Научная статья на тему 'Влияние таможенной интеграции на тенденции развития приграничного региона'

Влияние таможенной интеграции на тенденции развития приграничного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS INTEGRATION / BORDER REGION / COMPETITIVENESS / CUSTOMS UNION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немирова Гульзида Иксановна

На основе анализа применения видов таможенных процедур, налогового законодательства, изменения динамики внешнеэкономической деятельности выявлены тенденции развития приграничного региона и приграничных муниципальных образований в условиях Таможенного союза. Представлены факторы, отражающие влияние таможенной интеграции на экономическое развитие приграничного региона и муниципальных образований. Выявлено, что высокая налоговая нагрузка отрицательно сказывается на развитии экономики, её конкурентоспособности. Предложены методы обеспечения конкурентоспособности экономики приграничного региона и муниципальных образований в условиях развития таможенной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CUSTOMS INTEGRATION ON THE TRENDS OF BORDER REGION DEVELOPMENT

The tendencies of border regions and municipalities development under the conditions of the Customs Union have been revealed on the basis of analysis of different types of customs procedures, tax legislation, as well as changes in the dynamics of foreign economic activities. The factors reflecting the influence of customs integration on the economic development of border regions and municipalities are submitted. It is ascertained that high tax burden has negative effect on the development of economy and its competitiveness. The methods to ensure the economic competitiveness of the border regions and municipalities under the conditions of customs integration development are suggested.

Текст научной работы на тему «Влияние таможенной интеграции на тенденции развития приграничного региона»

Влияние таможенной интеграции на тенденции развития приграничного региона*

Г.И. Немирова, д.э.н., Оренбургский ГУ

В условиях формирования единого экономического пространства и углубления таможенной интеграции усиливается роль приграничных субъектов и муниципальных образований во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) государства. Дифференцированная ранее по регионам динамика экономического развития в едином таможенном пространстве претерпевает изменения, обусловленные открытостью экономики для перемещения товаров, физических лиц, информации и валюты. Обращаем внимание, что в условиях Таможенного союза отсутствует таможенная граница между государствами — членами Таможенного союза, однако государственная граница сохраняется.

В сложившихся условиях актуализируются исследования, отражающие влияние таможенной интеграции на социально-экономическое развитие регионов, наиболее тесно примыкающих к государственным границам, т.е. приграничных регионов.

Вопросы межрегионального и трансграничного экономического сотрудничества, вытекающие из синтеза междисциплинарных научно-технических и социально-экономических исследовательских прогнозов как основы стратегического инновационно-

технологического развития для модернизации народного хозяйства приграничных территорий, всегда находились в центре внимания научного сообщества [1].

Опыт последних лет показал негативные стороны и крайней замкнутости, и чрезмерной открытости экономики в конкурентных условиях России и необходимость проведения сбалансированной политики, сочетающей защиту отечественного производства с использованием преимуществ международного разделения труда [2].

Учитывая, что сущность любого экономического явления выводится из его отношений с другими явлениями, установим те явления социальной и экономической жизни, анализ взаимосвязи с которыми позволит определить сущность развития приграничных регионов и муниципальных образований в условиях таможенной интеграции.

Таможенный союз оказал непосредственное влияние на экономическое развитие государств. Преимуществами интеграции для экономики страны в целом, а также регионов и муниципальных образований послужили:

— создание благоприятных условий для экономической деятельности между государствами — участниками Таможенного союза;

* При финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-32-01011 «Совершенствование финансового механизма организации местного самоуправления как основа обеспечения устойчивого роста российской экономики»

— унификация инструментов таможенно-тарифного регулирования;

— отсутствие таможенного декларирования товаров при перемещении их по территории Таможенного союза, что сократило расходы предпринимателей;

— отпала необходимость в хранении товаров на складах временного хранения;

— отсутствие во взаимной торговле мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений;

— формирование конкурентной среды в едином таможенном пространстве.

Единое таможенное пространство позволило выявить и внутренние проблемы стран, интегрированных в Таможенный союз, выражающиеся в неконкурентоспособности российских товаров, вызванной высокой налоговой составляющей в цене товара. Высокая налоговая нагрузка на бизнес обусловила отток финансовых средств из российской экономики. Ставки налогов регулируются в Таможенном союзе национальным налоговым законодательством государств, и они различаются (табл. 1) [3].

Влияние Таможенного союза на экономику приграничного региона неоднозначно (табл. 2): с одной стороны, расширен взаимный товарооборот, с другой — наблюдается снижение количества участников ВЭД и количества оформленных деклараций. Определённая доля снижения с 2010 г. обусловлена отсутствием необходимости таможенного оформления товаров Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, перемещаемых по территории Таможенного союза. На снижение количества юридических лиц — участников ВЭД и оформленных ими деклараций повлияло и вступление в силу с 06.07.2013 г. приказа ФТС России № 314 от 20.02.2013 г., определившего, что крупнейшие экспортёры энергоносителей должны

осуществлять декларирование товаров не в зоне деятельности таможен, в том числе и Оренбургской, а в Центральной энергетической таможне.

В условиях создания единого экономического пространства участники ВЭД стремятся вести бизнес в том государстве, где для этого созданы более благоприятные условия. Этим государством в Таможенном союзе является Республика Казахстан, поэтому участники ВЭД и физические лица стали подавать таможенную декларацию на выпуск товара не в России, а в Республике Казахстан, пополняя доходы бюджета данного государства [4]. Критичность ситуации отражает снижение участников ВЭД из числа физических лиц, которые стали декларировать товары в Республике Казахстан.

При систематизации проблем российской экономики и их наложении на региональное развитие выявлены и проблемы приграничного характера. Так, приграничные муниципальные образования Оренбургской области испытали непосредственное влияние экономики государства с более низкой налоговой нагрузкой, выразившееся при продаже бахчевых культур (арбузов и дынь), которые, во-первых, поспевают ранее, во-вторых, реализуются по сравнительно низкой цене. Эти факторы вынудили многих предпринимателей отказаться от выращивания бахчевых культур.

На развитие приграничных муниципальных районов оказывает воздействие также реализация казахстанской алкогольной продукции по сравнительно низкой цене. В условиях отсутствия таможенной границы между государствами — членами Таможенного союза и свободного перемещения товаров приграничные муниципальные районы, как наиболее приближённые к Республике Казахстан, ощутили заполнение потребительского рынка дешёвой алкогольной продукцией, которая завозится предпринимателями в большом количестве как для личных нужд, а реализуется неофициально с целью извлечения прибыли. Следует отметить, что в результате снижения реализации алкогольной продукции теряет доходы федеральный бюджет России.

Динамика изменения объёма таможенных платежей, уплаченных участниками ВЭД (физическими и юридическими лицами) в ходе осуществления экспортно-импортных операций в зоне деятельности Оренбургской таможни, представлена в

1. Ставки налогов в государствах — членах Таможенного союза, действующие в 2013 г., %

Вид налога Россия Казахстан Беларусь

На добавленную стоимость На прибыль организаций На доходы физических лиц На имущество организаций 18; 10 20 13 <2,2 12; 0 20; 15; 10 10; 5 0,05-1,5 20; 10; 0 18; 10 12 0,1-2,0

2. Специфика влияния Таможенного союза на Оренбургскую область

Показатель Год

2009 2010 2011 2012 2013

Количество участников, осуществивших ВЭД: - юридические лица - физические лица 1536 407 1129 1103 360 743 338 249 89 338 256 82 318 242 76

Количество оформленных таможенных деклараций участниками ВЭД (шт.), из них: - импортных - экспортных 14735 32% 68% 16017 37% 63% 10207 37 % 63% 8509 39% 61% 6807 40% 60 %

таблице 3. Она отражает снижение объёма таможенных платежей в федеральный бюджет по всем видам таможенных процедур, за исключением процедуры «таможенный склад».

Динамичное снижение темпов прироста рассматриваемых показателей с 2010 года, т.е. с периода образования Таможенного союза, приходится в основном на таможенные процедуры «экспорт» и «выпуск для внутреннего потребления» (по существу это операции по импорту, таможенной процедуры с названием «импорт» в таможенном законодательстве нет). Снижение таможенных платежей продолжилось и в 2013 г., перечисления в федеральный бюджет составили 3914,53 млн руб., из них по экспортной составляющей — 620,66 млн руб., по импортной — 3257,58 млн руб., что в основном вызвано действием приказа ФТС России № 314 от 20.02.2013 г.

Тенденция снижения формируемых платежей в федеральный бюджет в регионе деятельности Оренбургской таможни прослеживается как по импорту, так и по экспорту (рис. 1). Факторный анализ позволил определить следующие причины данного явления: в 2007—2008 гг. — действующая на данный период торговая политика государства; в 2008—2009 гг. — финансовый кризис; в 2010—2013 гг. — условия проведения таможенных операций в едином таможенном пространстве, а именно действие единых таможенных тарифов, отсутствие таможенных пошлин при перемещении товаров Таможенного союза.

В статистических показателях с июля 2010 г. импорт и экспорт товаров из Республик Беларусь и Казахстан учитываются не как внешняя, а как взаимная торговля. Относительно учёта объёма таможенных платежей обращаем внимание, что ввозные и вывозные таможенные пошлины Россия, Беларусь и Казахстан и ранее не уплачивали как государства, входящие в состав СНГ. Налог на добавленную стоимость и акциз при ввозе товаров на территорию Таможенного союза облагались по ставкам, указанным в таблице 1. Как отметили выше, как раз высокий уровень налогообложения и обусловил отток финансовых ресурсов из России.

Анализ показателей, отражающих экспорт товаров, к числу которых отнесены темпы прироста объёма экспорта, объёма таможенных платежей, уплаченных по процедуре «экспорт», количества деклараций на товары, оформленные по процедуре «экспорт», и темпов прироста цен на нефть свидетельствует о различиях в их динамике (рис. 2). В структуре экспортируемых товаров 89% составляют продукция топливно-энергетического комплекса и металлы и изделия из них. Резкие колебания по показателю «объём таможенных платежей» вызваны изменениями цены на экспортируемые товары на мировом рынке.

Объём таможенных платежей, направляемых в федеральный бюджет в результате осуществления внешнеэкономической деятельности Оренбургской области, в условиях создавшейся экономической блокады в связи с событиями на Украине также будет иметь тенденцию к снижению, поскольку доля стран дальнего зарубежья составляет в экспорте 86%, в импорте — 66%.

год

- по процедуре ВВП

---по процедуре экспорт

Рис. 1 - Темп прироста (снижения) таможенных платежей по процедурам «выпуск для внутреннего потребления» и «экспорт» в регионе деятельности Оренбургской таможни

3. Динамика изменения объёма таможенных платежей в различных таможенных процедурах, взимаемых Оренбургской таможней

Вид таможенной процедуры Год

2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Выпуск для внутреннего потребления, млн руб. 3782 4925 4025 5426 4359 3226

Темп прироста, % 175,25 130,22 81,73 134,81 80,34 74,01

2. Экспорт, млн руб. 25075 36079 12840 15764 10151 1578

Темп прироста, % 141,63 143,88 35,59 122,77 64,39 15,55

3. Временный ввоз, млн руб. 876,35 1003,5 1403,3 2036,5 2855,3 2676,5

Темп прироста, % 226,51 114,51 139,84 145,12 140,21 93,74

4. Временный вывоз, млн руб. 0,21 0,18 1,35 1,02 0,3 0,17

Темп прироста, % 210 85,71 750 75,56 29,41 56,67

5. Таможенный склад, млн руб. 3,4 3,9 0,7 0,08 1,4 26,7

Темп прироста, % 73,13 113,7 19,49 10,53 17,5 19,07

Итого, млн руб. 29737 42011,6 18270,4 23227,6 17367 7507,3

Общий объём экспорта

Н Количество ДТ по экспорту

□ Объём таможенных платежей, уплаченных по экспорту

Темпы прироста цен на нефть

Рис. 2 - Темпы прироста показателей по экспорту товаров по Оренбургской области

Усиленная ориентация экспорта на вывоз сырьевых ресурсов вызывает снижение конкурентоспособности экономики и угрозу экономической безопасности страны. В условиях создания благоприятных цен на мировом рынке реализация сырьевых ресурсов по завышенной цене констатируется как увеличение доходов федерального бюджета и отвлекает от проблем формирования доходов бюджета за счёт развития других отраслей. В регионах, ориентированных на экспорт сырьевых ресурсов, при нестабильной финансовой и политической ситуации снижается финансовый потенциал региона и его роль в формировании доходов федерального бюджета.

Российско-казахстанская граница является самой протяжённой, которую обрела Россия после распада Советского Союза, потому к развитию приграничных регионов в изменившихся условиях следует отнестись со всей серьёзностью и использовать возможности приграничья как основу для формирования конкурентоспособной экономики. Важным методологическим подходом к формированию конкурентоспособной экономики приграничных регионов выступает SWOT — анализ условий конкурентоспособности, включающий экономическую безопасность, зависимость экономики от внешних условий, финансовую устойчивость региона, сбалансированность экономики.

С помощью системы пороговых значений экономический объект рассматривается с позиции тенденций его развития во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами системы, прежде всего с другими предприятиями и экономическими субъектами, заинтересованными в деятельности предприятия [5].

В качестве направлений создания условий для развития конкурентоспособной экономики в приграничных регионах могут быть применены

следующие инструменты государственного регулирования:

— снижение налоговой нагрузки на производство товаров;

— снижение непроизводственных расходов в процессе ведения бизнеса и доведения товаров до потребителей;

— сокращение барьеров по официальной поставке товаров (например, алкогольной) на российский рынок;

— расширение совместных проектов приграничных муниципальных образований и регионов на долгосрочный период.

При анализе и выработке стратегических целей развития приграничных регионов и муниципальных образований, несомненно, должны быть учтены значимость территориальных систем и подсистем в обеспечении государственной безопасности и формировании имиджа страны.

Литература

1. Краснопольский Б.Х. Межрегиональное и трансграничное экономическое и инновационно-технологическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии (СВА) // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества: труды первой междунар. науч.-практич. конф. РАН. ИНИОН / Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. Ч. 1. М., 2013. С. 105-107.

2. Ремезова Н.А. Предпосылки формирования евразийской интеграционной группировки // Право и политика. 2008. № 6. С. 1401-1406.

3. Немирова Г. И. Реалии и перспективы конкурентоспособности экономики России в едином таможенном пространстве // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества: труды первой междунар. науч.-практич. конф. РАН. ИНИОН. / Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. Ч. 1. М., 2013. С. 150-152.

4. Немирова Г.И., Мохнаткина Л.Б. О финансовом обеспечении муниципальных образований в условиях расширения глобальной интеграции // Национально-исследовательский институт. Финансовый журнал. 2014. № 2 (20). С. 153.

5. Гукова А.В., Аникина И.Д., Киров А.В. Финансовая устойчивость организации: модель оценки и прогнозирования // Финансы и бизнес. 2013. № 3. С. 46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.