Научная статья на тему 'Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра)'

Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
855
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ТЕАТР / ФИЛЬМ / СЦЕНА / ТРАДИЦИЯ / ЗРИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Унгбоева Барно Урозовна

Статья о развитии узбекского театра в годы советской власти. В истории узбекской национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную роль. Автор раскрывает историю развития театра на территории Узбекистана и ее влияние на жизнь местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра)»

- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными физическими передвижениями;

- специальные дошкольные учреждения для детей с последствиями тяжелых заболеваний или отклонениями при рождении ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод что в республике созданы все равные условия для жизнедеятельности всех детей, не исключая и детей с ограниченными возможностями.

Литература

1. Абдухалилов А. Аналитический документ, посвященный исследованию проблемам лиц с нарушением зрения. Ташкент, 15.12.2014. Статьи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.imkoniyat.uz/ (дата обращения: 16.10.2016).

2. Равные права - равные возможности. Ташкент: SIM-ASIA, 2011. С. 41.

3. UNESCO international bureo of education. Uzbekistan inclusive education. The way of the fiture third Workshob of the IBE ^ммш^ of рractise common wealth of the independent states CIS. Minsk. Belarus, 29-31 october, 2007. P. 1.

4. Халикулова Х. История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии // Проблемы современной науки и образования. Россия. № 12 (54), 2016. С. 43-45.

Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра)

Унгбоева Б. У.

Унгбоева Барно Урозовна / Ungboyeva Bamo иг020Упа - старший научный сотрудник-соискатель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья о развитии узбекского театра в годы советской власти. В истории узбекской национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную роль. Автор раскрывает историю развития театра на территории Узбекистана и ее влияние на жизнь местного населения. Ключевые слова: искусство, советская власть, театр, фильм, сцена, традиция, зритель.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал: «Наше театральное искусство проделало большой путь, и его древние корни исходят от народных игр и представлений. Однако, в ХХ веке узбекское театральное искусство зародилось вновь -на основе традиций и опыта, испытанных веками. Это подтверждается и тем, что поставленные в театрах нашей столицы и областных театрах классические образцы сценического искусства удивляли не только зрителей нашей страны, но зарубежных зрителей. Вместе с тем, созданные театральными деятелями многочисленные сценические произведения в национальном духе с успехом демонстрируются и за рубежом». Как известно, театр - живое, чрезвычайно действенное искусство [1, с. 571].

Так, как при данном виде искусства талантливые, страстные и красивые люди на сцене непосредственно повествуют о жизни общества, взаимоотношениях людей, состоявшихся и будущих диалогов с природой, космосом и духовным миром. Сценическое произведение влияет непосредственно на духовное состояние, чувства и эмоции людей. Вместе с тем, оно выполняют важную просветительскую роль. Поэтому

в деле воспитания молодого поколения театральное искусство имеет большое значение. Ребенок, юноша и девушка, регулярно посещающие театр, в большинстве случаев становятся воспитанными, скромными, чувственными, чуткими, рассудительными людьми. Так как, театр, прежде всего, воспитывает чувства, обогащает духовный мир. Вместе с тем, он выполняет серьезную просветительскую роль. Даже самый сложный исторический период, который трудно представить себе, сколько бы вы об этом ни читали, театр за два часа может точно отобразить перед вами [2, с. 97].

В истории национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную и весомую роль. Издревле среди народов Средней Азии театр славился богатой и древней историей, первоначальные варианты которого возникли еще в период первобытного строя. Элементы театрального искусства проявлялись в подражании, боевых и народных играх, в форме традиций, возникших в связи с поклонением силам природы. Дошедшие до наших времен и обнаруженные в многочисленных пещерах наскальные рисунки и народные игры свидетельствуют о том, что театральные элементы все более усложнялись, и, соединяясь с различными обычаями и традициями, возникшими из-за поклонения природе, птицам и животным, душам, а также поклонением зороастризму, веками превратились в уникальный вид искусства. По мнению ученых, в УП-У1 веках до нашей эры на земле Турана сформировались две формы представлений - смешных и грустных, связанных с зороастризмом и его священной книгой «Авестой» [3, с. 573]. Сиявуш был представлен в виде божественного символа, который рассматривался как вид театрального искусства, ему поклонялись как форме театрального искусства. Существует мнение, что это искусство возникло от подражания греческому божеству Дионису и связанных с ним комическим и трагическими представлениями. [4, с. 148].

Нужно помнить, что на древней территории Узбекистана театральное искусство существовало почти в течение 2,3-3 тысяч лет, только не называлось «театром». В средние века по отношению к сценическому искусству широко применялись термины «игра», «представление». В УШ-Х1Х веках на территории Узбекистана действовало три вида театра: традиционный театр смеха (он назывался «насмешка», «подражание»), традиционный повествовательный театр (или «чтение книг»), традиционный кукольный театр («представление в чадре») [5, с. 51]. К таким своеобразным представлениям традиционных театров приобщались все слои населения, в том числе и дети. Ибо, если исключить некоторые тайные веселья, сбор представителей одной профессии, представления были доступны для всех - молодых и старых, мужчин и женщин. Во второй половине XIX века в некоторых городах среди музыкантов и танцоров усиливается стремление к объединению. В Коканде славился Зокир Эшон (около 30 клоунов), в Бухаре - Тула масхара (около 20 клоунов). Созданы десятки новых представлений. В центре кукольных игр находился образ Палвана Кагана. В Коканде, Самарканде, Бухаре, Маргилане, Хиве, Ургенче действовали группы женщин-артисток.

В период российского колониализма в Туркестанский край начали проникать более сорока русских, позже татарских, азербайджанских театральных трупп, которые резко отличались от местного традиционного театра своими идейно-эстетическими особенностями. В 1911 году были созданы первые письменные национальные сценические произведения. К их числу относятся пьесы М. Бехбуди «Отцеубийца или письмо безграмотного сына», А. Самадова «Служанки», Фитрата «Спор одного француза и преподавателя Бухарского медресе». Среди них особого внимания заслуживает драма М. Бехбуди «Отцеубийца».

В 1914 году в городе Самарканде первая узбекская любительская театральная труппа, сформированная под руководством Бехбуди, начала свою деятельность со спектакля «Отцеубийца». В этом же году и в Ташкенте созданная Абдулла Авлони театральная труппа также начала свою работу со спектакля «Отцеубийца». В 1916 году с участия в данном спектакле в театре имени Хамзы (нынешний

национальный театр) сделали свои первые шаги в мире искусства Маннон Уйгур и первая актриса узбекского театра Маъсума Кориева (Саъдия).

В 1915 году в Коканде Хамза основал любительский театр. Труппа начала свою деятельность со спектакля «Отравленная жизнь или жертвы любви» (1916 год). В 1918 году Хамза в Фергане организовал Краевую передвижную политическую труппу. Первыми ласточками этого театра стали М. Карыякубов, Е. Эгамбердиев, Х. Исломов, М. Кузнецова. В том же году Маннон Уйгур сформировал в Ташкенте театр при обществе «Турон». Позже эта труппа была преобразована в государственный образцовый театр «Улка».

Бывшее советское государство для достижения своих идеологических и политических целей стремилось эффективно использовать возможности культуры и искусства, в том числе, театрального искусства. Все мероприятия после октябрьской революции, в частности, революционные митинги, народных собрания не проходили без участия театральных деятелей. К примеру, все массовые мероприятия в Ташкенте не проходили без участия Мулла Туйчи Тошмухаммедова, Абдусоата Вахобова Шорахима Шоумарова, а в Коканде - без Ахмаджона Умурзокова, Махкама Хофиза, в Андижане - без Орифжона Тошматова, Хаита Охуна, в Маргилане - без Юсуфа Кизика Шакаржонова, Уста Олима Комилова [6, с. 40].

Благодаря таким мерам, с одной стороны, формировались и развивались узбекский национальный театр и песенное искусство. Создавались новые и новые театральные труппы. С другой стороны, советская власть начала эксплуатировать такие творческие труппы в своих целях. Именно поэтому организаторами таких трупп были партийные и советские работники, военные командиры, владельцы красной чайханы. Однако положение театров мусульманских народов было тяжелым. Это можно рассмотреть на примере мусульманских театров города Самарканда. Прежде всего, нужно отметить, в Самарканде уделялось очень мало внимание мусульманским театрам. Была определена задача - организовать в центре города 2 мусульманских театра на базе зданий мануфактур, принадлежавших еврейским купцам Мулле Кандову и Каландарову. Но это было чрезвычайно сложной задачей, так как до этого в обеих мануфактурах произошел пожар и восстановить здания было невозможно.

Литература

1. Национальная энциклопедия Узбекистана. Тошкент, 2000. Том 12. 571 с.

2. ЦГА РУз. Фонд Р-94. Список 1. Дело 20. 97 с.

3. Национальная энциклопедия Узбекистана Тошкент, 2006. 573 с.

4. Узбекский Советский театр. Книга первая. Ташкент, 1966. 148 с.

5. ЦГА РУз, Фонд Р-25. Список 1. Дело 215. 51 с.

6. Унгбоева Б. Кино и театр в Узбекистане в годы Второй Мировой Войны // Проблемы современной науки и образования. № 12 (54), 2016. С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.