31 (172) - 2012
КНИЖНЫЙ КОМПАС
УДК 354:332.14: [911.3:32]
геополитические подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных регионов
В. В. КОТИЛКО,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник совета по изучению производительных сил (сОПс) Минэкономразвития России и РАН E-mail: kotilko@yandex. ru Г. И. НЕМИРОВА,
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенного дела E-mail: nemirova@bk. ru
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье акцентируется внимание на особо актуальной проблеме — необходимости усиления государственного стимулирования экономически безопасного развития приграничных регионов. Предложены функциональный и геополитический подходы к управлению экономически безопасным развитием приграничных субъектов РФ (регионов).
Ключевые слова: приграничный регион, сбалансированное развитие региона, экономическая безопасность, национальная безопасность, финансовое обеспечение, функциональный подход, геополитика, критерии безопасности.
Наличие совместных границ с другими странами у половины субъектов Российской Федерации, а также изменяющаяся геополитическая ситуация требуют усиленного внимания к проблемам приграничных территорий. Неразрешенность проблем в приграничной сфере может привести к дисбалансу между уровнем развития приграничных и неприграничных регионов, дисгармонии отраслей хозяйственного комплекса, угрозе экономической и национальной безопасности страны, в конечном
итоге к нарушению единства в государстве и системных взаимосвязей в экономике.
Значение географических условий для развития территорий государств отмечали еще древнегреческие мыслители Платон, Аристотель, Полибий и римские политические мыслители Цицерон, Стра-бон. На связь географии, политики и экономики обратили внимание и французские мыслители Жан Боден, Шарль Монтескье.
Идеи географического детерминизма получили распространение в развитии национальных геополитических школ: германской, британской, североамериканской. Основоположник германской геополитической школы Фридрих Ратцель сформировал положение о том, что пространство — это не просто территория, занимаемая государством, а его политическая сила. Ф. Ратцель сформировал семь законов экспансии, где затрагиваются роль государственных границ и необходимость обеспечения их безопасности.
Определенным вкладом в исследования приграничных территорий явилась концепция К. Хаусхофера. Он представлял мировое устройс-
- 57
тво в виде совокупности нескольких регионов, в каждом из которых господствует идея, способная интегрировать страны и народы данного региона. В понятие «регион» он включал территории большего масштаба (пан-Америка во главе с США, Великая Восточная Азия во главе с Японией и пан-Европа во главе с Германией), нежели субъекты Российской Федерации (регионы). Анализируя концепцию К. Хаусхофера, можно отметить возможность интеграции не только в мировом пространстве, но и в масштабах одной страны, когда интегрируются хозяйственные комплексы нескольких территорий, например, возможна интеграция финансовых ресурсов приграничных субъектов РФ и Федерации для исполнения функций по охране государственной границы.
В британской геополитической школе наиболее заметными являются взгляды Хальфорда Макинде-ра. Основополагающая роль в его геополитической концепции отводилась технологическому развитию. Из понимания Х. Макиндером общества как сложного технологического механизма следовал вывод о необходимости сохранения экономического и социального потенциала, постоянной аккумуляции общественного богатства.
Основатель североамериканской геополитики Альфред Мэхэн считал, что «политика зависит как от духа века, так и от характера и дальновидности правителей, но история побережных наций определяется не столько свойствами правителей, сколько условиями положения, протяжения, очертания береговой линии, количеством населения, вообще тем, что называется естественными условиями».
Следующий представитель этой школы Николас Спайкмен необходимость учета территориальных особенностей при выработке государственной политики рассматривал расширенно. Он писал: «География является самым фундаментальным фактором во внешней политике государства потому, что этот фактор — самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми».
Рассматривая факторы, описанные названными авторами, следует отметить их значимость и в наши дни при выработке государственной политики по обеспечению национальной и экономической безопасности страны. Однако эти факторы следует дополнить еще одним — использование эффективного менеджмента, поскольку даже при наличии всех благоприятных условий экономического и поли-
тического развития без эффективного управления нельзя добиться желаемых результатов.
Проблемы развития приграничных территорий актуальны и для России. Внимание многих ученых и практиков обращено к проблемам развития приграничных регионов, их финансового обеспечения и надлежащего управления. Проблемы регионов исследованы в рамках районирования, осуществления внешнеэкономической деятельности, интеграционных процессов в работах В. А. Вашанова, В. А. Колосова, В. В. Котилко, В. В. Курнышева, В. Е. Шувалова, Б. Б. Родомана, В. С. Тикунова.
С позиции разграничения социально-экономических систем приграничные регионы исследуют Л. Б. Вардомский, В. А. Дергачев, Н. С. Мироненко, этнических систем — Б. М. Эккель, С. Е. Ханин, отношений федерализма — Л. Ф. Балтенкова, угроз экономической и национальной безопасности —
A. Н. Барковский, Е. А. Олейников, В. К. Сенчагов, Ю. А. Спиридонов, А. Г. Степанов, А. А. Куклин, Б. М. Штульберг, А. В. Шурубович.
Однако имеются задачи социально-экономического развития приграничных субъектов РФ (социальные, экономические, национальные, экологические), требующие более детального научного исследования. Так, например, механизм финансового обеспечения приграничных субъектов РФ, не учитывающий функциональных особенностей регионов, развитие приграничных регионов в условиях единого таможенного пространства, влияние экономики приграничного региона на национальную безопасность государства.
Определенное решение названных проблем нашло отражение в монографиях академика РАЕН
B. В. Котилко: «Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ», [2] «Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации)» [5].
В названных научных трудах автор системно освещает риски, угрозы, вызванные, с одной стороны, разрывом действующего в Советском Союзе единого хозяйственного комплекса, а с другой — не-выстроенными полностью экономическими отношениями стран СНГ, и предлагает концептуальные и методологические подходы к интегрированию экономик стран СНГ.
Актуализация инновационного развития России, влияние глобальных интеграционных процессов на экономическое воспроизводство, с одной стороны,
31 (172) - 2012
Книжный компас
и необходимость учета региональных особенностей, с другой стороны, фундаментально освещены в монографиях В. В. Котилко: «Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации)» [3], «Перспективы участия Российской Федерации в прикаспийском экономическом сотрудничестве» [1].
Проблемы российской экономики кроются также в недостаточном стимулировании отечественного товаропроизводителя. В результате нестабильной государственной политики, преследующей преимущественно фискальные цели, российские предприниматели зачастую вывозят капитал в другие государства, инвестируя в их экономику. Такой недальновидный подход в перспективе может вызвать угрозу экономической безопасности. В этой связи актуальным считаем научные подходы авторов В. В. Котилко и Д. В. Орловой, изложенные в работе «Эволюция российского предпринимательства» [4].
Изучая пространственные границы, выявляем противоречивые аспекты, с одной стороны, граница выполняет контактную функцию, с другой — барьерную. Из сочетания этих функций формируется граница-фильтр, которую характеризует избирательная проницаемость в зависимости от уровня барьерности или контактности. Функциональный подход к управлению развитием регионов изложен и в трудах Г. И. Немировой: «Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации», «Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений», «Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика». Каждая из монографий освещает системно определенный блок проблем в приграничной области.
Книга «Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации» [6] раскрывает источники, методы, способы финансового обеспечения приграничных регионов в сравнении с неприграничными регионами, определяет теоретические основы финансового обеспечения приграничных регионов и необходимость учета дополнительной финансовой нагрузки на бюджеты приграничных субъектов РФ.
В книге «Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений» [7] автор, применяя метод системного анализа, излагает федеративные отношения субъектов РФ
приграничных и неприграничных с Федерацией и муниципальными образованиями, выявляя проблемы в части распределения межбюджетных трансфертов, финансирования целевых программ и методы их решения.
Монография «Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика» [8] представляет комплексное исследование проблем сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов на основе выстроенного механизма их финансового обеспечения.
В названных работах научно обоснована гипотеза о том, что для сбалансированного социально-экономического развития приграничных субъектов РФ необходимо изменить механизм их функционирования в части создания условий для эффективного развития экономики и социальной сферы, условий реализации ими приграничных функций соответственно геополитическому и геоэкономическому окружению.
Автор выявил и сформулировал в монографиях ряд закономерностей:
• для сбалансированного развития приграничных регионов необходимо иметь научно обоснованную государственную стратегию регионального развития, учитывающую геоокружение и геополитику, концепцию сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов;
• целесообразность учета специфики приграничных субъектов РФ при формировании межбюджетных отношений;
• необходимость определения критериев экономически безопасного развития международного сотрудничества приграничных регионов;
• рациональность определения критериев результативности деятельности публично-правовых образований (институтов управления) на основе решения ими целевых задач региона и использования бюджетных средств и др. Объектом исследования послужили субъекты
РФ в разрезе граничащих и неграничащих с другими государствами. Особое внимание уделено регионам, граничащим с Республикой Казахстан и территориально близко расположенным с ними неприграничным регионам. Такой системный подход позволил автору выявить геоэкономические и функциональные особенности регионов. В работах широко использованы зарубежный опыт и научные
труды отечественных ученых по исследуемой проблематике.
Теоретические и практические положения, освещенные в книгах, отличаются от ранее известных работ: 1) исследованием приграничного региона как сложной экономической системы открытого типа, оказывающей востребованное общественное благо — приграничные услуги, которые имеют стоимость; 2) обоснованием вывода о том, что контактную и барьерную функции осуществляет не государственная граница, а определенные институты (таможенные, пограничные структуры, органы по надзору и борьбе с наркотиками, приграничные субъекты РФ и муниципальные образования); 3) разработанной концепцией сбалансированного социально-экономического развития приграничного региона, в которой предложено разграничение функций Российской Федерации и приграничных субъектов РФ в части решения приграничных задач.
Научные выводы, изложенные в монографиях, освещают актуальные проблемы, значимые для экономического и безопасного развития регионов, вносят весомый вклад в изучение теории и решение практических задач развития приграничных территорий и его финансового обеспечения.
Актуализация решения названных проблем усиливается также реформированием таможенной системы, предусматривающей перенесение оформления таможенных процедур к приграничным регионам, и развитием регионов в условиях формирования Таможенного союза, потому исследования в данной области будут перспективны и в дальнейшем. Формирование эффективной системы управления приграничными регионами, определение механизма их финансового обеспечения, соответствующего географическому расположению и исполняемым функциям, в такой огромной стране, как Россия, выступают основой расширения экономического потенциала регионов и страны.
В зависимости от особенностей регионов, статуса регионов (например приграничный), уров-
ня внешних и внутренних угроз на федеральном уровне следует выработать концептуальные основы воспроизводства экономики страны и механизм регулирования экономического и социального развития регионов.
Список литературы
1. Котилко В. В. Перспективы участия Российской Федерации в прикаспийском экономическом сотрудничестве. Германия: Lambert Academic Publishing, 2011. URL: https://www. lap-publishing. com/catalog/details/store/gb/book/ru.
2. Котилко В. В. Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ. Германия: Lambert Academic Publishing, 2011. URL: https://www. lap-publishing. com/catalog/details/store/ru/book.
3. Котилко В. В. Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации). Германия: Lambert Academic Publishing, 2011. URL: https://www. lap-publishing. com/catalog/details/store/ru/book.
4. Котилко В. В., Орлова Д. В. Эволюция российского предпринимательства. Германия: Lambert Academic Publishing, 2011. URL: https://www. lap-publishing. com/catalog/details/store/ru/book.
5. Котилко В. В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации): монография. М.: Креативная экономика, 2012.
6. Немирова Г. И. Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации: монография. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
7. Немирова Г.И. Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений: монография. М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
8. Немирова Г. И. Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика: монография. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата A4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru
_J