Научная статья на тему 'Функционирование дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями (1991-2013 гг. )'

Функционирование дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями (1991-2013 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛЕПЫЕ / ГЛУХОНЕМЫЕ / ИНВАЛИДЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Халикулова Хулкар Юлдашевна

В данной статье освещается деятельность специализированных дошкольных учреждений. В статье на конкретных примерах анализируются преимущества и недостатки специализированных дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями (1991-2013 гг. )»

8. Амитин-Шапиро З. Л.Очерки социалистического строительства среди среднеазиатских евреев. Ташкент, 1933. 168 с.

9. Саипова К. Д.Изучение демографичекой и этнической структуры населения Туркестанской АССР // Проблемы современной науки и образования. № 12 (54), 2016. С. 40-43.

Функционирование дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями (1991-2013 гг.) Халикулова Х. Ю.

Халикулова Хулкар Юлдашевна /ИаЫЫоуа Иы1каг Yuldashevna - старший научный сотрудник, кафедра истории Узбекистана, иторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещается деятельность специализированных дошкольных учреждений. В статье на конкретных примерах анализируются преимущества и недостатки специализированных дошкольных учреждений. Ключевые слова: специализированные дошкольные учреждения, слепые, глухонемые, инвалиды, специальные учебники.

В первые годы после достижения независимости Республика Узбекистан особо стала обращать внимание на формирование и развитие подрастающего поколения нашего государства. Данное внимание было поднято до государственного уровня и была принята программа по формированию и развитию подрастающего поколения Узбекистана. Свидетельством этому являются основные результаты, достигнутые за последние годы суверенного развития республики.

Но наряду с гармонично развитыми детьми есть дети с ограниченными возможностями, таких детей государство взяло под опеку и защиту.

Государство несет ответственность перед детьми с ограниченными возможностями. Они как и все другие дети имеют равные права и обязанности в нашем государстве. ООН в своих программах преследует цели защиты детей. Ежегодно международная организация ЮНЕСЕФ проводит мониторинг по осуществлению политики по защите прав детей, в особенности подрастающего поколения и детей с ограниченными возможностями.

Также ЮНЕСЕФ разработал программу по защите метеринства и детей и оказывает большую помощь для детей-инваридов, как материально, так и морально.

Первые результаты осущетсвления данной программы на территории Республики Узбекистан были прослежены сразу же. Высокий результат достижения решения данной задачи, конечно зависит и от экономических реформ, проводимых в государстве. Экономические реформы, как и все другие преобразования в нашем государстве проводятся поэтапно [1].

Особо важное значение приобретают программы по подготовке кадров и формированию гармонично развитой личности. На территори Узбекистана функционирует Концепция по правам ребенка, на освании чего все реформы по осуществлению данной прогрммы нацелены на снижение уровня детской смертности и материнства, забота о социально уязвимых словях населения, создание им равных прав и достойных условий для жизнедеятельности.

Также дополнением к данной концепции являются Конституция Республики Узбекистан, Трудовой кодекс, закон об образовании и другие законодательные акты и распоряжения, приказы, постановления Республики Узбекистан.

«Национальная программа по подготовке кадров», Закон «Об образовании» -данные программы разработаны на основании концепции ОНН «По правам ребенка», Декларация «Прав инвалидов» и другие.

В Законе об образовании указано, что «граждане Узбекистана обязаны получить бесплатное начальное девятилетнее образование» и их права защищены законом [2].

На сегодняшний день в нашем государстве функционируют 9765 общеобразовательных школ, в которых обучаются около 5390490 учеников. Среди детей есть дети с ограничениями как физического, так и умственного развития. Из них дети с ограниченными возможностями составили 26836 учеников.

Рис. 1. Количество детских дошкольных учреждений в Республике Узбекистан

На основе проведенных статистических исследований Министерства народного образования Республики Узбекистан на 2014-2015 годы, в республике для 18388 учеников созданы 85 специализированных школ, школьные интернаты, в школах с детьми с ограниченными зрительными возможностями - 1240 учеников, 19 интернатов для учеников-инвалидов с ограниченными слуховыми способностями, в них обучается 2706 учеников.

Создано около 11 тыс. детских садов. Из них 8 для глухонемых, 186 - для детей с ограниченными возможностями [3]. Дошколые учреждения также играют важную роль в формировании личности среди детей. Поэтому особо важно отметить и их функциорирование в нашей республике. Есть дошкольные учреждения общего типа, которые направлены на подготовку детей в школы, как физическое, так и умственное развитие [4].

Существуют свои нормативы по функциорированию таких дошкольных учреждений и они находятся под контролем государства. Такие дошкольные учреждения делятся на следующие типы:

- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными дефектами речи;

- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными слуховыми возможностями;

- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными зрительными возможностями;

- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченным психическим развитием детей;

- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными физическими передвижениями;

- специальные дошкольные учреждения для детей с последствиями тяжелых заболеваний или отклонениями при рождении ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод что в республике созданы все равные условия для жизнедеятельности всех детей, не исключая и детей с ограниченными возможностями.

Литература

1. Абдухалилов А. Аналитический документ, посвященный исследованию проблемам лиц с нарушением зрения. Ташкент, 15.12.2014. Статьи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.imkoniyat.uz/ (дата обращения: 16.10.2016).

2. Равные права - равные возможности. Ташкент: SIM-ASIA, 2011. С. 41.

3. UNESCO international bureo of education. Uzbekistan inclusive education. The way of the fiture third Workshob of the IBE ^ммш^ of рractise common wealth of the independent states CIS. Minsk. Belarus, 29-31 october, 2007. P. 1.

4. Халикулова Х. История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии // Проблемы современной науки и образования. Россия. № 12 (54), 2016. С. 43-45.

Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра)

Унгбоева Б. У.

Унгбоева Барно Урозовна / Ungboyeva Bamo иг020Упа - старший научный сотрудник-соискатель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья о развитии узбекского театра в годы советской власти. В истории узбекской национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную роль. Автор раскрывает историю развития театра на территории Узбекистана и ее влияние на жизнь местного населения. Ключевые слова: искусство, советская власть, театр, фильм, сцена, традиция, зритель.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал: «Наше театральное искусство проделало большой путь, и его древние корни исходят от народных игр и представлений. Однако, в ХХ веке узбекское театральное искусство зародилось вновь -на основе традиций и опыта, испытанных веками. Это подтверждается и тем, что поставленные в театрах нашей столицы и областных театрах классические образцы сценического искусства удивляли не только зрителей нашей страны, но зарубежных зрителей. Вместе с тем, созданные театральными деятелями многочисленные сценические произведения в национальном духе с успехом демонстрируются и за рубежом». Как известно, театр - живое, чрезвычайно действенное искусство [1, с. 571].

Так, как при данном виде искусства талантливые, страстные и красивые люди на сцене непосредственно повествуют о жизни общества, взаимоотношениях людей, состоявшихся и будущих диалогов с природой, космосом и духовным миром. Сценическое произведение влияет непосредственно на духовное состояние, чувства и эмоции людей. Вместе с тем, оно выполняют важную просветительскую роль. Поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.