Научная статья на тему 'Развитие банковской системы Республики Узбекистан'

Развитие банковской системы Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СФЕРА / ДВУХУРОВНЕВАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНЫЙ РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Василий Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса развитию банковской системы Республики Узбекистан. Банки это центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет необходимыми денежными средствами. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие банковской системы Республики Узбекистан»

Развитие банковской системы Республики Узбекистан

Соколов В. С.

Соколов Василий Сергеевич /Sokolov Vasilij Sergeevich - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса развитию банковской системы Республики Узбекистан. Банки - это центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет необходимыми денежными средствами. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Ключевые слова: банковская сфера, двухуровневая банковская система, эффективный рыночный механизм.

Центральный банк выступает центральным звеном не только банковской, но и платежной системы, организуя ее работу и выполняя контрольную функцию. Центральный банк является гарантом в обеспечении беспрерывного и эффективного функционирования национальной платежной системы [12, с. 95]. В современной экономике, где кредитование играет существенную роль, банки, выдавая кредиты, неизбежно несут связанные с ними потери. Во избежание невозврата заемщиком средств, банки применяют различные методы и стратегии для снижения вероятности возникновения кредитных рисков [6, с. 37]. Согласно «Правилам ведения кассовых операций в народном хозяйстве» Республики Узбекистан, все предприятия, организации и учреждения вне зависимости от организационно-правовой формы должны хранить свои денежные средства в учреждениях банков, осуществлять расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков. Как следствие этого, в настоящее время потребность в услугах банков, непременно, растет.

Деятельность банков Республики Узбекистан основывается на Законе «О банках и банковской деятельности». Банк — это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность:

• принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;

• осуществление платежей.

Банки - финансовые учреждения, аккумулирующие временно свободные денежные средства и предоставляющие их за определенную плату (процент) в виде ссуд (кредитов) во временное пользование субъектам хозяйственной деятельности на принципах возвратности, срочности и обеспеченности [17].

Для того чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, банку необходимо разрабатывать альтернативные каналы продаж, а также вести постоянную работу, направленную на расширение диапазона услуг в аппаратах самообслуживания и банкоматах. На развитие товаров и услуг в условиях современного рынка значительное влияние оказывает эффективное выполнение сотрудниками их производственных функций [1, с. 80]. За годы независимости Узбекистан проводит целенаправленные и поэтапные реформы, которые имеют целью:

• Повышение устойчивости и ликвидности банковской системы;

• Привлечение дополнительных инвестиций в банковский капитал;

• Дальнейшее развитие банковской деятельности в соответствии с международными стандартами;

• Расширение возможностей субъектов предпринимательства и т.д.

Особенности организации и учета операций по кредитованию юридических лиц представляют собой наиболее интересную тему для анализа, так как в этом случае банки стремятся к установлению с каждым клиентом долгосрочных партнерских отношений, прогнозируют развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводят регулярные маркетинговые исследования. Процессы, идущие на рынке корпоративного кредитования, эксклюзивны. В то время как на рынке потребительских кредитов эти условия, как правило, публичны и стандартны, то на рынке корпоративных ссуд при безусловном наличии внутренних банковских норм основные параметры и схемы предоставления кредитов варьируются и обсуждаются [11, с. 62]. В результате этих мер была создана двухуровневая банковская система. Также следует отметить то, что с каждым годом увеличивается количество физических и юридических лиц, пользующихся кредитами банков, и, следовательно, развивается здоровая конкуренция между банками.

Здесь, безусловно, важно отметить, что твердой основой достигнутых результатов служить, созданная в банковско-финансовой сфере, правовая база: Закон Республики Узбекистан «О центральном банке», Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков» и т. д.

Литература

1. Бондарева В. А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 79-81.

2. Бледных О. И. Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 44-47.

3. Бледных О. И. Способы классификации банковских рисков при кредитовании корпоративных клиентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 47-50.

4. Бледных О. И. Оценка совокупного кредитного риска банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 51-54.

5. Катаева Н. Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.

6. Популо А. А. Основы антикризисного управления кредитным риском коммерческого банка //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 36-39.

7. Коровин С. Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 40-42.

8. Коропова Д. Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 90-91.

9. Мансуров Г. З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 92-94. 0

10. Мощевитин А. А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 11 (11). С. 4-5.

11. Коропова Д. Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 62-63.

12. Однокоз В. Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 95-96.

13. Костикова Н. А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 99-100.

14. Зырянова М. А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 43-48.

15. Каримов И. А. Доклад президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год [текст] / И. А. Каримов // Народное слово. - 2014. -18 янв.

16. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2011 гг.) и прогноз на 2012-2015 гг. [текст] // Стат. сб.- Т.: - «Узбекистан» - 2013. -128 с.

17. Язык рынка. Словарь / Халипов В. Ф., Васильева А. А., Волгин Н. А., и др.; под общ. ред. В. М. Федина -М.: Концерн «РОСС», 1992. - 80 с.

18. Губарева Т.И. Антикоррупционная политика Российской Федерации и юридическое образование: поиск точек соприкосновения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 126-128

19. Вальцев С.В. Использование мирового и исторического опыта при проведении реформ в экономике России // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 4-5.

20. Вальцев С.В. Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 7-19.

21. Жиделева В.С. Институт рефинансирования денежно-кредитного регулирования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8 (26). С. 61-64.

22. Бородина Ю.Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 46-48.

23. Путивцева Н.П., Наливко К.В., Лекова А.Е. Информационные технологии поддержки принятия решений // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 21-23.

24. Рыжко Е.Ю. Гуманность как ключ к развитию хозяйствующего субъекта // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.