Научная статья на тему 'Банковская система Республики Узбекистан'

Банковская система Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская сфера / двухуровневая банковская система / эффективный рыночный механизм

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Василий Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса развитию банковской системы Республики Узбекистан. Банки – это центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет необходимыми денежными средствами. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская система Республики Узбекистан»

8. Костяев А.Е. «Универсальная электронная карта как платежная система» - IV Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и практики как условие экономического роста» 15 мая- 5 июня 2013г., Ульяновск 2013. - С. 69-72.

9. Коровин С.Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 40-42.

10. Коропова Д.Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 90-91.

11. Мансуров Г.З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 92-94.

12. Мощевитин А.А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 11 (11). С. 4-5.

13. Коропова Д.Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 62-63.

14. Однокоз В.Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 95-96.

15. Костикова Н.А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 99-100.

16. Зырянова М.А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 43-48.

17. Национальная платежная система и реализация проекта Универсальной электронной карты А.Н. Никулин г. Ульяновск УлГТУ 4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Вступил в силу 30 июля 2010 г. 5. Хомякова, Л.И. Управление рисками в платежных системах // Банковское дело. - 2008. - № 9 - С. 81-87

Банковская система Республики Узбекистан Соколов В. С.

Соколов Василий Сергеевич /Sokolov Vasilij Sergeevich - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса развитию банковской системы Республики Узбекистан. Банки - это центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет необходимыми денежными средствами. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Ключевые слова: банковская сфера, двухуровневая банковская система,

эффективный рыночный механизм.

Последнее десятилетие для Узбекистана стало своего рода «эпохой перемен». В стране осуществляются полномасштабные реформы, направленные на формирование рыночной многоукладной экономики. Важную роль здесь играет создание сильного и

| 69 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

стабильно развивающегося банковского сектора. Период независимости стал для банковского сектора страны периодом перехода от монобанковской системы к созданию нового, отвечающего требованиям рыночной экономики, современного банковского сектора, формирования системы универсальных банков.

Центральный банк выступает центральным звеном не только банковской, но и платежной системы, организуя ее работу и выполняя контрольную функцию. Центральный банк является гарантом в обеспечении беспрерывного и эффективного функционирования национальной платежной системы [12, С. 95]. В современной экономике, где кредитование играет существенную роль, банки, выдавая кредиты, неизбежно несут связанные с ними потери. Во избежание невозврата заемщиком средств, банки применяют различные методы и стратегии для снижения вероятности возникновения кредитных рисков [6, С. 37]. Согласно «Правилам ведения кассовых операций в народном хозяйстве» Республики Узбекистан, все предприятия, организации и учреждения вне зависимости от организационно-правовой формы должны хранить свои денежные средства в учреждениях банков, осуществлять расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков. Как следствие этого, в настоящее время потребность в услугах банков, непременно, растет.

Деятельность банков Республики Узбекистан основывается на Законе «О банках и банковской деятельности». Банк — это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность:

• принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;

• осуществление платежей.

Банки - финансовые учреждения, аккумулирующие временно свободные денежные средства и предоставляющие их за определенную плату (процент) в виде ссуд (кредитов) во временное пользование субъектам хозяйственной деятельности на принципах возвратности, срочности и обеспеченности. [17]

Для того чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, банку необходимо разрабатывать альтернативные каналы продаж, а также вести постоянную работу, направленную на расширение диапазона услуг в аппаратах самообслуживания и банкоматах. На развитие товаров и услуг в условиях современного рынка значительное влияние оказывает эффективное выполнение сотрудниками их производственных функций [1, С. 80]. За годы независимости Узбекистан проводит целенаправленные и поэтапные реформы, которые имеют целью:

• Повышение устойчивости и ликвидности банковской системы;

• Привлечение дополнительных инвестиций в банковский капитал;

• Дальнейшее развитие банковской деятельности в соответствии с международными стандартами;

• Расширение возможностей субъектов предпринимательства и т.д.

Особенности организации и учета операций по кредитованию юридических лиц

представляют собой наиболее интересную тему для анализа, так как в этом случае банки стремятся к установлению с каждым клиентом долгосрочных партнерских отношений, прогнозируют развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводят регулярные маркетинговые

исследования. Процессы, идущие на рынке корпоративного кредитования, эксклюзивны. В то время как на рынке потребительских кредитов эти условия, как правило, публичны и стандартны, то на рынке корпоративных ссуд при безусловном наличии внутренних банковских норм основные параметры и схемы предоставления кредитов варьируются и обсуждаются [11, С. 62]. В результате этих мер была создана двухуровневая банковская система. Также следует отметить то, что с каждым годом

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 70 |

увеличивается количество физических и юридических лиц, пользующихся кредитами банков, и, следовательно, развивается здоровая конкуренция между банками.

Здесь, безусловно, важно отметить, что, в целях обеспечения открытости банковской системы для клиентов и широкой общественности, продолжения работ по созданию в банках современных информационных систем была начата разработка и внедрение новой системы бухгалтерского учета. Специалисты Центрального банка в тесном сотрудничестве с экспертами наиболее известных консалтинговых компаний мира за менее чем 3 года разработали и ввели в практику новые планы счетов и систему бухгалтерского учета для банков, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности. Экономическое значение внедрения в практику таких форм отчетности, обеспечивающих открытость информации о банковской деятельности, велико. Банки, привлекая свободные средства клиентов и вкладчиков, кредитуют предприятия и предпринимателей или инвестируют их на финансовом рынке. Вследствие этого банки несут высокие социальные обязательства. Кроме того, перевод бухгалтерского учета на международные стандарты позволяет использовать современные банковские технологии и максимально автоматизировать банковские операции.

Литература

1. Бондарева В.А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 79-81.

2. Бледных О.И. Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 44-47.

3. Бледных О.И. Способы классификации банковских рисков при кредитовании корпоративных клиентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 47-50.

4. Бледных О.И. Оценка совокупного кредитного риска банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 51-54.

5. Катаева Н.Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.

6. Популо А.А. Основы антикризисного управления кредитным риском

коммерческого банка //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 36-39.

7. Коровин С.Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 40-42.

8. Коропова Д.Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 90-91.

9. Мансуров Г.З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 92-94. 0

10. Мощевитин А.А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 11 (11). С. 4-5.

11. Коропова Д.Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 62-63.

12. Однокоз В.Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 95-96.

13. Костикова Н.А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 99-100.

| 71 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

14. Зырянова М.А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 43-48.

15. Каримов И.А. Доклад президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год [текст] / И.А. Каримов // Народное слово. - 2014. - 18 янв.

16. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2011 гг.) и прогноз на 20122015 гг. [текст] // Стат. сб.- Т.: - «Узбекистан» - 2013. - 128 с.

17. Язык рынка. Словарь / Халипов В.Ф., Васильева А.А., Волгин Н.А., и др.; под общ. ред. В.М. Федина - М.: Концерн «РОСС», 1992. - 80 с.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 72 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.