide housing for persons from among orphans and children left without parental care who participated in hostilities. It analyzes both the current legislation regulating the field of public relations that are developing regarding the implementation of this preferential right, and the literature corresponding to the declared topic, containing various doctrinal points of view of individual authors. In conclusion, the amendments that should be made to the current legislation of the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 349.444 ББК 67.404

Артем Евгеньевич Гончаров

студент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

goncharovae29@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

Научный руководитель/ Марина Михайловна Милованова

доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), юрист ООО «Мариокс центр», кандидат юридических наук, доцент

ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшней день теме, затрагивающей проблемы существующего правового регулирования вопроса о преимущественном праве на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвовавших в боевых действиях.

На основе комплексного анализа норм действующего законодательства, регулирующего область общественных отношений, складывающихся по поводу реализации указанного преимущественного права, а также соответствующая заявленной тематике литературы, содержащей различные доктринальные точки зрения отдельных авторов, выявлены имеющиеся проблемы. В заключение предлагаются изменения, которые следует внести в действующее законодательство Российской Федерации.

Ключевые слова: участники, боевые действия, преимущественное право, обеспечение, органы исполнительной власти.

milovanova_marin@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

A.E. GO

Student of the Kutafin Moscow State Law Unive.s.y ,_______,,

goncharovae29@mail.ru 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

SCIENTIFIC SUPERVISOR: M.M. MILOVANOVA Associate Professor of Criminalistics Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Lawyer of Mariox Center LLC, Candidate of Law, Associate Professor milovanova_marin@mail.ru 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

GUARANTEES OF ENSURING THE HOUSING RIGHTS OF PERSONS FROM AMONG ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE WHO PARTICIPATED IN HOSTILITIES

Annotation. This article is devoted to a topic that is relevant today, affecting the problems of the existing legal regulation of the issue of the preferential right to provide housing for persons from among orphans and children left without parental care who participated in hostilities. It analyzes both the current legislation regulating the field of public relations that are developing regarding the implementation of this preferential right, and the literature corresponding to the declared topic, containing various doctrinal points of view of individual authors. In conclusion, the amendments that should be made to the current legislation of the Russian Federation are proposed.

Key words: participants, military operations, preferential right, provision, executive authorities.

В условиях того, что Российская Федерация провозглашается социальным государством1, возникает необходимость со стороны государственных структур обеспечивать материальными благами лиц, подвергшихся различным социальным потрясениям. К таким, в частности, относятся участники боевых действий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование рассматриваемого вопроса осуществляется статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ)2. Некоторые авторы отмечают, что неудачный опыт реализации данной статьи склоняет субъекты Российской Федерации к принятию законов,

1 См.: ст. 7 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 17.09.2023).

2 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 23.12.1996. — № 52. — ст. 5880.

противоречащих нормам, принятым на федеральном уровне [4, С. 64]. В этой связи прослеживается назревшая необходимость внесения изменений в нее с целью увеличения эффективности реализации жилищных прав определенных данным законом категорий лиц.

На сегодняшний день Федеральный закон № 159-ФЗ закрепляет пункт 9.1 статьи 8, согласно которому «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи».

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что речь идет лишь о конкретных территориях, на которых осуществлялись боевые действия, что не вполне корректно. Вместе с тем, признание законодателем преимущественного права на обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвовавших и в других боевых действиях было бы вполне логичным, поскольку уравнивает в правах участников различных боевых действий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим представляется целесообразным внесение в указанный нормативный правовой акт соответствующих изменений, тем самым признав преимущественное право на обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвовавших и в других боевых действиях. Это будет способствовать более справедливому и единообразному подходу нормотворчества с точки зрения других федеральных законов, в том числе Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»1, частью 1 статьи 3 которого предусматриваются и иные категории лиц, имеющих статус ветерана боевых действий.

Боевые действия, толкование определения которых предоставил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 18.05.2023 № 11, представляют собой организованное применение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов в военном конфликте, охватывающем все виды вооруженного противоборства, включая войны и вооруженные конфликты, а также в иных случаях в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (например, участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для

1 Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 16.01.1995. — № 3. — ст. 168.

предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений органов, уполномоченных их принимать в соответствии с международными договорами, участие в проведении контртеррористической операции, специальной военной операции либо защита Государственной границы Российской Федерации)1.

Считаем, что интерес представляет предложение, сформированное в рамках законопроекта, согласно которому преимущественное право лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением может переходить по наследству2. Данное предложение положительно скажется на правовом статусе наследников указанных лиц.

Кроме того, следует продолжать расширение перечня лиц, за которыми закреплено преимущественное право на обеспечение жилым помещением. Так, следует признать такое право и за лицами, чьи родители или единственный родитель погибли в связи с военными действиями или признаны (либо признан) судом умершими (либо умершим) при проведении боевых действий. Причем следует отметить, что пункт 2 статьи 45 Гражданского кодекса РФ закрепляет возможность признания судом умершими не только военнослужащих, но и «иных граждан»3. Поэтому таковым могут быть признаны, по сути, любые лица (например, гражданские), погибшие в связи с военными действиями, предварительно объявленные пропавшими без вести. Справедливо отмечают те ученые, которые пишут, что специфика объявления военного или другого гражданина умершим в связи с боевыми действиями состоит в том, что суд должен установить причинную связь между боевыми действиями и неизвестным исчезновением гражданина, в отношении которого в суд поступило ходатайство об объявлении его умершим [2, С. 557]. Поэтому связанные с объявлением гражданина умершим в связи с боевыми действиями правовые последствия наступать в случае отсутствия установленной судом причинно-следственной связи с исчезновением гражданина не будут.

Гарантией обеспечения реализации преимущественного права на обеспечение жилым помещением лиц соответствующих категорий видится в информировании таких лиц о наличии у них соответствующего права и порядке его реализации. Также в этом смысле необходимо отметить в целом

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» // «Бюллетень Верховного Суда РФ». — № 7. — июль. — 2023.

2 См.: законопроект № 293639-8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/293639-8 (дата обращения: 17.09.2023).

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 05.12.1994. — № 32. — ст. 3301.

необходимость взаимодействия ведомственных структур Министерства Обороны Российской Федерации (далее — МО РФ) с иными органами государственной власти на основе определенных принципов [3, С. 50], к которым, в частности, относятся принципы законности; единства системы федеральных исполнительных органов власти; защиты прав и свобод человека и гражданина [5, С. 21]. В условиях цифровизации трансформация такого взаимодействия увеличивает его эффективность. Так, в научной литературе отмечают, что в настоящее время работу системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает специальный аппаратно-программный комплекс, сервисы которого постоянно обновляются и развиваются [1, С. 49]. В связи с этим МО РФ необходимо постоянно осуществлять мониторинг, собирание, обработку в целях передачи информации, в том числе о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, участвовавших в боевых действиях, либо родители или единственный родитель которых погибли при проведении боевых действий или признаны (либо признан) судом умершими в связи с военными действиями в надлежащие органы исполнительной власти, составляющие список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц.

На основании вышеизложенного, представляется, что пункт 9.1 статьи 8 рассматриваемого Федерального закона следует изложить следующим образом: «9.1. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в боевых действиях и отнесенные к категории ветеранов боевых действий имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи». Кроме того, необходимо включить в данную статью пункт 9.2 и изложить его в следующей редакции: «9.2. Лица из числа детей-сирот, родители или единственный родитель которых являлись участниками боевых действий и погибли при их проведении, а равно лица, оставшиеся без родительского попечения, вследствие признания судом их родителей или единственного родителя умершими (либо умершим) в связи с военными действиями имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, кроме лиц, указанных в пункте 9.1 настоящей статьи».

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Глухов, Е.А. Правовые аспекты управления организационным взаимодействием в сфере обороны и военной безопасности // Lex Russica (Русский закон). — 2022. — Т. 75. — № 11 (192). — С. 42-54.

2. Матвеенко, А.Н. Теоретический анализ объявления лица умершим в период военных действий // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы XXIII национальной науч. конференции (с международным участием), Таганрог, 15-16 апреля 2022 года.

— Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. — С. 556558.

3. Рыбакова, М.А. Основные принципы и разновидности взаимодействия Минобороны России с иными государственными органами в сфере нормотворческой деятельности // Вестник военного права. — 2018. — № 2.

— С. 50-57.

4. Сенникова, Д.В. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: оценка региональных инициатив // Образовательное право и законодательство: тренды и стратегия развития: Сб. статей Международной науч.-практич. конференции, Томск, 25-26 февраля 2022 г. / Под ред. С.В. Ведяшкина, Д.В. Сенниковой. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. — С. 60-65.

5. Тутов, А.С. Взаимодействие Министерства обороны с органами государственной власти: общетеоретические и правовые аспекты // Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом: сборник науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11 февраля 2017 г. Том Выпуск IV. — Новосибирск: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. — С. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.