- специальные дошкольные учреждения для детей с ограниченными физическими передвижениями;
- специальные дошкольные учреждения для детей с последствиями тяжелых заболеваний или отклонениями при рождении ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод что в республике созданы все равные условия для жизнедеятельности всех детей, не исключая и детей с ограниченными возможностями.
Литература
1. Абдухалилов А. Аналитический документ, посвященный исследованию проблемам лиц с нарушением зрения. Ташкент, 15.12.2014. Статьи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.imkoniyat.uz/ (дата обращения: 16.10.2016).
2. Равные права - равные возможности. Ташкент: SIM-ASIA, 2011. С. 41.
3. UNESCO international bureo of education. Uzbekistan inclusive education. The way of the fiture third Workshob of the IBE ^ммш^ of рractise common wealth of the independent states CIS. Minsk. Belarus, 29-31 october, 2007. P. 1.
4. Халикулова Х. История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии // Проблемы современной науки и образования. Россия. № 12 (54), 2016. С. 43-45.
Влияние советской власти на развитие культуры на территории Узбекистана (на примере узбекского национального театра)
Унгбоева Б. У.
Унгбоева Барно Урозовна / Ungboyeva Bamo иг020Упа - старший научный сотрудник-соискатель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья о развитии узбекского театра в годы советской власти. В истории узбекской национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную роль. Автор раскрывает историю развития театра на территории Узбекистана и ее влияние на жизнь местного населения. Ключевые слова: искусство, советская власть, театр, фильм, сцена, традиция, зритель.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал: «Наше театральное искусство проделало большой путь, и его древние корни исходят от народных игр и представлений. Однако, в ХХ веке узбекское театральное искусство зародилось вновь -на основе традиций и опыта, испытанных веками. Это подтверждается и тем, что поставленные в театрах нашей столицы и областных театрах классические образцы сценического искусства удивляли не только зрителей нашей страны, но зарубежных зрителей. Вместе с тем, созданные театральными деятелями многочисленные сценические произведения в национальном духе с успехом демонстрируются и за рубежом». Как известно, театр - живое, чрезвычайно действенное искусство [1, с. 571].
Так, как при данном виде искусства талантливые, страстные и красивые люди на сцене непосредственно повествуют о жизни общества, взаимоотношениях людей, состоявшихся и будущих диалогов с природой, космосом и духовным миром. Сценическое произведение влияет непосредственно на духовное состояние, чувства и эмоции людей. Вместе с тем, оно выполняют важную просветительскую роль. Поэтому
в деле воспитания молодого поколения театральное искусство имеет большое значение. Ребенок, юноша и девушка, регулярно посещающие театр, в большинстве случаев становятся воспитанными, скромными, чувственными, чуткими, рассудительными людьми. Так как, театр, прежде всего, воспитывает чувства, обогащает духовный мир. Вместе с тем, он выполняет серьезную просветительскую роль. Даже самый сложный исторический период, который трудно представить себе, сколько бы вы об этом ни читали, театр за два часа может точно отобразить перед вами [2, с. 97].
В истории национальной духовности театральное искусство играет чрезвычайно важную и весомую роль. Издревле среди народов Средней Азии театр славился богатой и древней историей, первоначальные варианты которого возникли еще в период первобытного строя. Элементы театрального искусства проявлялись в подражании, боевых и народных играх, в форме традиций, возникших в связи с поклонением силам природы. Дошедшие до наших времен и обнаруженные в многочисленных пещерах наскальные рисунки и народные игры свидетельствуют о том, что театральные элементы все более усложнялись, и, соединяясь с различными обычаями и традициями, возникшими из-за поклонения природе, птицам и животным, душам, а также поклонением зороастризму, веками превратились в уникальный вид искусства. По мнению ученых, в УП-У1 веках до нашей эры на земле Турана сформировались две формы представлений - смешных и грустных, связанных с зороастризмом и его священной книгой «Авестой» [3, с. 573]. Сиявуш был представлен в виде божественного символа, который рассматривался как вид театрального искусства, ему поклонялись как форме театрального искусства. Существует мнение, что это искусство возникло от подражания греческому божеству Дионису и связанных с ним комическим и трагическими представлениями. [4, с. 148].
Нужно помнить, что на древней территории Узбекистана театральное искусство существовало почти в течение 2,3-3 тысяч лет, только не называлось «театром». В средние века по отношению к сценическому искусству широко применялись термины «игра», «представление». В УШ-Х1Х веках на территории Узбекистана действовало три вида театра: традиционный театр смеха (он назывался «насмешка», «подражание»), традиционный повествовательный театр (или «чтение книг»), традиционный кукольный театр («представление в чадре») [5, с. 51]. К таким своеобразным представлениям традиционных театров приобщались все слои населения, в том числе и дети. Ибо, если исключить некоторые тайные веселья, сбор представителей одной профессии, представления были доступны для всех - молодых и старых, мужчин и женщин. Во второй половине XIX века в некоторых городах среди музыкантов и танцоров усиливается стремление к объединению. В Коканде славился Зокир Эшон (около 30 клоунов), в Бухаре - Тула масхара (около 20 клоунов). Созданы десятки новых представлений. В центре кукольных игр находился образ Палвана Кагана. В Коканде, Самарканде, Бухаре, Маргилане, Хиве, Ургенче действовали группы женщин-артисток.
В период российского колониализма в Туркестанский край начали проникать более сорока русских, позже татарских, азербайджанских театральных трупп, которые резко отличались от местного традиционного театра своими идейно-эстетическими особенностями. В 1911 году были созданы первые письменные национальные сценические произведения. К их числу относятся пьесы М. Бехбуди «Отцеубийца или письмо безграмотного сына», А. Самадова «Служанки», Фитрата «Спор одного француза и преподавателя Бухарского медресе». Среди них особого внимания заслуживает драма М. Бехбуди «Отцеубийца».
В 1914 году в городе Самарканде первая узбекская любительская театральная труппа, сформированная под руководством Бехбуди, начала свою деятельность со спектакля «Отцеубийца». В этом же году и в Ташкенте созданная Абдулла Авлони театральная труппа также начала свою работу со спектакля «Отцеубийца». В 1916 году с участия в данном спектакле в театре имени Хамзы (нынешний
национальный театр) сделали свои первые шаги в мире искусства Маннон Уйгур и первая актриса узбекского театра Маъсума Кориева (Саъдия).
В 1915 году в Коканде Хамза основал любительский театр. Труппа начала свою деятельность со спектакля «Отравленная жизнь или жертвы любви» (1916 год). В 1918 году Хамза в Фергане организовал Краевую передвижную политическую труппу. Первыми ласточками этого театра стали М. Карыякубов, Е. Эгамбердиев, Х. Исломов, М. Кузнецова. В том же году Маннон Уйгур сформировал в Ташкенте театр при обществе «Турон». Позже эта труппа была преобразована в государственный образцовый театр «Улка».
Бывшее советское государство для достижения своих идеологических и политических целей стремилось эффективно использовать возможности культуры и искусства, в том числе, театрального искусства. Все мероприятия после октябрьской революции, в частности, революционные митинги, народных собрания не проходили без участия театральных деятелей. К примеру, все массовые мероприятия в Ташкенте не проходили без участия Мулла Туйчи Тошмухаммедова, Абдусоата Вахобова Шорахима Шоумарова, а в Коканде - без Ахмаджона Умурзокова, Махкама Хофиза, в Андижане - без Орифжона Тошматова, Хаита Охуна, в Маргилане - без Юсуфа Кизика Шакаржонова, Уста Олима Комилова [6, с. 40].
Благодаря таким мерам, с одной стороны, формировались и развивались узбекский национальный театр и песенное искусство. Создавались новые и новые театральные труппы. С другой стороны, советская власть начала эксплуатировать такие творческие труппы в своих целях. Именно поэтому организаторами таких трупп были партийные и советские работники, военные командиры, владельцы красной чайханы. Однако положение театров мусульманских народов было тяжелым. Это можно рассмотреть на примере мусульманских театров города Самарканда. Прежде всего, нужно отметить, в Самарканде уделялось очень мало внимание мусульманским театрам. Была определена задача - организовать в центре города 2 мусульманских театра на базе зданий мануфактур, принадлежавших еврейским купцам Мулле Кандову и Каландарову. Но это было чрезвычайно сложной задачей, так как до этого в обеих мануфактурах произошел пожар и восстановить здания было невозможно.
Литература
1. Национальная энциклопедия Узбекистана. Тошкент, 2000. Том 12. 571 с.
2. ЦГА РУз. Фонд Р-94. Список 1. Дело 20. 97 с.
3. Национальная энциклопедия Узбекистана Тошкент, 2006. 573 с.
4. Узбекский Советский театр. Книга первая. Ташкент, 1966. 148 с.
5. ЦГА РУз, Фонд Р-25. Список 1. Дело 215. 51 с.
6. Унгбоева Б. Кино и театр в Узбекистане в годы Второй Мировой Войны // Проблемы современной науки и образования. № 12 (54), 2016. С. 40-43.