Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова К. Н.

Причина недостаточно эффективного управления предприятием находится в плоскости несовершенства ее административной организационной структуры (ОС) из-за отсутствия адаптивности и гибкости к меняющимся условиям внешней среды. В статье административная организационная структура предприятия рассматривается как система управления с иерархией взаимного подчинения и линейными связями. Функциональный подход формирования ОС, использующий систему функций управления, дает возможность адаптировать организационную структуру к изменениям и потребностям внешней среды. Переход на функциональную организационную структуру отечественных предприятий необходим для бесперебойного и эффективного их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL APPROACH TO IMPROVING THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE ENTERPRISE

The reason for the insufficiently effective management of the enterprise is in the plane of the imperfection of its administrative organizational structure due to the lack of adaptability and flexibility to changing environmental conditions. In the article, the administrative organizational structure of an enterprise is considered as a management system with a hierarchy of mutual subordination and linear connections. The functional approach to the formation of the OS, using a system of management functions, makes it possible to adapt the organizational structure to changes and the needs of the external environment. The transition to a functional organizational structure of domestic enterprises is necessary for their smooth and efficient functioning.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

К.Н. Лобанова, студент

Научный руководитель: Н.Г. Кондрашова, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

D0I:10.24412/2411-0450-2022-4-2-21-23

Аннотация. Причина недостаточно эффективного управления предприятием находится в плоскости несовершенства ее административной организационной структуры (ОС) из-за отсутствия адаптивности и гибкости к меняющимся условиям внешней среды. В статье административная организационная структура предприятия рассматривается как система управления с иерархией взаимного подчинения и линейными связями. Функциональный подход формирования ОС, использующий систему функций управления, дает возможность адаптировать организационную структуру к изменениям и потребностям внешней среды. Переход на функциональную организационную структуру отечественных предприятий необходим для бесперебойного и эффективного их функционирования.

Ключевые слова: организационная структура, проблемы организационной структуры, функциональный подход, функции управления, совершенствование.

В условиях постоянно возрастающего факторов риска профессиональной деятельности из-за многочисленных ограничительных санкций особенно остро выявляется несовершенство административной организационной структуры управления предприятием, отсутствие ее адаптивности и гибкости к меняющимся условиям внешней среды. Необходима динамичная и

маневренная организационная структура управления, которая способна обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование предприятия. Сложившаяся российская практика менеджмента предприятием выделяет определенные проблемы организационной структуры, представленные на рисунке.

отсутствие у предприятия ориентации на будущее развитие

•возникает необходимость решения стратегических задач хозяйственной деятельности

перегрузка высшего руководства

•решением является перераспределение прав и функций руководства

наличие несогласия по организационным вопросам

•прп возникновении глуоокпх II устопчпвых разногласий необходимо создание ее стабильности

увеличение разнообразия продукции

объединение нескольких предприятий в одно

•расширение выпускаемой продукции, выход на новые рынки

•увеличение персонала, проолемы совпадения функций, путан ri да в распределении обязанностей

влияние научных достижении

■появление новых должностеп п изменение процессов прпнятпя решений

внешняя экономическая обстановка

•резкие изменения экономической ситуация способны изменить организационную структуру

Рис. Основные проблемы организационной структуры предприятия

Ориентиром решения комплекса существующих проблем является совершенствование организационной структуры предприятия с применением функционального подхода (через систему функций). При этом, административная организационная структура представляется как система управления с иерархией взаимного подчинения, линейными связями по горизонтали и вертикали, делегированием полномочий. Рассмотрение организационной структуры невозможно без структуры управленческой системы и производственных организационных процессов. Однако, на современном этапе, складывается такая ситуация, когда сотрудник принимает существующую административную организационную структуру управления и отсутствует возможность повлиять на ее формирование и функционирование. Поэтому современные организационные структуры должны учитывать запросы и потребности персонала, особенности коллектива, психологический климат в нем и подстраиваться под инициативность и повышение эффективности управления персоналом организации.

Важная роль в формировании новой организационной структуры принадлежит функции управления персоналом. Так, функции стратегического управления персоналом, как действия по разработке стратегии управления трудовыми ресурсами и кадровой политики, включают в себя прогнозирование и стратегическое планирование потребностей в персонале, анализ и оценку кадрового потенциала, обеспечение кадрами потребности организации, а также обеспечение взаимосвязи с внешними факторами деятельности предприятия. При этом, организационная структура предприятия - это структура управления, которая представляет собой совокупность самостоятельных хозяйственных элементов, реализующих производственные функции управления и существующие в определенных установленных информационных связях для реализации стратегической цели предприятия [1, с. 52].

Организационная структура предприятия должна учитывать также и мотиваци-

онные функции и функции найма и учета персонала. Мотивационные функции включают в себя управление мотивацион-ным поведением, реализацию деловой карьеры сотрудников, обеспечение профессионального продвижения сотрудников, разработку кадрового резерва и совершенствование системы оплаты труда, морального стимулирования сотрудников, нормирование и регламентацию трудовых процессов.

К функциям найма и учета относят организацию найма, проведение собеседований, оценку и отбор нового персонала и сотрудников, которые трудятся в организации. Также к данной функциональной характеристики относится документаци-онное обеспечение управления человеческими ресурсами, ведение учета персонала, а также обеспечение научно-технической информацией рядовых сотрудников и руководство организации.

Совершенствование организационной структуры в направлении модернизации организационной структуры функциональным методом дает возможность адаптировать организационную структуру к потребностям внешней среды, избежать кадровых потерь, углубить специализацию и дать возможность персоналу развивать свои профессиональные способности и возможность профессионального роста и продвижения по карьерной лестнице.

Начальным этапом при переходе к новым условиям осуществления коммерческой деятельности станет трансформация существующей организационной структуры предприятия с применением безопасных информационных технологий как совокупности процессов сбора, обобщения, систематизации и своевременного обмена огромным количеством информации при помощи средств программного обеспечения [2, с. 281]. А децентрализация этой структуры позволит наладить качественное информационное взаимодействие между структурными подразделениями, повысит проходимость и чистоту информационных потоков.

Переход на функциональную структуру управления даст возможность предприя-

тию выйти на совершенно новый качественный уровень управления - на достижение поставленных целей с ориентацией системы управления на достижение поставленных целей, поиск и выявление «узких» мест, их анализ и корректировка деятельности до того, как эти проблемы перерастут в кризис [3, с. 41]. Появится возможность системного контроля над выполнением управленческих решений, а также за результатами деятельности. Причем применение контрольных процедур позволит предотвратить нарушения и злоупотребления, а при их выявлении упрощает поиск виновных лиц [4, с. 63].

Функциональный путь развития отечественных предприятий открывает значительные преимущества для повышения конкурентоспособности на отечественном и зарубежных рынках, а также увеличивает эффективность их деятельности.

Таким образом, совершенствование организационной структуры в соответствии с тенденциями на рынке в условиях изменяющейся внешней среды, как переход к функциональной системе организационной структуры от жесткой административной, необходимо для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования предприятия.

Библиографический список

1. Ловчикова Е.И. Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие. - Орел: ОрелГАУ, 2018. - 181 с.

2. Кондрашова Н.Г. Особенности применения информационных технологий в проектном менеджменте // Russian Economic Bulletin. - 2021. - Т. 4. - № 6. - С. 278-282.

3. Кондрашова Н.Г. Контроллинг качества аудита: взаимосвязь управления и обеспечения качества в аудиторской организации // Международный бухгалтерский учет. - 2013. -№47 (293). - С. 39-45.

4. Кондрашова Н.Г. 4.1. Риск-ориентированный внутренний контроль: практическая реализация // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - №2. - С. 60-64.

FUNCTIONAL APPROACH TO IMPROVING THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE ENTERPRISE

K.N. Lobanova, Student

Scientific adviser: N.G. Kondrashova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The reason for the insufficiently effective management of the enterprise is in the plane of the imperfection of its administrative organizational structure due to the lack of adaptability and flexibility to changing environmental conditions. In the article, the administrative organizational structure of an enterprise is considered as a management system with a hierarchy of mutual subordination and linear connections. The functional approach to the formation of the OS, using a system of management functions, makes it possible to adapt the organizational structure to changes and the needs of the external environment. The transition to a functional organizational structure of domestic enterprises is necessary for their smooth and efficient functioning.

Keywords: organizational structure, problems of organizational structure, functional approach, management functions, improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.