Научная статья на тему 'Особенности развития физических качеств младших школьников в процессе занятий футболом'

Особенности развития физических качеств младших школьников в процессе занятий футболом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗКУЛЬТУРА / ФУТБОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елаева Елена Евгеньевна, Белоклокова Ольга Андреевна

Данная статья посвящена проблеме развития физических качеств младших школьников в процессе освоения учебного содержания игры футбол в системе трехурочного недельного цикла. В ней содержится описание динамики изменений физических качеств школьников в процессе освоения игры в футбол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елаева Елена Евгеньевна, Белоклокова Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития физических качеств младших школьников в процессе занятий футболом»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ

И ТВОРЧЕСТВА

Елаева Елена Евгеньевна, Белоклокова Ольга Андреевна, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: elaevalena@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития физических качеств младших школьников в процессе освоения учебного содержания игры • футбол в системе трехурочного недельного цикла. В ней содержится описание динамики изменений физических качеств школьников в процессе освоения игры в футбол

Ключевые слова: младший школьный возраст, двигательные качества, физкультура, футбола.

Известно, что физическая культура человека определяется, прежде всего, степенью владения знаниями и умениями по использованию ценностей физической культуры с целью удовлетворения собственных потребностей в укреплении здоровья, физическом совершенстве, организации здорового образа жизни. Хорошо известно, что приобщение человека к систематическим занятиям физической культурой активно происходит в младшем школьном возрасте на основе формирующихся возрастных интересов к двигательной деятельности. Именно активное включение школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом, формирование их интереса к укреплению собственного здоровья, вовлечение в разнообразные формы здорового образа жизни, предстает сегодня в качестве современной целевой установки развития школьного образования по физической культуре [1, 2, 3].

Целью рaботы явилось изучение развития физических качеств младших школьников в процессе освоения учебного содержания игры футбол в системе трехурочного недельного цикла.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Иccледовaние проводилось в МОУ «Средняя общеобрaзовaтельнaя школя школе № 9» г. Саранска. В педагогическом эксперименте приняло участие 130 школьников 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Все испытуемые были распределены на две учебные группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе занятия проводились по учебному содержанию комплексной программы по физическому воспитанию. В экспериментальной группе (во всех возрастных классах) дети дополнительно посещали секцию по футболу. Содержание дополнительного занятия по футболу в этих группах отрабатывалось на основе физических упражнений, ориентируемых на развитие основных физических качеств. По результатам педагогического эксперимента проводилась систематизация и обобщение полученных экспериментальных материалов, их обработка и анализ с помощью методов математической статистики.

Учитывая высокую популярность игры в футбол среди всех слоев населения, а особенно у детей и молодёжи предполагалось, что реализация дополнительных занятий по футболу позволит повысить посещаемость уроков • физической культуры и усилит мотивационный компонент занятий физическими упражнениями. Нами была использована программа дополнительных занятий по физической культуре, основанная на освоении учащимися младших классов игры в футбол.

Программа дополняет содержание основной программы А. П. Матвеева (2008) по физической культуре для начальной школы [2].

В первом занятия по футболу направлены на формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, к которым относятся бег, прыжки, метания, передвижения и остановки. Особое место занимают в программе упражнения с мячом, подвижные игры с элементами игры в футбол, игра в футбол.

Во втором классе школьники начинают освоение основных технических действий, характерных для игры в футбол: передвижений, ударов по мячу и приемов его остановки. Разучиваются правила игры в футбол и знакомятся с простейшими тактическими схемами организации игровой деятельности. Важной особенностью содержания обучения является освоение школьниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения занятий с использованием элементов игры в футбол.

В третьем классе в программе акцент в содержании обучения смещается на расширение числа освоенных футбольных приемов: ударов по мячу и способов их остановки, овладение обманными движениями (финтами). Но вместе с тем, сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

физических упражнений разной функциональной- направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно-важных навыков и умений.

В четвертом классе содержание обучения еще более усложняется. Это усложнение проявляется, прежде всего, в том, что школьники должны осваивать уже не отдельные приемы, движения и действия, а достаточно сложные элементы и фрагменты двигательной деятельности при игре в футбол. В практику занятий вводится игра по упрощенным правилам. При этом, в содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого технического исполнения.

В ходе эксперимента нами оценивался уровень развития физических качеств при помощи батареи стандартных тестов, предлагаемых в программах В.И. Ляха и А.П. Матвеева (2008): бег 30 м, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места, наклон туловища вперёд, подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа (мальчики 3- 4-х классов - на высокой перекладине), бег 1000 м.

Полученные данные обрабатывали с помощью метода математической статистики, определяя средние результаты выборки и оценивали достоверность • различий по ^критерию Стьюдента.

В начале педагогического эксперимента были получены сведения об уровне развития основных физических качеств, которые фиксировались при помощи выбраных тестов.

Различия между участниками контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента не являются достоверными ни среди девочек, ни среди мальчиков. Это подтверждает, что для проведения педагогического эксперимента были сформированы равные по уровню развития физических качеств группы, то есть группы были однородными.

Сравнение результатов тестирования с нормативами программы А.П. Матвеева характеризует обе группы следующим образом:

- развитие скоростно-силовых качеств у девочек контрольной группы находится на среднем уровне в 1-2 классах и опускается до уровня ниже среднего в третьем классе, у мальчиков это качество находится на среднем уровне только у первоклассников, а затем показатели опускаются ниже среднего уровня;

- уровень развития быстроты соответствует нормативам среднего уровня как у девочек, так и у мальчиков;

- показатели подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа свидетельствуют о среднем уровне развития силы мышц у девочек в первом и втором классах, а в третьем он может быть отнесён к высокому уровню; аналогично показатели мальчиков 1 -2-го классов относятся к среднему уровню

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

развития силовых качеств, а в третьем - к низкому уровню.

Также было проведено сравнение выбранных показателей уровня развития физических качеств у участников педагогического эксперимента с нормативами развития физических качеств у юных футболистов по данным И.А. Швыкова (2012) [4].

Оказалось, что требования, предъявляемые к уровню развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов значительно выше как у девочек, так и у мальчиков. Например, оценка 3 для девочек ставится за результат 128 см, а у мальчиков за дальность прыжка 140 см. Результаты в этом виде тестирования у девочек составляют 117±3 см в контрольной группе и 116±3 см в экспериментальной группе. У мальчиков соответствующие величины дальности прыжка составляют соответственно 123±0,5 см в контрольной группе и 122±5 см в экспериментальной группе. Это значит, что только отдельные ученики имели шанс быть зачисленными в группу для занятий футболом по этому показателю.

Аналогично показатели гибкости у мальчиков как контрольной, так и экспериментальной групп не дотягивают даже до удовлетворительной оценки развития этого качества для юных футболистов. У девочек показатель наклона • может быть оценён на «хорошо» и «отлично» соответственно во втором и третьем классе, тогда как в четвёртом классе значение этого показателя также находится ниже удовлетворительного уровня норматива юных футболистов.

Следует отметить, что за время проведения педагогического эксперимента результаты, показанные школьниками контрольных групп как среди девочек, так и среди мальчиков, не демонстрируют достоверных различий.

Занятия с экспериментальной группой проводились по программе дополнительных занятий, которая одной из обязательных задач ставила развитие физических качеств, необходимых для игры в футбол.

В ходе экспериментальной работы в течение одного учебного года удалось добиться достоверного прироста показателей быстроты, координационных способностей, скоростно-силовых качеств, как у девочек, так и у мальчиков. При этом достоверного прироста показателей гибкости удалось добиться только у девочек 4-го класса (Р<0,05) и мальчиков 1-го и 2-го класса (Р<0,01). Аналогичная тенденция наблюдается и при сравнении результатов в подтягивании из виса лёжа как у девочек, так и у мальчиков (таблица 1).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Динамика изменений показателей физической подготовленности учащихся экспериментальных групп за период педагогического эксперимента

Наименование теста Класс Девочки Мальчики

До После До После

Бег 30 м, с 1 6,83±0,23 6,41±0,22 6,65±0,11 6,31±0,10

2 6,69±0,10 6,28±0,05 6,44±0,08 6,07±0,08

3 6,49±0,06 6,11±0,04 6,19±0,05 5,85±0,05

4 6,19±0,03 5,87±0,03 5,87±0,04 5,46±0,04

Челночный бег 3x10 м, с 1 10,67±0,31 10,25±0,31 9,81±0,34 9,37±0,20

2 10,49±0,35 10,01±0,24 9,69±0,04 9,13±0,05

3 10,05±0,05 9,71±0,05 9,18±0,04 8,77±0,04

4 9,72±0,04 9,41±0,04 8,85±0,02 8,46±0,03

Прыжок в длину с места, см 1 113,3±3,3 126,8±4,7 116,2±5,1 132,5±5,5

2 116,8±3,5 132,4±3,4 122,7±5,8 140,2±4,3

3 124,6±5,3 142,7±4,3 129,8±5,4 148,7±4,9

4 128,9±2,3 147,9±2,9 140,7±3,8 157,6±3,7

Наклон вперёд из положения сидя, см 1 5,9±0,3 7,2±0,4 2,9±0,2 4,1±0,3

2 6,7±0,3 7,1±0,3 3,7±0,3 4,3±0,2

3 6,1±0,4 7,9±0,5 1,5±0,2 3,1±0,2

4 5,7±0,6 8,0±0,6 1,1±0,2 3,1±0,5

Подтягивания на низкой перекладине, раз 1 9,0±0,3 10,0±0,2 9,0±0,4 11,0±0,4

2 10,0±0,3 11,0±0,2 12,0±0,4 14,0±0,5

3 12,0±0,4 13,0±0,3 2,0±0,2 3,0±0,3

4 15,0±0,4 19,0±0,4 3,0±0,2 4,0±0,3

Бег 1000м, с 3 394±5,8 366±5,4 356±5,1 331±3,7

4 365±8,6 342±7,1 331±7,5 310±5,4

Основным критерием эффективности программы дополнительных занятий футболом следует признать сравнение показателей развития основных физических качеств с исходными показателями, измеренными в определённых стандартных условиях. Отсутствие прироста показателей гибкости у девочек и мальчиков экспериментальной группы указывает на недостаточность внимания, которое уделяется развитию этого качества на уроках физической культуры.

Определённый интерес представляет сравнение показателей развития основных физических качеств у девочек и у мальчиков контрольных и экспериментальных групп. Нами выявлены следующие закономерности:

- в экспериментальной группе показатели быстроты, координационных и скоростно-силовых способностей, и во всех четырёх классах превосходят, аналогичные показатели учеников из контрольной группы; показатели выносливости у детей экспериментальной группы достоверно улучшились за время проведения педагогического эксперимента, при уровне значимости в диапазоне от 0,01 до 0,05;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- достоверно более высокие показатели гибкости отмечены у ребят экспериментальной группы только в первом классе (Р<0,05), а у девочек в первом и четвёртом классах (Р<0,01 и Р<0,05, соответственно).

Показатели силы, измеряемые при помощи подтягиваний из разных положений, оказались практически равными у детей контрольных и экспериментальных групп (Р>0,05), исключение составили участницы экспериментальной группы 4-го класса, показатели которых оказались достоверно выше по сравнению с их сверстницами из контрольной группы (Р<0,05).

Экспериментально доказано, что освоение игры футбол в единстве с содержанием образовательной программы в экспериментальных группах по годам обучения приводит к существенному повышению уровня развития физических качеств как у мальчиков, так и у девочек (р<0,05). В первых классах приросты физических качеств составили: скоростные качества - 6,5 % (девочки), 5,4 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 11,5 % (девочки), 13,8 % (мальчики); координационные способности - 4,1 % (девочки), 4,7 % (мальчики). Во вторых классах соответственно: скоростные качества - 6,5 % (девочки), 6,1 % • (мальчики); скоростно-силовые качества - 13,8 % (девочки), 14,8 % (мальчики); координационные способности — 4,8 % (девочки), 6,5 % (мальчики). В третьих классах: скоростные качества - 6,2 % (девочки), 5,8 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 14,5 (девочки), 14,7 % (мальчики); координационные способности — 3,5 % (девочки), 4,7 % (мальчики); выносливость — 7,6 %. В четвертых классах: скоростные качества - 5,5 % (девочки), 7,5 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 14,8 % (девочки), 12,1 % (мальчики); координационные способности - 3,3 % (девочки), 4,6 % (мальчики); выносливость - 6,7 % (девочки), 6,8 % (мальчики).

В то же время, у детей контрольных групп эти показатели в течение учебного года изменились не достоверно.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Пути повышения эффективности педагогического процесса физического воспитания в общеобразовательной школе / В сб. материалов Всероссийской научной конференции «Методология современной общей и спортивной педагогики» / Под общ. ред. С.Д. Неверковича, В.В. Гожина, Л.Д. Квиртия. - М.: РГАФК, 2010. - С. 27-34.

2. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учебное пособие для студ. средн. спец. учеб. заведений / А.П. Матвеев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - С. 27-67.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Филимонова С.И. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования / С.И. Филимонова, Л.В. Новоточина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - №6. - С. 50-54.

4. Швыков И.А. Футбол в школе: учебное пособие / И.А. Швыков. - М.: Терра и спорт, Олимпия Пресс, 2012. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.