Научная статья на тему 'Исследование физической подготовленности школьников начальных классов в процессе освоения учебного содержания игры в футбол'

Исследование физической подготовленности школьников начальных классов в процессе освоения учебного содержания игры в футбол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолькин Максим Анатольевич, Филиппова Елена Николаевна

Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивней игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет небольшую историю. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах создают благоприятные возможности для решения самых различных задач в области физического развития детей. В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление средств и методов, которые позволят повысить эффективность процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе занятий игры в футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолькин Максим Анатольевич, Филиппова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование физической подготовленности школьников начальных классов в процессе освоения учебного содержания игры в футбол»



SCIENCE TIME

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИГРЫ В ФУТБОЛ

Смолькин Максим Анатольевич, Филиппова Елена Николаевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: lenyska-77@mail.ru

Аннотация. Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивней игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет небольшую историю. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах создают благоприятные возможности для решения самых различных задач в области физического развития детей.

В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление средств и методов, которые позволят повысить эффективность процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе занятий игры в футбол.

Ключевые слова: футбол, младшие школьники, физическая подготовленность, физические качества.

Введение

Проблема физического воспитания во все времена была актуальной, но на современном этапе развития общества этот вопрос приобрел глобальный масштаб. Школьник ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. На сегодняшний момент эта проблема очень актуальна. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества. Из разнообразных средств физического воспитания особое внимание уделяется такой спортивной игре, как футбол [3].

Методика

В эксперименте участвовали 30 школьников в возрасте 8-9 лет, которых мы разделили на две группы контрольную и экспериментальную, в каждой по 15 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю в качестве третьего часа по физической культуре. Продолжительность занятия 40 мин, в программу которого включены основы техники игры, подвижные игры с элементами футбола, а так же комплексы упражнений для развития физических способностей занимающихся. Занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной части.

В подготовительной части урока проводили разминку, в которую входил комплекс общеразвивающих упражнений на все группы мышц и небольшой кросс. Подготовительная часть занимает 20 % от общего времени тренировочного процесса.

Основная часть занятия занимает 70 % от общего времени тренировочного процесса.

В заключительной части проводилась растяжка, упражнения на восстановление, заминка. Заключительная часть занимает 10 % от общего времени тренировочного процесса.

В ходе исследования контрольная группа занималась по общей программе для СОШ, а экспериментальная группа занималась по специально разработанной методике, ориентированной на трех урочный недельный цикл с помощью игры футбол.

Основные результаты

В начале педагогического эксперимента были получены сведения об уровне развития физических качеств школьников начальных классов, контрольной и экспериментальной групп, которые определялись при помощи выбранной методики тестов (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика развития физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа

Бег 30 м, с 6,11 6,11

Челночный бег 3х10 м, с 9,7 9,9

Прыжок в длину с места, см 121,7 120,9

Наклон вперед из положения сидя, см 6,4 5,7

Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз 5 5

SCIENCE TIME

По результатам педагогического эксперимента уровень развития физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп достоверно не различался. Это подтверждает, что для проведения педагогического эксперимента были сформированы однородные группы (рис.1, рис.2).

Рис. 1 Уровень развития физических качеств контрольной группы

Рис. 2 Уровень развития физических качеств экспериментальной группы

Была разработана методика использования средств и методов, используемых при подготовке футболистов, в процессе физического воспитания младших школьников. Программа по физической культуре для начальной школы рассчитанная на два урока в неделю, была дополнена третьим уроком физической культуры, основное содержание которого базировалось на преимущественном использовании средств и методов подготовки юных футболистов.

В соответствии с новыми образовательными стандартами методика предусматривала выполнение двигательной деятельности общеразвивающей направленности с преимущественным использованием средств футбола на уроках по физической культуре для учащихся начальной школы [2].

Методика дополняет содержание основной программы по физической культуре для начальной школы и способствует решению образовательных задач (табл.2).

В ходе педагогического эксперимента в течение одного учебного года удалось добиться достоверного изменения показателей быстроты, координационных способностей, скоростно-силовых качеств у мальчиков экспериментальной группы (табл.3).

Подтягивание на Прыжок в длину с Бег с высокого Челночный бег Наклон вперед из высокой места старта 30 м 3x10 м положения сидя

перекладине

положения сидя

Таблица 2

Распределение основной программы в учебных часах по урокам

физической культуры

Количество часов

Разделы программного материала Классы

3 4

Основы знаний по физической культуре 1 2

Способы двигательных действий 1 2

Физическое совершенствование 47 47

Передвижения в футболе 10 10

Ведение мяча 10 10

Удары и остановка мяча 10 10

Подвижные игры 9 13

Обще развивающие упражнения 8 6

Таблица 3

Динамика изменений показателей физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп за период педагогического эксперимента

Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа

Бег 30 м, с 6,1 5,25

Челночный бег 3х10 м, с 9,1 5,4

Прыжок в длину с места, см 123,1 127,6

Наклон вперед из положения сидя, см 6,4 7,8

Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз 6 7

Экспериментально доказано, что освоение основ игры футбол в единстве с содержанием образовательной программы в экспериментальной группе приводит к существенному повышению уровня развития физических способностей. Так приросты физических способностей составили: скоростные -5,4 %, скоростно-силовые - 12,3 %, координационные - 4,7 %, общая выносливость - 13,2 %, гибкость - 4,2 %.

SCIENCE TIME

Заключение

Исследование показателей развития физических качеств младших школьников после эксперимента выявило достоверные изменения в экспериментальной группе. Следовательно, разработанная методика с помощью игры футбол младших школьников, оказала положительное воздействие на развитие физических качеств, физическую подготовленность, функциональное состояние.

Таким образом, внеурочные занятия футболом благоприятно влияют на развитие физических способностей учащихся начальной школы. Кроме того происходит развитие сообразительности, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре [1].

Литература:

1. Вихров, К. Футбол в школе : учеб. пособие / К. Вихров. - М. : Советский спорт, 2004. - 69 с.

2. Матвеев, А. П. Физическая культура. Начальные классы : учебник / А. П. Матвеев. - М. : Дрофа, 2005. - 237 с.

3. Мэйсон, П. Футбол. Спорт для начинающих : метод. рекомендации / П. Мейсон. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.