Научная статья на тему 'Футурологический анализ значимости факторов служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД'

Футурологический анализ значимости факторов служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / FUTURIST ANALYSIS / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / SERVICE AND COMBAT TRAINING OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солодухин С.И.

Автором статьи проводится футурологический анализ значимости факторов служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Солодухин С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Futurist analyzes the significance of the factors of service and combat training of Police Officers

In the article author outlines the main ideas of the carried experimental research which establishes priority factors of drill, deportment and tactical unit training for various categories of employees of law-enforcement bodies and which in the further can become a methodological basis of perfection of system of vocational training of the highly skilled staff in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs

Текст научной работы на тему «Футурологический анализ значимости факторов служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД»

Метод анализа иерархических систем

в исследовании приоритета факторов служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД

Солодухин С.И. *

In the article the author describes the ways for perfection of all system of drill, deportment and tactical unit training of employees of law enforcement bodies of different categories. It is required to systematize all components of vocational training and to define their priorities. It is necessary to consider prospect of change eventually. Further development of a civil society, perfection of law-enforcement sphere also can lead to a number of changes concerning application of the weapon, special means and physical strength.

ю

01 Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Проведенный анализ содержания приказа МВД 2006 г. № 860 показывает, что в нем отражены не все необходимые, по мнению опрошенных экспертов, компоненты профессиональной подготовки сотрудников ОВД. До сих пор также не ясно, какой же приоритет, или «вес», имеют для той или иной категории сотрудников выделенные в приказе разделы подготовки и составляющие их относительно частные вопросы.

Очевидно, что для совершенствования всей системы служебно-боевой подготовки сотрудников разных категорий требуется систематизировать все компоненты профессиональной подготовки и определить их приоритет. Причем при этом необходимо учитывать и перспективу их изменения с течением времени. Так, например, принятие на вооружение новых образцов нелетального и шокового оружия, специальных средств может изменить значимость огневой, тактико-специальной и физической подготовки для некоторых категорий сотрудников. Развитие гражданского общества, совершенствование законодательства в правоохранительной сфере также могут привести к ряду изменений в отношении применения оружия, спецсредств и физической силы.

Для оценки факторов профессиональной подготовки сотрудников ОВД нами был применен метод анализа иерархических систем, предложенный Т.Саати (1991). Этот математический аппарат разработан автором для решения различных практических многокритериальных оптимизационных задач. Однако многокрите-

риальная оптимизация, являясь с чисто математической точки зрения весьма сложной проблемой, даже после своего формального решения «... остается проблемой принятия решений: выбор окончательного единственного компромиссного решения — прерогатива лица, принимающего решения». Суть метода Т.Саати заключается в декомпозиции исследуемой сложной многоуровневой системы на составляющие ее более простые элементы и дальнейшей оценке этих элементов на основе парных сравнений в матричной форме.

При этом для каждого последующего уровня иерархии строятся дополнительные матрицы, в которых определяются относительные «веса» всех ее элементов по отношению к общей цели. Таким образом, появляется возможность объективной оценки приоритета (или «веса», значимости) элементов любого уровня системы по отношению к цели.

Для проведения обоснованных численных сравнений не следует сравнивать более чем 7±2 элемента. В таком случае погрешность в каждой относительной величине незначительная. Для исследования большего количества объектов требуется иерархическая декомпозиция системы: все ее элементы классифицируются и группируются в сравниваемые классы приблизительно по 7 элементов в каждом. Процедура повторяется от одного класса к другому до тех пор, пока все элементы системы не будут взвешены.

Существенный недостаток метода — большое количество вычислений. Для решения даной проблемы нами была использована специальная компьютерная

Начальник кафедры физической подготовки АЭБ МВД России.

программа, позволяющая после декомпозиции системы и оценки ее элементов вводить полученные между ними различия в матрицы и получать векторы приоритетов.

Задачами данного этапа исследования являлось определение структуры и приоритета факторов служебно-боевой подготовки у сотрудников ОВД различных категорий. Нами были выделенны следующие категории сотрудников:

1. Сотрудники, не имеющие непосредственного контакта с правонарушителями (к данной категории можно отнести технических специалистов, аналитиков, службы обеспечения деятельности ОВД, преподавательский состав образовательных учреждений, сотрудников НИИ а также управленческий аппарат ОВД, и т.п).

2. Следователи ОВД.

3. Участковые уполномоченные.

4. Сотрудники патрульно-постовой службы милиции (ППСМ).

5. Сотрудники дорожно-патрульной службы милиции (ДПС).

6. Оперативный состав криминальной милиции.

Данный выбор связан с тем, что именно на такие должности могут направляться выпускники высших учебных заведений МВД России, исключая сотрудников ППСМ и ДПС. Однако в соответствии с принятой концепцией первоначальной подготовки курсантов вузов МВД России, в которой ставится задача освоения минимального объема знаний, умений и навыков в объеме, необходимом для сотрудников ППСМ милиции общественной безопасности, категории ППСМ и ДПС включены нами в систему анализа приоритетов.

На основе содержания руководящих документов и анализа многолетнего опыта служебно-боевой подготовки нами совместно с группой высококвалифицированных экспертов была разработана структурно-логическая схема служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД различных категорий (рис. 1— 2).

На первом уровне нами были выделены 5 основных факторов служебно-бое-вой подготовки (СБП): общегосударственная, специальная, профессионально-психологическая, боевая, а также обеспечения безопасности служебной деятельности и ГО. «Вес» этих факторов первого уровня составил в среднем 1/5 (х = 0,2, или 20,0 %), однако полученные нами

приоритеты существенно отличаются от средних значений (рис. 3).

На втором уровне, определяющем содержание первых пяти факторов, нами было выделено 35 компонентов. Их средний «вес» составил уже, с учетом 1/5 «веса» факторов первого уровня, 0,029, или 2,9 %, однако реальные значения также имеют существенные различия.

Оценка выделенных компонентов проводилась для каждой выделенной категории сотрудников ОВД. В тех случаях, когда предполагалось, по мнению экспертов, изменение роли этих компонентов в ближайшей и многолетней перспективе, то проводился отдельный их анализ в соответствии с установленной процедурой.

Всего в процессе работы оценивалось 132 компонента (с учетом несимметричного выделения факторов боевой подготовки). Для этого было составлено и обработано 146 матриц попарных сравнений, включая факторы физической подготовки.

Итоговые результаты оценки приоритета факторов служебно-боевой подготовки для сотрудников ОВД разных категорий представлены на рис. 3. Как видно из диаграммы, значимость представленных факторов существенно различается у сотрудников разного профиля. Однако необходимо отметить важность специальной подготовки для всех категорий сотрудников — ее относительный «вес» составляет от 17 до 58 %. Особенно важен данный фактор для сотрудников, не имеющих непосредственных контактов с правонарушителями (управленцы и специалисты различного профиля), следователей и сотрудников ДПС. Высокую значимость имеет также профессионально-психологическая подготовка, «вес» которой существенно варьируется. Наиболее важен этот фактор для участковых (40,7 %), следователей (22,2 %) и оперативных сотрудников (28,3 %).

Боевая подготовка наибольший приоритет имеет для сотрудников ППСМ (31 %) и ДПС (17,4 %), и несколько меньший — для участковых (14,7 %) и оперативных сотрудников (10,9 %).

Однако фактор безопасности служебной деятельности, как видно из диаграммы, напрямую зависит от возможных контактов с правонарушителями: у сотрудников ДПС, оперативников, участковых он составляет от 14,7 до 28,3 %, достигая у сотрудников ППСМ 31,0 %.

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Общегосударственная подготовка Специальная подготовка Профессионально-психологическая подготовка Боевая подготовка Обеспечение безопасности служебной деятельности и ГО

1. Основы государ- 1. Правовая подго- 1. Средства и методы совер- 1. Тактичес- 1. Основы личной безо-

ственной политики товка. шенствования профессио- кая подго- пасности сотрудника

РФ. 2. Подготовка по ос- нально важных психологичес- товка. ОВД в типичных и

2. Идеологическая новной служебной ких качеств (наблюдательнос- 2. Огневая нестандартных ситуа-

подготовка. деятельности. ти, смелости, настойчивости, подготовка. циях различных проти-

3. Соблюдение прав 3. Средства связи и упорства, выдержки), а также 3. Физичес- воправных проявлений.

человека. основы защиты ин- памяти, внимания, мышле- кая подго- 2. Обесечение личной

4. Этика сотрудника формации. ния, и др. товка. безопасности при ава-

ОВД. 4. Криминалисти- 2. Формирование морально- 4. Строевая риях, катастрофах, по-

5. Религиозные тра- ческая подготовка. психологической устойчивос- подготовка. жарах, наводнениях и

диции и националь- 5. Инженерная под- ти сотрудников к выполне- 5. Моделиро- др. экстремальных си-

ные особенности. готовка. нию оперативно-служебных вание ситуа- туациях.

6. Оказание право- 6. Анализ и обобще- задач в различных условиях. ций комп- 3. Организация защиты

вой помощи гражда- ние передового 3. Ведение переговоров с пра- лексного населения в экстре-

нам в экстремаль- опыта по борьбе с вонарушителями. применения мальных ситуациях.

ных ситуациях. преступностью и 4. Основы психологии управ- специаль- 4. Основы взрывобезо-

7. Ведение дискус- терроризмом. ления (создание положитель- ных средств, пасности.

сии по вопросам 7. Организация и ного морально-психологичес- оружия и фи- 5. Радиационная, хими-

правоохранитель- управление деятель- кого климата в подразделе- зической си- ческая и биологичес-

ной деятельности и ностью ОВД. нии, разрешение конфликтов, лы сотрудни- кая защита.

государственной по- 8. Методическая индивидуально-психологи- ками различ- 6. Гражданская оборона

литики. подготовка (средства, ческая работа, совершенство- ных специ- объектов.

8. Взаимодействие методы и формы вание стиля руководства и альностей. 7. Медицинская подго-

ОВД с органами ис- обучения сотрудни- т.п.). 6. Автомо- товка.

полнительной влас- ков профессиональ- 5. Воспитательная работа с под- бильная под- 8. Соблюдение требова-

ти и обществен- ным знаниям, уме- чиненными по укрепелению готовка. ний здорового образа

ностью, СМИ. ниям и навыкам). законности и дисциплины. жизни.

Рис. 1. Структурнологическая схема иерархической системы факторов (компонентов) служебнобоевой подготовки сотрудников ОВД

Обращает на себя внимание крайне низкая оценка значимости общегосударственной подготовки. На наш взгляд, это связано не с ее недооценкой, а с тем, что, например, вопросы государственной политики, идеологии, профессиональной этики и другие постоянно отражаются в СМИ, редко претерпевают кардинальные перемены и поэтому не нуждаются для данных категорий сорудников в постоянной проработке.

На следующем этапе анализировали компоненты 2-го уровня служебно-бое-вой подготовки, в том числе и с учетом «веса» факторов 1-го уровня.

Так, в ОГП (рис. 4) наибольший приоритет имеет компонент, связанный с учетом национальных особенностей и религиозных традиций. Более всего прявляется этот показатель в категориях оперативных работников, ППСМ и у следователей.

«Вес» показателей служебной этики, соблюдения прав человека, умения вести дискуссию варьируется в зависимости от специфики служебной деятельности, оставаясь достаточно выраженным. Наименьший приоритет у всех категорий сотрудников имеют показатели, характеризующие основы государственной политики и идеологии.

Среди компонентов специальной подготовки (рис. 5) выделяются подготовка правовая и по основной специальности. Их «вес» варьируется соответственно от 12—15 до 34 и от 20 до 44 % у различных категорий сотрудников. Наибольший «вес» правовой подготовки имеется у следователей и участковых. Для этой категории особенно важен также обмен передовым опытом (более 20,0 %). У категорий ППСМ и ДПС выделяется компонент связи и защиты информации.

Рис. 2. Структурно-логическая схема факторов боевой подготовки сотрудников ОВД

ВестникАкадемии экономической безопасности МВД России • 2009 • № 5

100

90 80 70 60 50 40 30 20 10

0

Неконт

Следов □ ОГП ПСПЕЦ

Участк ППСМ ДПС Операт

ШПРОФ-ПСИХ ОБОЕВ □ БЕЗОПГО I

Рис. 3. Факторы служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД

ю

Ol

Z

О)

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о m ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

Операт

Ü ИДЕОЛ ППР-ЧЕЛ

ИРЕЛИГ ППРАВ-ПОМ

□ ДИСКУС □ ВЗАИМ

Рис. 4. Приоритет компонентов фактора общегосударственной подготовки у различных категорий сотрудников ОВД

20 -15

Следов

ДПС

Операт

□ ПРАВОВ □ ОСН-Д □ СВЯЗЬ-ЗИ □ КРИМ □ ИНЖ □ ПЕРЕД-ОП □ УПР-ОВД □ МЕТОД

Рис. 5. Приоритет компонентов специальной подготовки у различных категорий сотрудников ОВД

45

40

35

30

25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

15

10

ППСМ

ОГП

45

40

25

10

Следует остановиться на категории оперативных сотрудников. У данной категории высокий и равный приоритет (по 20,0 %) имеют показатели подготовленности по основной деятельности, связи и защиты информации, криминалистической подготовки и передового опыта.

Профессионально-психологическая подготовка всегда имела важное значение

для сотрудников правоохранительных органов, особенно имеющих непосредственный контакт с правонарушителями. В общей структуре СБП ее значимость составляет от 22 до 41 % (рис. 3). По результатам наших исследований структура профессионально-психологической подготовки неодинакова у сотрудников разных категорий (рис. 6).

Неконт Следов

ДПС

Операт

□ ПРОФ-ПС-К

I МОР-ПС-УСТ

Рис. 6. Приоритет компонентов профессионально-психологической подготовки у различных категорий сотрудников ОВД

Так, у сотрудников, не имеющих непосредственных контактов с правонарушителями, наибольшиую значимость имеют психология управления и воспитательная работа (38 %). У следователей выделяется значимость профессиональных психологических качеств, морально-психологическая устойчивость (26—30 %). У участковых приоритет имеют профессионально важные

психологические качества (более 40 %), а также морально-психологическая устойчивость и умение вести переговоры (25 %).

У сотрудников ППСМ значимость первых трех показателей возрастает от 18,5 до 43,5 %, а другие имеют незначительный «вес».

Анализ значимости составляющих боевой подготовки представлен на рис. 7.

I

Ж

мШЬ

Неконт □ ТАКТ

Следов :ОГН

Участк □ ФИЗ

ППСМ □ СТР

ДПС ] СИТУАТ

Операт □ АВТОМ

Рис. 7. Приоритет компонентов боевой подготовки у различных категорий сотрудников ОВД

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н

о

0

1

о я с о

п ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф 13

я <

I I-

О ф

со

45

40

35

30

25

20

15

5

0

□ ПС-УПР

60

50

40

30

20

10 —I

0

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

L

Следов

П

ДПС

IБЕЗ-АВАР □ ЗАЩ-НАСЕЛ □ ВЗР-БЕЗ

I РХБЗ □ ГО-ОБЪЕК

Операт ]МЕДИЦ □ ЗОЖ

Рис. 8. Приоритет компонентов безопасности служебной деятельности и ГО у различных категорий сотрудников ОВД

Среди компонентов боевой подготовки у большинства категорий сотрудников преобладает физическая подготовка. Так, у не имеющих непосредственного контакта с правонарушителями ее «вес» достигает 50,0 %, у участковых — 50,5 %, у следователей - 40,0 %, у ППСМ - 32,6 %.

У сотрудников, не имеющих непосредственного контакта с правонарушителями, значимость всех остальных компонентов БП составляет по 10 %. У следователей тактическая, огневая и строевая также не превышают 10 % уровня. Несколько выше «вес» «ситуативной» (18 %) и автомобильной (12,7 %) подготовки. У участковых значительна доля огневой подготовки (21,6 %), тактической и «ситуативной» — достигает 9,8 %, а автомобильной — всего 4,1%.

У сотрудников ППСМ доля тактической, огневой и ситуативной подготовки оценивается одинаково и достигает 19 %. В то же время крайне незначителен «вес» строевой и автомобильной подготовки — всего по 5,2 %. У сотрудников ДПС высока значимость тактической, огневой и «ситуативной» подготовки (по 24,7 %), несколько ниже — физической (14,2 %). Доля ситуативной подготовки снижается до 8,9 %, а строевой составляет всего 2,8 %. У оперативных сотрудников наибольшую

значимость имеют тактическая и автомобильная подготовка, достигая 32 %, физической — 20,7 %, «ситуативной» — 7,6 %, а строевой всего 2,3 %.

Последняя группа компонентов СБП, определенная нами как обеспечение безопасности служебной деятельности и гражданской обороны объектов, представлена на рис. 8.

В этой группе факторов СБП преобладают в основном три из них — личной безопасности (от 8,7 % у сотрудников с преимущественно гиподинамическим режимом деятельности до 37,3 % у оперативных сотрудников), обеспечения безопасности при авариях, катастрофак и т.п. (от 12,7 до 21,6%, но у оперативников всего 5,2 %), а также здоровый образ жизни — самый весомый фактор, «вес» которого составил от 18,2 до 30,6 %.

Таким образом, как видно из полученных результатов анализа профессиональной подготовки сотрудников ОВД, не все исследованные факторы и их компоненты имеют одинаковую значимость. В каждом факторе имеется от 2-3 до 3-4 наиболее весомых компонентов. О приоритете факторов служебно-боевой подготовки можно судить по их средним «весам», а полученный рейтинг будет выглядеть следующим образом:

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

I Специальная 38,1 %

II Профессионально-психологическая 23,6%

III Безопасность служебной деятельности и ГО 18,4%

IY Боевая 14,8%

Y Общегосударственная 5,1 %.

40

35

30

25

20

15

10

5

0

□ ЛИЧ-БЕЗ

В рамках этих обобщенных факторов СБП наблюдается существенная вариация значимости составляющих их компонентов в зависимости от специфики служебной деятельности сотрудника. Для

определения «веса» всех включенных в иерархическую структуру компонентов требуется дополнительный анализ с учетом векторов высших уровней.

К вопросу о выполнении таможенными

органами Российской Федерации своей основной функции

Чермянинов Д.В.'

The article disputes the problem of realizing the main function of Custom authority in Russia.

В начале настоящей публикации следует пояснить, о чем пойдет речь, то есть какую функцию таможенных органов следует обозначить в качестве основной.

Деятельность всех таможенных органов регламентируется соответствующими нормативными актами, в каждом из которых детально определены многочисленные функции каждого органа. Так, в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 4591, Федеральная таможенная служба (далее ФТС РФ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В данном нормативном акте детально расписаны все полномочия ФТС РФ, то есть, по своей сути, более уточненные функции этого органа исполнительной власти, общее число которых приближается к девяти десяткам.

Полномочия региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен, которые обеспечивают реализацию задач и функций ФТС РФ на местах и в рамках своих компетенций, изложены в приказе ФТС РФ от 12.01.2005 г. № 7 «Об утверждении Общего положения о РТУ и общего положения о таможне»2. Эти перечни

также объемны и также включают в себя значительное число позиций.

На основании сравнительного анализа положений названных нормативных актов можно сделать вывод, что цели и задачи любого нижестоящего таможенного органа совпадают с целями и задачами ФТС РФ. Любой таможенный орган призван выполнять закрепленные за ним функции, однако количество полномочий конкретного таможенного органа всегда пропорционально его административно-правовому статусу и ограничивается территорией, являющейся зоной деятельности конкретного таможенного органа. Это правило определяет специфику деятельности каждого конкретного таможенного органа сверху донизу.

В ст. 403 ТК РФ перечислены 11 основных функций таможенных органов РФ, вне зависимости от их административно-правового статуса3. Возникает вопрос: какие же из этих многочисленных функций можно считать наиболее важными, а тем более, какую же из них можно назвать основной? Думается, что ответ следует искать в истоках зарождения таможенных правоотношений.

История государственных учреждений, контролирующих провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающих пошлины и сборы, то есть выполняющих функции, которые сегодня закреплены за таможенными органами, насчитывает много веков. Существует мнение о возникновении таможен, согласно которому собираемые ими таможенные сборы явились в свое время альтернативой откры-

Доцент кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Ю

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.