Научная статья на тему 'Функционирование платежной системы'

Функционирование платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / КАЗНАЧЕЙСТВО / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Василий Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для понимания сущности платежной системы любого вида и механизма её функционирования необходимо обратиться к определению данного понятия и рассмотрению вопроса с точки зрения системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование платежной системы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Соколов В.С.

Соколов Василий Сергеевич - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для понимания сущности платежной системы любого вида и механизма её функционирования необходимо обратиться к определению данного понятия и рассмотрению вопроса с точки зрения системного подхода.

Ключевые слова: платежная система, банковская сфера, казначейство, антимонопольное регулирование.

Эффективность функционирования финансовых рынков и банковского сектора экономики во многом зависит от действующей в стране платежной системы. Критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, является оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а также уровень риска банковских операций.

Эффективность платежной системы — это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании, платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.

Использование пластиковых карт как инструмента оплаты товаров и услуг, так же является положительным для государства, а именно Налоговых органов, с целью получения дополнительных налоговых отчислений от сделок которые не регламентированы, а также с уменьшение числа и объемов взяток. Хотя сейчас получение взятки может осуществляться в безналичной форме, но данный факт будет более легко обнаружить, не желе ловить «за руку».

Использование УЭК как платежной системы, внедрение которые происходит с 2010 года с принятием Федерального закона и создании ОАО УЭК, не принесло особо сильных изменений в платежной системе, проблемой тому является боязнь пользователей карт за свою личную конфиденциальную информацию, которая также будет размещаться, и считываться с данной карты.

В современных условиях значительную роль играет задача организации деятельности фирмы. Организовать деятельность фирмы необходимо так, чтобы персонал был заинтересован в поиске новейших и эффективных способов удовлетворения потребностей клиента [1, с. 80].

Основу банковского бизнеса составляют кредитные операции, являясь наиболее существенной статьей доходов банка. В процессе кредитования банк подвергается кредитному риску, наиболее значимому среди разнообразия банковских рисков, поскольку он напрямую влияет на получение прибыли [6, с. 36]. Основной задачей Центральных Банков любого государства является эффективное и правильное направление развития данной системы оплаты относительно платежной системы

государства, а также основных направлений деятельности других смежным государственных органов (налоговые, бюджетные органы). Помимо Центральных Банков в регулировании национальной платежной системы должны и участвуют и другие субъекты рынка:

• органы, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг,

• органы антимонопольного регулирования,

• министерство финансов, казначейство,

• органы, ответственные за противоборство отмыванию капитала,

• другие участники, обеспечивающие защиту интересов и прав участников платежной системы.

В большинстве стран большую часть этих функций выполняют центральные банки наряду с рядом специализированных агентств [14, с. 96].

Использование пластиковых карт так же положительно воспринялось населением, как России, так и жителями всего мира. Использование данного инструмента оплаты позволяет в полной мере отслеживать денежные потоки, а также позволяет лучше контролировать состояние денежной массы в стране, так же контролировать процесс инфляции [8, с. 70].

Все мероприятия, которые проводит ЦБ РФ и правительство направлены на сокращение числа операций и объемов денежных средств, движение которых очень сложно отследить регулирующим органам.

Так же вводятся ограничения на максимальный размер денежных средств по заключенным и совершаемым сделкам производящихся оплату в наличной форме. Данные ограничения уже установлены для юридических лиц в размере 100 000 рублей, а для физических лиц данное ограничение составляет 600 000 рублей, что является достаточно весомой суммой. Минфин выступает с инициативой снижения данного ограничения до уровня 300 000 рублей, что так же позволит ЦБ РФ снизить риски использование фальшивых банкнот в обращении, а также позволит не существенно, но сократить объем денежной массы в обращении.

Обслуживание корпоративных клиентов является одним из основных направлений деятельности банков. Лучшим доказательством повышения доверия к банкам является рост показателей объема и активности банковских операций их клиентов. Постоянное увеличение комплекса предоставляемых услуг, совершенствование методов работы с клиентами и внедрение новых форм банковского обслуживания предопределяют расширение клиентской базы. Для корпоративных клиентов банк должен выступать как универсальный финансово-кредитный институт, постоянно учитывающий интересы и пожелания своих партнеров и повышающий качество их обслуживания [13, с. 62].

Данная тенденция сокращения объема денежной массы и жесткого контроля за движением денежной массы в стране, а также и безналичных денежных средств напоминает мне сюжет фильма «Время» фантастического триллера Эндрю Никкола премьера, которого состоялась в 2011 году. Основной валютой данного фильма было - «Время», которое люди зарабатывали и тратили.

Развитие платежной системы страны, регулирование которой осуществляет ЦБ РФ будет непосредственно связано с безналичным обращением денежных средств, а основным инструментом расчетов между физическими лицами станут пластиковые карты или их прототипы. Первым аналогом пластиковой карты сложно назвать УЭК, так как это усовершенствованная пластиковая платежная карта, с наличием так же личной идентификационной информации владельца [2, 3, 4].

Тенденция сокращения банковских учреждений за нарушения банковской деятельности так е может повлиять на эффективность платежной системы. Отзыв лицензии у «Мастер-Банка» 20 ноября 2013 года и заморозка операций по счетам вкладчиков данного банка привела к не очень благоприятной ситуации в Московском

регионе, который являлся одним из основных на данной территории. Остановка и изъятие денежной массы одного из банка из платежной системы может вызвать затруднения в деятельности и других банковских учреждений.

Сокращение численности банковских учреждений, на мой взгляд, является положительным фактором. Упрощается контроль за деятельностью банковской системы, но рост объемов операций усложняет процесс контроля.

Несмотря на то, что многие методологические вопросы развития национальной платежной системы публикуются в докладах Комитета по платежным и расчетным системам Банка Международных Расчетов, использование их рекомендаций на практике осложнено, так как развитие национальной платежной системы в значительной степени зависит от специфики каждой страны. Таким образом, при выборе и обосновании направлений становления и развития любой платежной системы необходим учет особенностей ее экономики и существующей институциональной среды.

Список литературы

1. Бондарева В.А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 10 (28). С. 79-81.

2. Бледных О.И. Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 11 (29). С. 44-47.

3. Бледных О.И. Способы классификации банковских рисков при кредитовании корпоративных клиентов // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 11 (29). С. 47-50.

4. Бледных О.И. Оценка совокупного кредитного риска банка // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 11 (29). С. 51-54.

5. Катаева Н.Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.

6. Популо А.А. Основы антикризисного управления кредитным риском коммерческого банка // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 5 (23). С. 36-39.

7. Костяев А.Е. «Социальная значимость Универсальной электронной карты (УЭК)» - IV Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и практики как условие экономического роста» 15 мая - 5 июня 2013 г., Ульяновск, 2013. С. 66-69.

8. Костяев А.Е. Универсальная электронная карта как платежная система - IV Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и практики как условие экономического роста» 15 мая - 5 июня 2013г., Ульяновск, 2013. С. 69-72.

9. Коровин С.Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования, 2014. № 2 (2). С. 40-42.

10. Коропова Д.Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 2 (16). С. 90-91.

11. Мансуров Г.З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование, 2014. № 2 (2). С. 92-94.

12. Мощевитин А.А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 11 (11). С. 4-5.

13. Коропова Д.Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 12 (12). С. 62-63.

14. Однокоз В.Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование, 2014. № 4 (4). С. 95-96.

15. Костикова Н.А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование, 2014. № 4 (4). С. 99-100.

16. Зырянова М.А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование, 2014. № 6. С. 43-48.

17. Национальная платежная система и реализация проекта Универсальной электронной карты А.Н. Никулин г. Ульяновск УлГТУ 4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Вступил в силу 30 июля 2010 г. 5. Хомякова, Л.И. Управление рисками в платежных системах // Банковское дело, 2008. № 9. С. 81-87.

ОЦЕНКА ПРОДУКЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ

Лебедев Ю.В.

Лебедев Юрий Валентинович - студент, Институт управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопросов надежности продукции, которые требует специальных знаний, являющихся сплавом из отдельных глав высшей математики, теории надежности, теории прочностных расчетов, теории создания и эксплуатации конкретных изделий и т.п. Не последнюю роль решения задач надежности продукции играет терминология и стандарты на виды испытаний и оценки различных показателей надежности.

Ключевые слова: конкурентоспособность товара, ремонтопригодность и сохраняемость, надежность продукции.

Иногда надежность определяют, как качество, развернутое во времени, или даже считают надежность критерием эффективности работ по обеспечению качества. Вместе с тем подобные определения могут уводить от существа вопроса, поскольку в них не учитываются многочисленные различия между процессами обеспечения качества и специальными подходами, применяемыми для достижения высокой надежности продукции. В 1990-е годы обеспечение надежности стали было признано «стратегией выживания» для американской промышленности.

При утверждении конкурентоспособности товара, при установке его цены производителем или торгующей организацией, а также потребителем при покупке не последнюю роль играет качество и надежность товара. Что качество конструирования и изготовления товара оказывает существенное влияние на его надежность интуитивно очевидно. Но часто, особенно при разработке несложной продукции, надежность может определять качество товара. Существует и продолжает разрабатываться довольно большое количество стандартов, а также других материалов, содержание которых посвящено введению и толкованию понятий, использование которых необходимо для обеспечения и поддержания надежности технических систем на основных стадиях их жизненного цикла от технического задания на систему до ее описания [1-5].

Интуитивно ясно, что такое надежность продукции или товара, однако, в зависимости ох подхода к этому понятию нормирование, оценка, задание - строится система понятий показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.