Научная статья на тему 'ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / двигательная активность / физкультура / футбола.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Владислава Денисовна

данная статья посвящена выявлению противоречие между необходимостью повышения двигательной активности у младших школьников в процессе занятий футболом реализацией данного потенциала работы школы. Исходя из выделенного противоречия можно сформулировать следующую проблему: развивать двигательную активность детей в процессе игры в футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Владислава Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Алексеева В.Д.

Алексеева Владислава Денисовна - учитель физической культуры,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44»

г. Владимир

Аннотация: данная статья посвящена выявлению противоречие между необходимостью повышения двигательной активности у младших школьников в процессе занятий футболом реализацией данного потенциала работы школы. Исходя из выделенного противоречия можно сформулировать следующую проблему: развивать двигательную активность детей в процессе игры в футбол. Ключевые слова: младший школьный возраст, двигательная активность, физкультура, футбола.

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок.

Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятием с конструктором, просмотру мультфильмов. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети. А для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Использование в школьном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает детям разные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, чтоб достичь этих результатов возможно при условии ненасильственного стимулирования моторного развития. Утрата массовости физкультурного движения, упадок "дворового спорта", невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях. Игра представляет собой первую доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений.

Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы.

Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различных направлений. Этот феномен изучали физики (И. Ньютон, А. Эйнштейн), биологи (Ч. Дарвин, И. Мечников), физиологи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели), психологи (Б.М. Теплов, А.Р. Лурия) и др. Особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту [1], спортивных кардиологов [2], а также в трудах видных спортивных специалистов (Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева) и др.

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний. Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне.

Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. В исследованиях сотрудников лаборатории И.А. Аршавского установлена прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры.

Сходная зависимость обнаружена и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка.

В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность школьников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности ДА детей школьного возраста. Многие научные исследователи, изучавшие ДА детей школьного возраста, констатируют, что ДА у мальчиков выше, чем у девочек [3]. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания ДА детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять ДА летом мальчиков 6-7-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение ДА детей - она составляет 94,7% [4]. Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

Специальная двигательная активность для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. В период школьного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития. В условиях целенаправленного воспитания и обучения, учитывающие возрастные особенности и возможности школьников, происходит физическое, психическое и личностное совершенствование ребёнка, формируются важные свойства мышления, познавательные интересы и способности. Футбол способствует воспитанию физических качеств и играет большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Проходя практику в одной из Нижегородских школ, нас с учителем заинтересовала тема нашего исследования. Поэтому мы с учителем решили провести первичную диагностику. Наша работа состояла из 3 этапов.

1 этап-проведение тестов из комплексной программы физического воспитания 1-11 классов Автор Владимир Иосифович Лях, Александр Александрович Зданевич.

Тесты на определение развития двигательной активности:

1 Челночный бег 3 по 10(координационные способности)

2 Прыжок в длину с места (скоростно-силовые)

3 Наклон вперёд из положения сидя (гибкость)

4 Подтягивание (силовые).

5 Передвижение на лыжах 1500 километрами (без учета времени).

Имя Челночный бег 3x10 Прыжок в длину с места Наклон вперёд из положения сидя Подтягивание Передвижение на лыжах 1500 километрами Уровень

Никита 9,7 160 9 7 8:20 В

Маша 10,1 155 11,5 12 8:40 В

Света 11,5 125 7 7 9:35 С

Саша 10,4 130 5 3 9:45 С

Аня 11,6 120 9 8 9:40 С

Миша 11,3 100 1 1 10:40 Н

Юля 11,9 90 2 2 11:10 Н

Результаты проведённых тестов позволяют нам сделать вывод о том, что физическая подготовленность у детей младшего школьного возраста лишь только 2 человека (28,5%) имеют высокий уровень развития, 3 человека (43,0%) имеют средний уровень и 2 человека (28,5%) имеют низкий уровень развития физических качеств.

Высокий уровень -выражается в том, что дети полностью справились с предложенными тестами, выполнив все тесты на отлично.

Средний уровень - выражается в том, что дети выполнили предложенные тесты, с небольшими затруднениями.

Низкий уровень- выражается в том, что дети не способны справиться с предложенными тестами, в связи с плохой подготовкой.

После проведённой диагностики был подобран комплекс упражнений:

1. Удары ногой по подвешенному мячу.

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов

3. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

4. Один ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

5. Бросок мяча в стенку и прием откосившегося мяча под подошву (внутренней стороной стопы).

6. Удар мяча ногой в стенку и его прием.

7. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

8. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

9. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает (тоже ногой).

10. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

11. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

12. Вести мяч ломаными линиями, толчками одной и поочередно то правой, то правой, то левой ногой. .

13. Вести мяч вокруг стоек

14. Вести мяч вокруг стоек и ударять по воротам.

15. Вести мяч меняя темп передвижения.

16. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.

17. Бросать мяч из-за головы двумя руками.

18. Бросать мяч по цели на точность попадания.

19. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

20. Одни ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

21. Один ребенок стоит в воротах, другой с 4 - 5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

22 Вратарь стоит в воротах.2 - 3 детей поочередно посылают мячи, вратарь должен ловить все мячи в воздухе или направлять мячи ногой в поле.

По результатам опытно-практической работы по использованию футбола как средства развития двигательной активности, мы провели итоговую диагностику используя те же тесты что и в первичной диагностики. Были получены следующие результаты.

Имя Челночный бег 3x10 Прыжок в длину с места Наклон вперёд из положения сидя Подтягивание Передвижение на лыжах 1500 километрами Уровень

Никита 9,4 165 12 8 8:10 В

Маша 9,6 155 13 13 8:35 В

Света 10,2 150 11,5 12 8:45 В

Саша 9,8 155 10 6 8:30 В

Аня 10,7 130 9 7 9:35 С

Миша 10,8 135 5 3 9:20 С

Юля 10,9 125 8 4 10:05 С

Высокий уровень - 4 человек (57,1%) Средний уровень - 3 человек (42,9%) Низкий уровень - 0 человек

Анализируя результаты тестирования можно сделать вывод, что данные упражнения работают, как в индивидуальных, так и в групповом анализе.

Таким образом, мы можем утверждать, что обучение детей футболу, способствует развитию двигательной активности детей младшего школьного возраста.

Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта и определённого количества попыток выполнить данное действие. Каждое двигательное действие состоит из системы движений.

Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Это особенно актуально при поступлении ребёнка в школу. Учебная работа для школьника труд,

который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряжённого со значительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность. Изменить негативные последствия гиподинамии, повысить естественные защитные свойства организма возможно только посредством двигательной деятельности, являющейся основным регулятором его биологической активности.

Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным ухудшением осанки. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребёнка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Поэтому по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения. Вместе с тем постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей. Следовательно, необходимо обращать особое внимание и всячески способствовать повышению уровня двигательной активности у младших школьников.

Список литературы

1. Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе. - М., 2017. - С.321.

2. Колидзей ЭА. Психология двигательной активности ребенка. М., 2019. - С.322.

3. КоробейникА.В. Футбол. Самоучитель игры / А.В. Коробейник. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2018. - 320 с.

4. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 2019. - С.254.

5. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 2018. - №7. - С. 2-5.

6. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 2020. - №1. - С. 7-9.

7. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 2017- №2. - С.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.