ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент П.В. Захаров, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11430
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации. Проанализирована деятельность ФТС России в области управления персоналом за 2018 год. Определены отличительные характеристики кадрового планирования в таможенных органах Российской Федерации, а именно: высокая степень централизации власти, зависимость планирования и прогнозирования в сфере управления персоналом от вышестоящих уровней управления. Выявлены проблемы в области управления персоналом в таможенных органах, в частности проблема совершенствования организационной структуры управления, проблема ротации кадров, сформулированы направления для их решения.
Ключевые слова: управление персоналом, таможенные органы, кадровая политика, кадровый потенциал, организационная структура управления.
Процесс управления персоналом как в государственных органах Российской Федерации, так и в коммерческих организациях во многом схож, поскольку, управление человеческими ресурсами базируется на психологических закономерностях и требует применения методов и процедур независящих от области профессиональной деятельности.
Так, при управлении персоналом в любой сфере необходимы грамотная постановка целей, организация и контроль их достижения, разработка мотивационных схем. Технологии любой коммерческой или государственной организации включают наем, отбор, прием персонала, его деловую оценку, обучение, управление карьерой, процедуру высвобождения и прочее.
Но несмотря на общие методы, процедуры и технологии управления персоналом во всех организациях существует определенная специфика управления персоналом в государственных органах Российской Федерации, а конкретно в таможенных органах России.
Прежде всего, таможенная служба Российской Федерации - это государственный орган, выполняющий строго определённые законом функции, задачи и полномочия.
Беспрекословное выполнение данных функций, задач и полномочий создает высокую степень централизации власти, зависимость планирования и прогнозирования в сфере управления персоналом от вышестоящих инстанций.
Так, в 2018 году Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России) продолжила работу по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере управления персоналом в таможенных органах.
Подготовлено 14 нормативных и иных правовых актов ФТС России, регламентирующих вопросы прохождения службы (работы) должностными лицами и работниками таможенных органов, находящихся в ведении ФТС России, в их числе:
- Положение о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации, определяющее порядок формирования кадрового резерва ФТС России, Региональных таможенных управлений (далее -РТУ), таможнях и таможенных постах (Приказ ФТС России от 12.01.2018 г. №15);
- Положение об организации работы по проведению психофизиологического исследования, тестирования в таможенных
органах Российской Федерации (Приказ ФТС России от 18.09.2018 г. №1484).
Но для соединения индивидуального труда каждого сотрудника таможенного органа в коллективную деятельность недостаточно лишь единичных актов. Обязателен непрерывный процесс управленческой деятельности, который включает не только постоянно действующие нормативы и регламенты, но и своевременные приказы и распоряжения начальников таможенных органов.
Кадровое планирование в таможенных органов Российской Федерации производится на основании стратегических и текущих задач, сформулированных для таможенных органов, целевых программ развития таможенных органов, намеченных и утвержденных Коллегией ФТС России.
В 2018 году деятельность кадровых подразделений таможенных органов была сосредоточена на реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности таможенных органов: сохранение и укрепление кадрового потенциала, повышение уровня подготовки кадров и др.
В результате проводимой работы по сохранению кадрового потенциала укомплектованность таможенных органов должностными лицами составила 92,2%.
Также успешно решены вопросы по штатному и кадровому обеспечению вновь созданных электронных таможен и центров электронного декларирования (далее
- ЦЭД).
Организация управления персоналом в РТУ определяется кадровой политикой, выбранной Коллегией ФТС России на основании Стратегии развития таможенных органов до 2020 года и анализа конкретных ситуаций в регионе.
Решение Коллегии ФТС России доводится до каждого отдельного РТУ и таможни. Управление персоналом на конкретной таможне осуществляет начальник таможни, который делегирует ряд полномочий своему заместителю по работе с кадрами и руководителям структурных подразделений.
Делегирование полномочий основано на типовых положениях и закреплены в соответствующих документах, инструкциях и положениях о подразделениях таможни.
Основываясь на вышеперечисленных особенностях управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы.
Одна из них - проблема совершенствования организационной структуры управления. Она предполагает уточнение и конкретизацию функций подразделений, закрепление прав и обязанностей начальников и сотрудников таможенных органов, а также устранение многоступенчатости и дублирования информационных потоков таможенному персоналу.
В целях устранения данной проблемы следует модернизировать систему электронного документооборота.
Для организации работы таможенного персонала с бумажными носителями необходимы их многократное копирование, доставка в различные структурные подразделения, проведение специальных совещаний и согласований.
Однако применение электронного документооборота способствует росту производительности труда сотрудников таможенных органов на 25-50%, а время обработки одного документа сокращается более чем на 75%.
Следующей проблемой управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации является ротация кадров. В таможенной службе, как и в любой другой системе государственной службы, недопустим кадровый застой.
Согласно статистике ФТС России около трети начальников таможен состоит в должности и работает в одной и той же таможне 5 лет и более. Следовательно, встает вопрос о введении системы ротации таможенного персонала раз в 5-7 лет.
Одновременно возникает необходимость регулярной смены кадров в таможенных органах по линии «аппарат управления - таможня» и наоборот, так как в управленческих структурах также неприемлем кадровых застой.
Для решения данной проблемы в 2018 году ФТС России была проведена корректировка плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов на 20132019 годы, утвержденного Приказом ФТС России от 24.04.2013 г. № 811. В следствие данной корректировки были изданы Приказы ФТС России от 18.04.2018 г. №543; от 01.06.2018 г. № 846 и др.
Таким образом, управление персоналом в таможенных органах Российской Федерации представляет собой сложный, постоянно обновляющийся процесс, в кото-
Особенности управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации основываются на нормативно правовых актах в таможенной сфере, что и предопределяет характеристику управления персоналом в данной сфере.
Из-за внешних факторов, отражающихся на деятельности как конкретного таможенного поста, таможни, РТУ, так и всех таможенной службы в процессе управления персоналом могут возникать проблемы. Важно выявить их своевременно и принять необходимые управленческие решения для их устранения.
ром взаимодействуют многие факторы.
Библиографический список
1. Алексеева Е.В., Ефремова М.Е. Некоторые аспекты совершенствования процедуры аттестации персонала в таможенных органах // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 13. - С. 84-86.
2. Бесстужев М.Ю., Ахмедзянов Р.Р. Анализ применения методов адаптации персонала в таможенных органах // Colloquium-journal. - 2019. - № 11-6 (35). - С. 11-14.
3. Давыдов Д.В., Дорожкина Т.В. Анализ современного состояния кадрового состава таможенных органов // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №50-3. - С. 7174.
4. Петрушина О.М., Золотарёв Е.Н. Воспитательно-профилактическая работа в таможенных органах Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2019. - №11-3 (35). -С. 53-55.
5. Просянников Н.Н. Управление в таможенных органах: учебное пособие // Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток: ВФ РТА, 2017.
FEATURES AND PROBLEMS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
P.V. Zaharov, Student
Tsiolkovsky Kaluga State University
(Russia, Kaluga)
Abstract. This article discusses the features of personnel management in the customs authorities of the Russian Federation. The activity of the FCS of Russia in the field of personnel management for 2018 is analyzed. The distinctive characteristics of personnel planning in the customs authorities of the Russian Federation are determined, namely: a high degree of centralization ofpower, the dependence ofplanning and forecasting in the field ofpersonnel management on higher levels of management. The problems in the field of personnel management in the customs authorities, in particular the problem of improving the organizational structure of management, the problem ofpersonnel rotation, formulated directions for their solution.
Keywords: personnel management, customs authorities, personnel policy, personnel potential, organizational structure of management.