Научная статья на тему 'Реализация советской политики национальных меньшинств Узбекистана'

Реализация советской политики национальных меньшинств Узбекистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИИ / НАРОДНОСТИ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ЭТНОС / ДЕМОГРАФИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / ТУРКЕСТАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саипова Камола Давляталиевна

Изучение истории национальных меньшинств является актуальной темой исследования. Со II половины 20-х г. ХХ века в советском официальном языке находит употребление формула «малые народы» вместо «национальные меньшинства». Однако она не имела четкого определения, почему и толковалась весьма произвольно. Например, в переписи 1926 г. в РСФСР насчитывалось 194 этнические единицы, а к 1959 г. только 109, т. е. 90 этнических общностей, выделенных переписью 1926 г., «исчезли». Статья раскрывает сущность реализации советской политики именно среди национальных меньшинств на территории Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация советской политики национальных меньшинств Узбекистана»

антиколониальный характер. Обусловленное военной политикой царизма, оно проходило

под флагом освободительного движения и независимости народов Северо-Западного

Кавказа и выходило далеко за рамки религиозной борьбы и исламской доктрины.

Литература

1. АКАК. Т. 7.

2. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д.117. Л. 15.

3. ГАКК. Ф. 318. Оп. 2. Д. 14. Л. 21.

4. ГАКК. Ф. 324. Д. 63. Л. 136.

5. Дзамихов К. Ф. Адыги: борьба и изгнание. Нальчик, 2005.

6. Договоры России с Востоком (сборник документов) / Сост. Юзефович Т. Спб., 1869.

7. Жане С. Р. Деятельность мусульманских миссионеров на Северо-Западном Кавказе, 20-60-е гг. XIX века // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ^ББегСа! http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 16.10.2016).

8. Жане С. Р. К вопросу о численности адыгов Северо-Западного Кавказа в первой половине XIX века // Вестник науки и образования. Москва. № 1 (3), 2015. С. 15-21.

9. Касумов А. Х., КасумовX А. Геноцид адыгов. Нальчик: Логос, 1992. 199 с.

10. Короленко П. П. Записки о черкесах: Материалы по истории Кубанской области // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1908. Т. 14.

11.Маркс К. Лорд Пальмерстон // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9.

12. Очерки истории Адыгеи. Майкоп. Т. 1, 1957.

13. РГВИА. Ф. 38. Оп. 5. Д. 45. Л. 1.

14. РГВИА. Ф. 548. Оп. 2. Д. 34. Л. 17-18.

Реализация советской политики национальных меньшинств

Узбекистана Саипова К. Д.

Саипова Камола Давляталиевна /Багроуа Като1а Вау1уа1аИеупа - кандидат исторических

наук, доцент,

кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: изучение истории национальных меньшинств является актуальной темой исследования. Со II половины 20-х г. ХХ века в советском официальном языке находит употребление формула «малые народы» вместо «национальные меньшинства». Однако она не имела четкого определения, почему и толковалась весьма произвольно. Например, в переписи 1926 г. в РСФСР насчитывалось 194 этнические единицы, а к 1959 г. - только 109, т. е. 90 этнических общностей, выделенных переписью 1926 г., «исчезли». Статья раскрывает сущность реализации советской политики именно среди национальных меньшинств на территории Узбекистана.

Ключевые слова: нации, народности, советская власть, этнос, демография, исследование, европейские национальности, Туркестан.

При многонациональном составе населения Туркестанской Республики и при значительной разнице экономики, быта, культуры и языка различных национальностей, было создано национальное бюро Турккомнаца ТАССР среди

европейской части национальных меньшинств [1]. Данный орган должен был «наблюдать за правильным проведением в жизнь национальной политики советской власти...» [2] и был предназначен для защиты интересов нацменьшинств, проживающих на территории Туркестанской республики.

Таблица 1. Европейские национальные меньшинства, проживавшие в Туркестанской Республике [3]

Наименование № „ национальностей По полу Итого обоего пола

мужчин | женщин

Европейские национальные меньшинства

1. Русские 121192 118709 239901

2. Украинцы 14807 9931 24738

3. Белорусы 1936 1522 3458

4. Поляки 1880 1566 3446

5. Чехи 121 43 164

6. Словаки 23 1 24

7. Сербы 27 5 32

8. Болгары 173 148 321

9. Латыши 471 98 569

10. Литовцы 208 99 307

11. Немцы 2431 2155 4586

12. Англичане 8 12 20

13. Румыны 70 44 114

14. Молдаване 98 72 170

15. Греки 193 153 346

16. Евреи 9889 10131 20020

17. Горские евреи 9 10 19

18. Грузинские евреи 9 11 20

19. Среднеазиатские евреи 8975 8474 17452

20. Чуваши 264 30 294

21. Мадьяры 217 29 246

22. Татары 15514 11930 27444

23. Мишары 5 7 12

24. Башкиры 534 61 595

25. Ногайцы 7 7 14

26. Цыгане 1815 1708 3523

27. Калмыки 6000 2000 8000

28. Монголы 4 3 7

29. Китайцы 94 11 105

30. Корейцы 29 1 30

31. Японцы 3 - 3

32. Грузины 440 219 659

33. Черкесы 24 3 27

34. Чеченцы 4 1 5

35. Армяне 7811 5994 13805

Существовали следующие подотделы национальных меньшинств среди европейской части населения ТАССР: ирано-азербайджанский, чешский, сербский, украинский, еврейский, армянский, польский, местно-еврейский, кавказско-азербайджанский и др.

В первые годы деятельности Турккомнаца ТАССР в связи с нехваткой кадров работа в этих национальных отделах была не налажена [4].

В 1918 г. в Туркестан довольно значительно стали прибывать евреи, пострадавшие от произвола царизма, погрома, голода, и если к тому прибавить, что среди прибывших свирепствовали эпидемические заболевания (сыпняк, туберкулез, малярия, сифилис, холера) [5], то станет ясно в каком положении оказались в Туркестане прибывшие евреи, среди которых было значительное количество круглых сирот и вдов, беспомощных стариков, нуждавшихся в помощи.

Проблема отсутствия педагогических кадров являлась ключевым моментом для развития европейского подотдела. К 1921 г. имелось лишь всего 5 инструкторов по агитационной работе в культурно-просветительской деятельности: 2 - украинца, 2 -местных еврея, 1 - кавказско-азербайджанец [6].

По сведениям армянских представителей Центрального бюро, общая численность армянского населения достигало 80 тыс. человек, в других источниках - 100 тыс. человек [7]. Эти цифры немного преувеличены. Армяне в основном проживали в крупных городах Туркестана: Красноводске, Полтарацке, Мерве, Чарджоу, Самарканде, Ташкенте, Коканде, Андижане и Ходженте. Именно в этих городах была сосредоточена работа национального бюро Турккомнаца среди армянской нации. Недочеты национального бюро заключались в том, что не имели достаточного количества культурно -просветительских учреждений. Для разрешения этих проблем, 4 июля 1918 г. комиссаром по армянским делам был назначен Саркис Велиц на место Гисака Шаварша [8].

До 1923 г. политико-просветительская деятельность среди армянского населения находилась в затишье. Основной причиной тому являлось то, что в мае 1923 г. армянский Рабочий дом, расположенный в Ташкенте, находился на стадии подготовительной работы к летнему сезону. Из-за отсутствия кадров литературная секция не функционировала. По Туркестанскому краю имелось 10 армянских школ. Как и другие школы, армянские школы находились в самых скверных условиях [9]. Согласно статистическим данным, в 1920 г. в Самарканде проживало 299 белорусов, Каттакургане - 11, Джизаке - 7, в Ходженте и Голодностепском уезде - 91, в Амударьинском отделе - 10 белорусов.

Таким образом, к 1920 г. существовали следующие национальные организации: Скобелевская еврейская община - 180 членов, общество «Дом польских» - 80 членов, «Ферганская украинская громада» - 83, «Армяно-революционный Совет» - около 120130 членов, «Культурно-Просветительское общество - младо-мусульман» - 111 членов.

Литература

1. Абаев Ч. Г. Очерки истории Компартии Туркестана в период восстановления народного хозяйства (1921-1924 гг.). Ташкент: Госиздат УзССР, 1960. 152 с.

2. Абдувалиев В. Унитилмас сахифа (Туркистон Коммунистик партиясининг контрреволюцияга карши кураши тарихи) (1921-1932 й.). Ташкент: Узбекистан, 1975. 39 с.

3. Абдуллаев Ш. Ш. Из истории развития культуры народов Узбекистана. Ученые записки. Ташкент, 1960. Т. I. 31 с.

4. Абдуллаев Ш. Ш., Зевелев Л. М. В. И. Ленин и исторические судьбы народов Средней Азии. М.: Знание, 1968. 47 с.

5. Агзамходжаев С. История Туркестанской автономии. Ташкент: Изд. полигр. объединение «Ташкентский исламский университет», 2006. 268 с.

6. Агзамходжаев С. Туркистон мухторияти: Миллий демократик давлатчилик курилиши тажрибаси. Тошкент: Маънавият, 2000. 168 б.

7. Азизханов А. Туркбюро - полномочный орган ЦК РКП (б). Ташкент: Узбекистан, 1977. 141 с.

8. Амитин-Шапиро З. Л.Очерки социалистического строительства среди среднеазиатских евреев. Ташкент, 1933. 168 с.

9. Саипова К. Д. Изучение демографичекой и этнической структуры населения Туркестанской АССР // Проблемы современной науки и образования. № 12 (54), 2016. С. 40-43.

Функционирование дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями (1991-2013 гг.) Халикулова Х. Ю.

Халикулова Хулкар Юлдашевна /ИаНЫоуа Иы1каг Yuldashevna - старший научный сотрудник, кафедра истории Узбекистана, иторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещается деятельность специализированных дошкольных учреждений. В статье на конкретных примерах анализируются преимущества и недостатки специализированных дошкольных учреждений. Ключевые слова: специализированные дошкольные учреждения, слепые, глухонемые, инвалиды, специальные учебники.

В первые годы после достижения независимости Республика Узбекистан особо стала обращать внимание на формирование и развитие подрастающего поколения нашего государства. Данное внимание было поднято до государственного уровня и была принята программа по формированию и развитию подрастающего поколения Узбекистана. Свидетельством этому являются основные результаты, достигнутые за последние годы суверенного развития республики.

Но наряду с гармонично развитыми детьми есть дети с ограниченными возможностями, таких детей государство взяло под опеку и защиту.

Государство несет ответственность перед детьми с ограниченными возможностями. Они как и все другие дети имеют равные права и обязанности в нашем государстве. ООН в своих программах преследует цели защиты детей. Ежегодно международная организация ЮНЕСЕФ проводит мониторинг по осуществлению политики по защите прав детей, в особенности подрастающего поколения и детей с ограниченными возможностями.

Также ЮНЕСЕФ разработал программу по защите метеринства и детей и оказывает большую помощь для детей-инваридов, как материально, так и морально.

Первые результаты осущетсвления данной программы на территории Республики Узбекистан были прослежены сразу же. Высокий результат достижения решения данной задачи, конечно зависит и от экономических реформ, проводимых в государстве. Экономические реформы, как и все другие преобразования в нашем государстве проводятся поэтапно [1].

Особо важное значение приобретают программы по подготовке кадров и формированию гармонично развитой личности. На территори Узбекистана функционирует Концепция по правам ребенка, на освании чего все реформы по осуществлению данной прогрммы нацелены на снижение уровня детской смертности и материнства, забота о социально уязвимых словях населения, создание им равных прав и достойных условий для жизнедеятельности.

Также дополнением к данной концепции являются Конституция Республики Узбекистан, Трудовой кодекс, закон об образовании и другие законодательные акты и распоряжения, приказы, постановления Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.