Научная статья на тему 'ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокуратура / координация / правоохранительные органы / борьба с преступностью / полномочия / функции прокуратуры / prosecutor's office / coordination / law enforcement agencies / crime control / powers / functions of the prosecutor's office

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрекаловская Валерия Евгеньевна, Ушаков Олег Михайлович

В данной статье рассмотрели и изучили особенности функции прокуратуры по координированию функционированию правоохранительных органов, сделали выводы и предложили пути совершенствования. В статье проведен анализ организации деятельности прокуратуры по координации работы правоохранительных органов, установлены особенности взаимодействия, а также направления повышения эффективности данной деятельности. Исследование показало, что прокурорский надзор связан не только с выполнением данной правоохранительной функцией, но и с деятельностью других правоохранительных органов. Определяются формы и методы осуществления прокурорского надзора и правоохранительных органов, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Внимание оказано изучению целей обеспечения взаимосвязи правоохранительной деятельности с прокурором, созыванию координационных совещаний, организаций рабочих групп, истребовании статистической и необходимой информации. Раскрыли задачи и специфику повышения эффективности по борьбе с преступностью, зафиксировали обоюдную заинтересованность взаимодействии специализированных и территориальных прокуратур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрекаловская Валерия Евгеньевна, Ушаков Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE TO COORDINATE THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO COMBAT CRIME

In this article, we examined and studied the features of the prosecutor's office's function to coordinate the functioning of law enforcement agencies, drew conclusions and suggested ways to improve. The article analyzes the organization of the prosecutor's office's activities to coordinate the work of law enforcement agencies, identifies the features of interaction, as well as directions for improving the effectiveness of this activity. The study showed that the prosecutor's supervision is connected not only with the performance of this law enforcement function, but also with the activities of other law enforcement agencies. The forms and methods of prosecutorial supervision and law enforcement agencies are determined, including the legality of the performance by other law enforcement agencies of their assigned functions. Attention was paid to the study of the goals of ensuring the relationship between law enforcement and the prosecutor, convening coordination meetings, organizing working groups, and requesting statistical and necessary information. They revealed the tasks and specifics of improving the effectiveness of combating crime, and recorded mutual interest in the interaction of specialized and territorial prosecutor's offices.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

УДК 34

ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Стрекаловская Валерия Евгеньевна

Студент,

Кубанского государственного аграрного университета имени

И.Т.Трубилина (гр.ЮФ2003)

г.Краснодар

Научный руководитель: Ушаков Олег Михайлович

Кандидат юридических наук,

Кубанского государственного аграрного университета имени

И.Т.Трубилина

В данной статье рассмотрели и изучили особенности функции прокуратуры по координированию функционированию правоохранительных органов, сделали выводы и предложили пути совершенствования. В статье проведен анализ организации деятельности прокуратуры по координации работы правоохранительных органов, установлены особенности взаимодействия, а также направления повышения эффективности данной деятельности. Исследование показало, что прокурорский надзор связан не только с выполнением данной правоохранительной функцией, но и с деятельностью других правоохранительных органов. Определяются формы и методы осуществления прокурорского надзора и правоохранительных органов, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Внимание оказано изучению целей обеспечения взаимосвязи правоохранительной деятельности с прокурором, созыванию координационных совещаний, организаций рабочих групп, истребовании статистической и необходимой информации. Раскрыли задачи и специфику повышения эффективности по борьбе с преступностью, зафиксировали обоюдную заинтересованность взаимодействии специализированных и территориальных прокуратур.

Ключевые слова: прокуратура, координация, правоохранительные органы, борьба с преступностью, полномочия, функции прокуратуры.

В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает особое место в связи с наличием определенных функций. Органы прокуратуры обязаны проводить анализ состояния законности, определять направления координационной деятельности. Являясь правоохранительным органом, прокуратуры РФ занимает особое место, определяя направления своей координирующей деятельности. Данная деятельность связана с обеспечением состояния законности в каждой ветви власти. Важность данного направления работы объясняется значением результатов данной деятельности, их влиянием на укрепление законности и обеспечение безопасности государства от преступных посягательств^].

Координация является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры, поэтому соответствующие должностные лица несут ответственность за осуществление слаженной работы. В связи с особым правовым статусом, а также возложенными задачами по осуществлению надзора прокуратура представляет собой универсальный орган, обладающие полномочиями по организации координирующей работы. Для этого органам прокуратуры необходимы соответствующие полномочия.

Полномочия органов прокуратуры связаны с правовым положением органов и учреждений прокуратуры, обладающих совокупностью полномочий, необходимых для осуществления возложенных функций. Нормы Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривают, что соответствующие полномочия уравновешивают исполнение законов иными органами. Прокуратура рассматривается как высший надзорный орган за законностью, который находится в непосредственной взаимосвязи с каждой ветвью власти[4].

В ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют координирующую деятельностью, направленную на борьбу с преступностью органов внутренних дел, Следственного комитета РФ, ФСБ. Вместе с тем, прокуратуры не осуществляет непосредственного противодействия преступной деятельности. Организацию такой деятельности осуществляет государство в лице высших органов законодательной и исполнительной власти. Данные органы определяют направления противодействия, определяют меры, направленные на укрепление состояния законности, осуществляют реформирование системы правоохранительных органов в целях повышения результативности противодействия преступным проявлениям.

Органы прокуратуры, в свою очередь, осуществляют непосредственную координацию, проводят согласование действий субъектов правоохранительной деятельности, осуществляет надзор за соблюдением законности. Положения Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривают отдельные полномочия прокуроров, связанные с реализацией координирующей деятельности. Речь идет именно об организационном характере работы, например, о созыве координационных совещаний, организации рабочих групп, истребовании информации, которая требуется для противодействия преступности[2].

Поскольку в нормах законодательства не предусмотрено подробных положений об осуществлении организационно-распорядительных полномочий прокуратуры как координирующего органа, то данный вопрос становится предметом рассмотрения исследователей. В частности исследователи указывают, что координирующие функции прокуратуры необходимо ограничить, обеспечив только координацию деятельности правоохранительных органов. Помимо этого, исследователи отвечают, что рассматриваемые полномочия органов прокуратуры должны быть расширены, в них необходимо включить положения о выявлении и устранении правонарушений по аналогии с советским законодательством^].

Однако важно, чтобы определение соответствующих полномочий органов прокуратуры не противоречило положениям Конституции РФ, которые указывают, что основная задача органов прокуратуры - это охрана и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Права могут быть нарушены не только в результате преступления, но и в иных сферах общественных правоотношений. Очевидно, что правонарушения могут затрагивать обширный комплекс правоотношений, связанных, в том числе, с трудовым, гражданским и иными отраслями права[5]. Прокуратура ведет активную деятельность относительно выявляемых правонарушений, занимается теми, которые становятся ей известны в результате проведения прокурорской проверки. В данной связи чрезмерное расширение сферы деятельности органов прокуратуры может привести к тому, что в координирующую деятельность будет включен целый пласт правоотношений, которые относятся к сфере деятельности иных органов государственной власти.

Нормы Федерального закона «О прокуратуре РФ» не предусматривают указания на основные и дополнительные функции прокуратуры, которые осуществляются в рамках координирующей работы. Предусмотрено, что координационная работа прокуратуры проводится при осуществлении надзорной деятельности. В условиях сложной криминогенной обстановки полномочия органов прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов должны приобрести новое содержание, а сама работа должна быть более жесткой относительно процедур выработки и выполнения решений, носят более выраженный властно-распорядительный характер[12].

Являясь государственным органом, организуя исполнение решений, прокуратура продолжает осуществлять надзор за принятыми мерами и их реализацией. Императивность требований прокурора позволяет не только обеспечить устранение нарушений закона, но и принять меры по исполнению возложенных обязанностей. Поэтому в данной случае полномочия органов прокуратуры носят организационно-распорядительный характер, предусматривают обеспечение выполнения решений, принятых в рамках координационных совещаний.

Руководители органов прокуратуры в рамках осуществления координационной деятельности созывают координационные и межведомственные совещания, конференции, семинары, формируют программы для проведения анализа состояния борьбы с преступностью, формируют планы комплексной профилактики, а также проводят иные мероприятия, направленные на повышение эффективности правоохранительной деятельности. Соответствующие распоряжения могут быть направлены в поднадзорные органы, а также в иные учреждения и организации[9].

Рассматриваемые функции прокуратуры обладают организационным характером, поскольку именно прокурор определяет перечень вопросов, которые требуют осуществления определенных действий. Прокурор руководит подготовкой соответствующих материалов, организует контроль исполнения, а также организует надзор за законностью. В данной связи координация предусматривает постоянный обмен информацией между правоохранительными органами, проведение организационных мероприятий, направленных на укрепление законности и обеспечение борьбы с преступностью, подведение итогов и согласование системы подготовки прокуроров.

На практике часто встречаются случаи, когда недостатки законодательства влекут за собой ситуации, когда основная ответственность за противодействие преступной деятельности возлагается на органы внутренних дел, а иные органы обеспечивают реализацию отдельных направлений. Такое положение приводит к изоляции органов, отсутствия эффективного взаимодействия, обмена информацией, согласованных действий, что в целом крайне отрицательно сказывается на выявлении и пресечении преступной деятельности. Чтобы исправить подобную ситуацию, необходимо объединить усилия, направленные на борьбу с преступлениями. Полномочия участников координационной деятельности в настоящее время носят организационно-рекомендательный характер. Однако основным результатом выступают реальные показатели снижения преступности, а также единообразие применения законодательства^].

Координационная деятельность прокуратуры должна быть основана на организации борьбы с отдельными видами преступлений, а не в преступностью в общем. На практике координирующая деятельность осуществляется по наиболее актуальным направлениям, которые характерны текущей криминогенной ситуации. Исследователи отмечают, что усиление координирующей функции прокуратуры предусматривает правовое обеспечение, в частности, требуется усовершенствовать формы и методы взаимодействия органов прокуратуры с иными правоохранительными органами. Это требует подробной регламентации процессов обмена информацией, проведение совместных мероприятий, выполнения принятых решений, разработку процедур, направленных на преодоление возникающих противоречий. Практическая деятельность прокуратуры предусматривает использование координационных полномочий для обеспечения возможности принять совместные решения, позволяющие устранить пробелы и коллизии законодательства, сформировав единый подход для применения правовых норм[6].

Осуществление координирующей деятельности предусматривает также обобщение практики борьбы с преступностью, подготовку совместных информационных писем, которые позволят внедрить передовые методы по укреплению законности. Помимо этого, органы прокуратуры разрабатывают единые образцы процессуальных документов, инструкции, предусматривающие правила взаимодействия. Образцы и проекты данных документов подлежат обсуждению на

совещаниях и после одобрения внедряются для практического использования на основании приказов.

Основной принцип координационной деятельности - это совместное определение наиболее актуальных видов и проявлений преступности на соответствующей территории, борьба с которыми требует согласованных и безотлагательных мер. Важно отметить, что реализации координационной функции не должна рассматриваться как управленческая категория, которая предусматривает наличие властных полномочий координатора в отношении структур, которые не взаимодействуют друг с другом. Осуществление координации предусматривает, в первую очередь, не подчинение, а наличие общей задачи - борьбы с преступностью, предупреждение и раскрытие преступлений, а также определение причин и условий, которые способствовали совершению преступления.

Таким образом, координирующая деятельность прокуратура предусматривает, что все участники взаимодействия обладают широкими полномочиями, которые позволяют решать поставленные задачи. При добросовестном и правильном исполнении возможности по осуществлению борьбы с преступностью усиливаются. Органы прокуратуры должны обладать достаточными полномочиями, которые позволят им осуществлять борьбу с преступностью, а также будут способствовать достижению поставленных целей и намеченных задач. Это предусматривает сбор и анализ информации о состоянии законности, а также о состоянии борьбы с преступностью.

Список использованных источников

1. Бессарабова В. Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2021. № 3. С. 9.

2. Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 2015. С. 152 - 153.

3. Джадан, Е. И. Некоторые аспекты проведения осмотра при расследовании преступлений в сфере агропромышленного комплекса / Е. И. Джадан, О. М. Ушаков, Д. В. Швец // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам XI Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 80-летию со дня образования Краснодарского края, Краснодар, 29-30 ноября 2017 года / Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2017. - С. 604-605.

4. Ординарцев И. И. Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И. И. Ординарцев; под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. - 455 с.

5. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под. ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2016. С. 128.

6. Прокурорский надзор : учебник / под ред. А. Я. Сухарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. - 480 с.

7. Прокурорский надзор : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И. И. Сыдорук, О. В. Химичева, А. В. Ендольцева [и др.] ; под редакцией И. И. Сыдорука, А. В. Кикотя, О. В. Химичевой. -9-е изд. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 455 с.

8. Прокурорский надзор: учебное пособие / О. Н. Коршунова, И. И. Головко, Е. Л. Никитин [и др.]; под ред. О. Н. Коршуновой. - 2-е изд.. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2018. - 480 с.

9. Рябцев В. П. Организация работы городской (районной) прокуратуры: методическое пособие. М., 2017. С. 94 - 96.

10. Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. № 3. С. 202 - 211.

11. Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. -4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 480 с.

12. Тушев А.А Докторская диссертация на тему «Прокурор в уголовном процессе РФ: система функций и полномочий» 2006 г.

13. Тушев А.А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С. 20 - 25.

14. Тушев А.А. Функции расследования и уголовного преследования в досудебном производстве по уголовным делам // Журнал КиберЛенинка. С.134-135.

15. Ушаков, О. М. Основные категории уголовного процесса: Учебное пособие / О. М. Ушаков. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. - 180 с.

16. Ушаков, О. М. Прокурорский надзор / О. М. Ушаков, П. М. Малин. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. - 134 с.

THE FUNCTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE TO COORDINATE

THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO COMBAT CRIME

Strekalovskaya V.E.

In this article, we examined and studied the features of the prosecutor's office's function to coordinate the functioning of law enforcement agencies, drew conclusions and suggested ways to improve. The article analyzes the organization of the prosecutor's office's activities to coordinate the work of law enforcement agencies, identifies the features of interaction, as well as directions for improving the effectiveness of this activity. The study showed that the prosecutor's supervision is connected not only with the performance of this law enforcement function, but also with the activities of other law enforcement agencies. The forms and methods of prosecutorial supervision and law enforcement agencies are determined, including the legality of the performance by other law enforcement agencies of their assigned functions. Attention was paid to the study of the goals of ensuring the relationship between law enforcement and the prosecutor, convening coordination meetings, organizing working groups, and requesting statistical and necessary information. They revealed the tasks and specifics of improving the effectiveness of combating crime, and recorded mutual interest in the interaction of specialized and territorial prosecutor's offices.

Keywords: prosecutor's office, coordination, law enforcement agencies, crime control, powers, functions of the prosecutor's office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.