8. Амитин-Шапиро З. Л.Очерки социалистического строительства среди среднеазиатских евреев. Ташкент, 1933. 168 с.
9. Саипова К. Д.Изучение демографичекой и этнической структуры населения Туркестанской АССР // Проблемы современной науки и образования. № 12 (54), 2016. С. 40-43.
Функционирование дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями (1991-2013 гг.) Халикулова Х. Ю.
Халикулова Хулкар Юлдашевна /ИаЫЫоуа Иы1каг Yuldashevna - старший научный сотрудник, кафедра истории Узбекистана, иторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье освещается деятельность специализированных дошкольных учреждений. В статье на конкретных примерах анализируются преимущества и недостатки специализированных дошкольных учреждений. Ключевые слова: специализированные дошкольные учреждения, слепые, глухонемые, инвалиды, специальные учебники.
В первые годы после достижения независимости Республика Узбекистан особо стала обращать внимание на формирование и развитие подрастающего поколения нашего государства. Данное внимание было поднято до государственного уровня и была принята программа по формированию и развитию подрастающего поколения Узбекистана. Свидетельством этому являются основные результаты, достигнутые за последние годы суверенного развития республики.
Но наряду с гармонично развитыми детьми есть дети с ограниченными возможностями, таких детей государство взяло под опеку и защиту.
Государство несет ответственность перед детьми с ограниченными возможностями. Они как и все другие дети имеют равные права и обязанности в нашем государстве. ООН в своих программах преследует цели защиты детей. Ежегодно международная организация ЮНЕСЕФ проводит мониторинг по осуществлению политики по защите прав детей, в особенности подрастающего поколения и детей с ограниченными возможностями.
Также ЮНЕСЕФ разработал программу по защите метеринства и детей и оказывает большую помощь для детей-инваридов, как материально, так и морально.
Первые результаты осущетсвления данной программы на территории Республики Узбекистан были прослежены сразу же. Высокий результат достижения решения данной задачи, конечно зависит и от экономических реформ, проводимых в государстве. Экономические реформы, как и все другие преобразования в нашем государстве проводятся поэтапно [1].
Особо важное значение приобретают программы по подготовке кадров и формированию гармонично развитой личности. На территори Узбекистана функционирует Концепция по правам ребенка, на освании чего все реформы по осуществлению данной прогрммы нацелены на снижение уровня детской смертности и материнства, забота о социально уязвимых словях населения, создание им равных прав и достойных условий для жизнедеятельности.
Также дополнением к данной концепции являются Конституция Республики Узбекистан, Трудовой кодекс, закон об образовании и другие законодательные акты и распоряжения, приказы, постановления Республики Узбекистан.
«Национальная программа по подготовке кадров», Закон «Об образовании» -данные программы разработаны на основании концепции ОНН «По правам ребенка», Декларация «Прав инвалидов» и другие.
В Законе об образовании указано, что «граждане Узбекистана обязаны получить бесплатное начальное девятилетнее образование» и их права защищены законом [2].
На сегодняшний день в нашем государстве функционируют 9765 общеобразовательных школ, в которых обучаются около 5390490 учеников. Среди детей есть дети с ограничениями как физического, так и умственного развития. Из них дети с ограниченными возможностями составили 26836 учеников.
Рис. 1. Количество детских дошкольных учреждений в Республике Узбекистан
На основе проведенных статистических исследований Министерства народного образования Республики Узбекистан на 2014-2015 годы, в республике для 18388 учеников созданы 85 специализированных школ, школьные интернаты, в школах с детьми с ограниченными зрительными возможностями - 1240 учеников, 19 интернатов для учеников-инвалидов с ограниченными слуховыми способностями, в них обучается 2706 учеников.
Создано около 11 тыс. детских садов. Из них 8 для глухонемых, 186 - для детей с ограниченными возможностями [3]. Дошколые учреждения также играют важную роль в формировании личности среди детей. Поэтому особо важно отметить и их функциорирование в нашей республике. Есть дошкольные учреждения общего типа, которые направлены на подготовку детей в школы, как физическое, так и умственное развитие [4].
Существуют свои нормативы по функциорированию таких дошкольных учреждений и они находятся под контролем государства. Такие дошкольные учреждения делятся на следующие типы:
- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными дефектами речи;
- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными слуховыми возможностями;
- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными зрительными возможностями;
- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченным психическим развитием детей;
- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными физическими передвижениями;
- специальные дошкольные учреждения для детей с последствиями тяжелых заболеваний или отклонениями при рождении ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод что в республике созданы все равные условия для жизнедеятельности всех детей, не исключая и детей с ограниченными возможностями.
Литература
1. Абдухалилов А. Аналитический документ, посвященный исследованию проблемам лиц с нарушением зрения. Ташкент, 15.12.2014. Статьи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.imkoniyat.uz/ (дата обращения: 16.10.2016).
2. Равные права - равные возможности. Ташкент: SIM-ASIA, 2011. С. 41.
3. UNESCO international bureo of education. Uzbekistan inclusive education. The way of the fiture third Workshob of the IBE ^ммш^ of рractise common wealth of the independent states CIS. Minsk. Belarus, 29-31 october, 2007. P. 1.
4. Халикулова Х. История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии // Проблемы современной науки и образования. Россия. № 12 (54), 2016. С. 43-45.
Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра)
Унгбоева Б. У.
Унгбоева Барно Урозовна / Ungboyeva Bamo иг020Упа - старший научный сотрудник-соискатель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья о развитии узбекского театра в годы советской власти. В истории узбекской национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную роль. Автор раскрывает историю развития театра на территории Узбекистана и ее влияние на жизнь местного населения. Ключевые слова: искусство, советская власть, театр, фильм, сцена, традиция, зритель.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал: «Наше театральное искусство проделало большой путь, и его древние корни исходят от народных игр и представлений. Однако, в ХХ веке узбекское театральное искусство зародилось вновь -на основе традиций и опыта, испытанных веками. Это подтверждается и тем, что поставленные в театрах нашей столицы и областных театрах классические образцы сценического искусства удивляли не только зрителей нашей страны, но зарубежных зрителей. Вместе с тем, созданные театральными деятелями многочисленные сценические произведения в национальном духе с успехом демонстрируются и за рубежом». Как известно, театр - живое, чрезвычайно действенное искусство [1, с. 571].
Так, как при данном виде искусства талантливые, страстные и красивые люди на сцене непосредственно повествуют о жизни общества, взаимоотношениях людей, состоявшихся и будущих диалогов с природой, космосом и духовным миром. Сценическое произведение влияет непосредственно на духовное состояние, чувства и эмоции людей. Вместе с тем, оно выполняют важную просветительскую роль. Поэтому