Научная статья на тему 'Особенности организации национальных банковских систем'

Особенности организации национальных банковских систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3825
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков М.В.

Характерной чертой развития современного банковского сектора является усиленная экспансия иностранных банков. В работе представлен научный анализ моделей включения в национальную банковскую систему зарубежных кредитных организаций на примере различных по экономическому уровню развития стран во взаимосвязи с анализом моделей организации национальных банковских систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации национальных банковских систем»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ*

М. в. Быков,

соискатель кафедры банковского дела E-mail: mbykov@bk. ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Характерной чертой развития современного банковского сектора является усиленная экспансия иностранных банков. В работе представлен научный анализ моделей включения в национальную банковскую систему зарубежных кредитных организаций на примере различных по экономическому уровню развития стран во взаимосвязи с анализом моделей организации национальных банковских систем.

Ключевые слова: банковский, система, структура, организация, деятельность, иностранный.

К числу систем, обеспечивающих макроэкономическое равновесие и устойчивое развитие, можно отнести не только кредитную систему, но и банковскую. Исторически сформировавшиеся в границах отдельной страны и взаимосвязанные между собой модель финансирования бизнеса и тип кредитной системы обусловливают формирование и развитие соответствующей структуры национальной банковской системы.

Поскольку основной тенденцией развития мирового хозяйства признан процесс переплетения и сближения национальных экономик, то следует предполагать его отражение и на кредитные системы, и на национальные банковские системы. Сближение экономик происходит в формах интеграции хозяйственной жизни и глобализации мирового хозяйства, которые ведут к созданию нового качества — целостно обособленных экономических отношений нескольких государств.

Международная экономическая интеграция может быть определена как хозяйственно-политическое объединение стран с учетом разделения

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

труда в национальных хозяйствах. В этом случае кредитный механизм постепенно приобретает однородный, внутренне слитный характер, как правило, эволюционным путем. Следует полагать, что и банковские системы также подвергаются «гомогенизации». Поэтому необходимо рассмотреть особенности организации деятельности банков в национальных кредитных и финансово-денежных системах.

Цель банка как финансового посредника — выявление агентов, способных организовать прямое или косвенное финансирование и финансировать субъекты, нуждающиеся в финансировании.

Здесь финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, экономики в целом и других сфер жизни общества, в то время как кредитование — предоставление активов на условиях возврата на определенный срок и под определенный процент.

Тип кредитной системы накладывает специфику на модель организации и структуру национальной банковской системы. Существует несколько подходов к классификации банковской системы. В отечественной науке под банковской системой понималось целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие [3, с. 356]. В соответствии с этим определением представлялась структура банковской системы (рис. 1).

Отмечая, что сущность банковской системы обращена не только к сущности частного, составляющих элементов, но и к их взаимодействию, ученые этого направления выделяли следующие типы банковской системы: 1) централизованная; 2) рыночная; 3) система переходного периода.

Авторами этого подхода аргументировалось [3, с. 357], что в противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа

Фундаментальный блок Организационный

блок

1. Банк как денежно- 1. Виды банков и

кредитный институт. небанковских

2. Правила банковской кредитных организации.

деятельности 2. Основы банковской

деятельности.

3. Организационная

основа банковской

деятельности.

4. Банковская

инфраструктура

Рис. 1. Структура банковской системы

Регулирующий блок

1. Государственное регулирование

банковской деятельности. 2. Банковское законодательство. 3. Нормативные положения Центрального банка. 4. Инструктивные

материалы, разрабатываемые коммерческими банками в целях регулирования их деятельности

характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности может образовать банк.

В рыночном хозяйстве существует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия сосредоточена в

центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков; коммерческие банки подчиняются своему органу управления, решению акционеров, а не административному органу государства. Проводились и более детальные различия между этими двумя типами (см. табл. 1).

Современная банковская система России в трактовке этих ученых [3, с. 358—360] представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель и разделена на два яруса. Первый охватывает учреждения Банка России, осуществляющего выпуск денег в обращение; его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих

Различия между распределительной и рыночной банковскими системами

Таблица 1

Распределительная банковская система Рыночная банковская система

По типу собственности

Государство — единственный собственник банков Многообразие форм собственности

По степени монополизации

Монополия государства на формирование банков Монополия государства на формирование банков отсутствует, любые юридические и физические лица могут создать свой банк

По количеству уровней системы

Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система

По характеру системы управления

Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления

По характеру банковской политики

Политика единого банка Политика множества банков

По характеру взаимоотношений банков с государством

Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства

По характеру подчиненности

Банки подчиняются правительству, зависят от его Центральный банк подотчетен парламенту, коммерческие банки

оперативной деятельности подотчетны своим акционерам, наблюдательному совету, а не правительству

По выполнению эмиссионной и кредитной операций

Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены Эмиссионные операции сосредоточены только в центральном

в одном банке (кроме отдельных банков, которые не банке; операции по кредитованию предприятий и физических

выполняют эмиссионных операций) лиц выполняют только коммерческие банки

По способу назначения руководителей банков

Руководитель банка назначается центральной или Руководитель центрального банка назначается парламентом;

местной властью, вышестоящими органами управ- председатель правления (президент) коммерческого банка на-

ления значается его советом

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА ^ проблемы и решения

1-й уровень

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

2-й уровень

Кредитные организации, в том числе с иностранными инвестициями

Банковская инфраструктура

банков. Второй ярус состоит из коммерческих банков, задача которых — обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Отечественными учеными особо отмечается, что российская банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Рыночная система России, вышедшая из централ и-зованной, еще не «наполнена» идеологией рынка. В составе элементов банковской системы и их взаимодействия должны полнее учитываться особенности и условия экономики этого вида.

Подобная типология банковских систем не формирует определенности в отношении вопроса, каким образом происходят формирование, развитие, деградация банковских систем. Следует предположить, что факторы, формирующие банковские системы, обусловлены их предназначением: упорядочением долговых отношений. Действительно, в период существования социалистической системы был создан особый механизм, основанный на кредитном планировании. Но в настоящее время даже такая социалистическая страна, как КНР, отказалась от кредитного планирования и унифицировала свое законодательство.

Отечественные ученые и практики пытаются в своих работах [7, с. 29—30] преодолеть возникающие сложности названной типологии банковских систем, проявляющиеся в низкой аналитической возможности подобных типологий для прогнозирования развития и управления банковской системой. Определяя банковскую систему как совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и иных кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма, эти авторы представляют следующую структуру банковской системы России.

Не вступая в конфликт с устоявшейся точкой зрения на двухуровневость современной рыночной банковской модели (это подтверждается цитатой: «Наша банковская система называется двухуров-

Установление и методическое обеспечение банковских операций: организация платежного оборота; выпуск наличных денег (эмиссия); лицензирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, регулирование банков посредством учетной, резервной политики и установления для них обязательных экономических нормативов

Проведение банковских операций и осуществление обслуживания клиентов, субъектов экономических отношений: их кредитование, ведение счетов, проведение расчетов, прием депозитов (вкладов) и прочее

Система страхования вкладов.

Независимые платежные системы (SWIFT, VISA и др.).

Аудиторские компании.

Консультационные и юридические компании.

Компании - поставщики информационно-

технологических решений.

Учебные организации

Рис. 2. Структура российской банковской системы

невой» [7, с. 29]), предлагается по сути трехуровневая классификация системы применительно к российской практике: «Российская банковская система включает Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенные в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру» [7, там же] (рис. 2).

Приведенные факты требуют не только углубленного системного анализа, но и осознания того, что официальная отечественная наука выделяет как в виде основных типов кредитных систем, так и в качестве основных типов банковских систем централизованные (социалистические) и рыночные. Подобный подход сложно признать актуальным, поскольку социалистической (централизованной) системы в настоящее время не существует.

Нельзя согласиться и с распространенным мнением, что современные банковские системы представляют собой классический вариант двухуровневой банковской системы. Проводимый анализ позволяет утверждать, что в большинстве стран с развитой рыночной экономикой иностранные банки можно выделить в особые группы. Они имеют специфику в регламентации деятельности и зачастую ограничиваются определенным кругом операций. В итоге можно вести речь о формировании третьего уровня банковской системы.

7х"

55

Развитие банковской системы представляется в рамках государственного хозяйства, в том числе кредитной и денежной систем. С позиции исторического опыта сначала возникают долговые отношения, основанные на потребительском кредите, затем происходит законодательное урегулирование этих отношений под влиянием развития товарно-денежных отношений, формирование кредитного механизма или восхождение от долговой бессистемности до уровня кредитной организации.

Поэтому можно согласиться с точкой зрения [6, с. 47], что банковская форма кредитных отношений является ядром современной кредитной системы, и, следовательно, развитие банковских систем тесно связано с развитием систем кредитных, ими обусловлено и, в свою очередь, влияет на кредитный механизм (трансформирует его в строну создания схемы, основанной на участии институтов финансового посредничества).

В то же время верно и утверждение, что развитие рынка ссудных капиталов также изменяет кредитный механизм, ускоряя перераспределительные процессы и снижая роль банков. В связи с этим можно выделить следующие модели организации банковских систем:

1) традиционные (страны Западной и Восточной Европы, Балтии, СНГ);

2) ориентированные на рынок ценных бумаг (США, Великобритания, Канада, страны Латинской Америки);

3) разнонаправленные азиатские модели.

Традиционная банковская система (рис. 3). Исторически сложилось, что деятельность кредитных учреждений в странах с банк-ориентированным типом кредитной системы устанавливается в жестких рамках правовых норм. Регулируется законами, регламентирующими банковскую и кредитную деятельность, которые дополняются и изменяются через определенные промежутки времени, следуя тенденциям развития, и существуют параллельно с общими предписаниями гражданского и общего права, специальными законами для отдельных банковских групп. Законы о банковской и кредитной деятельности содержат в первую очередь предписания о форме надзора и контроля, о коммерческой деятельности, собственном капитале и ликвидности кредитного учреждения. Типовые предписания дополняются подробными принципами.

Государственный контроль за всеми кредитными учреждениями осуществляется специальным государственным ведомством, руководствующимся поставленной законодательством задачей борьбы с нарушениями в кредитной и банковской сферах. Задача разрешается путем предоставления контрольному органу через определенные промежутки времени полных сообщений о виде и объемах деятельности кредитной организации. В обязанности учреждения не входит разрешение спорных банковских сделок между отдельными кредитными учреждениями или клиентами.

Учреждение является самостоятельным государственным органом, который подчиняется

1. государственный надзор

органы государственной власти и управления _I_

министерство финансов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

национальный банк страны

контрольное кредитное учреждение

2. коммерческие банки

1-й сектор

Частные кредитные банки

Частные банкиры

Филиалы иностранных банков

2-й сектор

Народные (региональные, земельные) банки (формы, учрежденные местными правительствами)

Национальные (местные) кассы, сберегательные, страховые кассы, кассы муниципального кредита (формы, учрежденные местными сообществами)

3-й сектор

Учреждения кооперативного кредита (система кооперативных банков с их центральными банками)

Рис. 3. Институциональная структура традиционной банковской системы

указаниям и служебному надзору со стороны министерства финансов. Президент контрольного кредитного учреждения назначается главой государства согласно положению правительства и с учетом мнения Национального банка.

Для выполнения банковских сделок необходимо письменное разрешение контрольного кредитного учреждения (лицензия), которое в случае нарушений может быть объявлено недействительным.

Таким образом, можно выделить следующие принципы организации банковской системы:

1) сохранение двойного надзора со стороны министерства финансов и национального центрального банка;

2) четкое определение функций органов надзора, разграничение их функций;

3) представительство по профессиональному принципу кредитных учреждений в центральных органах и профессиональных ассоциациях.

Банковской системе приходится выдерживать жесткую международную конкуренцию. Особенное значение эта проблема имеет для стран Западной Европы, входящих в ЕС, так как единая европейская кредитно-финансовая система обеспечивает свободное движение капитала и открытое предоставление услуг в рамках союза.

Конкуренцию банкам составляют также специализированные небанковские предприятия, общей чертой которых является наличие существенных финансовых средств. К ним относятся компании коллективных инвестиций в ценные бумаги, страховые компании, которые проникли в банковскую деятельность, сберегательные и пенсионные фонды, крупные торговые предприятия, постоянно стимулирующие интерес покупателей, почта, располагающая широкой сетью отделений по всей стране и оказывающая (например, во Франции) не облагаемые налогом услуги по сберегательным вкладам.

Такая банковская система включает в себя в настоящее время разнообразные по масштабу деятельности, специализации, юридическому статусу, по видам контроля институты. Деятельность банковской системы подчинена достаточной регламентации, которая охватывает условия проведения операций, бухгалтерский учет и отчетность, порядок управления и прочее. В большинстве случаев используются европейские стандарты с учетом национального и мирового опыта.

В настоящее время наблюдается тенденция к концентрации капитала в банковском секторе. Основными причинами этого являются:

1) стремление к эффективной деятельности и ее диверсификации на масштабах операций;

2) эволюция техники банковских продуктов с введением информационных технологий;

3) стратегия роста (стремление не отстать в развитии от крупных национальных и международных промышленных и торговых предприятий, а также завоевать доминирующие позиции).

Стремлением к концентрации объясняется тенденция к объединению финансово-банковских, финансово-промышленных групп в целях взаимного участия в капиталах, контроле различных секторов и рынков банковских продуктов и услуг. Наблюдаются активное предложение своих услуг, внедрение крупных банков в банковские системы зарубежных стран (не только Европа, но и другие страны мира) и обратный процесс — внедрение иностранных банков в национальные банковские системы (не только с территории стран-соседей, но и из других стран мира).

В связи с развитием информационных технологий широкое распространение получил интернет-банкинг, юридической основой которого является специальный акт, изданный ООН. Многие национальные банки осуществляют операции в сети Интернет.

Для обеспечения международных расчетов используется система SWIFT, на базе которой осуществляется многосторонний клиринг. Средние и мелкие банки не создают своих платежных систем, а употребляют услуги других, сокращая средства и время. Пользователями системы SWIFT, которая круглосуточно обрабатывает более 5 млн сообщений валютно-финансового, кредитного и информационного характера, являются многие крупные банки и финансовые институты.

Россия стала членом системы в 1989 г. Банковская ассоциация стран Центральной и Восточной Европы также использует эту систему в обеспечении расчетов с 1994 г. С 1995 г. в рамках системы осуществляются биржевые операции. С января 1999 г. через систему SWIFT осуществляются все операции в евро. В настоящее время на этой базе создается клиринговая система глобальных расчетов [4, с. 116—123].

Введение единой валюты евро, интеграция денежно-финансовых рынков ЕС потребовали существенных изменений в сложившейся структуре банковских систем стран Западной Европы. К моменту организации ЕС все страны-участницы имели сходную организацию банковской системы и общие принципы пруденциального надзора. В

соответствии с регламентирующими документами о монетарной политике и Европейской системе центральных банков ответственность за проведение монетарной политики передана независимой структуре — Европейскому центральному банку, главная цель которого — поддержка ценовой стабильности в ЕС. Изменение претерпели кредитные и платежные системы в сторону их объединения и унификации.

В этой связи был предпринят ряд конкретных действий — создана трансъевропейская автоматизированная система, действующая в режиме реального времени. В системе брутто-расчетов взаимодействуют два уровня — трансграничный и национальный. Трансграничные расчеты осуществляются через национальные центральные банки, с которыми связаны пользователи национальных платежных систем.

Унификация затронула, в частности, оплату услуг и кредитование в течение дня. Каждое кредитное учреждение имеет в своем центральном банке минимальный резерв средств, который доступен для осуществления расчетов. Кроме того, модель корреспондентских связей между центральными банками позволяет участникам расчетов получать кредит у своего центрального банка в обмен на обеспечение другого центрального банка.

Таким образом, в рамках банковских систем стран Западной Европы можно говорить о добавлении еще одного уровня банковской системы (наднационального банка — Центрального банка Европы).

В большинстве стран Восточной Европы, стран Балтии и СНГ (включая Россию) исполнительная власть сделала выбор в пользу неолиберальных рыночных реформ, что привело к трансформации распределительных (социалистических) банковских систем в направлении построения систем традиционных. В результате произошли полный распад рублевой зоны и движение национальных кредитных и банковских систем в сторону трансформации и систем, распространенных в Западной Европе.

Ориентированные на рынок ценных бумаг банковские системы (фондовая, секьюритизированная модель). Спецификой этих систем является то, что изначально они формировались в рамках колониальной денежной системы. Это, по всей видимости, и явилось одной из причин их децентрализации, заложившей основы рыночно-ориентированно-го типа кредитной системы и соответствующего ему типа банковской системы. Несмотря на то, что современные кредитные системы проявляют

общую тенденцию к централизации, национальные кредитные системы этого типа продолжают оставаться в большей степени ориентированными на денежно-финансовый рынок, нежели на национальную банковскую систему.

Более подробно рассмотрим институциональное строение банковских систем на примере Великобритании и США.

Кредитная система Великобритании (рис. 4) в силу особенностей экономической и исторической эволюции страны является одной из самых развитых в мире. Это определение справедливо относится и к банковской системе Великобритании. Вплоть до XVII в. банковское дело в Англии контролировалось богатыми ювелирами: они принимали вклады, предоставляли кредиты торговцам и королю, выдавали документы, являвшиеся своего рода предшественниками банкнот. Учреждение Банка Англии (1694 г.) явилось стремлением найти замену разрушенному источнику займов, что диктовало необходимость создания крупного национального кредитного института с большим потенциалом финансовых средств и эффективной организационной структурой. Организационно-правовые аспекты современной банковской системы Великобритании сложились в XIX в. [8, с. 49—54; 1, с. 124—140].

Великобритания как страна, применяющая колониальные методы управления кредитной системой, несмотря на развитую сеть банков, ориентировала свои предпочтения в пользу формирования секьюритизированной кредитной системы. В банковском секторе коммерческие банки являются конгломератами, действующими в инвестиционном и торговом банковском деле.

Банки, осуществляющие основные операции за границей, конкурируют в предоставлении кооперативных финансовых услуг и обслуживании рынков ценных бумаг. Строительные общества все более становятся похожими на банки, а инвестиционные банки — на строительные общества. Поддерживая процесс секьюритизации в свете положения с долгами странам «третьего мира», банки Великобритании проявляют большую активность в размещении краткосрочных облигаций (векселя, акцепты), нот и облигаций, выпускаемых фирмами для генерирования денежных доходов [5, с. 243].

Банк Англии контролирует и воздействует на банковский сектор посредством денежно-кредитных мер. Так, в настоящее время он управляет государственным долгом в качестве банкира правительства. Текущие расходы правительства

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

ПРАВИТЕЛЬСТВО

f- + + ' + -*

БАНК АНГЛИИ

ДЕПАРТАМЕНТ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЭМИССИОННЫЙ

КОМИССИЯ ПО НАДЗОРУ

КАЗНАЧЕЙСТВО

2. БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

3. ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

1-я группа

Депозитные банки

Лондонская фондовая биржа. Работа с государственными ценными бумагами, крупными институциональными инвесторами

2-я группа

Учетные дома (вексельные конторы). Прочие банки

Биржи, через которые осуществляется работа с производными финансовыми инструментами

3-я группа

Иностранные банки. Международные банки. Банки, осуществляющие основные операции за границей. Акцептные конторы (торговые банки)

Государственное агентство организует работу с ценными бумагами в национальной валюте

Рис. 4. Институциональная структура ориентированной на рынок ценных бумаг банковской системы (британская модель)

финансируются путем краткосрочного кредитования государства, главным инструментом которого являются казначейские векселя. Помимо этого инструментом краткосрочного кредитования служат краткосрочные государственные облигации, которые размещаются Банком Англии на рынке.

Для удовлетворения долгосрочных финансовых потребностей государства выпускаются долгосрочные государственные облигации. Большая часть нового выпуска таких облигаций покупается эмиссионным департаментом Банка Англии. Постепенно департамент распродает облигации на открытом рынке, при этом большая часть нового выпуска продается институциональным инвесторам (страховым компаниям, инвестиционным фондам, банкам), минуя фондовую биржу. Меньшая часть облигаций реализуется через стендовую биржу — в основном среди нефинансовых компаний.

Таким образом, Банк Англии является эмиссионным банком, располагающим собственной платежной системой, предоставляющим услуги государственным институтам и обеспечивающим их системой взаимозачетов в оперативном порядке. Однако не все государственные структуры осуществляют расчеты через расчетный центр Банка Англии.

Ответственными за организацию банковской и эмиссионной деятельности являются со-

ответствующие департаменты (Issuing & Banking Departament). С 2000 г. надзорная функция выведена из сферы полномочий Банка Англии. Первым шагом было создание в 1987 г. с участием Казначейства специальной комиссии, которая осуществляла комплекс мероприятий надзорного характера (Jack Committee).

В настоящее время функции пруденциального надзора принадлежат специальному бюро — FSA (Finansial Service Authority), которое стремится к организации и контролю за предоставлением транспарентной финансово-экономической информации от участников финансово-банковских связей на базе использования общеевропейских принципов, разработанных Базельским комитетом (Basel Commitee of Banking Supervision). Регулированием банковской деятельности в Великобритании занимаются FSA, Банк Англии и Казначейство, которые разделили свои полномочия, права и обязанности, издав специальный акт, вступивший в действие в 2002 г.

В соответствии с законодательством Казначейство занимается организацией деятельности всей финансово-экономической сферы, в которую входит финансово-банковская система Великобритании. FSA является государственным органом, уполномоченным правительством и ответственным за осуществление контроля за деятельностью фи-

проблемы и решения ' 59

нансово-банковских институтов, их рейтинга, а также за организацию пруденциального надзора.

Правительство Великобритании определило свою роль в процессе организации финансово-банковской системы — обеспечить поддержку условий конкуренции и развития рынка банковских услуг. С этой целью создана специальная комиссия, задачей которой является регулирование процесса конкуренции, создание равных условий деятельности для всех.

Исторически сложилось так: английское право не уделяло определению собственно банка (кредитной организации) внимания, что характерно для стран континентальной Европы, а сосредоточилось собственно на банковской деятельности, т. е. правилах, применяемых в банковской практике. Законы о банковской деятельности (1979 и 1987 гг.) и Закон о Банке Англии (1998 г.) разрабатывались параллельно с решением двух проблем: унификации банковского права в рамках ЕС и контроля за банковской деятельностью.

Законодательство содержит определенный минимум требований, которым должна соответствовать организация, чтобы считаться банком: репутация и стабильное положение в финансовом сообществе; предоставление широкого круга банковских услуг — ведение текущих и депозитных счетов, предоставление овердрафтов и кредитных услуг; обмен иностранной валюты, финансирование международной торговли (в форме акцепта и дисконтирования векселей, открытия аккредитивов и т. п.), финансовые консультации; ведение бизнеса безупречно и в честной манере; при этом чистые активы организации должны составлять значительную величину ко времени признания.

Законодательство определило круг организаций, имеющих право осуществлять прием депозитов в виде бизнеса. Они были разделены на четыре группы: Банк Англии, признанные банки (recognized banks), лицензированные депозитные организации (licensed deposit-takers), учреждения, которые имели право заниматься указанной деятельностью без получения специального разрешения Банка Англии, в том числе строительные общества, центральные банки стран — членов ЕС и т. д.

Закон декларирует право Казначейства вносить изменения в определение депозита и бизнеса по приему депозитов после консультаций с Банком Англии. Кредитное дело рассматривается в качестве бизнеса по приему депозитов, если оно удовлетворяет двум характеристикам: во-первых, чтобы деньги, полученные лицом в качестве де-

позита, передавались в виде кредита другим лицам; во-вторых, другие направления бизнеса принявшего депозит лица должны финансироваться полностью или частично из средств полученных депозитов, либо из процентов, полученных за счет этих средств.

Банки, работающие на территории Великобритании, ведут счет в Банке Англии, который является лицензирующим органом. Для межбанковского кредитования Банк Англии открывает банку-заемщику специальный счет и заключает с ним отдельное соглашение. Счета ведутся Банком Англии бесплатно, расчеты осуществляются в национальной валюте, отношения строятся на базе конкурентных принципов. Величина межбанковского кредита зависит от уровня капитала банка.

Банк Англии публикует баланс так называемого денежного сектора. Он включает помимо центрального банка Национальный жиробанк и доверительные сберегательные банки. Банковский сектор (в статистике, публикуемой Банком Англии) включает как признанные банки, так и другие кредитные учреждения, получившие от центрального банка лицензию на прием депозитов. Коммерческие банки, оперирующие на территории Великобритании, делятся банковской статистикой на три группы: 1) депозитные: розничные (reyail banks), или «банки главной улицы» (high street banks); 2) учетные дома, роль которых снижается; 3) прочие банки, в том числе иностранные.

Каждый вид банков имеет специфические особенности. Все банки, не входящие в группу депозитных, имеют одно общее свойство — осуществляют крупные сделки (это относится как к принимаемым вкладам, так и к выдаваемым ссудам) и имеют дело не с отдельными лицами, а в основном с промышленными компаниями и финансовыми институтами. Поэтому их часто называют оптовыми банками, а депозитные отождествляются с розничными банками.

Заграничные банки предоставляют долгосрочные ссуды для финансирования торговли и экономического развития правительствам развивающихся стран, стран с переходной экономикой, транснациональным корпорациям (ТНК) и их филиалам в Азии, Африке, Австралии, Латинской Америке; оказывают разнообразные организационно-консультационные услуги.

Иностранными являются банки, принадлежащие другим странам и открывающие в Лондоне свои отделения, представительства или филиалы. Эти банки являются крупными конкурентами

английских кредитных учреждений, но, несмотря на это, Банк Англии поощряет открытие новых филиалов в Лондоне. Во-первых, это ведет к расширению международных операций на лондонских рынках, упрочению роли Лондона как мирового финансового центра. Во-вторых, иностранные банки используют национальные особенности техники банковских операций, которые постепенно перенимаются английскими банками. Депозиты этих банков преимущественно евровалютные.

В Великобритании иностранные банки используют привлеченные депозитные средства по таким основным направлениям: предоставляют евровалютные средства в ссуду другим банкам на европейском межбанковском рынке; выдают компаниям (в основном ТНК) ссуды, как краткосрочные для кредитования торговли, так и долгосрочные; размещают и покупают облигации ТНК на фондовом рынке. Традиционное финансирование международной торговли с помощью акцептного кредита по-прежнему остается одной из функций иностранных банков.

Однако их главная роль состоит в том, что они выполняют разнообразные функции международного банкира для английских, иностранных и транснациональных компаний. Прежде всего они финансируют международные операции компаний путем предоставления ссуд. Кроме того, банки консультируют компании по вопросам иностранных инвестиций и другим проблемам, возникающим при проведении различных международных операций, предоставляют им экономическую и финансовую информацию, дают советы по выбору партнеров.

Значительную долю в кредитно-банковской системе Великобритании составляют специализированные банки, трастовые, финансовые корпорации, пенсионные фонды. Национальные и международные банки стремятся к всестороннему использованию достижений мирового опыта, современных информационных технологий в целях максимального удовлетворения потребностей клиентов.

В настоящее время банковская система Великобритании представляет собой хорошо развитую и рационально организованную систему. Через десять крупнейших банков страны проходят операции клиентов на несколько сотен миллиардов фунтов стерлингов ежегодно.

Расчеты поддерживаются системой клиринга Великобритании, основанной в 1985 г. Создана система национальных расчетов, которая была уч-

реждена банками, принявшими решение разделить расчетные операции на следующие типы: платежные, чековые, кредитные. Указанная структура позволила обеспечить электронные расчеты в режиме реального времени и осуществить эффективный контроль. В целях обеспечения международных операций 35 тысяч финансово-банковских субъектов используют с 1991 г. систему SWIFT, которая вступила с введением евро в новую фазу развития и обеспечения расчетов коммерческих банков.

В финансово-банковской системе Великобритании широкое распространение имеют операции с ценными бумагами, проводимые на специальных биржах. Финансовые операции от имени правительства осуществляются через Лондонскую фондовую биржу, которая является мировым лидером. Работа с клиентами организована по телефону (Home Banking) или через компьютерную сеть в системе SEAQ (System of Electronic Quotation). Сделки проходят через центральный офис фондовой биржи и регистрируются специальным управлением Банка Англии.

Работа с производными финансовыми инструментами организована через специальные биржи — London International Finansial Futures и Option Exchange. Банком Англии при участии представителей бирж разработаны унифицированные требования и порядок регулирования отношений клиентов с банками, государственными, фондовыми, брокерскими, дилерскими структурами. В центральном офисе фондовой биржи имеют свои представительства структуры, уполномоченные Банком Англии. Развитая сеть пенсионных фондов, инвестиционных и трастовых, страховых компаний организует фондовые операции на базе договорных отношений с уполномоченными структурами. Их поручения на проведение финансовых операций носят безотзывный характер. Основной принцип их осуществления — наличие средств на счетах клиентов.

Для организации операций с ценными бумагами (казначейские расписки, векселя, государственные, коммерческие бумаги и пр.) в фунтах стерлингов в Великобритании создано государственное агентство — Central Money Market Office. Участниками национальной системы являются около 50 зарегистрированных структур. Более 200 компаний не являются ее членами и работают на национальном рынке ценных бумаг через агентов.

Эффективно строя работу с ценными бумагами, Банк Англии ввел специальную электронную систему CREST (1993 г.), которая контролирует

работу с момента регистрации ценных бумаг, что создает прозрачную финансовую среду, способствует расширению круга участников рынка на национальном и мировом рынках капитала и услуг.

Банковская система США также имеет долгий путь своего развития. Наличие в каждом штате региональных национальных банков сдерживало развитие централизованной банковской системы. Банки находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе которого стоял назначаемый президентом США контролер денежного обращения. Устанавливался минимальный размер капитала, была введена периодическая отчетность перед федеральными властями. Важным условием стало требование о создании банками обязательных резервов для обеспечения безкризисной деятельности.

В настоящее время банковская система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов (рис. 5). Ведущую роль играет Федеральная резервная система США (ФРС). Законом о ФРС предусмотрено создание резервных округов и обязательное членство в них центральных банков штатов и добровольное — частных банков. Банкам — членам резервных округов надлежало приобрести акции регионального банка, сформировать обязательные резервы, предоставлять на регулярной основе отчеты о своей деятельности.

Для банковской системы США характерно жесткое регулирование законодательными и распорядительными органами на национальном и региональном уровнях. Вопросы контроля за деятельностью банковских институтов входят в компетенцию сената (создан специальный комитет), совета управляющих ФРС (СФК) и Федеральной корпорации по страхованию вкладов (ФКСВ).

Комитет сената США инициирует законодательные акты, связанные с совершенствованием банковской системы. СФК является органом Министерства финансов США, в компетенцию которого входит регистрация национальных банков и холдинговых компаний, а также контроль за их деятельностью. СФК наделен полномочиями определять правила работы финансово-кредитных институтов, порядок их регистрации и прекращать их деятельность.

ФКСВ создана в 1934 г. в целях обеспечения надежности банковской системы посредством страхования вкладов. Корпорация издает банковские сертификаты, контролирует использование банками средств, дает разрешение на новые виды деятельности, занимается вопросами слияния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

банков, открытия филиалов, контролирует деятельность сберегательных институтов, проводит аудиторские проверки их деятельности. По мнению американских экспертов, разделение коммерческого и инвестиционного видов деятельности способствует формированию стабильных условий функционирования банковской системы. ФРС определяет жесткий порядок осуществления операций, который регламентирует деятельность банковской системы США.

Многие ограничения способны преодолеть холдинговые структуры, владеющие акциями частных, региональных, национальных банков. Существенную роль в процессе консолидации банковской системы США играет Закон о банковской холдинговой компании (1956 г.), согласно которому холдинговой называется любая компания, владеющая 25 % акционерного капитала банка. Холдинговые структуры в настоящее время контролируют 90 % совокупных активов банков и организуют операционную поддержку кредитных, трастовых, расчетных компаний (в рамках промышленных групп), предоставляют лизинговые, консалтинговые, брокерские, дилерские услуги, проводят андеррайтинг и пр.

В настоящее время в банковской системе США представлены частные и сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, отделения и агентства иностранных банков, финансовые корпорации. Кроме того, на финансовом и кредитном рынках США функционируют небанковские институты: страховые, ипотечные, инвестиционные компании, дилерские и брокерские конторы, пенсионные фонды и прочие структуры, оказывающие потребительские и коммерческие финансовые услуги.

Наиболее массовой формой кредитных институтов в США являются кредитные общества — финансовые ассоциации собственников. Более 20 тыс. кредитных обществ технически обеспечивают ведение пенсионных, ипотечных счетов, предоставляют клиентам краткосрочные кредиты на неотложные нужды. Организацию и контроль за деятельностью небанковских институтов осуществляют правление системы федеральных банков по кредитованию жилищного строительства и Национальная администрация кредитных союзов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие уровней более соответствует понятию банковской системы США, чем кредитная система в целом. Основное отличие институтов финансовых посредников заключается в отсутс-

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

2. БАНКОВСКИМ СЕКТОР 3. ФИНАНСОВЫМ СЕКТОР

1-я группа

Федеральные резервные банки Холдинговые банковские структуры

2-я группа Банки - члены ФРС Ссудо-сберегательные общества

3-я группа Прочие банки.

Иностранные банки Кредитные общества

Рис. 5. Институциональная структура ориентированной на рынок ценных бумаг банковской системы (модель США)

твии абсолютных лидеров в области привлечения и размещения свободных денежных средств.

Кредитная система Канады сформировалась под влиянием аналогичной системы Великобритании. В стране действовали филиалы иностранных кредитных организаций, которые играли доминирующую роль, что и проявилось в построении соответствующей банковской системы.

Кредитные системы стран Латинской Америки характеризуются разнообразием институциональных форм, но не имеют сформированного ядра. В середине ХХ в. эти системы пошли по пути усиления роли государственных банков развития [2, с. 13—31]. Были учреждены специальные инвестиционные банки — корпорации развития, контролируемые государством как на национальном, так и на региональном уровне. Широкое распространение получили специализированные банки. Но в конце ХХ в. проблемы и противоречия привели к разрушению централизованной системы кредитования, ликвидации банков развития, проникновению и усилению роли иностранных кредитных организаций, в том числе международных финансовых организаций и транснациональных банков.

Разнонаправленные азиатские модели. Спецификой этих систем является то, что при наличии в качестве основы традиционных банковских систем каждая из этих стран имеет специфику в организации банковского дела и кредитных отношений, восходящую к культурным традициям и (или) религиозным учениям, распространенным

на территории стран (Китай, страны Персидского залива, Иран, Индонезия, Центральная Азия). Это порождает поиск компромисса между традициями и необходимостью иметь широкую сеть кредитно-финансовых и банковских организаций, обеспечивающих выход на мировой финансовый рынок. Тем не менее эти страны принимают усилия по изменению своих банковских систем в соответствии с мировыми тенденциями развития банковского дела и повышением его роли в экономике страны.

Интересный опыт представляет Китай. Институциональная структура банковской системы является трехуровневой: Национальный банк Китая, группа специализированных государственных банков, коммерческие банки (включая иностранные). Построение не является завершенным. В частности, в настоящее время активно идет развитие таких сегментов, как кредитные союзы и кредитные кооперативы.

В государственном управлении банковской системой наблюдается разделение функций: полномочия регулирования закреплены за Национальным банком Китая; полномочия надзора — за Всекитайской комиссией по банковскому надзору.

Таким образом, вопрос о структуре и типологии банковских систем является открытым и поныне. Следует полагать, что глобализация финансовой деятельности в конечном счете не нарушит хода мирового процесса формирования множественности вариантов банковских систем, учитывающих национальную и региональную специфику.

Список литературы

1. Бажан А. И. Деньги и денежно-кредитная политика в Западной Европе. ДИЕ РАН № 155. М.: Огни ТД, 2005. 174 с.

2. Государственные и межгосударственные банки в экономической стабилизации в Латинской Америке / Н. Н. Холодков, В. А. Теперман, С. Н. Лобанцова и др.; ин-т Лат. Америки. М.: Наука, 2004. 319 с.

3. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. 3-е изд. М.: КноРус, 2005. 560 с.

4. Крахмалев С. В. Современная банковская практика проведения международных платежей. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. 208 с.

5. Максимо В. Энг, Фрэнсис А. Лис, Лоуренс Дж. Мауэр. Мировые финансы / пер. с англ. М.: ДеКА, 1988. 768 с.

6. Полищук А. И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. М.: Финансы и статистика, 2005. 216 с.

7. Тютюнник А. В., Турбанов А. В. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2005. 608 с.

8. Ярыгина И. З., С. де Куссерг. Иностранные банки: организация и техника работы: учеб. пособие. 2-е изд. / под ред. Л. Н. Красавиной. М.: ФА, 2005. 260 с.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.