I МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ |
выставок. Дополнительным источником дохода стали багетная мастерская, школа творчества для детей. Предпринимательская жилка и художественный вкус владельцев галереи позволили сохранить баланс между коммерческой и культурно-просветительской деятельностью, позволяя плодотворно участвовать в художественной жизни Иркутска, России и других стран. Географический диапазон выставок и проектов галереи очень широк: помимо проектов в Иркутске, Иркутской области, Бурятии, Москве, выставки проводились в европейских странах, Китае, Монголии, Японии.
Можно сделать вывод, что галерея «Ле-Арт» развивается в соответствии с общероссийскими процессами, о которых пишет H.A. Щетинина: «Устойчивый рост числа частных художественных галерей не только в больших столичных городах, но и в провинции свидетельствует о том, что галереи прочно заняли свою социальную нишу и выполняют важную культурную функцию» [12]. Наряду с другими, более молодыми частными галереями, «Ле-Арт» является доказательством усложнения арт-пространства Иркутска, что способствует всестороннему культурному развитию города.
Литература
1. Кокин, А. Частное дело художественных галерей Иркутска // VSPRESS.ru: Издательский дом «Восточная Сибирь». - Иркутская область. Siberia. - 2013. - 11 июня. - № 8 апрель/июнь. - С. 74-79. - URL: http:// vspress.ru/chastnoe-delo-xudozhestvennyx-galerej/ (дата обращения 13.11.2021).
2. Ларёва, Т.Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX - начала XXI века. - Иркутск: Типография Принт Л айн, 2015. - 616 с.: ил.
3. Лина Ермонтович,-URL: https://irkdynasty.ru/Lina-Ermontovich-Irkutsk (дата обращения 06.07.2021).
4. Логинова, Е.С. Методологические принципы и основные направления галерейной деятельности (на примере частных художественных галерей Южного Урала) // Вестник Южно-Уральского государственного университета (Национальный исследовательский университет). Сер.: Социально-гуманитарные науки. - Челябинск, 2010. - № 8 (184). - С. 30-34. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14452909 (дата обращения 13.11.2021).
5. Милюкова, Т.М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. - Санкт-Петербург, 2004. - 168 с.
6. Орлова, Е. Старейшая галерея Иркутска LeArt в 2019 году отметит свое 20-летие. LeArt - 20 лет в пути // Областная общественно-политическая газета. Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. - URL: https://www.
ogirk.ru/2019/01/23/starejshaja-galereja-irkutska-leart-v-2019-godu-otmetit-svoe-20-letie/ (дата обращения 01.07.2021).
7. Побережная, Н. «Гороо»: 12 лет в пути // В хорошем вкусе: первый светский журнал Иркутска. - 28 марта 2011. - URL: http://debonton.ru/2011/03/254-2011-03-28-14-39-53 (дата обращения 03.07.2021).
8. Салимзянова, Э.Ш. Частные художественные галереи как новый элемент в культурной жизни Татарстана (на примере казанских галерей «а 1а prima» и «Orient Best Art») // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ chastnye-hudozhestvennye-galerei-kak-novyy-element-v-kulturnoy-zhizni-tatarstana-na-primere-kazanskih-galerey-a-la-prima-i-orient-best-art (дата обращения 03.07.2021).
9. Суворов, H.H. Галерейное дело: введение в арт-бизнес. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. -80 с.
10. Урванцева, A.A. Сущность и роль художественных галерей на постсоветском городском пространстве на примере Омска и Новосибирска (конец XX - начало XXI вв.) // Вестник Югорского государственного университета. - 2011. - Вып. 1 (20). - С. 62-68.
11. Художники, галереи, коллекционеры / [сост. И. Рожкова]. - Иркутск: Артиздат, 2000. - 119с.: цв. ил.
12. Щетинина, H.A. Частная художественная галерея как явление современной социокультурной жизни Алтая. - URL: https://www.dissercat.com/content/ chastnaya-khudozhestvennaya-galereya-kak-yavlenie-sovremennoi-sotsiokulturnoi-zhizni-altaya (дата обращения 05.07.2021).
Об авторе
Юрчук Ольга Петровна - научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева
E-mail: [email protected]
"LEART" GALLERY AS A PIONEER OF THE IRKUTSK ART MARKET AND AN EXPERIENCED PARTICIPANT IN THE ARTISTIC LIFE OF THE CITY
Yurchuk Olga Petrovna
Researcher at the Irkutsk Regional Art Museum named after V P. Sukachev
Abstract: The article is devoted to the study of the activities of the first private gallery of Irkutsk "LeArt". It seems relevant due to the fact that the practice of private galleries in Russia, which had emerged after the 1990s, has not been sufficiently studied. At the same time, they are the active participants of the art market and of the artistic life of the regions, they dynamically respond to the interests of the audience, and also form the collections of the gallery. The author attempts to systematize information about the gallery - the concept and fornis of work of a private cultural institution.
Keywords: private gallery; LeArt; Lina and Dmitry Ermontovich; art life; art business; Irkutsk.
ХРОНИКА
УДК 76+069.9 В. О. Назанский
Куратор
Санкт-Петербург, Россия
НОВОСИБИРСКАЯ
ТРИЕННАЛЕ
ГРАФИКИ
2021
Статья посвящена новосибирскому графическому форуму - III Новосибирской международной триеннале современной графики, состоявшейся осенью 2021 года в Новосибирске. Говорится о разделах, структуре, конкурсе, победителях триеннале.
Ключевые слова: Новосибирск; триеннале; международная; графика; акварель; гуашь; ксилография; офорт; акватинта; меццо-тинто; сухая игла; цифровая печать.
Новосибирская международная триеннале графики - крупнейший в России графический форум, работающий с конца прошлого века сначала как биеннале, затем в существующем формате. За прошедшие годы уже сложилась ее команда, она имеет определенные традиции и репутацию, а география участников расширяется: кроме российских художников, здесь традиционно экспонируют свои работы графики из Европы, Северной и Латинской Америки, развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Австралии. Россия как большая страна представлена несколькими региональными проектами. Обычно это столицы, Сибирь и Урал. В
этот раз число россииских проектов увеличилось.
Своеобразный палиндромический 22-лет-ний юбилей дает повод говорить о триеннале как о едином, длящемся во времени проекте. Для Новосибирска он важен как инструмент интеграции в международную художественную жизнь, как форма обретения субъект-ности в современном культурном процессе. Выставка всегда ставила художественные, коммуникативные, образовательные задачи. Поначалу значительное место в ней занимала обширная внеконкурсная программа, включавшая работы известных художников, дающие представление о современном графическом искусстве. В по-
ХРОНИКА|
следующие годы приоритет был отдан конкурсной программе.
Структура триеннале традиционно включает разделы кураторских проектов и свободного конкурса, а также небольшую внеконкурсную часть - выставку Гран-при предыдущей триеннале и иногда специальные проекты. Для кураторских проектов, формируемых по географическому или тематическому принципу, работы подбирают кураторы; для свободного конкурса, в котором могут участвовать любые художники, независимо от места проживания, произведения отбирает экспертный совет. Такая практика позволяет сочетать личностное кураторское видение с общим потоком графического творчества, давая более широкую картину развития графики, и формировать выразительный визуальный ряд.
Если на первых биеннале доминировала абстрактная стилистика и преобладала оригинальная графика, то потом проявился интерес к большей визуальности, к технологичности, к различным видам печатной графики - и традиционным, и новым. Расширилось стилевое многообразие, а печатная графика стала играть более заметную роль. Эта стилевая эволюция и структурная коррекция не имели преднамеренного характера и стали проявлением общих тенденций и естественного хода вещей.
Особенностью триеннале-2021 стала попытка отказаться от эстетического шовинизма, от доминирующего высокого стиля в пользу расширения диапазона художественных высказываний, большей демократичности. В основе принципов отбора - только профессиональные качества работ, их выразительность и оригинальность. В экспозиции на равных представлены выходцы из самых разных «интерпретативных сообществ» - от абстракционистов до гиперреалистов, известные и начинающие художники, мужчины и женщины из богатых и бедных стран, молодые и возрастные. Самым молодым слегка за двадцать, старейшему - легендарному Гюнтеру Юккеру - девяносто, но все они живут и работают сегодня, создавая яркую мозаику современного графического искусства.
Как и прежде, на триеннале продемонстрировано значительное разнообразие графических техник: рисунок, акварель, гуашь, фломастер, пастель, коллаж, монотипия, ксилография, линогравюра, офорт, шин-кол-ле, сухая игла, меццо-тинто, акватинта, литография, шелкография, коллаграфия, цифровая печать и др.
В триеннале участвовали 330 художников из 35 стран мира - почти из всех, где сохраняется и развивается графика. Были экспонированы около 900 графических работ на площади более 2000 кв. м. в Новосибирском художественном музее и арт-центре «Красный».
В программе были представлены свободный конкурс и 25 кураторских проектов. Шесть из них - российские: «Желтая вода на втором этаже. Петербургская графика», «Советский Союз. Будни и праздники», «Параллельные миры», «ТРАНСтерритория», «Молодая сибирская графика. Красноярск», «Прозрачность и Тень», «Очнувшийся гипс», а среди них три - полностью сибирские. Но отдельные сибирские художники также приняли участие еще в нескольких кураторских проектах, включая международные, и в свободном конкурсе. Можно отметить, что в
Марсель Хансалаар (Нидерланды). Читая между строк 1. 2018. Офорт. 50x50
Специальный диплом жюри в номинации «Традиционные
печатные технологии»
ХРОНИКА
Хенрик Ожог (Польша). Натюрморт № 1. 2019.
Меццо-тинто, сухая игла. 70x100
Гран-при
Сибири выросло новое молодое поколение современных художников.
Еще одной особенностью этой триеннале можно назвать значительное обновление состава участников и увеличение доли сибирских графиков. Произошла ротация и в команде кураторов: наряду с такими ветеранами, как Елена Шипицына, Михаил Паршиков, Дерек Майкл Бесант, появились новые проекты и новые имена. Среди них - Евгения Егер (Германия), Томаш Ви-нарски (Польша), Игорь Тишин (Бельгия), Нан Малдер (Нидерланды), Катя Левенталь (США), Юлия Ахмадеева (Мексика), Мария Филатова (Москва), Андрей Кузнецов (Новосибирск), Анна Муравьева (Красноярск). Заметную роль в формировании корпуса зарубежных проектов сыграл независимый куратор Андрей Мартынов, а в координации всех рабочих процессов - ведущий сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Новосибирского государственного художественного музея Ольга Шабалина.
Определенную интригу триеннале придает ее конкурсный характер. Конкурс, как и прежде, проводился по трем номинациям: оригинальная графика, традиционные виды печатной графики, новые печатные технологии. Международное независимое жюри включало художников и искусствоведов: доктор искусствоведения Дмитрий Северю-
хин (Санкт-Петербург), искусствоведы Екатерина Климова (Русский музей, Санкт-Петербург), Сергей Фофанов (Третьяковская галерея, Москва), Лора Кучер (Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург), художники Евгения Егер (Баден-Ба-ден, Германия), Игорь Тишин (Брюссель, Бельгия), замминистра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов.
После долгих споров жюри подвело итоги конкурса и определило победителей. Председатель жюри Дмитрий Северюхин посетовал, что на выставке столько хороших работ, что крайне трудно выявить лучшие. В конце концов решение было принято. Возможно, не все поняли выбор жюри, но он таков: лауреатом Гран-при стал Хенрик Ожог (Польша), победителем в номинации «Традиционные технологии печатной графики» - Мария Смо-льянинова (Россия, Москва), в номинации «Оригинальная графика» - выросшая в Новосибирске Алиса Юфа (Россия, Санкт-Петербург), в номинации «Новые технологии печатной графики» - Глеб Шутов (Германия).
Специальными дипломами жюри в номинации «Традиционные технологии печатной графики» были отмечены Матеуш Отреба (Польша), Ким Соль (Республика Корея), Ли Вонсук (Республика Корея), Ольга Посух (Россия, Новосибирск), Марсель Ханселаар (Нидерланды), Анна Каширцева (Россия, Новосибирск), Елена Тарасенко (Россия, Красноярск); в номинации «Оригинальная графика» - Кирилл Аграновский (Россия, Санкт-Петербург), Ильгиз Гимранов (Россия, Казань), Ли Гёнхи (Республика Корея); в номинации «Новые технологии печатной графики» - Герд Вайсманн (Германия).
В событийную программу триеннале входили встречи с кураторами и круглый стол по проблемам восприятия современного искусства и его интерпретации в музейных просветительских проектах.
Специальными приглашенными участниками круглого стола, подготовленного Светланой Голиковой - ученым секретарем Новосибирского государственного художественного музея, стали московский арт-кри-
I ХРОНИКА I
тик, куратор музея современного искусства «Гараж» Павел Дьяконов и и. о. директора красноярского музейного центра «Площадь мира» Сергей Ковалевский. В течение всего времени работы триеннале сотрудники музея читали лекции по искусству графики.
Несмотря на все сложности эпохи СОУШ-19, вопреки объективным трудностям, триеннале все-таки состоялась и даже несколько в большем объеме, чем прежде. Этот масштабный международный графический форум был подготовлен усилиями многих людей - художников, кураторов, дизайнеров - и реализован коллективом Новосибирского государственного художественного музея при поддержке Министерства культуры и Правительства Новосибирской области.
Новосибирская триеннале графики продолжает развиваться как художественный, коммуникативный и образовательный проект. Команда осмысляет опыт, кураторы думают о будущих проектах.
Ильгиз Тимранов (Казань). Залезай, прыгай. 2021. Бумага, тушь. 30x42
Специальный диплом жюри в номинации «Оригинальная графика»
Матеуш Отреба
(Польша).
Четвертый
вопрос. 2021.
Интаглио.
50x70
Специальный диплом жюри в номинации «Традиционные печатные технологии»
Литература
1. III Новосибирская триеннале графики. III Novosibirsk Grafic Art Triennal 2021 : [каталог / Новосибирский государственный художественный музей и др.; авт. вступ. ст. В.О. Назанский. - Новосибирск : Вояж, 2021]. - 276 с.
Об авторе
Назанский Владимир Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Олегович - куратор,
Кирилл
Аграновский
(Санкт-
Петербург).
За стеной. 2020.
Бумага, акрил.
50x80
Специальный диплом жюри в номинации «Оригинальная графика»
NOVOSIBIRSK TRIENNIAL OF GRAPHICS 2021
Nazansky Vladimir Olegovich
Curator, Saint-Petersburg
Abstract: The article is devoted to the Novosibirsk Graphic Forum - the III Novosibirsk International Triennial of Modern Graphics, held in autumn 2021 in Novosibirsk. It says about the sections, the structure, the competition, the winners of the triennial.
Keywords: Novosibirsk; Triennial; international; graphics; watercolor; gouache; woodcut; etching; aquatint; mezzotint; dry needle; digital printing.
Герд Вайсманн
(Германия).
Вспышка. 2020.
Цифровая
печать.
50x70
Специальный диплом жюри в номинации «Новые печатные технологии»
| ИЗДАНИЯ |
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ В РЕГИОНАХ
В. И. КОЧЕДАМОВ ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
С КОММЕНТАРИЯМИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ.
ГЛАВНЫЙ
| АРХИТЕКТОР
л. В. Чуйко А. Н. Машанов
ШРИФТ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XX ВЕКА
В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современ-ныхученых: в 4 томах. - Том III. - Санкт-Петербург : Сохраненная культура, 2021. - 420 с.
В историю советской архитектуры В. И. Кочедамов (1912-1971), уроженец г. Омска, вошел как строитель довоенного Сталинграда, авторитетный ученый и неутомимый исследователь, специалист по истории архитектуры и градостроительства Санкт-Петербурга, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, талантливый педагог, более 20 лет возглавлявший архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. В III том вошли две крупные монографии В. И. Кочедамова «Омск. Как рос и строился город» (1960) и «Тобольск. Как рос и строился город» (1963), труды по сибирской геральдике и уникальный материал по истории Русской Америки с комментариями современных ученых, в том числе сибирских исследователей.
Васильева, С. Главный архитектор. - Омск: типография «Золотой тираж», 2021. - 316 с.
Книга посвящается памяти заслуженного архитектора России Альберта Минихановича Каримова (1941-2015). Академик Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры, профессор, председатель Совета главных архитекторов городов России при Госстрое РФ, член Экспертного совета по градостроительной деятельности Государственной Думы, он 30 лет прослужил на посту главного архитектора города Омска, в истории которого оставил яркий след.
Чуйко, Л.В. Шрифт: история развития от древнейших времен до XX века : учеб. пособие / Л.В. Чуйко, А.Н. Машанов; Минобрнауки России, Ом. гос. техн. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021,- 144 с.: ил.
В издании представлены исторические сведения о возникновении письменности и алфавитов, формировании художественных качеств рукописного шрифта, становлении книгопечатания и оформлении печатной книги. Значительное внимание уделено основным принципам построения рисованного шрифта, приведены методические рекомендации по практическому выполнению шрифтовых композиций. Издание содержит большое количество иллюстраций, поясняющих текст.
ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ композиции В КУРСЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ
Т. Н. МОИСЕЕВА
Моисеева, Т.Н. Основы графической композиции в курсе пропедевтики. Первоэлементы композиции: учеб. пособие / Т.Н. Моисеева; Минобрнауки России, Ом. гос. техн. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2021. - 160 с.: ил.
В настоящем издании изложены вопросы композиционного мышления, даны теоретические сведения о первоэлементах композиции; установлена единая система терминов. Проблемы освещены с позиций визуального восприятия. Практические положения подкреплены большим иллюстративным материалом. Предложены задания для самостоятельной практической работы. Материалы могут быть полезны всем, кто интересуется вопросами искусства и дизайна.
Покатилова, И.Я. Вечно существующее время. Очерки о системе искусств в Якутии ХХ-ХХ1 вв. - Москва: Знание-М, 2021. - 137 с.
Книга написана в виде очерков. Предпринят морфологический анализ художественной культуры в течение одного столетия - от мифологического до развитого художественного мышления в конце XX века. Исследуется связь с культурной средой, где в начале XX века на первый план выходит литература, в 1960-х - графика, с 1990-х - театр и кинематограф. Накопленная энергия разных видов искусств дает стремительный взлет искусства Якутии в целом.