Научная статья на тему 'Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике'

Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
634
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / МЫШЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Песина С.А., Юсупова Л.Г.

В статье представлены наиболее репрезентативные точки зрения на дихотомию «язык и мышление». Исследование данной проблемы в когнитивном аспекте позволяет сделать вывод о том, что, образуя диалектическое единство, язык и мышление не составляют тождества: их области хотя и пересекаются, но не совпадают. Представлены основные подходы к определению центрального понятия когнитивной лингвистики «концепт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык и мышление как основное направление исследований в когнитивной лингвистике»

12. Песина С.А. Слово в когнитивном аспекте : моногр. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2011а.

13. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подхода к основным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология» - Майкоп: Изд-во АГУ 20116. - № 4. - С. 12-16.

14. Песина С.А. Функционирование слова в процессах мышления и коммуникации // Когнитивные исследования языка. - Тамбов: изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011в. - №8. - С. 79-81.

15. Песина С.А. Структурирование концепта и концептуальное ядро // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). -Рига; М., 2011г. - С. 24-31.

16. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

17. Песина С.А. Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте: моногр. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2012.

18. Песина С.А., Латушкина О.Л. Лексический инвариант как содержательное ядро полисеманта // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. -№ 1 (038). - С. 105-108.

19. Юсупова Л.Г. Развитие готовности студентов неязыковых специальностей вуза к межкультурной коммуникации: дисс. ... кандидата педагогич. наук. - Челябинск: Южно-уральский государственный университет, 2008а.

20. Юсупова Л.Г. Развитие готовности студентов неязыковых специальностей вуза к межкультурной коммуникации: автореф. дисс. ... кандидата педагогич. наук. - Челябинск: Южно-уральский государственный университет, 2008б.

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

© Песина С.А.*, Юсупова Л.Г.Ф

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье представлены наиболее репрезентативные точки зрения на дихотомию «язык и мышление». Исследование данной проблемы в

* Декан факультета Лингвистики и перевода Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова, доктор филологических наук, профессор.

* Доцент Башкирского государственного университета, кандидат педагогических наук.

когнитивном аспекте позволяет сделать вывод о том, что, образуя диалектическое единство, язык и мышление не составляют тождества: их области хотя и пересекаются, но не совпадают. Представлены основные подходы к определению центрального понятия когнитивной лингвистики «концепт».

Ключевые слова: язык, мышление, сознание, интеллект, когнитивная лингвистика.

Известно, мысль человека опирается не только на универсальные содержательные структуры, но и на категории, и на единицы конкретного языка. Конечно, существует мышление образное, техническое, предметное, но основная форма мышления, объединяющая всех людей в подавляющем большинстве жизненных ситуаций, - это мышление языковое, словесное.

Исследования нейролингвистов показывают, что процессы мышления и вербализации локализованы в разных участках коры головного мозга. Это свидетельствует об их многоуровневом характере и многокомпонентности механизма вербализации. Многие мысли, существующие в нашем сознании, вообще никогда словесно не выражаются, поскольку они не предназначены для сообщения. Кроме того, ментальное обращается к физическому, т.к. оно должно обеспечить ему чувственное восприятие, ограниченная роль которого заключается в физическом восприятии ментального. Такое воспроизведение никогда не будет слишком верным изображением ментального, которое оно старается передать. На протяжении всей своей долгой истории язык представляет собой непрерывный поиск и порождение такой оптимальной передачи [Песина, 1999, 2003, 2009б, 2014; Юсупова, 2008а, б].

В настоящее время лингвисты в своих исследованиях продолжают спор о взаимоотношении языка и мышления. Наиболее репрезентативные точки зрения на интересующую нас дихотомию представляют собой следующую картину:

1. Язык это мышление. Согласно этой гипотезе, говорение приравнивается к громкому мышлению, а невыраженное мышление к внутреннему говорению. Эта концепция объединяет крайние точки зрения - Платона и бихевиористов, между которыми множество разнообразных точек зрения (В. Гумбольдт, А. Шлейхер и др.). Приверженцы данных концепций полагают, что вне языка есть только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Языковая форма является условием реализации и передачи мысли.

Отвергая представленное выше мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно говорение без мышления, а во-вторых, часто для готовых мыслей подыскивают слова и часто их не находят. Мыслят дети, не владеющие языком, а также глухонемые, помимо этого, человек, владеющий языком, может понимать что-либо, но быть не в состоянии это вербализовать.

2. Язык' есть мышление, но мышление не есть язык. Речевая деятельность меняет состояние сознания, но это изменение может протекать и без

участия языковых знаков, например, под воздействием сигналов, полученных от органов зрения, осязания и т.п. Следовательно, речевая деятельность всегда сопровождается мыслительными процессами, но мышление может протекать независимо от языковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содержание может быть выражено различными языковыми средствами. В качестве аргумента против данной гипотезы ученые выдвигают тезис о том, что мыслимое и говоримое не могут рассматриваться как параллельные явления. Речевая деятельность должна сопровождаться мыслительными процессами, но это происходит не всегда. Категоричную сентенцию «мышление есть язык» можно было бы скорректировать вариантом «мышление не всегда есть язык».

3. Язык - это не мышление, но мышление - это язык. Подлинное понимание мира осуществляется только в мышлении, свободном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой, но в этой роли может выступить и другая знаковая система. Язык не имеет никакого положительного влияния на мышление. Слово - это враг мышления. Так называемые средства для обозначения и фиксации мышления служат помехой.

4. Язык - это не мышление, и мышление - это не язык. Язык и мышление - это разные типы поведения. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности протекания этих процессов параллельно. Дети учатся языку наиболее успешно в период, когда их интеллектуальные возможности еще очень малы. Люди часто владеют словами не на уровне их значений, а на уровне передаваемых ими смыслов, то есть концептов и концептуальных признаков, которые используют как готовые клише по аналогии с грамматическими формами [Песина, 2005а, б, в, г; 2009а, 2010, 2012].

В качестве комментариев к представленным моделям отметим, что при относительной автономности данных феноменов (общеизвестно, что мышление может быть образным, то есть неязыковым) связь между ними прослеживается: это разные, но все же коррелируемые и зависимые виды психической деятельности.

Очевидно все четыре гипотезы не абсурдны, они правдоподобны, хотя и не свободны от противоречий. На наш взгляд, градация участия языка в сознании, мышлении и интеллекте может выглядеть так: сознание - преимущественно на базе языка; мышление - с языком и без; интеллект (интуиция, подсознание и духовная способность) - без языка. Реальность такого деления подтверждают результаты, полученные психологами при исследовании произвольных и непроизвольных регуляций разного рода сенсорных и речевых действий [Песина, 2006б, 2011а, б, в, г, д].

Роль языка очевидна: он оказывается для человека готовым классификатором объективной действительности, он как бы «прокладывает рельсы, по которым движется поезд человеческого знания». Но вместе с тем язык навязывает свою систему классификации (если нам с детства твердили, что палец на руке - это одно, а на ноге - совсем другое, то к зрелости мы уже убе-

ждены в справедливости именно такого членения действительности). Значит, с одной стороны, язык может быть причиной недоразумений и заблуждений, а с другой - он может активно способствовать развитию человеческого прогресса. Исследование проблемы взаимодействия языка и мышления в когнитивном аспекте позволяет сделать вывод о том, что, образуя диалектическое единство, язык и мышление не составляют тождества: их области хотя и пересекаются, но не совпадают.

В заключение отметим, что изучение аспектов взаимодействия языка и мышления, несмотря на актуальность данной проблемы, очевидно, еще ждет своих исследователей, поскольку приближение к раскрытию тайн сознания невозможно без изучения языка.

Список литературы:

1. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): дисс. ... доктора филологических наук. - Санкт-Петербург, 1999.

2. Песина С.А. Лексический прототип как содержательное ядро многозначного слова (на материале английских существительных лексико-семан-тической группы «Тело человека»): учеб. пособие; М-во образования Рос. Федерации. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ 2003.

3. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Приложение «Гуманитарные науки». - 2005а. - № 2. - С. 57-63.

4. Песина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки: науч. журнал. - 2005б. - № 5 (10). - С. 358-362.

5. Песина С.А. Полисемия в когнитивном аспекте: моногр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агенство по образованию, ГОУ ВПО «Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена». - СПб., 2005в.

6. Песина С.А. Методика определения содержательного ядра многозначного существительного современного английского языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005г. - Т. 5 (11). - С. 51-59.

7. Песина С.А. От инварианта многозначного слова к лексическому прототипу // Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов, 2006а. - № 2. - С. 53-61.

8. Песина С.А. Разграничение языка и речи в свете прототипической семантики // Вестник Томского гос. ун-та. - 2006б. - № 291. - С. 177-182.

9. Песина С.А. Прототипический подход к осмыслению структуры словаря // Проблемы истории, филологии, культуры. - М.; Магнитогорск; Новосибирск: МаГУ 2009а. - № 2 (24): апрель-май-июнь. - С. 570-575.

10. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - 2009б. - № 7 (101). - С. 178-180.

11. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. мат.; МОиН РФ, Ин-т языкознания РАН, Тамбовск. гос. ун-т, Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов. - Тамбов: ИД ТГУ, 2010. - С. 121-123.

12. Песина С.А. Слово в когнитивном аспекте: моногр. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2011а.

13. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подхода к основным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология» - Майкоп: Изд-во АГУ 2011б. - № 4. - С. 12-16.

14. Песина С.А. Функционирование слова в процессах мышления и коммуникации // Когнитивные исследования языка. - Тамбов: изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011в. - № 8. - С. 79-81.

15. Песина С.А. Структурирование концепта и концептуальное ядро // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). -Рига; М., 2011. - С. 24-31.

16. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского гос. унта. Филология и искусствоведение. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ 2011. -№ 24 (239). - С. 43-45.

17. Песина С.А. Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте: моногр. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2012.

18. Песина С.А., Латушкина О.Л. Лексический инвариант как содержательное ядро полисеманта // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. -№ 1 (038). - С. 105-108.

19. Юсупова Л.Г. Развитие готовности студентов неязыковых специальностей вуза к межкультурной коммуникации: дисс. . кандидата педагогич. наук. - Челябинск: Южно-уральский государственный университет, 2008а.

20. Юсупова Л.Г. Развитие готовности студентов неязыковых специальностей вуза к межкультурной коммуникации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск: Южно-уральский государственный университет, 2008б.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «РОССИЯ» В БРИТАНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

© Постерняк К.П.*, Боева-Омелечко Н.Б.Ф

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена выявлению этнокультурной специфики концепта «Россия» в британской лингвокультуре. Авторы описывают количест-

* Студент 3 курса Института филологии, журналистики и МКК Южного федерального университета.

* Профессор кафедры Теории и практики английского языка, доктор филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.