Научная статья на тему 'Подвижные игры с элементами футбола как средство формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста'

Подвижные игры с элементами футбола как средство формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1140
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА / COORDINATION ABILITIES / PRIMARY SCHOOL AGE / OUTDOOR GAMES WITH ELEMENTS OF FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аникин А. А.

Подвижные игры с элементами футбола активно развивают координационные способностей младших школьников, помогают быстрее усваивать новые движения, влияют на приобретение того или иного навыка, той или иной способности, что влечет за собой повышение разнообразия, интенсивности и радостной атмосферы на каждом занятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аникин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile game with elements of football as a means of forming coordination abilities of primary school children

Outdoor games with elements of football actively develop coordination abilities of younger students, helping to quickly assimilate new movements, affect the acquisition of a skill, a particular ability, which results in increased diversity, intensity and joyful atmosphere in each lesson.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры с элементами футбола как средство формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста»

Организация исследования

Исследование проводилось в МБОУ лицей № 4 г. Коломны на уроках физической культуры с сентября по март 2013/2014 учебного года.

Педагогический эксперимент представлял собой обоснование методики развития координационных способностей с помощью подвижных игр с элементами футбола. Планирование занятий осуществлялось в рамках образовательных уроков физической культуры (эксперимент проводился на третьем уроке физической культуры). По результатам тестирования были отобраны контрольная и экспериментальная группы. Каждая группа состояла из 25 чел. в возрасте от 8 до 9 лет. В дальнейшем контрольная группа занималась по стандартной программе, экспериментальная группа занималась по программе, включающей подвижные игры с элементами футбола.

Тестирование проводилось для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников. Использовались тесты: «три кувырка вперед», «балансирование на гимнастической скамейке», «челночный бег» (3 раза по 10 м, обегая 5 кубиков) [5, 6].

Для обработки данных и определения достоверности полученных результатов использовался ^критерий Стьюдента.

В итоге с помощью тестов были выявлены изменения уровня развития координационных способностей у детей контрольной и экспериментальной групп. Тестирование учащихся проходило дважды: в начале учебного года (20-25 сентября) и в конце (20-25 марта).

Для контрольной группы были подобраны комплексы упражнений общефизической подготовки, которые имели свои методические особенности: после усвоения

Изменение показателей теста

комплекса проходило постепенное усложнение упражнений. Например: изменялось исходное положение (т.е. ориентировка в пространстве), увеличивалась дозировка упражнений, усложнялись движения рук, использовалось стандартное и нестандартное оборудование, выполнялась передача предметов из рук в руки, в начале разучивания движения выполнялись в медленном темпе, затем темп постепенно увеличивался.

Для экспериментальной группы был подобран целый ряд подвижных игр с элементами футбола: «Третий лишний», «Охота на зайцев», «Кто быстрей», «Быстрей к флажку», «За мячом противника», «Мячом по мячу», «Полицейские и воры», «Выход из окружения», «Захват пустых ворот», «Кошки-мышки», «Преследовать соперника словно тень», «Король пенальти», «Скрытый пас», «Пас партнеру на вызов», «Найди самый короткий путь» и т.д. (Для данных игр использовался облегченный мяч № 4 63,5 до 66 см в окружности.) [3, 8].

Результаты исследования

По результатам проведенного нами предварительного тестирования, были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Уровень подготовленности участников на начало эксперимента не имел достоверных различий.

Показатели в тесте «челночный бег» (3 по 10 м) в экспериментальной группе в начале эксперимента составил 11,93 ± 1,14 с, в конце данный показатель составил 11,3 ± 1,29 с, прирост результатов составил 0,63. У контрольной группы этот показатель вначале составил 12,01 ± 1,18 с, в конце - 11,77 ± 0,65 с, прирост составил 0,24 с (табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1

[елночный бег» (3 по 10 м), с

Группа Этап Х±о Прирост р t р

Экспериментальная начало 11,93 1,14 0,63 2,73 < 0,05

конец 11,31 1,29 2,32 < 0,05

Контрольная начало 12,01 1,18 0,24 0,62 > 0,05

конец 11,77 0,65

12,2 12

з 11,8

| 11,6

О 11,4 11,2 11 10,8

□ Начало эксперимента □ Конец эксперимента

Рис. 1. Результаты теста «челночный бег» (3 по 10 м)

э.г. к.г.

Этапы

Показатели в тесте «три кувырка вперед» в экспе- 0,47 с. У контрольной группы вначале - 5,52 ± 1,66 с, риментальной группе в начале эксперимента составили в конце - 5,28 ± 1,66 с, а прирост показателей составил 5,57 ± 0,67 с, в конце данный показатель был равен 0,24 с (табл. 2 и рис. 2). 5,1 ± 0,82 с, прирост результата в ходе эксперимента -

Таблица 2

Изменение показателей теста «три кувырка вперед», с

Группа Этап Х±о Прирост р 1 р

Экспериментальная начало 5,57 0,67 0, 47 2,63 < 0,05

конец 5,1 0,82 2,42 < 0,05

Контрольная начало 5,52 0,52 0,24 1,94 > 0,05

конец 5,28 0,25

5,57_ _

_ 5,52 _

И

э.г. к.г.

Этапы

□ Начало эксперимента □ Конец эксперимента Рис. 2. Результаты теста «три кувырка вперед»

Показатели в тесте «балансирование на гимнастиче- в ходе эксперимента - 0,13 с. У контрольной группы ской скамейке» в экспериментальной группе в начале вначале 5,98 ± 0,45 с, в конце - 5,99 ± 0,6 с, а прирост эксперимента составили 6,38 ± 0,46 с, в конце данный показателей составил 0,01 с (табл. 3 и рис. 3). показатель был равен 6,25 ± 0,39 с, прирост результата

Таблица 3

Изменение показателей теста «балансирование на гимнастической скамейке», с

Группа Этап Х±о Прирост Р 1 Р

Экспериментальная начало 6,38 0,46 0,13 234 < 0,05

конец 6,25 0,39 2,76 < 0,05

Контрольная начало 5,98 0,45 0,01 1,06 > 0,05

конец 5,99 0,60

6.38

э.г.

Этапы

□ Начало эксперимента □ Конец эксперимента Рис. 3. Результаты теста «балансирование на гимнастической скамейке»

С*)

Положительные сдвиги в уровне координационных способностей произошли в обеих группах, однако более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где, конечно, результаты отличались от исходных данных. Однако темп прироста в экспериментальной группе оказался достоверно выше, чем в контрольной.

Выводы

Младший школьный возраст - наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культу-

ры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания. В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.

Данное экспериментальное исследование показало, что применение подвижных игр для развития координационных способностей младших школьников более эффективно, чем занятия ОФП. Это подтверждают результаты тестирования («челночный бег», «три кувырка вперед», «балансирование на гимнастической скамейке»). Оценка развития координационных способностей в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной (р < 0,05).

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 228 с.

3. Вайн Х. Как научиться играть в футбол: школа технического мастерства для молодых / Х. Вайн: пер. с итал. - М.: Терра-спорт; Олимпия-пресс, 2004. -244 с.

4. Лях В.И. Координационные способности школьников. / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. -№ 5. - С. 3-10.

5. Лях В.И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей

футболистов / В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 8. - С. 51-54.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.

7. Прокудин Б.Ф. Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста / Б.Ф. Прокудин, М.Ю. Золотова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы X научно-практической конференции. -Коломна, 2000. - С. 62.

8. Швыков И.А. Футбол в школе / И.А. Швыков. - М.: Терра-спорт; Олимпия-пресс, 2002. - 144 с.

References

1. Balsevich V.K. Ontokineziyology of person / V.K. Balsevich. - M.: Theory and Practice of Physical Culture, 2000. - 275 p.

2. Bernstein N.A. On dexterity and its development / N.A. Bernstein. - M.: FiS, 1991. - 228 p.

3. Vine H. How to learn to play football: school of technical skill for the young / H. Vine. - M.: Terra Sports; Olympia Press, 2004. - 244 p.

4. Lyakh V.I. Coordination abilities of students / V.I. Lyakh // Fizicheskaya kultura v shkole. - 2000. -№ 5. - P. 3-10.

5. Lyakh V.I. Sports-motor tests to evaluate specific coordination abilities of the players / V.I. Lyakh, Z. Wit-

kowski, W. Zmuda // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. -2002. - № 8. - P. 51-54.

6. Lyakh V.I. Tests in physical education students: teacher's guide / V.I. Lyakh. - M.: AST, 1998. - 272 p.

7. Prokudin B.F. Features of physical fitness of children of primary school age / B.F. Prokudin, M.Yu. Zolotov // Man, health, physical culture and sports in a changing world: proceedings of the X scientific-practical conference. - Kolomna, 2000. - P. 62

8. Shvykov I.A. Football in schools / I.A. Shvykov. -M.: Terra Sports; Olympia Press, 2002. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.