РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ
BANKING SECTOR REGULATION IN THE CONTEXT OF INTEGRATION
УДК 338.984 DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.12
КУПРИН Андрей Анатольевич
доцент экономического факультета Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
KUPRIN, Andrey Anatolevich
Associate Professor of the Faculty of Economics of the North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
САВВИН Дмитрий Валерьевич
магистрант 2 курса направления «Экономика» по программе «Государственное и региональное управление» Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
SAVVIN, Dmitry Valerievich
Master's Student of the 2nd year in Economics under the State and Regional Management Program, the North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы контроля и регулирования банковского сектора с целью предотвращения нарушений в финансовой деятельности организаций. Значение банковского регулирования и контроля в деятельности кредитных организаций особенно возрастает в переходные этапы экономики, когда значительны рыночные колебания и разброс цен. Именно данное обстоятельство приводит к необходимости создания более точного регулятора в условиях нестабильности с целью обеспечения выполнения норм и правил в рамках деятельности субъектов экономики. А потребность в получении достоверной информации о деятельности коммерческих банков и ее анализ является важным условием международного банковского регулирования, что способствует в целом росту банковской интеграции в международном финансовом сообществе.
Ключевые слова: банковский риск, банковский сектор, банковская интеграция, международные принципы банковского регулирования, Центральный банк РФ.
© Куприн А. А., Саввин Д. В., 2018.
Abstract.
The article considers issues of the banking sector control and management for preventing violations in the companies' financial activities. The importance of the banking management and control in the credit organizations' activities is increasing highly during transitional steps of the economy which are characterized by price variations and differences. This circumstance results to necessity for the more exact regulator's creation in the conditions of instability to insure norms and regulations fulfillment within the entities' activities. A need to obtain exact information about commercial banks performance and its analysis becomes a principle requirement for the international banking management which contributes to the banking integration growth in the international financial community.
Key words: bank risk, bank sector, bank integration, international principles of banking management, Central bank RF.
В современный период главной целью Центрального банка является контроль соблюдения коммерческими банками тех требований, которые установлены нормативно-правовыми актами, поэтому методы отслеживания нарушений в деятельности компаний и пресечений этих нарушений являются крайне актуальной задачей. Более того, в последние десятилетия развивающиеся страны пришли к выводу о необходимости банковского регулирования не только как исполнения функции контроля, но и как механизма предотвращения экономических кризисов путем анализа и прогнозирования.
Учитывая, что экономически развитые страны в своей финансовой политике приравнивают банковское регулирование к наиболее значимым функциям правительства и Центрального банка, наравне с валютным контролем и другими неотъемлемыми мерами [1].
Однако контроль имеет особенно высокое значение в рамках деятельности кредитных организаций в переходные этапы экономики, характеризующиеся высокой волатильностью. Именно данное обстоятельство приводит к необходимости создания точного регулятора каждой единицы этой системы и слаженности в условиях тесного сотрудничества, где одним
из ярких примеров выступают европейские государства, связанные единой валютой и осуществляющие экономическую деятельность на всей территории Евросоюза. Более того, потребность в слиянии и обобщении информации о коммерческих банках стала предпосылкой для появления международного банковского регулирования, и с каждым годом технологии ведения денежно-кредитных операций совершенствуются и становятся проще и доступней, а вслед за этим растет банковская интеграция [2].
Необходимо отметить, что уже существовавший в 1974 г. Банк международных расчетов (БМР) был расширен за счет создания отдельного органа банковского регулирования - Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН). Однако, несмотря на то, что консультации и экспертные оценки носят чисто рекомендательный характер и не относятся к строгому исполнению стран-членов Комитета, высокие стандарты, разработанные БКБН, являются не только общепризнанными во многих странах, но и многие правительства опираются на них в своей экономической политике.
Главная цель данных принципов (стандартов) - это стабильность банковской системы. Именно поэтому авторитет Базельского ко-
митета растет благодаря кропотливой работе, которая позволила выделить двадцать пять основополагающих пунктов в банковском надзоре. В них затронуты важные моменты каждого периода «жизни» банка и его взаимодействий с учреждениями надзора. В 1997 г. Центральный банк России принял к руководству эти основные принципы, разработанные Комитетом.
При детальном рассмотрении механизма надзора, согласно принципам Базельского комитета, можно выделить необходимость наличия организации, возглавляющей такую работу в каждой стране, где данную роль играет Центральный банк. Необходимо отметить важность лицензирования деятельности кредитных организаций, что дает гарантии стабильного развития компании и позволяет избежать рисков. Поэтому при рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы надзора тщательно анализируют минимальные размеры уставного фонда и структуру собственности банка, состав и структуру его персонала, бизнес-план банка, организацию внутреннего контроля (управление, план развития банка на ближайшую перспективу) [3].
Другой базельский принцип состоит в определении правил и норм контроля в целях выявления проблем, которые могут возникнуть у банка (проблемность банка) на возможно более ранних этапах его деятельности. А также определение максимальных границ рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных, процентных, рыночных и других рисков.
Далее более подробно рассмотрим качество управления банками и связанные с этим риски, которые являются принципиальным вопросом для Базельского комитета. Исходя из политики Комитета, учреждения, осуществляющие надзор, должны быть уверены, что в банках отлажена цепочка информирования руководства, дающая возможность обнаружения концентрации рисков в рамках портфеля активов (п. 9). Поэтому на случай появления рисков каждый банк должен иметь конкретные инструкции по управлению в такой
ситуации (п. 13). Проверять работоспособность системы внутреннего контроля и ее соответствие типу и масштабу деятельности банка (п. 14) [4].
Органы надзора, согласно мнению Базель-ского комитета, должны следовать высоким этическим стандартам в финансовой сфере, ограждая банки от возможного использования незаконными формированиями. Кроме того, государственные учреждения обязаны иметь право на проведения проверок на местах и прибегать к услугам внешних аудиторских фирм, а также иметь право распоряжаться нужными инструментами корректировки при выявлении серьезных нарушений со стороны банков.
Поддержание стабильности банковской системы, анализ возможных рисков и работа над их снижением является главной задачей банковского надзора. Для этого активно используется система ранней диагностики, которая берет начало с изучения макроэкономической среды с акцентом на специфические кредитно-денежные характеристики организации. И уже макроэкономический анализ устанавливает границы системы ранней диагностики банковского сектора и определяет тенденцию дальнейшего, более тщательного изучения.
Вместе с такими макроэкономическими показателями, как ВВП, национальный доход, стоит принять во внимание денежно-кредитные показатели, среди которых инфляция и ее динамика, агрегаты денежной массы, кредитные ресурсы, структура. Обобщение всех характеристик создает целостное понимание всего механизма работы банков, позволяет понять общее состояние банковской системы, возможности ее развития. Поэтому именно ранней диагностике с использованием сводных данных отводится роль индикатора развития банковской системы и дает возможность более точного прогнозирования модели в будущем.
В России банковское регулирование осуществляется только на общегосударственном уровне, и его эффективность достаточно низка, в том числе без проведения дистан-
ционного и документального регулирования во всех субъектах РФ [5]. Однако именно из стабильного развития отдельных коммерческих банков складывается стабильность всей банковской системы страны [6].
Существующий системный механизм регулирования определяет строгую регламентацию деятельности всего «жизненного цикла» банка и выделяет следующие аспекты:
1. Разделение этапов существования банка, «зарождения» (открытие, когда создаются основы его дальнейшего формирования); «становление» (с момента регистрации и лицензирования до развития, отражающегося в росте масштаба деятельности банка и его финансовых показателей); «старение» и «затухание» («оздоровление» банка или банкротство).
2. Определение и постановка задач надзора на каждом этапе и методов их осуществления в банках. Вначале происходит выбор наиболее достойных претендентов в кредитные и банковские организации, далее происходит создание необходимых условий их работы; разработка инструментов контроля и аналитики бизнес-планов, контроль управленческого персонала и отдельных руководителей; надзор за процессом капитализации и его минимальным размером; изучение материально-технической базы банка.
Во время становления необходим надзор и упреждение возникновения рисков в развитии организации, соблюдение банковского законодательства и нормативных документов; актуализация нормативов Центрального банка, проведение внешних аудитов и документальной отчетности, принятие мер для наказания и штрафования, т. е. на данном этапе «старения» происходит проведение «реабилитации» банка (применение финансовой помощи и назначение временных органов администрации и др.). В случае невозможности оздоровления банка, его аккуратная ликвидация путем безболезненной процедуры с минимумом издержек.
3. Разделение задач регулирующей системы с выделением управления координатора:
• вначале координацию осуществляет Управление лицензированием, затем, во время развития и расцвета банка, роль координатора
перехватывают Сводно-экономическое управление и Управление пруденциального надзора;
• на этапе «старения» - Управление санированием. Каждое управление решает задачи в пределах своих компетенций управлениями-координаторами, эти постановления обязательны к исполнению другими подразделениями органов регулирования.
Из вышесказанного можно заключить, что для улучшения и развития банковского регулирования следует:
• выделение в работе надзора трех взаимодействующих компонентов: изучение и мониторинг деятельности всей системы, макроэкономический анализ, контроль за коммерческими банками;
• обязанность регулирования к максимальному укреплению общественного доверия к банкам, недопущение масштабной ликвидации банков;
• аналитическая работа на каждом этапе «жизни» банка;
• раннее определение проблем и возможных рисков банков;
• нахождение первых признаков неплатежеспособности банков с использованием не-перегруженной документации;
• усовершенствование способов регулирования, проведение структурных преобразований с целью улучшения взаимодействия между надзорными учреждениями.
Наряду с такими общепринятыми нормами, как достаточность капитала, ограничения крупных кредитов, требования ликвидности, для развития банковского надзора требуются механизм оценки банков, а также существование постоянной рейтинговой информации. Стоит ввести регулирование деятельности банковских холдинговых компаний; использование ограничений для повышенных рисков; соответствие международным стандартам и регламентируемым финансовым нормам в банковских операциях; надзор за полнотой освещения информации о жизнедеятельности банка и динамике развития.
Сотрудничество Банка России с государственными и международными учреждени-
ями осуществляется в том числе и с целью обеспечения требуемого уровня качества его регулирования. Раннее нахождение ошибок и нарушений в работе банка достигается тесным взаимодействием с аудиторскими компаниями, привлечением внешних аудиторов и постоянным мониторингом ситуации в каждом коммерческом банке. Это не только проверки, но и совещания, встречи, форумы для руководства кредитных организаций для более доверительного общения и глубокого анализа отчетности, параллельно с внутренним аудитом банков. Кредитный портфель каждого банка заслуживает пристального изучения, вместе с этим анализ состояния дел, возможности реализации залога и т. д. Аналитическая записка служит итогом проверки, с указанием обнаруженных проблем и способов их решения, носящих рекомендательный или обязательный характер.
При выявлении неустраненных нарушений, ведущих к осложнению ситуации в банке, когда руководство не выполняет предписания и указания, аудитор обязан уведомить Банк России. Но Центральный банк РФ еще не достаточно активен в управлении дистанционными проверками, в том числе в области аудита. Один из способов совершенствования - это введение саморегулирующейся профессиональной организации и заблаговременное определение аудиторов для коммерческих банков со сложной, многоуровневой структурой, а также банковских объединений. Сами аудиторские фирмы в России требуют надзора и за их работой, и за квалификацией и профессиональной этикой сотрудников для обеспечения международного уровня аудита. Предотвращение сговора или сокрытия выявленных аудитом нарушений в соблюдении правил и норм [7].
Рациональным шагом может послужить отделение от функций Центрального банка РФ процесса ликвидации и банкротства «затухших» банков. Специальный орган, как Федеральное агентство по делам банкротства кредитных организаций, мог бы освободить от этого банковского регулирования, при наделении его всеми полномочиями [8]. По-
этому отзыв лицензии Центральным банком стал бы разрешением для включения в работу Федерального агентства по делам банкротства, позволяя Банку России сосредоточиться только на выполнении функции регулирования.
Распыление функций всегда ведет к потере концентрации и внимания. Обеспечение сохранности имущества, денежных средств банка и его клиентов на корреспондентских счетах и в форме наличности в кассе, активов кредитной организации во время ликвидации не свойственно функциям Центрального банка в развитых странах. Орган, осуществляющий финансовую поддержку проблемным банкам, контролирующий сохранность средств вкладчиков, участвующий в реорганизации и оздоровлении банков, дифференциации ставок за гарантирование вкладов в зависимости от надежности банка, снизит загрузку Центрального банка [9].
Банк России, даже при передаче части полномочий, не сможет сразу отстраниться от решения этих задач, так как бюрократические проволочки в чисто документальном урегулировании всех структурных вопросов могут длиться неопределенный период времени.
Трудностью является еще и определение финансовых источников «оздоровления» коммерческих банков. Создание такого Фонда, отвечающего за эту задачу, стало бы эффективным решением проблемы. Определенная доля от прибыли ЦБ РФ, не перечисляемая в бюджет по согласованию с правительством, и долгосрочные кредиты Банка России, в размерах, обозначенных Госдумой, могут стать источниками ресурсов для работы Фонда. Сюда же можно отнести средства федерального правительства и финансирование международных организаций [10].
В заключение необходимо отметить, что создание резервного Фонда будет способствовать достижению стабильности экономики государства, что объясняется значимостью влияния банковской системы на все процессы национальной экономики и признается всеми субъектами экономической системы. Вы-
деление средств должно носить возвратный характер; должен осуществляться контроль за исполнением обязательств кредитной организации, при этом не допускается нецелевое расходование средств руководством. Как показывает зарубежная практика, в случае необходимости, руководство Фонда через Центральный банк может обратиться во Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), к иностранным
кредиторам с просьбой о предоставлении средств под гарантийные обязательства. В таком случае гарантийными обязательствами банка перед кредиторами может быть, в том числе, и продажа доли акций банка. Безусловно, такие методы финансового регулирования не типичны для Банка России, однако являются распространенными в мировой практике и могут быть адаптированы для российской действительности.
Список литературы
1. Савчук В. А. Финансовый менеджмент: практическая энциклопедия. Киев: Companion Group, 2008. 878 с.
2. Масленников В. В. Зарубежные банковские системы. М.: ТД «Элит-2000», 2011. 389 с.
3. Жуков Е. Ф., Литвиненко Л. Т., Печникова A. B. Рынок ценных бумаг: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2012. 463 с.
4. Тысячникова H. A. Базель II и перспективы его применения в Российской Федерации // Банковское дело. 2016. № 12. С. 104-108.
5. Турбанов А. В. Вопросы взаимодействия Банка России и Агентства по страхованию вкладов // Деньги и кредит. 2016. № 3. С. 4-6.
6. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» М.: ЗАО Юстицинформ, 2015. 272 с.
7. Климович В. П. Основы банковского аудита: учебник. М.: Форум-Инфра-М, 2014. 191 с.
8. Евстратенко Н. Н. Российская система страхования вкладов в контексте мирового опыта // Деньги и кредит. 2017. № 3. С. 48-53.
9. Куприн А. А. Формирование и анализ методов оценки в управлении финансовыми рисками кредитной организации // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. СПб.: Сосновоборский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2014. № 4 (12). 208 с.
10. Кудряшов В. С., Куприн А. А. Сущность рефинансирования кредитных организаций ЦБ РФ как инструмента денежно-кредитной политики государства // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. СПб.: Сосновоборский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2017. № 11 (9). 230 с.