Научная статья на тему 'Функционирование многозначных слов в механизмах речепроизводства'

Функционирование многозначных слов в механизмах речепроизводства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование многозначных слов в механизмах речепроизводства»

58

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ В МЕХАНИЗМАХ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА

© Песина С.А.*

Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск

Процедура непосредственного усвоения знаний и мыслительный процесс в целом находятся в постоянном взаимодействии с естественным языком, с лексиконом, хранящим языковые формы. В функционировании интерпретационного механизма, а не механистического (положили значение в склад памяти, забрали значение со склада), заключается творческий характер речемыслительной деятельности, о котором так охотно говорят приверженцы разных когнитивных направлений и школ.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, речевая деятельность, значение, лексический инвариант, инвариантная семантика.

В отечественной лингвистике, вслед за Л.С. Выготским, исследования проблем речепроизводства исходят из известных высказываний о том, что мысль не выражается в слове, но совершается внем, а значение есть путь от мысли к слову. При этом путь от мысли к слову трактуется как процесс движения от мотива, порождающего какую-нибудь мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове - затем в значениях внешних слов. Категория «внутренняя речь», в которой происходит превращение мысли в слово, является едва ли не самой важной в концепции выдающегося психолога. Внутренняя речь имеет особое строение, это - свернутая, сжатая, часто деграмматизованная речь, которая несет в себе конспект будущего высказывания и разворачивается в доли секунды. Рассматривая значение слова как основную единицу речевого мышления, Л.С. Выготский исследовал степень представленности в содержании понятия некоторого множества семантических признаков разных уровней обобщенности, а также место такого обобщения в системе связей с другими понятиями.

Процесс производства речи необходимо рассматривать как сложное, формируемое поэтапно речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. Первым этапом речепроизводства является внутреннее программирование высказывания. Внутренняя программа соответствует содержательному ядру будущего высказывания. Представляя собой иерархию пропозиций, она связана с его предикативностью и тема-рематическим

* Профессор кафедры Английского языка, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

Языкознание

59

членением ситуации. В основе внутреннего программирования лежит образ, имеющий личностный смысл. Далее следует внутреннее семантико-грамматическое и моторное программирование. Затем осуществляется выход речи -реализация.

Согласно известной концепции Н.И. Жинкина, базовым компонентом мышления является особый язык интеллекта - универсальный предметный код (УПК). Он имеет невербальную природу, являясь языком схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности. В УПК происходит формирование замысла речи, первичная запись личностного смысла. Динамика порождения высказывания во внутренней речи представляется в виде перекодировки содержания будущего речевого высказывания с кода образов и схем на вербальный язык. Важной представляется мысль о том, что в условиях действия УПК прочитанная часть текста перекодируется на смысл и в особых смыслах хранится или вводится в дальнейшую обработку [Жин-кин, 1978]. Возможно, роль таких смыслов на уровне полисеманта выполняет минимальное содержательное ядро слова.

В лингвистике наблюдается противостояние двух мнений относительно протекания речемыслительных процессов. Согласно представлению о языке как о «самодостаточной» и «саморегулирующейся» системе, которая является зеркальным отражением речи, для построения конкретного высказывания говорящий, «осматривая» внутренним взором всю систему или ее сегмент, производит отбор необходимых ему слов и значений. Слушающий, со своей стороны, получает эту информацию в готовом виде и всего лишь перепроверяет ее на предмет соответствия условиям речевой ситуации. Суть подобных представлений сводится к тому, что слово присутствует в сознании во всей системе значений, узуальных и потенциальных, а все разнообразие слов, их значений и их возможных комбинаций актуально для долговременной памяти, где это хранится, пока не будет востребовано на уровне речи.

Мы придерживаемся противоположной линии лингвистической мысли, акцентирующей внимание на асимметрии содержания концептов в системе языка и на уровне речи [Лесина, 2011, 2012, 2013, 2014]. Этот подход предполагает определение доступными средствами того, какие реальные структуры знаний, используемые в речи, противостоят соответствующим потенциальным структурам на уровне языка. При этом следует учитывать, что максимальное разнообразие функционирования системы языка на уровне речи не может не быть жестко ограничено реальным операционным временем прохождения речи, и поэтому речевой механизм должен быть оптимальным. На уровне строения ментального лексикона информация о многозначных словах (включая оперирование значениями) представлена не списочным составом всего инвентаря зна-

60

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

чений, а в ином, более компактном виде. Возможно в лексиконе присутствует базовое, начальное значение полисеманта, а производные значение выводятся в соответствии с определенными правилами, которые также хранятся в сознании. Очевидно, в роли базового значения может выступать содержательное ядро (лексический инвариант). При декодировании смыслов, привносимых словом, слушающий в процессе референции выводит прямые (расширенные или суженные) и переносные значения, «прикладывая» лексический инвариант этого слова к различным ситуациям. При этом слушающий использует принципиально ту же схему вывода значений на базе лексического инварианта, что и говорящий [Песина, 2007, 2008, 2009, 2010].

Наличие двух модификаций словесного знака - актуального проявления слова в реальной речи и концептуального уровня, являющегося семантическим субстратом первого, предполагает, что между двумя крайними позициями должно быть промежуточное звено, переходное от первого ко второму и обратно - содержательное ядро абстрактного характера -лексический инвариант. Он обеспечивает хранение обширного объема оперативной информации и является основой функционирования полисеманта в лексиконе человека, обеспечивая его семантическую целостность. В процессе многократных актуализаций значений полисеманта в сознании формируются абстрактные компоненты общие для всего многозначного слова. Без них не ощущалась бы целостность слова. Так, для слова head помимо его первого значения (the upper part of the human body that contains the eyes, nose, mouth, ears and brain) вего содержательное ядро (лексический прототип) будут входить компоненты something resembling a head (the top, round and / or the most important part of a larger object; the beginning or end of it) [Песина, 1998, 2003, 2005]. Существование подобного инвариантного семантического ядра многозначного слова не идет вразрез с исследованиями в области репрезентации и функционирования полисемантов в механизмах речепроизводства.

Список литературы:

1. Жинкин Н.И. Смысл и грамматика // Язык и человек: сб. ст. - М.: Наука, 1970. - С. 8-44.

2. Песина С.А. Лексический инвариант в семантической структуре слова: диccертация на соискание ученой степени кандидата наук / Санкт-Петербургский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург, 1998.

3. Песина С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира // Филология и культура: Сб. матер. IV международной научной конференции. - Тамбов: ТГУ, 2003. - С. 42-43.

Языкознание

61

4. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): диссертация на соискание ученой степени доктора наук. - Санкт-Петербург, 2005.

5. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57.

6. Песина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. - 2005. - № 3 (10). -С.358-362.

7. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57-64.

8. Песина С.А. Прототипический подход как средство понимания и интерпретации многозначного слова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: Материалы международной научнопрактической конференции. - СПб.: Бреста, 2005. - С. 209-211.

9. Песина С.А. Функционирование полисемантов в механизмах речепроизводства // Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской. Выпуск 4. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. -С. 113-115.

10. Песина С.А., Авраменко Ю.И. От интенсионала к лексическому прототипу // Лингвистическое образование: современные проблемы, пути их решения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Магнитогорск: МаГУ 2007. - С. 108-112.

11. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник ОГУ: Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - Оренбург, 2009. - № 7 (101): июль. - С. 178-180.

12. Песина С.А. Сознание и языковой организм // И вновь продолжается бой...: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 201-206.

13. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. мат-лов; М-во обр. и науки РФ, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. Ун-т, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. -Тамбов: Издательский дом ТГУ 2010. - С. 121-123.

14. Песина С.А. Слово в когнитивном аспекте: монография / С.А. Песина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.

15. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подходов к центральным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,

62

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ 2011. - Вып. 4 (88). -С. 12-16.

16. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия. -

2011. - № 2 (4). - С. 122-131.

17. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ 2011. - Выпуск 57: Филология и искусствоведение, № 24 (239). - С. 43-45.

18. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота,

2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

19. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: Сб. материалов V Международной научно-методической конференции. - Т. 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2013. -С. 33-39.

20. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов, Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.

21. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

22. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

23. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

24. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

25. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

26. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

27. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Тамбов: Грамота, 2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.