ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРАНИК,
кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Управления организации оперативно-разыскной деятельности ГУУР МВД России
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ СРЕДЫ
Раскрывается понятие криминальной среды, в том числе экстремистской направленности, дается понятие футбольных фанатов, структура и характеристика их организаций, рассматривается их субкультура, обосновывается отнесение футбольных фанатов к экстремистской среде.
Ключевые слова: криминальная среда, экстремизм, футбольные фанаты, фан-клубы, субкультура.
V.V. Granick, PhD (Law), Section Deputy Head, Agency of Organizing Operative-and-Search Activities, Russia Ml Chief Criminal Investigation Department; e-mail: [email protected], tel.: 8 (903) 130-51-79.
Football fans as an element of the extremist milieu.
The concept of criminal milieu, including that of extremist oriented, is exposed, the concept of football fans, the structure and characteristics of their organization is given, their sub-culture is viewed, attributing football fans to the extremist milieu is grounded.
Key words: criminal milieu, extremism, football fans, fan-clubs, sub-culture.
Для эффективного и качественного выявления и раскрытия преступлений экстремистской направленности важное значение имеет знание криминальной среды1, ее особенностей.
При этом следует отметить, что среда или микросреда любого человека состоит из отдельных личностей и малых групп2.
Поскольку понятие микросреды и ее влияние на формирование человека разработаны достаточно подробно3, перейдем к рассмотрению понятия криминальной среды.
А.В. Мартынов рассматривает криминальную среду как состояние ограниченной части общества, действующей в ущерб всему обществу4. По мнению А.В. Воронцова, криминальная среда общества - это ... «устойчивая социальная общность, характеризующаяся антиобщественным поведением, активно противостоящая мерам противодействия преступности»5.
В то же время, как отмечает Ю.М. Антонян, «нет и не может быть криминальной среды, единой для всех преступников»6.
Поскольку нас интересует криминальная среда экстремистской направленности, перейдем к ее раскрытию. Под ней ряд авторов понимают совокупность экстремистских организаций в форме различных организационных структур и конкретных личностей7.
Указанные экстремистские объединения и преступные группы могут быть различными по
названию, численности, уровню организации, характеру структуры и направленности действия. Правильная оценка их специфических особенностей имеет значение для того, чтобы отличить организованную преступную деятельность экстремистской направленности от простой групповой преступности, правильно оценить опасность преступного формирования, определить руководящее ядро организации, ее слабые звенья, которые крайне важны для решения вопросов противодействия этому явлению.
Следует отметить, что сегодня в России экстремизм представлен всеми видами глобально действующих структур (анархистами, антиглобалистами, религиозными фундаменталистами, националистами), которые образовались стихийно или же были созданы специально.
Также необходимо указать и на то, что большая часть преступлений экстремистской направленности совершается не одиночками, а представителями достаточно крупных организаций, сложившихся в подходящих для этого социально-политических и экономических условиях и опирающихся на собственную ресурсную базу.
Проявления экстремизма многолики, и одним из условий эффективности антиэкстремистской деятельности данного направления является четкая классификация основных экстремистских течений в Российской Федерации.
Классификация представляет собой «попыт-
ку осмысленно рассортировать объекты, принадлежащие двум и более классам»8, «это логическая операция и результат распределения предметов по классам, связанным в систему и различающимся между собой по интересующим нас признакам»9.
Обобщение практики борьбы с преступлениями экстремистской направленности позволяет выделить следующие основные экстремистские течения:
националистическо-расистской направленности;
религиозной направленности;
политизированной направленности.
Кроме того, на состояние оперативной обстановки на территории Российской Федерации, и прежде всего в крупных промышленных и политических центрах, являющихся также и спортивными центрами, оказывают влияние футбольные фанаты.
В толковом словаре русского языка отмечается, что слово «фанатик» - это «1. Человек, до исступления преданный своей религии, вере. 2. Человек, страстно преданный какой-нибудь идее, делу», а фанатизм - «образ мыслей и поведение фанатика»10.
Таким образом, фанат (разг.), фан (иногда -фэн), - фанатически, до исступления преданный, страстный поклонник, любитель кого- или чего-нибудь: фанаты футбольной команды, фанаты поп-звезды.
Фанаты создают свои фан-клубы, зачастую со своей символикой и атрибутикой. Фан-клуб -это сообщество людей, объединенных общими интересами, в особенности одним из них. Целью фан-клуба является общение людей по объектам интереса, которым может быть музыка, спорт и т.п., а также отдельные музыканты, спортсмены и другие знаменитости, предметы коллекционирования. В СССР и России такие клубы еще называют клубами по интересам11.
Футбольные фанаты - неформальное молодежное движение, зародившееся в Англии в XIX в., распространившееся по Европе, включая СССР (СНГ), и пережившее много волн и трансформаций. В настоящее время в России и странах бывшего СССР является одним из наиболее массовых и активных объединений.
В Советском Союзе первые фанатские группировки возникли в начале семидесятых, когда болельщики московского «Спартака» организованно начали посещать гостевые матчи. Постепенно их примеру стали следовать поклонники и других команд, в частности киевского «Динамо» и «Зенита».
Чуть позже стали появляться так называемые
фирмы — организованные радикально настроенные фанатские группировки. Главной целью таких образований стало выяснение отношений с болельщиками других команд. Первый серьезный инцидент возник в 1987 г. Фанаты московского «Спартака» и киевского «Динамо» устроили грандиозное побоище в самом центре столицы Украины. Первые заграничные беспорядки были осуществлены в 1990 г., когда большая группа болельщиков все того же «Спартака» спровоцировала серьезные беспорядки в центре Праги, а затем затеяла драку с фанатами местной «Спарты»12.
Футбольные фанатские группировки обладают четкой иерархией: выделяются новички (претенденты на вступление), молодежь (янги), основа (наиболее подготовленные фэны, основной состав для участия в околофутболе - ОФ). Лидером банды является участник основы, он договаривается с представителями других «движей» о сходках (драках), планирует «мутки» (акции против врагов). Выделяется отдельная группа основы, отошедшая от дел, что обычно происходит при достижении возраста примерно в 25-27 лет, которая перестает активно участвовать в ОФ, однако продолжает поддерживать контакты с лидером и всей группой.
Состав серьезной «фирмы» насчитывает 40-50 человек (при этом «боевой актив» каждого крупного клуба составляет до 500 человек). Обычно связь между всеми членами данной организации очень хорошо налажена, и в случае экстренного вызова группировка собирается в течение максимально короткого промежутка времени.
Численность вовлеченных в фанатскую культуру лиц оценить достаточно сложно, однако существуют следующие показатели. По данным Главного управления МВД России по противодействию экстремизму, наиболее многочисленными являются «движи» ФК «Спартак», ПФК «ЦСКА» и ФК «Динамо». «Движ» - это сумма всех «ультрас», «фэнов», «околофутбольщиков» одного клуба. Каждый «движ» делится на «фирмы» - это группировки внутри фанатской среды клуба. У топовых столичных клубов можно выделить до десятка «фирм», однако в разные периоды времени наиболее сильными оказываются не более пяти. В каждой крупной «фирме» основа составляет до 100 человек, янгов может быть до 300 человек. Таким образом, примерно 400 человек может достигать численность тех, кто активно вовлечен в «фирму». Если взять средний показатель - пять «фирм», то получаем, что у топового столичного клуба примерно 2000 человек активных ультрас, хулиганов и околофутбольщиков. К этому количеству можно прибавить следующие группы:
«стариков», количество которых также достаточно существенно;
тех, кто является «свободным фэном», т.е. приходит на фанатскую трибуну, но не входит в конкретную «фирму»;
«сидячих фэнов», которые не приходят на стадион, но следят за событиями в футболе и фанатской среде и при случае также могут активизироваться.
Если в целом оценить численный состав фанатов таких клубов, как «Спартак» и ЦСКА, наиболее популярных в фанатской среде, то его костяк (основа и янги) составит 4000-6000 человек. Численность «движа» ФК «Динамо» - 3000-4000; ФК «Локомотив» - 1500-2000; ФК «Торпедо» -1000-1500. Таким образом, суммарно до 20000 достигает численность активных, подготовленных «ультрас». Если к этой цифре добавить очень большое число тех, кто не входит в «движи», но относит себя к фанатской среде, «стариков» и «сидячих фэнов», то применительно к Москве можно назвать цифру до 150 000 человек. Болельщиков футбола, предпочитающих телевизор, в целом учитывать не нужно, однако в случае крайнего накала конфликтной ситуации их участие в акциях протеста тоже возможно.
Существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Во-первых, активное посещение домашних матчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов.
Таким образом, фанаты (фаны, фэны) футбольных команд - это своеобразная субкультура молодежных групп. Специфика этой субкультуры состоит в том, что игра на футбольном поле является для них общей эмоциональной разрядкой, позволяет проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить), не испытывая давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т.п.).
Субкультура футбольных фанатов - это субкультура молодежи (подростков), живущей обычной жизнью и «возвращающейся» в субкультуру только во время матчей. Это - субкультура досуга, которая задает образцы поведения только применительно к матчам и/или взаимоотношениям с другими футбольными фанатами, выработала весьма определенные стандарты внешнего вида и поведения, причем условные и необязательные (в частности, никому из болельщиков, не входящих в субкультуру, не возбраняется пользоваться символикой клуба).
В субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики (выезды на матчи, определенные
наборы движений, осуществляемых под ритм фанатских песен и т.д.), которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль.
Субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии13.
Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами, являются массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчивающиеся десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми. Российский фанатизм также идет по этому пути.
Уже в 1987 г. произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола. На игру Чемпионата СССР по футболу между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» отправилось примерно 450 московских фанатов, между которыми и болельщиками «Динамо» произошла грандиозная битва в самом центре Киева. В 1990 г. около 150 фанатов московского «Спартака» вслед за своей командой поехали в Прагу на матч 1/16 финала Кубка чемпионов с местной «Спартой», с болельщиками которой и устроили драку.
В России в настоящее время привлекательность фанатской культуры несколько снизилась, в том числе околофутбол «ушел в лес». Именно там проводятся организованные драки и выяснения отношений, тогда как раньше это происходило без предварительных договоренностей на улицах города и на стадионах, соответственно адреналина было больше, так как в данные запланированные конфликты попадали многие «посторонние», т.е. молодежь, пришедшая на фанатскую трибуну, но не являющаяся членами определенных «фирм».
Отметим важный момент, что фэны разных команд могут объединяться против общего врага. В частности, существуют давние дружеские отношения между болельщиками ПФК ЦСКА и ФК «Динамо».
Сегодня феномен футбольного хулиганства распространен в большинстве стран и на многих континентах, что создает серьезные угрозы общественному порядку, приводит к развитию околофутбольных субкультур, в том числе субкультуры футбольных хулиганов, как особой субкультуры, ориентированной на насилие.
Таким образом, с одной стороны, можно отметить, что футбольный фанатизм нарушает
только общественный порядок и не имеет никакого отношения к экстремизму. С другой стороны, молодежные группировки стали более агрессивными, организованными, политизированными. Отмечается консолидация разрозненных групп болельщиков. Предпринимаются шаги не только к выработке единой стратегии действий, но и к согласованию вопросов тактики поведения.
Фанаты футбольных команд согласно классификации правоохранителей стоят первыми в списке опасных неформальных молодежных группировок. Даже «грозные скинхеды»14, которыми запуганы мегаполисы, на втором месте. Все чаще группировки футбольных фанатов активно участвуют в скин-движении. Например, спартаковские «фирмы» «Штурмовики», «Кабаны» и «Банда Тука» взаимодействуют со скин-хедовской националистической группировкой «ОБ-88». Ярко выраженной «бритоголовой» идеологией отличается группировка фанатов «Спартака» «Мэд батчерс» («Безумные мясники»)15.
С февраля 2005 г. по январь 2006 г. члены спартаковской группировки «Гладиаторы» совершили семь нападений на представителей Национально-большевистской партии в Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Восточном административных округах Москвы, Московском метрополитене.
Некоторые группировки фанатов «Динамо» активно сотрудничают с Либерально-демократической партией, лидеры объединений фанатов ЦСКА «Гэлант стидс» («Наглые жеребцы»), «Спартака» («Гладиаторы» и «Юнионс») «дружат семьями» с общественно-политическим движением «Идущие вместе». Политические организации не стесняются привлекать незрелые души к акциям под самыми радикальными лозунгами16.
По утверждению главы пресс-службы Департамента по борьбе с экстремизмом МВД России Евгения Артемова в фанатской среде процент националистов выше, чем в других социальных группах.
В XXI в. стало очевидно, что имеет место проникновение ультраправых идей и ультраправых структур в фанатскую субкультуру. Причем это проникновение осуществляется параллельно наци-скинхедами, поскольку многие из скинов сами были болельщиками и остаются ими, и отдельными ультраправыми группами и организациями. Это явление нельзя считать неожиданным или специфически российским: в 80-е годы XX в. аналогичные процессы происходили в ФРГ и Западном Берлине, а еще раньше - в конце 70-х -на родине субкультуры футбольных фанатов - в Великобритании17.
Так, болельщики ФК «Зенит» выпустили под-
робный, обращающий на себя внимание документ «Селекция 12». В нем, в частности, указывается, что фанаты выступают против приглашения игроков из Африки, Латинской Америки и Океании, так как «у команды из северного города свои традиции, которые никак не соприкасаются с навязываемой этнической принадлежностью новых игроков».
Кроме того, достаточно часто происходят массовые драки футбольных фанатов и выходцев с Кавказа, что говорит о совершении преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы18.
Наглядным примером этого являются события на Манежной площади в г. Москве, когда в результате массовой драки, имевшей место у д. 37 по Кронштадскому б-ру, гражданин Е.Н. Свиридов получил огнестрельные ранения головы и живота, от которых скончался на месте. Установлено, что Е.Н. Свиридов являлся активным членом хулиганской группировки «Юнион», болельщиком ФК «Спартак» (Москва). 11 декабря 2010 г. в период с 15.00 ч до 17.00 ч на Манежной площади г. Москвы при проведении несанкционированного митинга, посвященного дню памяти Е.Н. Свиридова, агрессивно настроенные члены неформальных молодежных объединений, выкрикивая националистические лозунги, спровоцировали стычки с бойцами ОМОНа ГУВД по г. Москве и группами лиц с неславянской внешностью. В 18.00 ч при отъезде футбольных болельщиков и членов неформальных молодежных объединений националистической направленности с Манежной площади на станциях «Театральная», «Площадь революции» и «Охотный ряд» Московского метрополитена происходили стихийные столкновения с выходцами из Северо-Кавказского региона и Средней Азии. В результате указанных стычек пострадало 43 человека, в том числе 6 сотрудников ОМОНа ГУВД по г. Москве.
Проведенным лингвистическим исследованием видеозаписи событий на Манежной площади установлено, что в представленных материалах имеются высказывания, содержащие побуждение к враждебным действиям одной группы лиц (русские) по отношению к другой, объединенной по признакам национальности, происхождения (нерусские), в форме призыва.
14 октября 2010 г. собранный материал направлен в прокуратуру г. Москвы для правовой оценки и принятия мер прокурорского реагирования. 17 декабря 2010 г. СО по ЦАО СУ СК при прокуратуре РФ по г. Москве возбуждено уголов-
ное дело № 332092 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 212 и ч. 1 ст. 282 УК РФ.
Таким образом, в определенных случаях при объединении усилий фанатская среда представляет собой массовую группу людей, преимущественно носителей ультраправых взглядов и оппозиционно ориентированных в своих политических взглядах.
Следует также отметить, что отсутствие единого лидера не только всей фанатской среды, но даже внутри «движа», вокруг одного клуба не позволяет фанатам объединить усилия и стать самостоятельным субъектом политики. Фанатская среда мобилизуется преимущественно только в момент, когда извне на нее начинаются «наезды». Особенно ярко это проявляется, когда объектом агрессии являются нерусские, в настоящее время это следует считать основным раздражителем и объединительным мотивом фанатизма - «нелюбовь к нерусским».
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что фан-движение представляет собой значимое социальное явление, которое в определенных случаях при объединении усилий представляет собой значительную группу людей с преимущественно ультраправыми взглядами. С данным явлением вынуждены считаться, оно может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги.
1 Среда - окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. - М., 1996. С. 748-749); Криминальная (среда) - уголовная, относящаяся к преступлениям. (Там же. С. 301).
2 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учеб. пособие. - М., 2004. С. 129.
3 Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального поведения). - М.: Юрид. лит., 1963. С. 14; Бабаев М.М., Антонян Ю.М. Социальная среда и личность преступников-мигрантов и постоянных жителей // Во-
просы борьбы с преступностью. 1975. № 22; Иншакова М.С. Негативные аспекты семейной жизни как фактор преступного поведения // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 1. С. 90; Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001. С. 90.
4 Мартынов А.В. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений уголовного розыска (по материалам подразделений УР г. Москвы): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 14.
5 Воронцов А.В. Теоретические и прикладные аспекты оперативно-розыскной характеристики криминальной среды и ее субкультуры в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 29.
6 Антонян Ю.М. Взаимодействие личности преступника и социальной среды // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1979. № 30. С. 33.
7 Кол. авторов. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью: Пособие: В 2 ч. - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ; ВНИИ МВД России, 2011. Ч. 1. С. 50; Сундиев И.Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. С. 52.
8 Гейссер С. Распознавание: отнесение и разделение. Линейные аспекты // Классификация и кластер. - М., 1980. С. 248.
9 Воронин Ю.А. Введение в теорию классификаций. - Новосибирск, 1982. С. 10.
10 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993. С. 879.
11 URL: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=d368 c77c-1d41-4bbc-8b08-8468bcf4cdc9
12 URL: http://www.gosgra.ru/articles/475/
13 URL: http://kappp.com.ua/klubel/subkult/futbol.html
14 «Скинхеды» являются приверженцами идеи «расовой чистоты» и не выдвигают каких-либо политических требований. Они пользуются суррогатом патриотической идеи, взятой на вооружение неофашистскими и расистскими организациями. Идеология скинхедов ориентирована на совершение противоправных действий в отношении представителей других национальностей. Они пропагандируют ненависть к выходцам с Кавказа, из Средней Азии. Целью организации является их насильственное выдворение. В своей деятельности активно используют нацистскую символику и приветствие (правая рука, вскинутая вверх). Многие представители указанного движения активно изучают историю фашистской Германии, а также труды основоположников нацизма.
15 URL: http://www.gosgra.ru/articles/475/
16 Там же.
17 Тарасов А. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм // Русский национализм между властью и оппозицией: Сборник статей. - М.: Центр «Панорама», 2010. URL: http://saint-juste.narod.ru/fanats.html
18 URL: http://fanat-chp.ucoz.ru/news/2008-06-03-137
V .
х ВНИИ МВД < \
V