Научная статья на тему 'Финансовые аспекты конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации'

Финансовые аспекты конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доходы бюджета / конкурентоспособность / сбалансированное развитие / экономическая безопасность / таможенное регулирование / экономический кризис / глобализация.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации»

Немирова Г.И.

д.э.н., профессор Российской таможенной академии

nemirova@bk.ru

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: доходы бюджета, конкурентоспособность, сбалансированное развитие, экономическая безопасность, таможенное регулирование, экономический кризис, глобализация.

Стратегической целью развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).1

Соответственно, важной стратегической задачей России в условиях глобализации является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, которая может быть обеспечена посредством сбалансированного развития всех отраслей и сфер деятельности. В свою очередь сбалансированное развитие экономики и решение на этой основе социально-экономических проблем осуществляется при наличии финансовых ресурсов, достаточных для выполнения государственных и региональных задач.

Основным инструментом управления развитием экономики в государственном масштабе является бюджетно-налоговое и таможенное законодательство. Формируя финансовый механизм, институты власти стремятся обеспечить его эффективное использование посредством бюджетно-налогового законодательства в соответствии с требованиями финансовой политики, учёта влияния глобальных процессов внешней экономической и политической ситуации. При этом должно сохраняться постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами общества, что является залогом эффективности финансового механизма. Несоблюдение интересов общества, неполный учёт влияния интеграционных объединений на развитие государства, нарушение воспроизводственных соотношений национальной экономики вызывают дисбаланс в экономике, что мы наблюдаем в настоящее время.

Следует заметить, что в последние годы динамика формирования финансовых ресурсов имеет определённые диспропорции. В данной статье обращаем внимание на наиболее уязвимые направления финансового обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

250

200

m

се" 150 н о о

ü 100

S 50 ш

Вывозные таможенные пошлины на природный газ

Средние экспортные цены на природный газ

2010/2009

2011/2010 Годы

2012/2011

0

Рисунок 1.

Зависимость вывозных таможенных пошлин на природный газ от средних экспортных цен на газ

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 г. № 1662-р. - http // www.c-society.ru

Во-первых, нарушены диспропорции между отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности. Данная диспропорция вызвала и формирование доходов федерального бюджета на 50 процентов за счёт таможенных платежей, которые на 70 процентов состоят из вывозных таможенных пошлин, сформированных за счёт вывоза топливных и энергетических ресурсов. Высокая цена на энергоносители на мировом рынке вызвала увеличение доходов бюджета, данная взаимосвязь представлена на рисунках 1 и 2. И как результат, Россия в условиях политической нестабильности, введения санкций со стороны других государств и снижения цен на энергоносители на мировых рынках испытывает финансовые затруднения.

Диспропорции между отраслями обусловили также закрытие многих предприятий обрабатывающей промышленности, заменив их продукцию дешёвыми импортными товарами, при этом не всегда имеющими высокое качество. Такой недальновидный подход свидетельствует о монетаристском подходе к формированию бюджета государства и развитию экономики. Опасность такого подхода кроется в том, что с одной стороны, при импорте товаров федеральный бюджет пополнялся регулярно импортными пошлинами, т.е. фискальная функция бюджета выполнена. С другой стороны, предприятия обрабатывающей промышленности, не имея аналогичных доходов как предприятия добывающей промышленности, вынуждены создавать не конкурентоспособную по ценовым характеристикам продукцию. Как итог закрываются предприятия обрабатывающей промышленности, формируется класс безработных, которым требуется выплачивать пособия из бюджета.

160

140

: 120 т

« 100

н

о

а. 80

2

60 40 20 0

-♦—вывозные таможенные пошлины

'- средние экспортные цены на нефть

2010/2009

2011/2010 Годы

2012/2011

Рисунок 2.

Зависимость вывозных таможенных пошлин на нефть сырую от среднемировых экспортных цен на нефть

Во-вторых, с 2000 года наблюдается дисбаланс в межбюджетных отношениях и в методике формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, когда было нарушено соотношение между доходами федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. До 2000 года выдерживалось соотношение 50% и 50% между доходами федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. Дисбаланс выражается в централизации доходных источников на уровне Федерации и децентрализации расходных обязательств, реализуемых публично-правовыми образованиями регионального и местного уровня.

Снижение объема финансовых ресурсов ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических, социальных, экологических задач. Низкий уровень финансовой обеспеченности приводит к сокращению объёмов инвестиций в производственную и социальную сферы, не позволяет стимулировать производство товаров за счёт снижения налоговой нагрузки. В России даже в сравнении с государствами-членами Таможенного союза налоговая нагрузка бизнес остаётся высокой, соответственно, продукция становится менее конкурентоспособной.

Угрозы финансовой безопасности, исходящие от чрезмерно высокой налоговой нагрузки, в условиях единого таможенного пространства, обусловливают снижение конкурентоспособности российской экономики и сокращение ее финансового потенциала1.

Следует отметить, что на конкурентоспособность товаров оказывают влияние глобальные рынки и экономические кризисы. При верно выбранной стратегии и тактике интеграция в глобальные объединения выступает дополнительным источником расширения финансовых источников развития экономики. Так, развитие Таможенного союза

1 Немирова Г.И., Мохнаткина Л.Б. Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях расширения глобальной интеграции // Финансовый журнал. 2014. - № 2. - С. 152.

Белоруссии, России и Казахстана послужило импульсом к восстановлению и развитию прерванных производственных связей, расширению торгово-экономических связей.

В третьих, чрезмерная долларизация экономики и зависимость бюджета государства от экспорта сырьевых ресурсов усугубили проблемы и создали нестабильную финансовую ситуацию - основу для экономического кризиса. Нестабильная финансовая ситуация, отягчённая политическими ситуациями, а также запретами и ограничениями во внешней торговле вызвали отток капитала за рубеж.

Следует отметить, что функцией экономического кризиса, как и в периоды развития классического капитализма, остается восстановление нарушившихся пропорций в развитии экономической системы. Экономический кризис служит импульсом к достижению равновесия и сбалансированности экономики и финансов. В условиях же глобализации «география кризиса» на экономику государств расширяется.

С целью сбалансированного развития экономики и финансов и создания конкурентоспособных условий для российских товаров органам исполнительной и законодательной власти следует учитывать закономерности проявления экономических и финансовых кризисов, влияние их на развитие национальной экономики, сглаживать степень их воздействия на развитие экономической системы посредством финансовых инструментов.

В условиях функционирования рыночной экономики в качестве важного метода регулирования социально-экономического развития выступает финансовое управление, т.е. процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляющую систему, с целью обеспечения эффективности в решении поставленных задач, на основании определённой информации при помощи финансовой политики и финансовых методов. Эффективная финансовая политика позволяет решать публично-правовым образованиям возложенные на них социальные, экономические, экологические, демографические функции. Изменившиеся условия требуют выработки методологических подходов к формированию конкурентоспособной на мировом рынке экономики, что нацеливает на определение условий сбалансированного развития экономик интегрированных в единое экономическое пространство.

Следует найти ответы на вопросы: имеются ли конкурентные преимущества у Российской Федерации в едином таможенном пространстве? Каковы направления расширения конкуренции России в едином таможенном пространстве?

Об актуальности исследуемых проблем свидетельствуют высказывания и других учёных. Так, Ю. Якутин, размышляя о методах регулирования отечественного бизнеса, отмечает: следует стремиться к разумному сочетанию национально и глобально ориентированных инструментов (форм, методов, технологий) воздействия на экономические процессы макро-, мезо- и микроуровня, гарантируя обеспечение национального суверенитета, долгосрочных интересов страны в качестве безусловного приоритета; использование любых внешнеэкономических возможностей надлежит подчинить повышению международной конкурентоспособности отечественной экономики1.

Считаем, что потенциал для формирования конкурентных преимуществ у России имеется не только в добывающих отраслях. Целесообразно обратить внимание на научную сферу деятельности, на отрасли пищевой промышленности, машиностроения, сельское хозяйство, особенно в части ведения фермерского хозяйства, сферу туризма, текстильной промышленности. При целевой финансовой поддержке конкретных отраслей и сфер деятельности, а не банковского сектора экономики и посреднических структур российские товары могут обрести конкурентоспособность в результате использования отечественного сырья, внедрения новых технологий и улучшения качества.

Создание благоприятных экономических условий для национальной экономики в условиях глобализации может быть обеспечено при решении следующих стратегических задач, обеспеченных финансовыми источниками:

- разработка концепции управления сбалансированным и экономически безопасным развитием национальной экономики в условиях глобализации;

- определение критериев и индикаторов экономически безопасного и сбалансированного развития экономики;

- учёт влияния глобальной интеграции на развитие национальной экономики;

- координация финансово-банковских инструментов регулирования экономики с интересами отечественных товаропроизводителей и населения;

- преимущественное стимулирование развития отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства посредством снижения налоговой и таможенной нагрузки и применения льготного кредитования;

- направление бюджетных средств в субъекты РФ и муниципальные образования для создания дополнительных рабочих мест;

- повышение ответственности исполнительных и законодательных органов власти за действия (бездействия), обусловливающие снижение уровня жизни населения и экономической безопасности страны.

Следует некоторое внимание обратить институтам власти при формировании законодательных актов на исторический опыт развития страны, особенно в части таможенного регулирования внешней торговли и формирования казны. Так, Петром I было издано распоряжение «О наложении пошлины на привозимые из-за моря вещи, которые в России делаются». Распоряжением устанавливался определённый механизм (своеобразный приём) регулирования потребительского рынка и внешней торговли. Оклады (т.е. ставки) пошлин на привозные товары устанавливались в следующем порядке: если внутреннее производство какого-либо продукта достигнет одной четвертой части того количества последнего, которое привозилось из-за границы, то пошлина должна была равняться четверти ценности его, если трети - пошлина должна была составлять треть цены.

1 Якутин Ю. Прогнозирование и стратегическое планирование в системах государственного и корпоративного управления // Российский экономический журнал. 2014. - № 4. - С. 95.

Внешнюю торговлю в основном осуществляли крупные компании, которые стремились устранить конкуренцию других стран. Государственная поддержка оказывалась для тех, кто организовывал мануфактурную деятельность и судоходство, для этого использовали следующие меры:

- возбуждение (стимулирование) частной инициативы и предприимчивости;

- облегчение в приобретении капиталов, которые нужно потратить на производство;

- облегчение в снабжении фабрик дешевыми и обильными сырыми материалами производства. Допускался беспошлинный привоз сырых материалов из-за границы и запрещался вывоз отечественных сырых материалов;

- обеспечение фабрикантов дешевым или даровым рабочим трудом, также возможности нанимать опытных и искусных мастеров из-за границы;

- облегчение сбыта готовых изделий. Для этого изделия фабрик освобождались от внутренних таможенных пошлин, стеснялся привоз из-за границы таких изделий, которые, по мнению правительства, производились в достаточном количестве в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.