СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ
М.Д. Еременков, студент
Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-12-16
Аннотация. Управление персоналом в системе организационно-управленческой деятельности в таможенных органах неразрывно связано с эффективной работой всей таможенной системы России. В данной статье представлены ключевые ориентиры развития организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость модернизации организационной структуры.
Ключевые слова: система управления, организационная деятельность, управление таможенной деятельностью, таможенное администрирование.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что специфика и особенности организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов России заключена в строгой системе взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые базируются на единой цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов.
Обращая внимание на организационно-управленческую деятельность, нельзя не отметить, что она получила свое развитие не так давно. Данный аспект обусловлен усложнением организационной системы администрирования, где немаловажное значение стал приобретать специальный порядок, системность, одновременно динамично изменяя внутренние и внешние условия профессиональной деятельности.
В рамках решения задач по улучшению организационно-управленческой деятельности и повышению профессионального уровня сотрудников таможенных органов ФТС России проведена следующая работа.
Укомплектованность таможенных органов РФ должностными лицами на 31 декабря 2020 года составила 91,6%. Кроме того, в 2020 году получили дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам 20 752 должностных лица таможенных органов Российской Федерации.
В Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года один из основных векторов развития представляет собой совершенствование организационной управленческой деятельности. Стоит отметить, что согласно данного документа ключевое содержание таможенной политики нашей страны составляет таможенное администрирование - организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы России, а также деятельность таможенных органов, осуществляемые в нормативно-правовых рамках в процессе реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела. Кроме того, отмечается, что показатели эффективности деятельности таможенных органов находятся в прямой зависимости от совершенствования организационно-
управленческой деятельности. Данный факт демонстрирует особенную важность и актуальность рассматриваемого направления.
Деятельность сотрудников таможенных органов осуществляется в строгих рамках нормативно-правовых актов. Именно это предопределяет характер организационно-управленческой деятельности в системе таможенной службы. Теорией и практикой доказано, что грамотное управление персоналом является эффективным средством улучшения организационно-
управленческой деятельности в таможенных органах.
На сегодняшний день основная цель организационно-управленческой деятельности в таможенных органах заключается в формировании индивидуального профессионала с высокой квалификацией, ответственностью и коллективистской психологией. Важным фактором повышения роли персонала в таможенном органе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины.
Следующим фактором изменения роли персонала в таможенном органе является изменение форм организации служебной деятельности. Такие изменения включают в себя, в первую очередь, все более широкое использование коллективных форм организации службы как в масштабах всей таможенной службы, а также в отдельных его подразделениях, а также на уровне отдельного сотрудника, принимая во внимание его личные интересы и мотивацию.
Третий фактор - повышение образовательного и культурного уровня сотрудника таможенного органа, рост его личных потребностей и служебной деятельности. Современный сотрудник таможенного органа стремится найти в служебной деятельности смысл, стать активным участником, хочет более эффективно использовать свой творческий личный потенциал.
Всё это нашло свое отражение в четвертом факторе повышения роли персонала в современном таможенном органе - развитии демократии на таможенной службе и в обществе. В современной науке существует несколько базовых концепций управления персоналом, однако в практике таможенной службы не все применимы.
Совершенствование управления кадрами таможенных органов и реформирование формирования кадрового потенциала таможенной службы нашей страны может быть достигнуто при внедрении концепции компетентностного подхода. В основе концепции компетентностного подхода в организационно-управленческой деятельности таможенного органа лежит возрастающая роль личности сотрудника, знание его психологии, умение формировать пра-
вильные мотивационные установки и направлять его деятельность в соответствии с решением тех задач, которые стоят перед таможенным органом. Такой подход к управлению персоналом приобретает особую значимость, поскольку в практической деятельности позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации к внешним условиям индивида в построении новой системы управления персоналом таможенного органа.
Важное преимущество компетентност-ного подхода в организационно-управленческой деятельности таможенного органа представляет собой переориентация целей управления персоналом от решения оперативных кадровых трудностей (таких как своевременность обучения сотрудников или замещение руководящих должностей) к стратегическим целям всей организации, которые выходят за границы обычной ответственности службы организационно-управленческой деятельности.
Концепция исходит из того факта, что недостаточно лишь повысить компетентность, усовершенствовать навыки и поведение сотрудников. Результат организационно-управленческой деятельности должен проявиться в повышении продуктивности труда и организационные изменения, которые повысят эффективность работы таможенного органа в целом. Поэтому цели организационно-управленческой деятельности в контексте компетентност-ного подхода сформулированы таким образом, чтобы продемонстрировать, что подобные процессы смогут усовершенствовать функционирование таможенного органа посредством достижения более высоких результатов службы, изменения поведения сотрудников.
Таким образом, данная концепция концентрирует внимание не на процессе или операционных результатах службы в таможенном органе, а на механизмах и инструментах организационно-управленческой деятельности на основе компетентностного подхода и их влиянии на долгосрочную результативность таможенного органа.
Ориентация на приоритеты развития организационно-управленческой деятель-
ности предусматривает, с одной точки зрения, построения такой системы организационно-управленческой деятельности, которая способна содействовать реализации долгосрочной стратегии таможенного органа, а, с другой - ставит задачу активизации механизмов саморазвития и самоорганизации работников, так как активное участие в процессах совершенствования функционирования таможенного органа не представляется возможным без вовлеченности на базе высокой внутренней мотивации к самостоятельному поиску и развитию знаний и индивидуальных способностей. Поэтому важнейшей функцией системы организационноуправленческой деятельности на основе компетентностного подхода является создание среды, поддерживающей и направляющей саморазвитие персонала.
Важное отличие концепции компетент-ностного подхода в организационно-управленческой деятельности от других концепций состоит в определении ее объекта. Многие концепции определяют в качестве объекта управления знания и навыки сотрудников, что далеко не всегда отражает реальную потребность организации. Рассматриваемая концепция ставит на первое место потенциал работника - способности, мотивацию и поведенческие установки, которые формируют мощный импульс к их активному участию в деятельности организации, увеличению удовлетворенности трудом, и формированию на данной основе непрерывного желания в совершенствовании знаний, умений и компетенций.
Данная концепция позволяет реализовать базовые принципы организационно-управленческой деятельности: системности, комплексности, актуальности, непрерывности, преемственности, опережающего развития, саморазвития, эффективности. Следует отметить, что для реализации компетентностного подхода существующие в большинстве таможенных органов службы управления персоналом мало пригодны. Этот факт объясняется рядом причин:
- во-первых, несмотря на наличие в таможенном органе функциональной подси-
стемы «организационно-управленческая деятельность», реальную работу с персоналом осуществляет линейный руководитель таможенного подразделения;
- во-вторых, осуществляя работу по найму и увольнению, развитию сотрудников, кадровым перемещениям, служба управления персоналом, как правило, не проводит анализ результатов работы;
- в-третьих, кадровая служба зачастую слабо взаимодействует с другими подразделениями таможенного органа; - в-четвертых, кадровые службы в таможенной службе не в полной мере реализуют методическую, информационную и координирующую функции.
Поэтому, для повышения эффективности организационно-управленческой деятельности необходимо изменить сам подход к работе кадровых служб. Также необходимо соотносить концепцию организационно-управленческой деятельности со стратегией организации.
Организационно-управленическая деятельность в системе таможенной службы входит в зону ответственности представителей высшего руководства Федеральной таможенной службы России, однако реализуют ее линейные руководители. Поэтому возникает такая проблема, как отсутствие конкретных задач и соответствующей системы оценки и мотивации. В результате исполнители не координируют свои действия с задачами ведомства и не имеют возможности ориентироваться в стратегических приоритетах. Для формирования концептуальной модели управления для совершенствования организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России должна быть разработана система сбалансированных показателей относительно целей и стратегии государственного органа. Одним из эффективных методов является применение показателей КР1 (ключевых показателей эффективности). Основными целями внедрения ключевых показателей эффективности в системе таможенной службы являются:
- стимулирование эффективности и качества работы, как таможенных подразделений, так и отдельных служащих;
- анализ соответствия функций служащих общественным потребностям;
- создание системы обратной сотрудников таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Применение ключевых показателей эффективности в практике организационно-управленческой деятельности в таможенной службе позволит выстроить эффективную систему управления, направленную на результат. Результат должен быть обозначен в рамках измеримых обществом целей, поставленных ФТС России перед государственными служащими таможенных органов. Современная концептуальная модель организационно-управленческой деятельности должна разрабатываться с опорой на систему требований к качеству и эффективности труда государственных служащих таможенных органов, что возможно реализовать через внедрение концепции компетентностного подхода и си-
стемы ключевых показателей эффективности.
Таким образом, результативность работы таможенных органов в целом непосредственно связана с эффективностью системы управления в рамках таможенной деятельности. Поэтому проводимая в настоящее время административная реформа в таможенной сфере основывается, в первую очередь, на оптимизации организационно-управленческой деятельности таможенных органов, на изменении методов работы за счет внедрения передовых таможенных технологий. Практическое воплощение всех этапов административной таможенной реформы позволит более эффективно решать основные задачи, стоящие перед ФТС России: содействовать развитию внешней торговли, в том числе посредством снижения транзакционных издержек, обеспечить защиту экономических интересов и экономическую безопас-
ность Российской Федерации Библиографический список
1. Ахмедзянов Р.Р., Ключникова Е.В. Причины адаптации персонала в таможенных органах //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №3-1 (61). - С. 12-14.
2. Дорожкина Т.В., Гусакова А.А., Кондрашова И.В. Применение инновационных подходов к кадровой работе в государственных структурах: таможенные органы // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 14. - С. 85-88.
3. Исследование методов оценки личностно-профессионального развития кадров таможенных органов / Алексеева Е.В., Маслов Е.Н. // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2020. - №15. - С. 113-115.
4. Менеджмент. Учебное пособие / Под редакцией Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. -Москва, 2014. - 496 с.
5. Некоторые аспекты совершенствования системы управления персоналом в таможенных органах российской федерации / Алексеева Е.В., Захаров П.В. // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 61-5. - С. 64-66.
6. Проблемы мотивации персонала в таможенных органах российской федерации / Алексеева Е.В., Кузнецова Ю.П. // Тенденции развития науки и образования. - 2020. -№62-8. - С. 5-7.
IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES IN THE
CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA
M.D. Eremenkov, Student
Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Personnel management in the system of organizational and managerial activities in the customs authorities is inextricably linked with the effective operation of the entire customs system of Russia. This article examines the key guidelines for the development of organizational and managerial activities in the system of customs authorities of the Russian Federation. The necessity of modernization of the organizational structure is identified and justified.
Keywords: management system, organizational activity, customs activity management, customs administration.