Научная статья на тему 'ГАЛЕРЕЯ «ЛЕАРТ» – ПЕРВОПРОХОДЕЦ АРТ-РЫНКА ИРКУТСКА И ОПЫТНЫЙ УЧАСТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА'

ГАЛЕРЕЯ «ЛЕАРТ» – ПЕРВОПРОХОДЕЦ АРТ-РЫНКА ИРКУТСКА И ОПЫТНЫЙ УЧАСТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частная галерея / «ЛеАрт» / Лина и Дмитрий Ермонтович / художественная жизнь / арт-бизнес / Иркутск / private gallery / LeArt / Lina and Dmitry Ermontovich / art life / art business / Irkutsk

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.П. Юрчук

Статья посвящена исследованию деятельности первой частной галереи Иркутска «ЛеАрт». Это представляется актуальным в связи тем, что практика частных галерей в России, возникших после 1990-х годов, недостаточно изучена. Вместе с тем именно они являются активными участниками арт-рынка и художественной жизни регионов, динамично реагируют на интересы аудитории, а также формируют коллекции галереи. Предпринимается попытка систематизирования сведений о галерее – концепции и формах работы частного учреждения культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“LEАRT” GALLERY AS A PIONEER OF THE IRKUTSK ART MARKET AND AN EXPERIENCED PARTICIPANT IN THE ARTISTIC LIFE OF THE CITY

The article is devoted to the study of the activities of the first private gallery of Irkutsk “LeАrt”. It seems relevant due to the fact that the practice of private galleries in Russia, which had emerged after the 1990s, has not been sufficiently studied. At the same time, they are the active participants of the art market and of the artistic life of the regions, they dynamically respond to the interests of the audience, and also form the collections of the gallery. The author attempts to systematize information about the gallery – the concept and forms of work of a private cultural institution.

Текст научной работы на тему «ГАЛЕРЕЯ «ЛЕАРТ» – ПЕРВОПРОХОДЕЦ АРТ-РЫНКА ИРКУТСКА И ОПЫТНЫЙ УЧАСТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА»

гие народные умельцы были универсалами -занимались одновременно резьбой по дереву бивню мамонта и кузнецким делом. Иногда трактовка образа коня сводилась к минимальному изображению его характерных черт. Так, в некоторых ложках интерпретация вышеописанной формы скупа и решена настолько условно, что лишь угадывается в общем контуре черенка.

В народном искусстве образ коня встречается довольно часто на металлических украшениях якутского костюма в виде колец с парными изображениями конских голов, обращенных в стороны, кольцах сбруи, навер-шиях коновязей сэргэ, в чоронной пластике, фольклорных текстах и мифологических сюжетах эпоса олонхо. Сколько символов затерялось во времени, а символ коня на протяжении всей истории народа саха продолжает жить в бурном половодье веков.

Обобщая сказанное, отметим, что представленные в статье изделия из коллекции музея знакомят с многообразием форм и орнаментов кумысной посуды, бытовой утвари конца XVIII - второй половины XX в. Исполненное в соответствии с канонами и художественным стилем народное декоративно-прикладное искусство, как и эпические сказания олонхо, - целостное явление, яркий показатель материального и духовного бытия народа. Бесконечно возрождающийся во множестве творческих вариантов, этот феномен демонстрирует единство в традиционном русле якутской культуры.

Примечания

1. Первая часть статьи опубликована в № 3 (8) журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» (2021).

2. Сведения о мастере Тыытта влексей предоставил его потомок Николай Афанасьевич Макаров, уроженец Хангаласского улуса (1977 г.р.), заместитель главы МО «Хангаласский улус» (2012-2013 гг.), с 2014 по 14 октября 2018 г. заместитель министра Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). С октября 2018 г. - руководитель Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (Якутск).

Литература

1. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быЬаарыылаах улахан тылдьыта. В 15 т. Т. VI: Буквы Л, М, Н / АН РС (Я), ИГИ ; под общ. ред. П.А. Слепцова. - Новосибирск: Наука, 2009. - 528 с.

2. Гумилев, Л.Н. Искусство и этнос // Декоративное искусство СССР. - Москва, 1972. - № 1. - С. 37-41.

3. Исторические предания и рассказы якутов. В 2-х ч. Ч. 2 / подгот. Г.У Эргис ; под ред. А.А. Попова; АН СССР, ЯФ СО ИЯЛИИ. - Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1960. - 370 с.

4. Кубарев, Г.В. Культура древних тюрок Алтая: по материалам погребальных памятников / Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. - 400 с.

5. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. / [гл. ред. С.А. Токарев]. - Москва : Совет, энцикл., 1980-1982. Т. I. - 672 с.

6. Мыльников, В.П. Резьба по дереву в скифское время: Северная Азия / отв. ред. В. И. Молодин; РАН, СО, Ин-т археологии и этнографии. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2011,- 188 с.

7. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. / АН СССР. - Т. 3. - Москва : Изд-во АН СССР, 1958-1959,- 705 с.

8. Потапов, И.А. Якутская народная резьба по дереву/АН СССР, СО ЯФ ИЯЛИИ ; [отв. ред. Н.В. Черкасова]. - Якутск: Кн. изд-во, 1972. - 144 с.: ил.

Об авторе

Габышева Ася Львовна - главный научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Я), заслуженный деятель искусств РФ и PC (Я), действительный член Академии духовности Республики Саха (Якутия)

E-mail: asiagabysheva@yandex.ru

WOOD CARVING.

TRADITIONS AND INTERPRETATIONS (PART 2)

Gabysheva Asya Lvovna Chief Researcher at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Ya), Honored Artist of the Russian Federation and RS (Ya), full member of the Academy of Spirituality of the Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract: The second part of the article is devoted to koumys ware, which, along with the cup-choron, was an obligatory attribute of the Yakut summer festive - these are flat-bottomed volumetric bowls, passed around during the Ysyakh summer festive, decorated, like the chorons, with tiered carving, tied with metal hoops-charnis with noisy pendants. The set of ritual dishes included whorls with funnels for the process of making koumys, and impressive-sized ladles with which the precious drink was poured. The masters creatively used variations of the same elements, ornaments, creating a variety of artistic and technical solutions. In addition to ritual dishes, the author considers characteristic varieties of everyday utensils: wooden bowls, ladles for taking out cream and other forms that combine not only functionality and imaginative solution, but also reflect the household life of the people and mythological representations. The article also reviews the products of modern masters from the museum's collection.

Keywords: wood carving; artistic tradition; ornament; ke-rien ymyia; mataarchakh; koumys ladle; kenkelei funnel; ky-takh;folk craftsmen.

УДК 7.074; 7.075 О. П. Юрчук

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва Иркутск, Россия

ГАЛЕРЕЯ «ЛЕАРТ» -

ПЕРВОПРОХОДЕЦ АРТ-РЫНКА ИРКУТСКА И ОПЫТНЫЙ УЧАСТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА

Статья посвящена исследованию деятельности первой частной галереи Иркутска «Ле-Арт». Это представляется актуальным в связи тем, что практика частных галерей в России, возникших после 1990-х годов, недостаточно изучена. Вместе с тем именно они являются активными участниками арт-рынка и художественной жизни регионов, динамично реагируют на интересы аудитории, а также формируют коллекции галереи. Предпринимается попытка систематизирования сведений о галерее - концепции и формах работы частного учреждения культуры.

Ключевые слова: частная галерея; «ЛеАрт»; Лина и Дмитрий Ермонтович; художественная жизнь; арт-бизнес; Иркутск.

Современная художественная жизнь крупных городов предполагает обязательное наличие музеев, выставочных центров, частных художественных галерей. Из перечисленных институций именно частные галереи оказывают важное влияние на современное искусство, выступая в роли двигателей развития художественного процесса и эстетического воспитания социума. Эта стало темой целого ряда серьезных исследований, посвященных роли частных галерей [4; 8; 12]. Однако до конца XX века отечественная наука не рассматривала галереи современного искусства как организации, играющие значительную роль в формировании художественной и культурной жизни общества, задающие вектор развития современного искусства [5, с. 3]. Соответственно, в настоящее время идет накопление матери-

ала, посвященного галерейному делу, что позволяет считать данную статью актуальной.

За последние 20 лет в России произошли заметные изменения не только в способах передачи культурных сообщений, но и во взаимоотношениях между субъектами искусства и обществом. Одним из результатов этого процесса и стало появление новых институтов-трансляторов [10, с. 62]. К ним относятся частные художественные галереи. Как культурный феномен художественная галерея - явление относительно новое для постсоветской культуры нашей страны: «Общественная потребность в существовании такой структуры, как художественная галерея, давно назрела. Об этом заявляла, с одной стороны, невероятно активная художественная практика, требующая разнообразия и частоты экспонирования произве-

дений, а с другой стороны, всегда активный и возросший за последние двадцать лет интерес всего общества к изобразительному искусству, к новейшим его направлениям» [10, с. 68].

Эти причины отчасти явились импульсом для появления первой в Иркутске частной художественной галереи, основателями которой стали молодые предприниматели Лина Дмитриевна (Элина Дмитриевна Ярославцева) и Дмитрий Викентьевич Ермонтович. В 1990-е годы связь между художником и покупателем в Иркутске осуществлял, пожалуй, только магазин «Антей» [6]. На комиссию в «Антей» принимали в основном произведения членов Союза художников России (далее СХР). Попасть на арт-рынок Иркутска в те годы для молодых и официально не признанных художников было сложно.

В 1996 году супружеская пара Ермонтович открыла небольшой магазин с художественными материалами и сувенирами в здании иркутского отделения СХР. Спустя некоторое время иркутские художники начали приносить в магазин для продажи свои картины. Лина и Дмитрий работали в смежной с искусством сфере, но их, как «самых молодых и предприимчивых, просто вытолкнули в этот бизнес друзья-художники» [6] (сестра Дмитрия была замужем за художником Александром Куклисом).

Как отмечает Л. Ермонтович, «идея открытия галереи витала в воздухе. В мастерских у художников были накоплены картины, их никто не продавал». По сути, главными инициаторами открытия первой в Иркутске художественной галереи были сами художники, так как выставочных площадей было катастрофически мало, а единственным крупным устроителем выставок был областной художественный музей, который в основном экспонировал работы художников, удостоенных званий заслуженных и народных художников РФ.

Начало выставочной деятельности относится к 1998 году, когда были организованы первые выездные и персональные выставки иркутских художников. Из воспоминаний Лины Дмитриевны: «Когда мы открыли первый зал в 1999 году на улице Володарского, это

был настоящий праздник для всех художников Иркутска. Все собрались, потому что это была первая частная галерея в городе. Раньше ведь для того, чтобы картина попала на выставку, нужно было пройти худсоветы, а тут полная свобода! Художники и мы сами отбирали картины, которые будут показаны публике. Интерес был огромный, причем сразу у всего города» [1, с. 75].

Галерея была основана «с целью напоминания людям, что "не хлебом единым", а также для оказания поддержки иркутскому художественному сообществу» [11, с. 98]. Супружеская пара Ермонтович поставила перед собой задачу пропагандировать творчество иркутских художников, произведения которых находили отклик в их собственном сердце. «Палитра» (первое название галереи произошло от одноименного названия магазина) была открыта для молодых авторов, неизвестных пока широкому кругу. По этой причине она фазу приобрела популярность в среде художников и любителей искусства. Заняв нишу в художественной жизни Иркутска, молодая галерея начала выполнять функцию отбора и распространения произведений современного искусства.

Владельцы галереи избрали для себя новый и неопробованный в Иркутске формат работы - проектный метод, который, с одной стороны, имел своеобразные риски, с другой - давал свободу. Экспозиционная политика нового выставочного пространства включала в себя осуществление долгосрочных

Проект «Сакральная Азия». 2012. Галерея «ЛеАрт» (Иркутск) Фото

предоставлено Л. Д. Ермонтович

Проект «Ступени». Выставка учащихся на тему «Окна Иркутска» 2017

Арт-центр «Палитра» (Иркутск) Фото

предоставлено Л. Д. Ермонтович

проектов. «Маэстро» был посвящен творчеству известных художников; «Дебют» позволял увидеть новые восходящие звезды; проект «Незабытые имена» напоминал об ушедших из жизни авторах; «Солнечный круг» был связан с детским творчеством; «Арт-гостиная» знакомила посетителей галереи с приезжими художниками.

Деятельность галереи не исчерпывалась лишь выставочной, она выполняла образовательную функцию. Л. Ермонтович лично на протяжении многих лет занималась экскурсионной деятельностью, о чем говорила в одном из интервью [1, с. 75]. Помимо обычных зрителей, галерею могли посетить лица с ограниченными возможностями: одной из первых галерея организовала экскурсии и курсы рисования для инвалидов [6].

В 2002 году галерея стала организатором и исполнителем крупного международного проекта «Россия - Китай - дружба», инициатором которого выступила китайская сторона. Л. Ермонтович и художник Ван Вей (КНР) отобрали из мастерских иркутских художников 260 живописных полотен. Выставка была размещена в Императорском дворце в Пекине, а по окончании был издан небольшой каталог.

В этом же году произошло еще одно заметное событие в истории галереи - вынужденная смена месторасположения. Новое помещение находилось также в центре города - на Бабушкина, 1. Комната в деревянном доме была в плохом состоянии, отсутствовали водоснабжение и канализация. Но бытовые сложности

уравновешивались тем, что помещение было собственным, а не арендованным: «Шесть лет постепенно выкупали комнату за комнатой, брали и отдавали кредиты, постепенно приводили дом в порядок. Открыли здесь выставочный зал, багетную мастерскую, магазин художественных материалов...» [6].

В 2003 году галерея сменила название. Поводом для этого послужили увлечение бурятским искусством и необходимость найти оригинальное имя, чтобы выделиться на выездных выставках: галерей с названием «Палитра» было несколько. Из воспоминаний Л. Ермонтович: «В те годы мы каждый год летали в Москву на выставки в Манеж, в Центральный дом художника. И в связи с тем, что начали много выставлять бурятского искусства, решили переименоваться, чтобы продвигать этот бренд». Новое имя для галереи позаимствовали из буддийских верований: гороо - в буквальном смысле обряд, в процессе которого священное место обходят нечетное число раз по движению солнца, молясь о благополучии. В широком понимании «гороо» обозначает путь к самосовершенствованию и гармонии.

Увлечение творчеством художников из Бурятии положило начало для многолетнего проекта «Бурятская бронза». В рамках этого творческого проекта с 2004 по 2010 годы действовала скульптурная мастерская, организованная в Улан-Удэ. На протяжении этих лет Лина и Дмитрий Ермонтович приобретали произведения из бронзы, финансировали и принимали участие в создании скульптур, выпускали каталоги и демонстрировали работы не только в России, но и за рубежом: «В мире это было интересно, и это было явление. Родился новый бренд - бурятская бронза. И мы к этому имеем непосредственное отношение».

С 2007 года проявилась острая потребность показать городу «другое» искусство, и устроители галереи начали плотно взаимодействовать с иностранными художниками. С 2009 года галерея осуществляет плодотворное сотрудничество с Монголией. Многолетний проект «Краски Монголии», зародившийся в то время, способствовал укреплению дружбы

между странами и обеспечивал культурный взаимовыгодный обмен.

Также в числе крупных проектов, осуществленных галереей, можно назвать творческий проект «Моя Сибирь». В рамках этого проекта с 2010 по 2013 годы проводились выставки в Иркутске, Улан-Удэ, Канадзаве (Япония), издавалась печатная продукция. Основная идея проекта - показать, как художники видят свой регион: для одних - это портрет родителей, для других - родной дом, для третьих - пейзаж с величественной тайгой. Для экспонирования работ на выездных выставках была создана специальная металлическая конструкция, в которой рама к раме картины соединялись в единый пазл «Моя Сибирь». В 2013 году этот проект занял первое место в конкурсе творческих проектов Иркутска. В этом же году галерея осуществила еще один масштабный культурный проект - «Улица искусства», который заключал в себе четкую социальную направленность и активное взаимодействие с молодежью. В ходе проекта в ТРК «Модный квартал» было создано три экспозиции - «прогулки» по 1960-1970-м, 1980-1990-м, 2000-2010-м годам. Цель проекта - создание новой формы организации художественной выставки, которая сочетала бы традиционный способ экспонирования произведений искусства с нестандартным подходом (в синтезе с музыкой, танцами и интерактивным элементом).

Долгосрочные проекты не только дали возможность работать на высоком уровне, расширяя перспективы взаимодействия между художником и галереей, но и стали источником зарождения новых форм деятельности. Так, в результате многолетнего проекта «Солнечный круг», посвященного детскому творчеству, в 2010 году появилась школа рисования. В нем сочетались личный и общественный интерес: желание Л. Ермонтович дать сыну первые художественные навыки и спрос на детское художественное образование у клиентов, знакомых и друзей галереи (в те годы государственные художественные школы принимали детей с 12 лет). Арт-центр «Палитра» осуществлял художественную подготовку детей начиная с 3 лет. Школа стала

любимым детищем, к настоящему времени в школе рисования разработана программа «Азбука искусства», адаптированная под разные возрастные категории детей.

В 2010 году галерея вновь была переименована. Новое название «ЛеАрт» отвечало современным тенденциями нейминга (название, основанное на фактически имеющемся личном бренде) и включало в себя аббревиатуру имени и фамилии владелицы галереи.

Одним из факторов успешной галерейной деятельности является наличие коллекции произведений искусства, и в галерее к этому моменту она имелась. Формирование коллекции галереи началось еще в конце 1990-х го-

дов. Первые шесть картин, которые положили начало, были куплены у иркутского художника Олега Ушакова. Лина и Дмитрий приобретали произведения искусства, ориентируясь на собственный художественный вкус: «Ты влюбляешься в произведение искусства и не можешь без него жить. В основном это работы тех авторов, с которыми мы были лично знакомы и дружили. Наш любимый живописец -прекрасный пейзажист Владимир Тетенькин, для нас было счастье общаться с ним. Удивительный Валерий Мошкин, которого называли иркутским Сальвадором Дали. Тонкие, лиричные Александр Шпирко и Сергей Коренев. Прекрасный график Николай Статных, лирик Николай Башарин, сказочник в живописи

«Улица искусства»

в торгово-

развлекательном

комплексе

«Модный

квартал».

Иркутск

(130-й квартал)

Октябрь 2013 -

январь 2014

Фото

предоставлено Л. Д. Ермонтович

Александр Самарин, певец деревянного Иркутска Владимир Кузьмин, создатель берестяной интарсии, акварелист, живописец Евгений Ушаков, прекрасные Евгений Шпирко и Раиса Бардина, пейзажист Владимир Лапин, худож-ник-философ Олег Ушаков. Скульпторы Гэсэр Зодбоев, Дмитрий Будажабэ, Петр Гармаев, Даши Намдаков. Живописцы, графики и скульпторы из Монголии Чадраабал Адьяабазар, Дармаа Батмунх, Очирбат Энхтайван. Недавно коллекция стала пополняться картинами Татьяны Даниловой - чудесные у нее работы, причем во всех жанрах. Конечно, есть в коллекции и произведения художников, с кем мы не были знакомы, соответственно, не могли общаться и дружить. Например, картины Марии Метел-киной, Бориса Десяткина, Василия Бочанцева, Ивана Юшкова, Ивана Несынова и других» [6].

В настоящее время коллекция галереи включает около 3 тысяч предметов искусства - живописи, графики, скульптуры. Можно смело говорить о высокой эстетической планке галереи, которая позволяет представить публике работы высокопрофессионального уровня, рекомендовать их для приобретения в личные и корпоративные коллекции: «Мы [...] всегда старались заниматься произведениями только самого высокого уровня, поэтому у нас покупают работы даже музеи» [1, с. 75]. За время существования галерея сформировала крупные коллекции для Байкальского государственного университета, Сбербанка и частных коллекционеров.

Многие современные галереи считают продажу произведений искусства основным условием существования. Однако полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при этом условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров [9, с. 25]. Владельцы «ЛеАрт» отмечают, что коммерческие цели не превалируют в их деятельности: «Это образ жизни, социально направленная деятельность, патриотическая миссия - всё, что угодно, но не бизнес» [1, с. 79].

Интересно отметить, что галерея пытается привлечь внимание к формам искусства, не находящим или редко находящим место в государственных музеях. К примеру, свободно пока-

зывать современное актуальное искусство, малоизвестное широкой публике. Таким образом, галереи дают «возможность заинтересованной части горожан быть свидетелями разных точек зрения представителей современного мира искусства» [10, с. 66].

Также одной из основных задач, которую зачастую не ставят перед собой государственные учреждения, Лина Ермонтович считает продвижение молодых авторов на современном художественном рынке, отмечая важность этой работы: «Наша задача в первую очередь состояла и состоит в том, чтобы помогать художникам».

Личные убеждения устроителей галереи способствуют общественной деятельности, которой они успешно занимаются с 1996 года, участвуя в качестве дарителей в благотворительных акциях, выступая меценатами в отношении художников, что подтверждает социальную направленность деятельности галереи и делает ее активным и заметным участником художественной жизни Приангарья.

В настоящее время интерес для галереи «ЛеАрт» представляют живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Продолжается работа в рамках полюбившихся посетителям галереи проектов «Незабытые имена», «Художественная летопись Иркутска», «Победитель», «Ступени», «Краски Монголии» и других. В долгосрочных планах -создание каталога личной коллекции и подготовка книги «Двадцать лет в пути», посвященной галерее и ее друзьям. Осваиваются новые форматы работы, связанные с развитием виртуального пространства и актуальных форм коммуникаций.

Подводя итог, отметим, что художественная галерея Лины и Дмитрия Ермонтович стояла у истоков галерейного движения в Иркутске. Годы ее зарождения - 1990-е - стали благодатным временем для появления новых выставочных пространств, альтернативных музейным залам. Как и большинство устроителей первых частных галерей, открывавшихся на рубеже XX и XXI веков в России, владельцы галереи действовали в основном интуитивно. Они сосредоточили свое внимание не только на продаже произведений искусства, но и на организации

выставок. Дополнительным источником дохода стали багетная мастерская, школа творчества для детей. Предпринимательская жилка и художественный вкус владельцев галереи позволили сохранить баланс между коммерческой и культурно-просветительской деятельностью, позволяя плодотворно участвовать в художественной жизни Иркутска, России и других стран. Географический диапазон выставок и проектов галереи очень широк: помимо проектов в Иркутске, Иркутской области, Бурятии, Москве, выставки проводились в европейских странах, Китае, Монголии, Японии.

Можно сделать вывод, что галерея «Ле-Арт» развивается в соответствии с общероссийскими процессами, о которых пишет H.A. Щетинина: «Устойчивый рост числа частных художественных галерей не только в больших столичных городах, но и в провинции свидетельствует о том, что галереи прочно заняли свою социальную нишу и выполняют важную культурную функцию» [12]. Наряду с другими, более молодыми частными галереями, «Ле-Арт» является доказательством усложнения арт-пространства Иркутска, что способствует всестороннему культурному развитию города.

Литература

1. Кокин, А. Частное дело художественных галерей Иркутска // VSPRESS.ru: Издательский дом «Восточная Сибирь». - Иркутская область. Siberia. - 2013. - 11 июня. - № 8 апрель/июнь. - С. 74-79. - URL: http:// vspress.ru/chastnoe-delo-xudozhestvennyx-galerej/ (дата обращения 13.11.2021).

2. Ларёва, Т.Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX - начала XXI века. - Иркутск: Типография Принт Л айн, 2015. - 616 с.: ил.

3.Лина Ермонтович.-URL: https://irkdynasty.ru/Lina-Ermontovich-Irkutsk (дата обращения 06.07.2021).

4. Логинова, Е.С. Методологические принципы и основные направления галерейной деятельности (на примере частных художественных галерей Южного Урала) // Вестник Южно-Уральского государственного университета (Национальный исследовательский университет). Сер.: Социально-гуманитарные науки. - Челябинск, 2010. - № 8 (184). - С. 30-34. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14452909 (дата обращения 13.11.2021).

5. Милюкова, Т.М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. - Санкт-Петербург, 2004. - 168 с.

6. Орлова, Е. Старейшая галерея Иркутска LeArt в 2019 году отметит свое 20-летие. LeArt - 20 лет в пути // Областная общественно-политическая газета. Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. - URL: https://www.

ogirk.ru/2019/01/23/starejshaja-galereja-irkutska-leart-v-2019-godu-otmetit-svoe-20-letie/ (дата обращения 01.07.2021).

7. Побережная, Н. «Гороо»: 12 лет в пути // В хорошем вкусе: первый светский журнал Иркутска. - 28 марта 2011. - URL: http://debonton.ru/2011/03/254-2011-03-28-14-39-53 (дата обращения 03.07.2021).

8. Салимзянова, Э.Ш. Частные художественные галереи как новый элемент в культурной жизни Татарстана (на примере казанских галерей «а 1а prima» и «Orient Best Art») // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ chastnye-hudozhestvennye-galerei-kak-novyy-element-v-kulturnoy-zhizni-tatarstana-na-primere-kazanskih-galerey-a-la-prima-i-orient-best-art (дата обращения 03.07.2021).

9. Суворов, H.H. Галерейное дело: введение в арт-бизнес. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. -80 с.

10. Урванцева, A.A. Сущность и роль художественных галерей на постсоветском городском пространстве на примере Омска и Новосибирска (конец XX - начало XXI вв.) // Вестник Югорского государственного университета. - 2011. - Вып. 1 (20). - С. 62-68.

11. Художники, галереи, коллекционеры / [сост. И. Рожкова]. - Иркутск: Артиздат, 2000. - 119с.: цв. ил.

12. Щетинина, H.A. Частная художественная галерея как явление современной социокультурной жизни Алтая. - URL: https://www.dissercat.com/content/ chastnaya-khudozhestvennaya-galereya-kak-yavlenie-sovremennoi-sotsiokulturnoi-zhizni-altaya (дата обращения 05.07.2021).

Об авторе

Юрчук Ольга Петровна - научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева

E-mail: oIka.urchuk@mail.ru

"LEART" GALLERY AS A PIONEER OF THE IRKUTSK ART MARKET AND AN EXPERIENCED PARTICIPANT IN THE ARTISTIC LIFE OF THE CITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yurchuk Olga Petrovna

Researcher at the Irkutsk Regional Art Museum named after V P. Sukachev

Abstract: The article is devoted to the study of the activities of the first private gallery of Irkutsk "LeArt". It seems relevant due to the fact that the practice of private galleries in Russia, which had emerged after the 1990s, has not been sufficiently studied. At the same time, they are the active participants of the art market and of the artistic life of the regions, they dynamically respond to the interests of the audience, and also form the collections of the gallery. The author attempts to systematize information about the gallery - the concept and fornis of work of a private cultural institution.

Keywords: private gallery; LeArt; Lina and Dmitry Ermontovich; art life; art business; Irkutsk.

ХРОНИКА

УДК 76+069.9 В. О. Назанский

Куратор

Санкт-Петербург, Россия

НОВОСИБИРСКАЯ

ТРИЕННАЛЕ

ГРАФИКИ

2021

Статья посвящена новосибирскому графическому форуму - III Новосибирской международной триеннале современной графики, состоявшейся осенью 2021 года в Новосибирске. Говорится о разделах, структуре, конкурсе, победителях триеннале.

Ключевые слова: Новосибирск; триеннале; международная; графика; акварель; гуашь; ксилография; офорт; акватинта; меццо-тинто; сухая игла; цифровая печать.

Новосибирская международная триеннале графики - крупнейший в России графический форум, работающий с конца прошлого века сначала как биеннале, затем в существующем формате. За прошедшие годы уже сложилась ее команда, она имеет определенные традиции и репутацию, а география участников расширяется: кроме российских художников, здесь традиционно экспонируют свои работы графики из Европы, Северной и Латинской Америки, развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Австралии. Россия как большая страна представлена несколькими региональными проектами. Обычно это столицы, Сибирь и Урал. В

этот раз число россииских проектов увеличилось.

Своеобразный палиндромический 22-лет-ний юбилей дает повод говорить о триеннале как о едином, длящемся во времени проекте. Для Новосибирска он важен как инструмент интеграции в международную художественную жизнь, как форма обретения субъект-ности в современном культурном процессе. Выставка всегда ставила художественные, коммуникативные, образовательные задачи. Поначалу значительное место в ней занимала обширная внеконкурсная программа, включавшая работы известных художников, дающие представление о современном графическом искусстве. В по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.