УДК 347.7
Бишлер А. О. студент 4 курса факультет «Юридический» Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
Россия, г. Краснодар ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И КООРДИНАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Аннотация: В статье исследуется проблема взаимодействия прокуратуры с правоохранительными органами.
Ключевые слова: компетенция органов прокуратуры, противостояние преступности, координация и согласование действий.
Bishler A. O. student
4 course, faculty "Legal" Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN THE PROSECUTOR'S OFFICE AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND COORDINATION OF THEIR ACTIVITIES TO COMBAT CRIME
Abstract: The article examines the problem of interaction between the Prosecutor's office and law enforcement agencies.
Key words: the competence of the Prosecutor's office, combating crime, coordination and coordination of actions.
Российский орган по надзору за соблюдением законов в системе государственной власти занимает весьма особое место. Основываясь на регулярно обновляемом изучении состояния законности, он должен определять некие положения, которые нужны для выделения наиболее приоритетных направлений координационной деятельности.
Рассматриваемая функция управления прокуратуры связана, прежде всего, с вопросами обеспечения законности во всех ветвях государственной власти, и это объясняется актуальностью влияния итогов этой деятельности на усиление законности, осуществление безопасности российского общества от преступных посягательств, производительность деятельности государства.
Для того чтобы централизованная система органов могла осуществлять координационную деятельность, она должны иметь для этого специальные полномочия, что является необходимым условием совершенно любой функции. Так, отсутствие или недостаток полномочий - представляет значительные препятствия в борьбе с преступностью.
Но компетенция органов прокуратуры напрямую связана с ее
правовым статусом - с самим положением органов и учреждений, которые наделены комплексом полномочий для воспроизведения ими своих функций, показывающих их место и роль в обществе и государстве.
Следует отметить, что главным элементом координационной деятельности признается налаживание взаимоотношений с судами с соблюдением таких принципов, как независимость судей и невмешательство в осуществление правосудия судом.6 Эта связь между Генеральной прокуратурой и судом способствует повышению силы мер в борьбе с преступностью. Поэтому представители судебной ветви власти являются на заседания Координационного совета. 7
Государство, согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», закрепило за данной системой права, уравновешивающие исполнение законов всеми органами власти. При этом, она предстает органом высшего надзора за законностью, который обслуживает в одинаковой степени все три ветви власти, при этом не входя ни в одну из них. 8 Также в ст. 8 Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры должны координировать деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. Но в своей сущности она не является руководителем противодействия преступности. Им выступает, бесспорно, государство в лице высших органов законодательной и исполнительной власти. Только они должны определять основные направления в противостоянии преступной деятельности, принимать различные меры, направленные на укрепление законности, проводить изменения в структуре правоохранительной системы с целью повышения эффективности противостояния преступным посягательствам.
Система уполномоченных должностных лиц лишь организует сам процесс координации, согласовывает действия всех участников деятельности по защите права по противодействию преступности в нужном направлении, реализуя при этом надзор за соблюдением законности при проведении другими органами мероприятий, направленных на противостояние преступности. В специализированном законе есть отдельные полномочия прокуроров касательно распределения сил участников. Данный перечень не является исчерпывающим, но и здесь можно увидеть организационный характер указанных полномочий: созыв координационных совещаний, организация рабочих групп и истребование статистической информации.
Несмотря на это, проблема все же требует четкого законодательного урегулирования. И в юридической науке нет единства. По мнению В.П.
6Абдиров Н.М. Формы координации прокурорской деятельности правоохранительных и иных органов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - N 13. - С. 9.
7Алферов К.И. Соотношение координации по борьбе с преступностью и взаимодействия в деятельности суда и прокуратуры // Научный журнал. 2015. №1(1). С. 1.
8 О прокуратуре: Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. №31. Ст. 4513.
Рябцева, координирующее направление органов должно быть ограничено только координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, так как, если в число субъектов рассматриваемого действия включать и контрольные органы, то в систему координации пришлось бы внести огромное количество министерств и их органов на местах. 9 Сторонники иного мнения считают, что распределительная деятельность прокуратуры нуждается в распространении и на деятельность по выявлению и устранению противоправных и волевых действий/бездействий, как это было в союзном законодательстве. 10 Таким образом, при участии других членов координационного совещания будет выявляться большое количество деяний, входящих в сферу деятельности других правоохранительных органов, имеющих значительную активность и, естественно, являющихся основой для преступлений.
Следует также учесть и мнение С.В. Бородина о том, что планирование работы по координации нужно было бы возложить на органы государственной власти и депутатский корпус. 11 Если принять эту точку зрения, то можно допустить, что к координационной работе надзорный орган привлекался бы. Похожие мысли с С.В. Бородиным имеют А. Мыцыков и В.Рохлин, которые считают, что главная задача прокуратуры состоит в надзоре, следовательно, поэтому прокурор не возлагать на себя ответственность за раскрытие преступления. 12 Например, при опросе прокуроров Дальневосточного федерального округа на разных уровнях было услышано мнение за расширение координационных полномочий, за выполнение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Производя полный анализ состояния законности и правопорядка на территориях краев, городов и районов, работники данной структуры рассматривают на специальных совещаниях вопросы, касающиеся правонарушений несовершеннолетних, а также коррупции.
В нынешнем мире сложной криминогенной обстановки усилия охранных структур, их координация должны пополняться качественным новым содержанием, распределение сил и надзор должны быть более жесткими по процедурам разработки и осуществления согласованных решений, а значит иметь властно-распорядительный характер.
На наш взгляд, это распространяется и на ее распределительную деятельность из-за некоторых обстоятельств. Являясь государственным органом и организуя исполнение решений специализированного совещания, надзорный орган не перестает осуществлять как наблюдение за мерами во исполнение указанных решений правоохранительными органами, так и свои
9Рябцев, В. П. Организация работы городской (районной)прокуратуры: методическое пособие / В. П. Рябцев. - М., 2007. - С. 94 - 96.
10 Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под. ред. Ю. Е.Винокурова. - М., 2006. - С. 128.
11 Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / С. В. Бородин. -М., 2005. - С. 152 - 153.
12Рохлин В. И., Сыдорук И. И. Отрасли и направления прокурорской деятельности. Прокурорский надзор в Российской Федерации / под. ред. В. И. Рохлина. СПб., 2000. С. 76.
надзорные полномочия в деятельности этих органов, не связанные с координацией. Обладание властностью позволяет прокуратуре не только ликвидировать нарушения закона, но и принимать необходимые допустимые меры к полному исполнению своих требований. Правосубъектность прокурора в данном случае носит организационно-распорядительный характер и направлена на выполнение деятельности координационного совещания.
Считаю нужным указать, обязанности руководителей органов прокуратуры: это созыв координационных и междуведомственных совещаний, собраний; разработка программы анализа состояния, структуры, динамики и продуктивности борьбы с преступностью; установление мер предупреждения преступлений, планов профилактики и др.
Одна из основных функций прокуратуры носит четко выраженный организационный характер. Прокурор предстает перед нами центральным человеком в определении круга вопросов, по которым необходимо единство действий правоохранительных органов. Он осуществляет руководство подготовкой материалов к совещанию, председательствует на нем и производит организацию контроля исполнения его решений, осуществляет надзор за законностью действий органов.
Координация, исходя из вышеизложенного, включает в себя регулярный обмен информацией между органами по защите прав, разработку и проведение организационных мероприятий по укреплению законности и борьбы с преступностью, обсуждение результатов работы и систему подготовки и повышения квалификации прокуроров.
Зачастую, не идеальность настоящего законодательства ведет к тому, что основную ответственность за состояние борьбы с преступностью несут органы внутренних дел, в то время как иные поддерживают только отдельные направления данного действия. Это приводит к тому, что работники одного органа стремятся отгородиться от других, замыкаясь в рамках своей компетенции, не делятся друг с другом информацией, не согласовывают оперативные мероприятия, что, естественно, негативно отражается на результатах в выявлении и пресечении преступных деяний.
Для исправления такой сложившейся ситуации нужно объединение усилий в борьбе с преступлениями и закрепление в законах о милиции, ФСБ, и других обязанности участвовать в распределительной деятельности.
На сегодняшний день эти функции субъектов координационной деятельности имеют в целом организационно-рекомендательный характер.
Согласно позиции В.Г. Бессарабова, нужно совершенствовать формы и методы взаимодействия надзорного органа и других с судами, органами исполнительной и законодательной ветвей власти. Для этого есть потребность в более подробной нормативной регламентации вопросов о порядке подготовки и обмена информацией, планировании и проведении
совместных мероприятий и выполнении решений. 13 Во многих местах издаются совместные бюллетени по обмену опытом работы, а по результатам обобщения практики борьбы с преступностью направляются совместные информационные письма. Бюллетени и информационные письма способствуют внедрению передовых методов работы по укреплению законности.
В этих целях прокуроры создают похожие образцы процессуальных документов, правила, инструкции по регламентации прав и обязанностей, рекомендации по применению положений законодательства. Такие образцы и проекты документов обсуждаются на совещаниях и после одобрения их теми участвующими лицами, на которых они будут распространяться, внедряются приказами соответствующих руководителей для практического использования.
Надо учесть то, что в правовом статусе изложенного органа нет разделения прав и обязанностей. Они находятся в полном сочетании и гармонии.
Таким образом, необходимо подвести итог рассматриваемого вопроса. Нужно сказать, что любая из взаимодействующих структур в процессе распределения сил по борьбе с преступностью имеет весьма широкие полномочия, предоставленные ей российским законодательством, дающие шанс решать поставленные перед ними задачи, используя возможности, которыми они наделены.
Координация и также согласованные действия при правильном выполнении поставленных целей, способствуют усилению совместным возможностям органов, осуществляющих борьбу с преступным элементом. Компетенции должно быть достаточно для достижения целей и решения задач. Работа органа прокуратуры, проводимая для организации координации, включает в себя собирание, концентрирование и изучение информации о состоянии законности и ее части - состояния борьбы с преступностью.
Использованные источники:
1. О прокуратуре: Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. №31. Ст. 4513.
2. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под. ред. Ю. Е.Винокурова. - М., 2006. - С. 128.
3. Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / С. В. Бородин. - М., 2005. - С. 152 - 153.
4. Бессарабова, В. Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история,
13Бессарабова, В. Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. - 2001. - N 3. - С. 9.
состояние, перспективы) // Журнал российского права. - 2001. - N 3. - С. 9.
5. Рохлин В. И., Сыдорук И. И. Отрасли и направления прокурорской деятельности. Прокурорский надзор в Российской Федерации / под. ред. В. И. Рохлина. СПб., 2000. С. 76.
6. Рябцев, В. П. Организация работы городской (районной)прокуратуры: методическое пособие / В. П. Рябцев. - М., 2007. - С. 94 - 96.
7. Абдиров Н.М. Формы координации прокурорской деятельности правоохранительных и иных органов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - N 13. - С. 9.
8. Алферов К.И. Соотношение координации по борьбе с преступностью и взаимодействия в деятельности суда и прокуратуры // Научный журнал. 2015. №1(1). С. 1.