Научная статья на тему 'Функциональный и институциональный уровни региональной банковской системы и правоотношения, возникающие в процессе банковской деятельности в регионе'

Функциональный и институциональный уровни региональной банковской системы и правоотношения, возникающие в процессе банковской деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская система / элементы банковской системы / организационная структура банковской системы / региональная банковская система / банковская деятельность. / banking system / elements of the banking system / organizational structure of the banking system / regional banking system / banking activities.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю. Ю. Платонова, Н. А. Андрющенко

Статья посвящена исследованию региональной банковской системы. Авторы описывают её основные элементы и инфраструктуру, функциональный и институциональный уровни, а также правоотношения, возникающие в процессе банковской деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC ELEMENTS OF INSTITUTIONAL LEVEL OF REGIONAL BANKING SYSTEM AND LEGAL RELATIONS, EXISTING DURING THE PROCESS OF BANKING ACTIVITIES IN THE REGION

The article is devoted to the study of the regional banking system. Authors describe its main elements and infrastructure, functional and institutional levels, as well as legal relations arising in the course of banking activities in the region.

Текст научной работы на тему «Функциональный и институциональный уровни региональной банковской системы и правоотношения, возникающие в процессе банковской деятельности в регионе»

деятельность банков, и различает два её блока: внутренний и внешний [2].

К элементам внутренней инфраструктуры профессор относит: законодательные нормы, порядок выполнения банковских операций, построение учета и отчетности, аналитической базы, структуру аппарата управления банком. Элементы внешней инфраструктуры включают: информационное обеспечение, научное обеспечение, кадровое обеспечение и законодательную базу.

Формирование рыночной инфраструктуры национальной банковской системы России выступает одним из базовых факторов её устойчивого развития. Рыночная банковская инфраструктура, по нашему мнению, представляет собой комплекс взаимосвязанных структур, обеспечивающих общие условия для бесперебойного функционирования региональных банковских систем и национальной банковской системы в целом.

К элементам рыночной банковской инфраструктуры, по нашему мнению, относятся: фондовые и валютные биржи, ассоциации и союзы банков, рейтинговые агентства, Агентство по страхованию вкладов, Бюро кредитных историй, кол-лекторские агентства, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании. Рассмотрим более подробно необходимые элементы рыночной банковской инфраструктуры.

Одними из первых в процессе структурной экономической перестройки в России возникли валютные и фондовые биржи, которые обеспечивают функционирование рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, а также валютного рынка. Деятельность валютных бирж разнообразна, через валютные биржи регулируется курс национальной денежной единицы.

Общественным элементом рыночной банковской инфраструктуры являются ассоциации и союзы кредитных организации, которые не решают политические вопросы, а защищают и представляют интересы своих членов, координируют их деятельность и развивают межрегиональные и международные связи. Таким образом,

кредитные организации, могут создавать союзы и ассоциации, целью деятельности которых является защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, развитие межрегиональных и международных связей. Союзы и ассоциации не проводят банковских операций, что отмечено в законе «О банках и банковской деятельности».

Рейтинговые агентства формируют рейтинг кредитных организаций для оценки их деятельности по различным показателям, что способствует развитию информационной базы национальной банковской системы.

С принятием закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», целью которого является защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе РФ и стимулирование привлечения сбережений населения в национальную банковскую систему, создано Агентство по страхованию вкладов. Агентство организованно для обеспечения функционирования системы страхования вкладов и выполняет функции по организации учета банков, осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, размешает временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов по направлениям, сформулированным в законе.

Важным элементом рыночной банковской инфраструктуры, являются аудиторские компании, так как ежегодная отчетность кредитной организации подлежит обязательной аудиторской проверке.

Всякий региональный банковский сегмент может рассматриваться с двух точек зрения: а) как объект управления в составе национальной банковской системы; б) как относительно локализованная самостоятельная система определенного класса.

В то же время как часть территориальной системы банковская сеть региона не может не испытывать влияния особенностей развития регионального хозяйства, а также региональной банковской политики, проводимыми как федеральными, так и местными органами власти.

Между элементами региональной банковской системы можно выделить два типа правоотношений:

- с коммерческими банками;

- с центральным банком, через территориальные управления и коммерческими банками.

При этом важно отметить, что в первом случае правоотношения обеспечивают координацию между указанными элементами региональной банковской системы, а во втором - правоотношения перерастают в отношения власти и подчинения, что обеспечивает целостность региональной банковской системы.

Коммерческие банки и иные кредитные организации на местах непосредственно имеют дело с территориальными учреждениями (территориальными управлениями или национальными банками) Банка России [3].

Территориальные учреждения Банка России по своему статусу являются его обособленными подразделениями, представляющими интересы и осуществляющими его политику на региональном уровне. Они участвуют в проведении единой государственной денежно - кредитной

и методы (проводят рефинансирование и депозитные операции, осуществляет контроль за обязательными резервами и т.д.), регулируют денежное обращение в регионе и объем денежной массы путем эмиссии или изъятия наличных денег. Территориальные учреждения обеспечивают четкое проведение расчетов через расчетную сеть Банка России, осуществляют надзорные функции над банковской системой на территории, анализируют текущее состояние и оценивают перспективы развития экономики, банковской системы и финансовых рынков [4].

Таким образом, региональные и субрегиональные банковские системы, с одной стороны, являясь составными звеньями банковской системы страны, развиваются по заданным сверху ограничениям, по универсальным для страны нормам и правилам. Но, будучи связанными с производственным сектором, домашними хозяйствами данного региона и его территориальным бюджетом, они в то же время испытывают воздействие экономической ситуации на конкретной территории и вынуждены подстраиваться под особенности развития регионального хозяйства.

политики, т.е. реализуют его инструменты

Библиографический список

1. Платонова Ю.Ю. Теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности банка в отечественной и зарубежной литературе / Ю.Ю. Платонова, М.К. Кругликова // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2 (65). С. 772-776.

2. Банковское дело: учебник. - 8-е изд., стер. / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНО-РУС, 2009. - 768 с.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

4. Платонова Ю.Ю. Оценка эффективности денежно-кредитной политики в РФ / Ю.Ю. Платонова, А.А. Терехова // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68). С. 123-127.

THE BASIC ELEMENTS OF INSTITUTIONAL LEVEL OF REGIONAL BANKING SYSTEM AND LEGAL RELATIONS, EXISTING DURING THE PROCESS OF BANKING ACTIVITIES IN THE REGION

Yu.Yu. Platonova, candidate of economic sciences, associate professor N.A. Andryushchenko, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the study of the regional banking system. Authors describe its main elements and infrastructure, functional and institutional levels, as well as legal relations arising in the course of banking activities in the region.

Keywords: banking system, elements of the banking system, organizational structure of the banking system, regional banking system, banking activities.

СТРАТЕГИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В РОССИИ

Е.В. Плотникова, старший преподаватель Н.А. Абрамян, студент А.А. Карнаух, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10239

Аннотация. В статье раскрываются сущность и значение демографической политики. Выделены основные демографические проблемы в России. Проведен анализ документов стратегического планирования в сфере демографии, в том числе рассмотрены цели, задачи и приоритетные направления демографической политики в стране.

Ключевые слова: демография, демографическая политика, демографический кризис, население, демографические проблемы, стратегическое планирование.

Главное богатство любой страны - это население, которое способствует ее нормальному функционированию и существованию.

В настоящее время численность населения и его качественные характеристики в значительной мере определяют социально-экономическое развитие страны. Демографическая политика является особым аспектом социальной политики государства и представляет собой совокупность государственных мероприятий, целью которых является управление воспроизводством населения и улучшение демографической ситуации в стране (например, изменение негативных тенденций рождаемости и смертности и т.д.) [4].

В последнее время в России демографические процессы имеют очевидный негативный характер. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к депопуляции, которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. Именно поэтому формирование эффективной демографической политики в России является одной из актуальных задач.

В настоящее время основополагающими документами при формировании направлений государственной политики, а также в регулировании и определении направлений развитии отраслей, процессов, сфер деятельности являются документы

стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, программирования и планирования. В соответствии с данными документами происходит модернизация отрасли, внедрение положительных тенденций и исключение негативного опыта [5].

Очевидно, что демографический кризис не решится сам по себе, поэтому на государственном уровне, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», разработаны соответствующие документы стратегического планирования, которые призваны стабилизировать демографические процессы [1].

На этапе целеполагания Президентом РФ утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В Концепции отражены целевые ориентиры и общие тенденции развития демографической политики РФ. Целью данной Концепции является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.