Научная статья на тему 'Функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных регионов'

Функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ГЕОПОЛИТИКА / КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котилко В.В., Немирова Г.И.

В статье анализируется необходимость усиления государственного стимулирования экономически безопасного развития приграничных регионов. Предложены функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных субъектов РФ. Отмечено, что формирование эффективной системы управления приграничными регионами выступает основой расширения их экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных регионов»

35 (224) - 2013

ПРОБЛЕМЫ. ПОИС П. РЕШЕНИЯ

УДК 354: 332.14: [911.3: 32]

функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных регионов

В. В. КОТИЛКО,

доктор экономических наук, профессор,

академик РАЕН,

главный научный сотрудник

E-mail: kotilko@yandex.ru

Совет по изучению производительных сил

Минэкономразвития России и РАН

Г. И. НЕМИРОВА,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенного дела E-mail: nemirova@bk.ru

Оренбургский государственный университет

В статье анализируется необходимость усиления государственного стимулирования экономически безопасного развития приграничных регионов. Предложены функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных субъектов РФ. Отмечено, что формирование эффективной системы управления приграничными регионами выступает основой расширения их экономического потенциала.

Ключевые слова: приграничный регион, сбалансированное развитие региона, экономическая безопасность, национальная безопасность, финансовое обеспечение, функциональный подход, геополитика, критерии безопасности.

Наличие совместных границ с другими странами у половины субъектов РФ, а также изменяющаяся геополитическая ситуация требуют усиленного внимания к проблемам приграничных территорий. Неразрешенность проблем в приграничной сфере

может привести к дисбалансу между уровнем развития приграничных и неприграничных регионов, дисгармонии секторов хозяйственного комплекса, угрозам экономической и национальной безопасности страны.

Значение географических условий для развития государств отмечали еще древнегреческие мыслители Платон, Аристотель и Полибий, римские мыслители Цицерон и Страбон. На связь географии, политики и экономики обращали внимание французские мыслители Ж. Боден и Ш. Монтескье.

Идеи географического детерминизма получили распространение в развитии национальных геополитических школ: германской, британской, североамериканской. Основоположник германской геополитической школы Ф. Ратцель сформировал положение о том, что пространство - это не просто территория, занимаемая государством, а его политическая сила. Ратцель сформировал семь законов экспансии, в которых затронуты роль государс-

твенных границ и необходимость обеспечения их безопасности.

Определенным вкладом в исследования приграничных территорий явилась концепция К. Хаусхо-фера. Он представлял мировое устройство в виде совокупности нескольких регионов, в каждом из которых господствует идея, способная интегрировать страны и народы. Под понятием «регион» он понимал территории большого масштаба (например, пан-Америка во главе с США).

В британской геополитической школе наиболее заметными являются взгляды Х. Макиндера. Основополагающая роль в его геополитической концепции отводилась технологическому развитию, причем из понимания общества как сложного технологического механизма следовал вывод о необходимости сохранения экономического и социального потенциала, постоянной аккумуляции общественного богатства.

Основатель североамериканской геополитики А. Мэхэн считал, что политика зависит как от духа века, так и от характера и дальновидности правителей. Но история побережных наций определяется еще и условиями положения, очертаниями береговой линии, количеством населения. Следующий представитель этой школы Н. Спайкмен рассматривал расширенно необходимость учета территориальных особенностей при выработке государственной политики. Он отмечал, что география является самым фундаментальным фактором во внешней политике государства, потому что этот фактор - самый постоянный.

Рассматривая описанные факторы, следует отметить их значимость при выработке государственной политики по обеспечению национальной и экономической безопасности страны. Однако эти факторы следует дополнить еще одним - использованием эффективного менеджмента, поскольку даже при наличии благоприятных условий без эффективного управления нельзя добиться желаемых результатов.

Проблемы развития приграничных территорий актуальны и для России. Внимание многих ученых обращено к проблемам развития приграничных регионов, их финансового обеспечения и надлежащего управления. Так, проблемы регионов исследованы в работах В. А. Вашанова, В. А. Колосова, В. В. Котилко, В. В. Курнышева, Б. Б. Родомана, В. С. Тикунова, В. Е. Шувалова.

С различных позиций исследуют приграничные регионы Л. Б. Вардомский, В. А. Дергачев и

Н. С. Мироненко (разграничение социально-экономических систем), Б. М. Эккель и С. Е. Ханин (этнические системы), Л. Ф. Балтенкова (отношения федерализма), А. Н. Барковский, Е. А. Олейников, В. К. Сенчагов, Ю. А. Спиридонов, А. Г. Степанов, А. А. Куклин, Б. М. Штульберг и А. В. Шурубович (угрозы экономической и национальной безопасности).

Однако имеющиеся задачи социально-экономического развития приграничных субъектов РФ требуют более детального научного исследования. Так, например, механизм финансового обеспечения не учитывает функциональных особенностей регионов, их развития в условиях единого таможенного пространства, влияния экономики региона на национальную безопасность государства.

Определенное решение названных проблем нашло отражение в монографиях автора «Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ», «Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации)» [2, 5]. В этих трудах системно освещаются риски и угрозы, вызванные разрывом действовавшего в Советском Союзе единого хозяйственного комплекса, трудностями экономических отношений стран СНГ.

Актуализация инновационного развития России, влияние глобальных интеграционных процессов на экономическое воспроизводство, необходимость учета региональных особенностей освещены в монографиях автора «Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации)», «Перспективы участия Российской Федерации в прикаспийском экономическом сотрудничестве» [1, 3].

Проблемы российской экономики кроются и в недостаточном стимулировании отечественного товаропроизводителя. В результате нестабильной государственной политики, преследующей преимущественно фискальные цели, предприниматели зачастую вывозят капитал в другие государства, инвестируя их экономику. Такой недальновидный подход в перспективе может представлять угрозу экономической безопасности. В этой связи актуальными представляются научные подходы, изложенные в работе «Эволюция российского предпринимательства» [4].

Функциональный подход к управлению развитием регионов изложен в трудах Г. И. Немировой «Финансовое обеспечение экономического развития

35 (224) - 2013

Проблемы. Поиск. Решения

приграничного субъекта Российской Федерации», «Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений», «Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика». Каждая из монографий освещает определенный блок проблем в приграничных областях. Так, книга «Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации» [6] раскрывает источники, методы и способы финансового обеспечения приграничных регионов, определяет теоретические основы их финансового обеспечения и необходимость учета дополнительной финансовой нагрузки на бюджеты субъектов РФ.

В книге «Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений» автор, применяя метод системного анализа, излагает федеративные отношения приграничных и неприграничных субъектов РФ с федеральным центром и муниципальными образованиями, выявляя проблемы в части распределения межбюджетных трансфертов и финансирования целевых программ [7]. Монография «Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика» [8] представляет комплексное исследование проблем сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов на основе выстроенного механизма их финансового обеспечения.

В названных книгах научно обоснована гипотеза о том, что для сбалансированного социально-экономического развития приграничных субъектов РФ необходимо изменить механизм их функционирования в части создания условий для эффективного развития экономики и социальной сферы, условий реализации ими приграничных функций.

Г. И. Немирова выявила и сформулировала в монографиях ряд закономерностей:

- для сбалансированного развития приграничных регионов необходимо иметь научно обоснованную государственную стратегию регионального развития, учитывающую геополитические требования, концепцию сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов;

- целесообразно учитывать специфику приграничных субъектов РФ при формировании межбюджетных отношений;

- необходимо определить критерии экономически безопасного развития и международного сотрудничества приграничных регионов;

- критерии результативности деятельности публично-правовых образований (институтов управления) следует определять на основе решения ими целевых задач региона и рационального использования бюджетных средств. Объектом исследования послужили субъекты РФ. Особое внимание уделено регионам, граничащим с Республикой Казахстан, а также территориально близко расположенным с ними неприграничным регионам. Такой подход позволил автору выявить геоэкономические и функциональные особенности. В работах широко использован отечественный и зарубежный опыт.

Теоретические и практические положения, освещенные в книгах, отличаются от ранее известных работ следующим содержанием: 1) исследованием приграничного региона как сложной экономической системы открытого типа, оказывающей приграничные услуги; 2) обоснованием вывода о том, что контактную и барьерную функции осуществляют не государственная граница, а определенные институты (приграничные субъекты РФ, таможенные и пограничные структуры); 3) разработанной концепцией сбалансированного социально-экономического развития приграничного региона, в которой предложено разграничение функций Российской Федерации и приграничных субъектов РФ в части решения приграничных задач.

Научные выводы, изложенные в монографиях, освещают актуальные проблемы, значимые для экономического и безопасного развития регионов, вносят весомый вклад в изучение теории и решение практических задач развития приграничных территорий и их финансового обеспечения. Важность указанных проблем усиливается также реформированием таможенной системы, предусматривающей перенесение оформления таможенных процедур к приграничным регионам, и развитием регионов в условиях формирования Таможенного союза. Очевидно, что исследования в данной области будут перспективны и в дальнейшем. Формирование эффективной системы управления приграничными регионами, совершенствование механизма их финансового обеспечения, соответствующего географическому расположению и исполняемым функциям, выступают основой расширения экономического потенциала субъектов РФ.

Список литературы 1. Котилко В. В. Перспективы участия Российской Федерации в прикаспийском экономичес-

ком сотрудничестве. Германия: Lambert Academic Publishing, 2011.

2. Котилко В. В. Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ. Германия: Lambert Academic Publishing, 2011.

3. Котилко В. В. Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации). Германия: Lambert Academic Publishing, 2011.

4. Котилко В. В. Эволюция российского предпринимательства / В. В. Котилко, Д. В. Орлова. Германия: Lambert Academic Publishing, 2011.

5. Котилко В. В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества

России со странами СНГ (концепции модернизации): монография. М.: Креативная экономика, 2012.

6. Немирова Г. И. Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации: монография. М.: Изд-во «Экономика», 2006.

7. Немирова Г. И. Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений: монография. М.: Изд-во «Экономика», 2007.

8. Немирова Г. И. Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика: монография. М.: Изд-во «Экономика», 2009.

НАУМИЯ

конференция Ц «Микрофинансирование в России»

23-25 октября 2013г. в Москве пройдет XII Национальная Конференция по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителя - фокус на клиенте»

Национальная конференция по микрофинансированию и финансовой доступности - главное публичное событие года отрасли микрофинансирования, место обсуждения самых актуальных вопросов развития микрофинансирования. Дискуссии и решения конференций становятся основой для развития российского микрофинансового рынка на следующий год.

Конференция проводится при поддержке Министерства финансов РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Традиционно в конференции участвуют первые лица регулятора и профильных органов власти, а также представители бизнес сообщества со всей России. Партнерами выступают крупнейшие банки, институты развития и ведущие средства массовой информации

По вопросам участия в конференции обращайтесь по телефонам: +7 (495) 258-68-31, 258-87-05 или электронной почте: conference@rmcenter.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.