Научная статья на тему 'Сбалансированное и экономически безопасное развитие региона в едином таможенном пространстве в посткризисный период'

Сбалансированное и экономически безопасное развитие региона в едином таможенном пространстве в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМО3 ЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ / УП3 РАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немирова Гульзида Иксановна

В статье представлен системный подход к сбалансированному и экономически безопасному развитию региона в едином таможенном пространстве в посткризисный период. Изложены уг3 розы экономической безопасности, обусловленные экономическим кризисом, и включением регионов в единое таможенное пространство. Предложены методы их предупреждения и подхо3 ды к управлению сбалансированным развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбалансированное и экономически безопасное развитие региона в едином таможенном пространстве в посткризисный период»

Немирова Г.И.

Оренбургский государственный университет Е-mail: nemirova@bk.ru

СБАЛАНСИРОВАННОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В ЕДИНОМ ТАМОЖЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

В статье представлен системный подход к сбалансированному и экономически безопасному развитию региона в едином таможенном пространстве в посткризисный период. Изложены угрозы экономической безопасности, обусловленные экономическим кризисом, и включением регионов в единое таможенное пространство. Предложены методы их предупреждения и подходы к управлению сбалансированным развитием региона.

Ключевые слова: сбалансированное развитие региона, экономическая безопасность, таможенное пространство, экономический кризис, системный подход, критерии безопасности, управление регионом.

Стратегическими задачами Российской Федерации на период до 2020 года выдвинуты повышение качества жизни населения, переориентация экономической модели страны с сырьевой направленности на инновационную, усиление национальной и экономической безопасности.

Вопросы развития региональной экономики, ее финансового обеспечения и надлежащего управления привлекают пристальное внимание ученых и практиков. Социально-экономическое развитие субъектов РФ исследуется учеными с различных научных позиций: теории региональной экономики (С.С. Артоболевский, Э.Б. Алаев, О.В. Голосов, Ю.Н. Гладкий, В.В. Киста-нов, Н.В. Копылов, М.Г. Лапаева, М.В. Степанов, А.И. Татаркин); сбалансированности экономики (И.В. Арженовский, И.Г. Александров, Т.Г. Бродская, В. Леонтьев, Е.А. Марчук, В.С. Немчинов); теории систем (В.А. Благодатских, С.А. Валуев, Х.Н. Гизатуллин, И.Н. Дрогобыцкий, О.С. Разумов, Г.Б. Клейнер, И.И. Мазур, В.И. Мухин, В.Д. Шапиро).

Тем не менее, остаются недостаточно исследованными методологические подходы к управлению сбалансированным и экономически безопасным развитием субъектов Российской Федерации в едином таможенном пространстве в по-сткризисный период. К проблемам, требующим решения, относятся, прежде всего: формирование структурно-сбалансированной экономики, угрозы экономической безопасности государства и регионов, обусловленные диспропорциями национальной экономики, вызванными экономическим кризисом и необходимостью адаптации экономики к таможенной интеграции.

Названные проблемы приводят к дисбалансу отраслей хозяйственного комплекса, угрозе экономической и национальной безопасности страны и, в конечном итоге, к нарушению единства в государстве и системных взаимосвязей в экономике.

Необходимость разрешения перечисленных задач и выработки научно-обоснованных и практически применимых подходов к их решению обусловили актуальность, цель и задачи исследования.

Сбалансировано развивающимся субъектом Российской Федерации, считаем субъект РФ (регион), который обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения и развитие экономики в рамках структурнофункциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла. [7, 38] Удовлетворение постоянно развивающихся потребностей населения и расширенное воспроизводство экономики возможно лишь при их сбалансированном обеспечении финансовыми ресурсами. Как отмечают О.В. Голосов и О.В. Лаптев: «Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного и ответственного решения важнейших социально-экономических проблем, которые находятся в компетенции регионального уровня хозяйствования. [4, 26]

Опираясь на утверждение Бокль Генри Томаса, что «во всех высших отраслях знания самая главная трудность состоит не в отыскании явлений, а в нахождении истинного метода, с помощью которого можно было бы установить

законы явлений», попытаемся отыскать истинные причины диспропорций в экономике России и предложить методы сбалансированного развития экономики. [1, 411]

Появление экономических кризисов не является для ученых - экономистов явлением новым. Причины экономических кризисов, их цикличность они объясняют по-разному. Дж. Кейнс,

Э. Хансен считали, что кризисы перепроизводства вызываются недостаточной склонностью к потреблению и с целью выхода из кризиса предлагали стимулировать совокупный спрос населения на товары и услуги. Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо вообще отрицали возможность всеобщих экономических кризисов, поясняя циклические волны развития экономики нарушением пропорциональности между различными отраслями производства, которая восстанавливается самим ходом развития рыночной экономики.

Назвать единственную причину циклического хода движения рыночной экономики оказывается весьма трудно. Поэтому зачастую экономисты ограничиваются выражением, что причина циклического движения заложена в сложном и противоречивом характере многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на развитие рыночной экономики.

Экономическая наука выделяет несколько типов экономических циклов, которые называются волнами. Им обычно дают имена ученых, посвятивших исследования данной проблеме. Наиболее известны циклы: Н.Д. Кондратьева (длятся от 50 до 60 лет), С. Кузнеца (18-25 лет), К. Жугляра (10 лет), Дж. Китчена (2 года 4 месяца) и др. Кризисы обладают определенными особенностями и методами проявления, которые следует учитывать исполнительным и законодательным органам власти при формировании стратегии экономического развития и финансовой политики.

Экономический кризис служит импульсом к достижению равновесия и сбалансированности экономики и финансов. Функцией кризиса (как и в периоды развития классического капитализма) - остается восстановление нарушенных пропорций в развитии социально-экономической системы. В условиях развития Таможенного союза, заключенного между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан возникает вопрос методологического характера: как в условиях функци-

онирования единого таможенного пространства и в посткризисный период обеспечивать сбалансированное и экономически безопасное развитие национальной экономики?

Является дискуссионной взаимосвязь и взаимообусловленность экономического и финансового кризиса. Следует дать ответ на вопрос: финансовый кризис вызывает экономический кризис или, наоборот, экономический кризис обусловливает финансовый кризис? Анализ кризиса 1998 года, проявившегося в виде дефолта, отражает несбалансированность между развитием экономики и финансов. Сверхвысокая рентабельность ценных бумаг, в особенности ГКО с доходностью 150 - 200 процентов, вызвал отток финансовых средств из экономики в финансовый сектор. Этот факт подтверждает первичность финансового кризиса.

Экономический кризис 2008-2009 годов также, по убеждению автора статьи, обусловлен финансовой политикой, не стимулирующей экономическое развитие страны, переориентацией экономики на сырьевую направленность. Первопричиной экономического кризиса явился финансовый кризис, выразившийся в дисбалансе между развитием национальной экономики и его финансовым обеспечением.

Централизация бюджетных средств в федеральном бюджете, отвлечение их из оборота в виде доходов Резервного фонда (до 2009 года в Стабилизационном фонде) усилили дисбаланс между развитием экономики и финансов. В 2008 году доходы Стабилизационного фонда России составляли 9 процентов валового внутреннего продукта. Правительство Российской Федерации, таким образом, пыталось решить проблему инфляции, в то время как вложение финансовых средств в долгосрочные инновационные проекты, направленные на развитие национальной экономики, могло бы решить и проблему инфляции, и улучшить благосостояние населения.

Наблюдается также разбалансированность между доходами и расходами консолидированного бюджета Российской Федерации, усиление централизации доходов в федеральном бюджете и исполнение посредством таможенных платежей фискальной функции в ущерб протекционистской. Доля доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральном бюджете ежегодно возрастает, что подтверждает рисунок 1.

Определенные тенденции сохранились и в 2011 году, таможенные платежи увеличены против 2010 года и составили 6029,32 млрд. рублей. Поступление платежей, сформированных при импорте товаров против истекшего года, возросло на 22 % (составило 2115,14 млрд. рублей), при экспорте товаров на 47,9 % (составило 3710,3 млрд. рублей). Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируется и в среднесрочной перспективе формировать на 35-40 % за счет таможенных платежей.

Эффективное государственное воздействие на экономику способно повлиять на ход экономического цикла, меняя глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Регулирование должно быть направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государственные органы могут воздействовать на экономический цикл, выступают денежно-кредитные, бюджетноналоговые, таможенные, правовые инструменты. Целесообразно было бы воспользоваться рекомендациями выдающегося экономиста Н. Д. Кондратьева, который предложил преодолевать кризисы с помощью активизации инвестиционной и социальной политики и через

2009 год

Доходы от ВЭД

других

источников

75%

2010 ГОД

Доходы от ВЭД

других

источников

66%

Рисунок 1. Доходы от внешнеэкономической деятельности в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации

гармонизацию дифференцированных страт общества.

С целью обеспечения условий сбалансированного развития экономики необходимо устранить или хотя бы минимизировать причины возникновения экономического кризиса, среди которых основными являются:

- отсутствие системного подхода к управлению сбалансированным и экономически безопасным развитием национальной экономики;

- переориентация экономики на развитие добывающих отраслей;

- чрезмерная централизация бюджетных средств в федеральном бюджете при децентрализации расходных обязательств на уровне субъекта Федерации и муниципальных образований;

- отвлечение финансовых средств из оборота в виде резервирования в определенных фондах (стабилизационный фонд, фонд национального благосостояния.);

- неверная методология бюджетного планирования и др.

Задачами органов законодательной и исполнительной власти в условиях посткризис-ного периода и на ближайшую перспективу следует считать:

- выявление закономерностей проявления экономических и финансовых кризисов, учет влияния экономических кризисов на развитие национальной экономики при разработке стратегических планов социально-экономического развития территорий;

- выработку стратегии сглаживания воздействия экономических кризисов на развитие национальной экономики посредством финансовых инструментов и мер таможенно-тарифного регулирования.

Важной задачей, стоящей перед Россией в условиях глобализма, выступает сбалансированное развитие национальной экономики интегрированной в международные отношения, что нацеливает на необходимость корректировки хозяйственной и экономической деятельности предприятий, институтов власти федерального и регионального ведения. Позитивные и негативные факторы глобальной экономики оказывают непосредственное влияние на сбалансированность и экономическую безопасность экономики государств интегрированных в международные организации, объединения.

Интеграция в области таможенного дела реализуется в процессе заключения договоров и соглашений в таможенной сфере, направленных на унификацию таможенного законодательства, таможенных процедур, тарифов и норм, регулирующих внешнеторговую деятельность в Таможенном союзе. В результате реализации единой внешнеторговой и таможенной политики в таможенном пространстве происходят структурные сдвиги в ассортименте производимых и потребляемых товаров, изменяется законодательство в области таможенного дела, корректируются составляющие экономической безопасности. Интеграция и интеграционные союзы, с одной стороны, стимулируют продвижение товаров, капиталов, трудовых ресурсов на мировые рынки, способствуя развитию экономики и внешнеторговой деятельности.

С другой стороны, изменившиеся условия развития требуют выработки определенных методологических подходов к реализации управленческих функций органами государственной власти в области экономически безопасного и сбалансированного развития регионов и страны, что нацеливает на определение составляющих экономической безопасности и условий сбалансированного развития экономик интегрированных в единое экономическое пространство.

По существу, Таможенный союз представляет объединение нескольких государств, созданное для решения задач в области таможенного дела, направленных на эффективное развитие внешней торговли. Основными условиями развития Таможенного союза выступают: единая таможенная территория в пределах, которой осуществляется единое правовое регулирование; применение единых мер тарифного и нетарифного регулирования; отсутствие между государствами входящими в данный союз ограничений экономического характера (кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Таможенная интеграция оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие экономики.

Преимуществами интеграции России в Таможенном союзе являются:

- обеспечение экономического прогресса за счет расширения единой интегрированной экономики стран-участников Таможенного союза;

- унификация налоговой и таможенной политики;

- создание условий для активного выхода на мировые рынки;

- гарантирование свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

- возможность реализации крупных транзитных проектов;

- развитие конкурентной среды в едином таможенном пространстве.

Единое экономическое пространство позволяет выявить также внутренние проблемы стран интегрированных в Таможенный союз. Так, в условиях интеграции, а, именно, в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами изменилась структура взаимной торговли между странами Таможенного союза. Снизилась составляющая экспорта России, при увеличении доли Республик Беларусь и Казахстан. В части импорта наблюдаем резкое снижение доли Республики Беларусь в 2010 году против 2008 и 2009 годов, при повышении импортной составляющей России.

При систематизации проблем российской экономики и их наложении на региональное развитие можно выявить и другие проблемы. Например, структурно - динамический анализ объема поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, перечисленных юридическими и физическими лицами, осуществляемыми перемещение товаров через таможенную границу в зоне деятельности Оренбургской таможни, отражает в динамике (исключение 2007 и 2009 годы) увеличение объема таможенных платежей (таблица 1).

Но при этом, факторный анализ позволяет обнажить корень проблем, а, именно, что приток бюджетных средств обусловлен повышением мировых цены на продукцию топливно-энергетических ресурсов, которые в структуре экспорта Оренбургской области занимают в среднем 42 %, что подтверждает не инновационную, а сырьевую направленность внешнеторговых операций. Основные доходы в части исполнения доходов федерального бюджета на территории Оренбургской области формируются в виде вывозных таможенных пошлин. Снижение сумм таможенных платежей обусловлено в 2007 году на 25 % против 2006 года, в 2009 году против 2008 года 34 % последствиями финансового кризиса.

Диспропорции, вызывающие угрозы экономической безопасности, фиксируют и увеличение объема поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, при факте снижения

доли регистрируемых участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Оренбургской таможни. К тому же следует учитывать немаловажную особенность формирования доходов в едином таможенном пространстве, как отсутствие вывозных (ввозных) таможенных пошлин среди стран входящих в таможенный союз. В 2010 году перечисленные таможенные платежи увеличились по сравнению с 2009 годом на 48 %. Среди таможенных платежей наибольший удельный вес занимают 50,99% вывозные таможенные пошлины, формируемые в большей части за счет экспорта сырьевых ресурсов, и налог добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию.

Российская Федерация даже в условиях единого таможенного пространства сохраняет более высокий уровень налогообложения, чем Республики Казахстан и Беларусь, в результате участники внешнеэкономической деятельности регистрируют предприятия и подают таможенную декларацию на экспорт товаров в этих государствах, пополняя их государственные доходы.

Морфологический разбор свойств большой системы - Российской Федерации, и их проекции на действия системы открытого типа -субъект РФ позволил выявить проблемы системного характера в регионе деятельности Оренбургской таможни за 2010 год по сравнению с 2009 годом, т.е. с периода действия Таможенного союза. Заключаются они в следующем:

- количество участников внешнеэкономической деятельности уменьшилось на 44%, из

них юридических лиц на 13% и составило 360, физических лиц на 52%, составило 743;

- снизилось количество экспортно-импортных операций, в 2010 году 1103 отправителя/ получателя товаров осуществляли экспортноимпортные операции;

- уменьшился по сравнению с 2009 годом в 2 раза физический объем как вывезенных, так и ввезенных товаров, в 2010 году экспортировано 6,49 млн. тонн, импортировано - 4,82 млн. тонн товаров;

- усилилась внешнеэкономическая деятельность в части экспортных отношений со странами дальнего зарубежья, при этом объем экспортных операций со странами СНГ был меньше объема экспортных операций со странами дальнего зарубежья и составил соответственно 27% и 73%;

- в структуре экспорта преобладала сырьевая часть: минеральные продукты (25-27 группы ТН ВЭД России) составили 46,39%, из них топливно-энергетические товары 41,7 %; металлы и изделия из них (72-83 группы ТН ВЭД России) - 45,69%; машины и оборудование - 2,6 %, продовольственные товары - 1,07%;

- количество таможенных деклараций уменьшилось на 8%, из них экспортных деклараций на 17%, импортных деклараций, наоборот, увеличилось на 17%, соответственно, оформлено 16 017 деклараций на товары, в том числе импортных - 5 140 (32% от общего количества деклараций), экспортных - 10 877 (68%);

Таблица 1. Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет по данным Оренбургской таможни за 2006 - 2010 годы

Вид платежа 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г

млн. руб. удельный вес, в % н. б. мр удельный вес, в % н. б. мр удельный вес, в % млн. РУб. удельный вес, в % млн. руб. удельный вес, в %

Вывозная пошлина 2672,7 61,31 1575,5 48,03 3435,2 44,96 1367 27,09 4917,1 50,99

Ввозная пошлина 146,4 3,36 240,5 7,33 486,7 6,37 516,3 10,23 729,7 7,58

НДС 1363,7 31,28 1321,2 40,28 3401,5 44,52 3028,4 60,02 3736,3 38,74

Акциз 0,01 0,0002 0,6 0,02 0,84 0,01 2,5 0,05 1,3 0,01

Таможенные сборы 116,9 2,68 86,6 2,64 242,6 3,18 102,1 2,02 234,7 2,43

Иные таможенные платежи 59,8 1,37 55,8 1,7 73,5 0,96 29,5 0,59 24,5 0,25

Итого 4359,5 100 3280,2 100 7640,4 100 5045,7 100 9643,6 100

- в торговле со странами дальнего зарубежья увеличились стоимостные объемы - экспорта в 1,5 раза, импорта в 1,6 раза;

- наблюдалось превышение объема импортных операций со странами СНГ по сравнению со странами дальнего зарубежья (страны СНГ-67%, дальнего зарубежья - 33%);

- произошло снижение объема экспорта в торговле со странами СНГ на 24%, импорта на 5%.

Аналогичные тенденции наблюдались и в 2011 году в зоне деятельности Оренбургской таможни.

Особую значимость в развитии национальной экономики в едином экономическом пространстве в посткризисный приобретает совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности России и регионов. Составляющими экономической безопасности регионального развития, т.е. субъектов РФ в условиях функционирования единого таможенного пространства выступают проблемы теоретическо-методологического и институционального характера, к числу которых относятся:

1. Недостаточное теоретико-методологическое обоснование необходимости сбалансированного развития экономики регионов и России как сложной системы открытого типа.

2. Отсутствие концепции сбалансированного и экономически безопасного развития России в условиях глобализации. Действующие Концепция национальной безопасности РФ и Государственная стратегия экономической безопасности РФ не учитывают полноправно необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики России в условиях таможенной интеграции, не раскрывают особеннос-

тей воздействия глобализации на экономическую безопасность страны и субъектов Федерации, соответственно, не содержат и методов их предупреждения и устранения [6], [7].

3. Отсутствие законодательно закрепленных пропорций и критериев обеспечения сбалансированного развития экономики России и субъектов РФ в условиях единого таможенного пространства и глобализации.

4. Выстраивание стратегии экономического развития во внешнеторговых отношениях без учета критериев экономической безопасности и др.

Выявленные проблемы экономической безопасности Российской Федерации и их проекция на региональный уровень, отражают потребность в системном и комплексном изучении составляющих интеграционного потенциала государств, входящих в единое таможенное пространство, необходимость разработки методологических подходов к формированию сбалансированной экономики, определения механизмов сглаживания последствий экономических кризисов.

Эффективными методами решения проблем могут выступать: применение системного подхода при исследовании проблем экономического развития; разработка критериев выявления угроз экономической безопасности (эффективности, ограничения, сбалансированности, и др.); применение системного подхода при выработке управленческих решений. Системный подход к принятию управленческих решений снижает неоправданные риски, позволяет использовать оптимальные методы адаптации экономики Российской Федерации к условиям глобализации и таможенной интеграции.

24.09.2011

Список литературы:

1. Энциклопедия мысли. Книга первая. - СПб.: «КРИСТАЛ», 1997. - 592 с.

2. Бродская Т.Г. Сбалансированность регионального воспроизводства / Т.Г. Бродская- М.: Изд-воЛФЭИ, 1991. - 148 с.

3. Гизатуллин Х.Н. Структурные преобразования экономики (методология, системный анализ структурного сдвига экономики; модельные конструкции) / Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2000. - 85 с.

4. Голосов О.В., Лаптев О.В. Регион: модельное отображение. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 350 с.

5. Дрогобыцкий, И. Н. Графика системной динамики / И. Н. Дрогобыцкий // Информатизация и связь, 2011. № 5.- С. 3-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лапаева М.Г., Крикотов О.А. Формирование социально-экономической политики региона. Монография. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, - 2004. - 160 с.

7. Немирова Г.И. Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика. Г.И. Немирова.- М.: ЗАО «Издательство» Экономика», 2009. - 381 с.

8. Шамрай, Ю. Ф. Формирование конкурентоспособного экспортного потенциала национальной экономики / Ю. Ф. Шамрай // Открытое образование, 2010. - N 1. - С. 102-113.

9. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» одобрен Указом Президента РФ от 29 .04. 1996 г. № 608: http://www.knigafund.ru - Электронная-библиотечная система.

10. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» одобрен Указом Президента РФ от 17 .12. 1997 г. № 1300: http://www.knigafund.ru - Электронная-библиотечная система.

Сведения об авторе: Немирова Гульзида Иксановна, заведующая кафедрой таможенного дела Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3140, e-mail nemirova@bk.ru, ktd@mail.osu.ru

UDC 332.1 Nemirova G.I.

Orenburg state university, nemirova@bk.ru, ktd@mail.osu.ru

BALANCED AND ECONOMICALLY SAFE DEVELOPMENT OF THE REGION IN THE UNIFIED CUSTOMS SPACE IN THE POST-CRISIS PERIOD

The author presents a systematic approach to balanced and economically safe development of the region in a unified customs space in the post-crisis period, outlines the threat to economic security, due to the economic crisis, and the integration of regions into a unified customs space. She also offered methods of prevention and management approaches in a balanced development of the region.

Key words: balanced development of the region, economic security, customs, the economic crisis, the systemic approach, safety criteria, the management of the region.

Bibliography:

1. Encyclopedia of thought. The book first. - St. Petersburg. «CRYSTAL», 1997. - 592 p.

2. Brody T. Balanced regional reproduction / TG Brody, M.: voLFEI, 1991. - 148 p.

3. Gizatullin HN The structural transformation of the economy (methodology, systems analysis of the structural shift of the economy, the model construction) / Institute of Economics, UB RAS. Ekaterinburg, 2000. - 85.

4. Votes O., Laptev, O. Region: model mapping. - Moscow: ZAO «Publisher» Economics», 2007. - 350 p.

5. Drogobytskaya, JH Graphics system dynamics / JH Drogobytskaya // Informatization and Communications, 2011. Number 5. - 3.8 C.

6. Lapaeva MG, OA Krikotov The formation of social and economic policy in the region. Monograph. - Orenburg: OSU COE SEI - 2004. - 1б0.

7. Nemirov G. Socio-economic development of border regions: theory and practice. G. Nemirov. - Moscow: ZAO «Publisher» Economy», 2009. - 381 p.

8. Shamray, Yu F. The formation of a competitive export capacity of the national economy / YF Shamray // Open Education, 2010. - N 1. - S. 102-113.

9. «On the State Economic Security Strategy of the Russian Federation (General Provisions) Act» approved by Presidential Decree of 29 .04. 199б - б08: http://www.knigafund.ru - E-Library System.

10. «On the Concept of National Security of the Russian Federation», approved by Presidential Decree of 17 .12. 1997 -1300: http://www.knigafund.ru - E-Library System.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.