УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
31 (88) - 2010
внешнеэкономическая политика российской федерации в период глобального кризиса и ее влияние на состояние платежного баланса
В. р. маркарян,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: markarianvr@gmail. com
Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал в г. Краснодаре
Е. м. заема,
бухгалтер ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» E-mail: dori-man@mail. ru
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации отождествляется с инвестиционной и торговой политикой, от состояния которых зависит решение ключевых социальных задач страны. В статье проведен анализ развития российской экономки в период глобального кризиса. Сделан вывод о необходимости создания конкурентоспособной продукции, основных фондов и технологий. Обозначены основные задачи в современных условиях — защита внутреннего рынка от проникновения импортных товаров, повышение рентабельности отечественного производства.
Ключевые слова: глобальный кризис, внешнеэкономическая политика, внешнеторговый оборот, платежный баланс, конкурентоспособная продукция, защита внутреннего рынка.
Успешное построение инновационной социально ориентированной экономики в значительной степени зависит от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить этот процесс.
В условиях глобализации мировой экономики существенно возрастает роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, решения ключевых социальных задач. Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достиже-
ния Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда [4].
Ни одна страна не может развиваться, изолируясь от мирового хозяйства. Внешняя торговля стала существенным источником дохода для всех стран и создала дополнительные условия для ускоренного экономического роста. В то же время все страны оказываются в определенной экономической зависимости друг от друга: чтобы полнее удовлетворить потребности населения своей страны, каждая из них покупает импортные товары и услуги [7].
Изменение внешнеторгового оборота России в 2009 г. к ежемесячным оборотам 2008 г. представлено на рис. 1.
В 2009 г. существенно ухудшилась структура экспорта и импорта. В экспорте возрос удельный вес торговли топливно-энергетическими ресурсами и продукцией первого передела (металл, химические удобрения, древесина и т. п.), в то же время снизилась доля высокотехнологической продукции.
Топливно-сырьевая ориентация экспорта России остается решающим фактором поддержки экономической деятельности в стране (рис. 2).
Вывоз сырья, топлива, металлов и других сырьевых материалов, несмотря на его выгодность, ставит экономику России в большую зависимость от превратностей конъюнктуры мирового рынка. Состояние государственного бюджета, а также бла-
100000
50000 -
Источник: составлено по данным ФТС России.
Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота России в 2008-2009 гг., млрд долл.: 1 - 2008 г.; 2- 2009 г.
гополучие экономики в целом зависят оттого, как складываются на мировом рынке цены на нефть. Преимущественное развитие сырьевых идобыва-ющихотраслей деформируетсфук^ру национшгь-ной экономики России, приводит к свертыванию обрабатывающей промышленности, упадку АПК, сокращению внугреннего спроса, в том числе на продукцию добывающей промышленности.
Поспешная инепродуманная политикалибе-рализации внешней торговли, открытие лнешнего рынка привели к массовому притоку из-за рубежа на внутренний рынок России потребительских товаров, т.е. импорт приобрел преимущественно
12 (1,0)
11 (5,9)
8 (1, 7(0,3) 6 (0,2)" 5 (2,8)' 4 (0,1)
3 (6,2)
2(66,7)
Источник: составлено по данным ФТС России.
Рис. 2. Товарная структура торгового баланса России за 2009 г., экспорт, %:
1 — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); 2—топливно-энергетические товары; 3 — продукция химической промышленности, каучук; 4 — кожевенное сырье, пушнина и изделия из них; 5 — древесина и целлюлозно-бумажные изделия; 6 — текстиль, текстильные изделия и обувь; 7 — строительные материалы и изделия; 8—драгоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них; 9 — черные металлы и изделия из них; 10 — цветные металлы и изделия из них; 11 — машины, оборудование и транспортные средства; 12 — прочие изделия
потребительский характер (рис. 3). В советское время импорт в Россию носил четко выраженное производственное направление, так как в нем были широко представлены машины и оборудование, транспортная и дорожно-строительная техника, комплектующие и компоненты и т. п.
Приведенные данные подтверждают всем известный факт, что вывозятся в огромном количестве свои невозобновляемые ресурсы для того, чтобы в последующем закупить на вырученную валюту готовую зарубежную продукцию конечного потребления. Таким образом, ускоренными темпами «проедается» производственный капитал страны, уничтожая приэтом свое производство и оставляя своих граждан без работы.
Почему же, имея благоприятную экономическую конъюнк'Лфуза счет небывалого роста цены на н ефть и газ,не былиисп ользованы полученные нефтедоллары с пользой для страны на восстановле-ниеи налаживаниесобственного производства?
Учитывая, что кардинальную реформу экономики и переход к автаркии произвести не смогли, Россияпо-п режнему является заложником своего географического положения и открытого рынка. На внешнем рынке российские товары являются неконкурентоспособными в принципе, но после развала СССР и открытия внутреннего рынка для
9 (1,4) 11 (0,5) 8 (2) 110 (1,2)/ 12 (0,3)
4 (5,
3(16,6)
2 (18)
Источник: составлено по данным ФТС России.
Рис. 3. Товарная структура торгового баланса России за 2009 г., импорт, %:
1 — машины, оборудование и транспортные средства;
2 — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); 3 — продукция химической промышленности, каучук; 4 — текстиль, текстильные изделия и обувь; 5 — черные металлы и изделия из них; 6—древесина и целлюлозно-бумажные изделия; 7 — прочие изделия; 8 — цветные металлы и изделия из них; 9 — топливно-энергетические товары; 10 — строительные материалы и изделия; 11 — кожевенное сырье, пушнина и изделия из них; 12 — драгоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них
1
2
свободного перемещения капиталов и товаров они стали неконкурентными и на внутреннем. По оценкам, лишь около 6 % продукции российской обрабатывающей промышленности могут конкурировать на мировых рынках. В годы реформ не обновлялись и износились на 70 % основные фонды промышленности, в значительной мере утрачен исследовательский и проектно-конструкторский потенциал [8].
Поэтому основной задачей власти в современных условиях является защита внутреннего рынка от проникновения импортных товаров и повышение рентабельности отечественного производства, что в условиях открытого рынка сделать очень непросто. В России это решается путем частичного применения ввозных таможенных пошлин, насколько допускает открытость рынка.
Учитывая мировой опыт, Россия должна стремиться к увеличению экспортных возможностей обрабатывающей промышленности в тех отраслях, где используются высокие технологии. Государство обязано принимать меры по стимулированию ввоза передовой техники, технологий, управленческого опыта, по привлечению иностранных инвестиций и защите собственного производства, сокращению нерациональной импортной зависимости. Только при этих условиях наращивание экспорта и импорта может стать мощным инструментом модернизации российской экономики.
Начавшийся во второй половине 2008 г. глобальный кризис привел к резкому спаду в российской экономике, нижняя точка которого была пройдена в первом полугодии 2009 г. Новый мировой финансовый кризис лишил страну двух важнейших для ее процветания факторов — высоких цен на нефть и иностранных инвестиций. А это значит, что впервые за многие годы российский бюджет встал перед вопросом дефицита.
Ключевым внешним обстоятельством, обеспечивающим поддержку российской экономики в условиях кризиса, стало быстрое восстановление мировьх цен на энергоносители после падения цены сырой нефти ниже 40 долл. за барр. в феврале 2009 г. Уже в марте она вышла в коридор 45—50 долл. за барр., с конца мая продолжила рост и в августе-сентябре колебалась вокруг уровня 70 долл. за барр., а в октябре на волне ожиданий роста мировой экономики преодолела психологическую планку 80 долл. за барр. [3].
В результате стоимостный объем российского экспорта сырой нефти увеличился. В сочетании с возобновлением роста цен на продукцию металлургии во втором полугодии 2009 г. это способствовало значительному повышению как показателей со-
46 -
вокупного экспорта (с 57,4 млрд долл. в I квартале до 80,6 млрд долл. в III квартале), так и активного сальдо торгового баланса (с 19,1 до 31,4 млрд долл.). Таким образом, хотя в целом за январь-сентябрь 2009 г. соответствующие показатели были примерно в 2 раза ниже, чем годом раньше, увеличение притока экспортной выручки в течение 2009 г. обеспечило расширение платежеспособного спроса частного сектора, а также пополнение бюджетных ресурсов, используемых на цели борьбы с кризисом [9].
Объективная оценка взаимоотношений национальной экономики с международной экономикой и их взаимовлияния может быть сделана с помощью платежного баланса страны. Этот документ дает возможность проанализировать состояние внешнего сектора страны, оценить сбалансированность движения реальных и финансовых ресурсов между странами. Тесная связь между платежным балансом и системой национальных счетов, банковской статистикой и статистикой государственных финансов позволяет проводить глубокие исследования, направленные на выявление связей между показателями внутреннего и внешнего секторов, строить макроэкономические модели различной сложности. И на основе полученных данных вносить корректировки в экономическую политику страны [2].
В 2009 г. платежный баланс РФ формировался в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и утраты доверия инвесторов к развивающимся рынкам, что привело к сжатию размеров как текущих, так и финансовых операций. Вместе с тем равновесие платежного баланса было поддержано комплексом мер общегосударственной экономической и курсовой политики. Обеспечено своевременное выполнение текущих внешних долговых обязательств экономики, значительно сокращен вывоз частного капитала, возобновлено накопление международных резервов [9].
Проведем анализ одного из основных счетов платежного баланса — счета текущих операций.
Положительное сальдо счета текущих операций сократилось в 2009 г. в 2,1 раза и составило около 49 млрд долл. Условия внешней торговли ухудшились в результате опережающего падения цен на товары российского экспорта (на 34,4 %) по сравнению с импортом (на 0,3 %), что послужило основной причиной сокращения внешнеторгового оборота на 268,3 млрд долл.
Экспорт товаров сократился до 303,4 млрд долл., что на 35,7 % ниже исторического максимума 2008 г.
Импорт товаров в 2009 г. оценивается в 191,8 млрд долл., что на 34,3 % ниже уровня 2008 г. При
незначительном уменьшении цен (на 0,3 %) существенное сокращение физических объемов ввоза отмечалось по всем укрупненным позициям. Падение поставок из-за рубежа преимущественно коснулось самой значимой группы импортируемых товаров — машин, оборудования и транспортных средств. Основной причиной снижения явилось сжатие внутреннего спроса на инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования. В частности, количество импортированных легковых автомобилей сократилось в 3,8 раза.
Дефицит баланса внешней торговли услугами снизился с 24,3 до 19,9 млрд долл. (на 18,3 %), при одинаковых темпах падения как экспорта, так и импорта — на 18,4 %.
Экспорт услуг уменьшился до 1,7 млрд долл., преимущественно вследствие сжатия трансграничного товарооборота и общего снижения деловой активности.
Импорт услуг снизился с 75,5 до 61,6 млрд долл. Его падение обусловлено, прежде всего, значительным сокращением стоимости предоставленных нерезидентами строительных и транспортных услуг, а также снижением расходов на поездки российских граждан за рубеж.
Уровень международных резервов на конец 2009 г. был достаточен для финансирования российского импорта товаров и услуг в течение 21 месяца [9].
Внешнеэкономическая деятельность — одно из важнейших направлений развития экономики государства. Значительную часть доходов бюджета составляют вывозные таможенные пошлины при экспорте природных ресурсов (нефти сырой, природного газа и т. д.), товаров, выработанных из нефти, экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Нефтегазовые доходы федерального бюджета (экспортные операции) являются составной частью Резервного фонда и Фонда будущих поколений [13].
Принципиальные положения российской внешней политики отражены в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ Д. А. Медведевым 12 июля 2008 г. В соответствии с долгосрочными целями и принципами инновационного социально-экономического развития определяются следующие приоритетные направления внешнеэкономической политики: • первое направление — обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;
• второе направление — содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
• третье направление — интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;
• четвертое направление — повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;
• пятое направление — формирование интегрированного евразийского экономического пространства [4]. Успешное развитие торгово-экономических связей со странами СНГ способствует социально-экономическому развитию РФ и Содружества, разностороннему сотрудничеству, что содействует укреплению позиций РФ в международных экономических и иных отношениях. Для России торгово-экономические отношения со странами СНГ имеют особое геоэкономическое и геополитическое значение.
Ход развития экономического сотрудничества свидетельствует о неэффективности преференций, предоставляемых Россией — интеграция не развивается. В последнее время налицо реальные угрозы не только экономической, но и национальной безопасности России, особенно в отношении с отдельными странами СНГ, конфликты с которыми на почве ценообразования на энергоресурсы не способствуют укреплению имиджа РФ в глазах зарубежных деловых кругов, общественности.
В связи с переориентацией ряда стран СНГ на НАТО Россия справедливо вносит коррективы как во внешнюю политику, так и в экономическую. Россия с 2006 г. приступила к повышению экспортных цен на газ при поставках в страны СНГ, это отвечает ее интересам и устранит в конечном итоге неясности в расчетных отношениях. Кроме того, это отвечает взятому курсу на сближение внутренних цен на энергоносители с уровнем мировых, а также соответствует стремлению присоединиться к ВТО. Россия теряет политический вес и влияние в СНГ, тогда как участие в интеграционных процессах в регионе и экономическое влияние на соседние страны является для нее вопросом национальной безопасности. Необходимо разрабатывать стратегию государственного развития России;
• шестое направление — создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную
- 47
Ставки вывозных таможенных пошлин РФ, USD/т
Дата введения ставки Бензин экспортный технологический Дизельное топливо Мазут Нефть
С 01 января 2009 г. 92,6 92,6 49,9 119,1
С 01 февраля 2009 г. 80,3 80,3 43,2 100,9
С 01 марта 2009 г. 90 90 48,5 115,3
С 01 апреля 2009 г. 86,4 86,4 46,5 110
С 01 мая 2009 г. 105,1 105,1 56,6 137,7
С 01 июня 2009 г. 115,2 115,2 62,1 152,8
С 01 июля 2009 г. 155,1 155,1 83,8 212,6
С 01 августа 2009 г. 161,9 161,9 87,2 222
С 01 сентября 2009 г. 173,1 173,1 93,2 238,6
С 01 октября 2009 г. 174,5 174,5 94 240,7
С 01 ноября 2009 г. 168,1 168,1 90,5 231,2
С 01 декабря 2009 г. 194,9 194,9 105 271
валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте; • седьмое направление — усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка [4]. На протяжении 2009 г. в России был реализован широкий круг мер поддержки национального финансового сектора, промышленного производства, занятости и доходов населения. В соответствии с Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г., утвержденной Правительством РФ 19.03.2009 г., главными приоритетами политики борьбы с кризисом были объявлены: неукоснительное выполнение социальных обязательств государства перед населением; сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала; поддержка внутреннего спроса как основы восстановления экономики; содействие переходу от сырьевой к инновационной модели роста; снижение административных барьеров для деятельности бизнеса; укрепление национальной финансовой системы; проведение ответственной макроэкономической политики.
Налоговые доходы бюджетов всех уровней также зависят от эффективной торговой политики организаций, в том числе внешнеторговой. Но субъекты предпринимательской деятельности, формируя основные направления своей деятельности и выбирая комплекс финансово-хозяйственных операций, принимают решения, учитывая государственную политику в данной сфере. Внешнеэкономическая политика России на разных исторических этапах менялась — проводилась как протекционистская, так и либеральная внешнеэкономическая политика.
Основные инструменты, используемые в протекционизме, — это таможенные пошлины и нетарифные барьеры (см. таблицу). Именно
48 -
их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц — инвестиционная привлекательность российского рынка [1].
По состоянию на конец сентября 2009 г. Россия являлась лидером по числу протекционистских мер во внешней торговле, введенных с ноября 2008 г. (20); за ней с большим отрывом следовали Германия (15), Индия и Индонезия (по 10), Италия, Испания и Великобритания (по 9), КНР (8) и Аргентина с Японией (по 7). При этом в структуре российских мер по защите внутреннего рынка доминируют решения о повышении тарифных барьеров. При этом использование таможенно-тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности позволяет государству, с одной стороны, ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным способом, т. е. путем удорожания импорта в результате обложения товара — таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот, с другой — обеспечить государственный бюджет посредством фискальных пошлин налоговыми поступлениями [3].
Наибольший резонанс вызвало повышение импортных пошлин на автомобили1, телевизоры (с 10 до 15 %), отдельные виды проката железа (с 5 до 15 %) и нелегированной стали (с 5 до 20 %), а также на трубы из черных металлов (с 5 до 20 %). Причины подобной «российской специфики» связаны с тем, что страна до сих пор не является членом ВТО и не связана обязательствами по ограничению роста
1 На новые и подержанные автомобили со сроком эксплуатации до трех лет пошлины установлены в размере 30 %, или от 1,2 до 2,8 евро за 1 см3 объема двигателя, на подержанные авто-
мобили возрастом от трех до пяти лет — в размере 35 %, или от
1,2 до 2,8 евро, старше пяти лет — в размере от 2,5 до 5,8 евро в зависимости от объема двигателя.
тарифных ставок, а также с сохраняющимися представлениями о возможности с помощью барьеров на пути импорта инициировать или поддержать процессы импортозамещения в российской экономике [11].
В то же время надежды на успешное импорто-замещение в условиях сжимающегося внутреннего рынка оказались мало обоснованными. Несмотря на повышение ввозных барьеров по 21 % товарных категорий импорта и значительную реальную девальвацию рубля на 15,4 % к доллару США и на 15 % к евро в I квартале 2009 г., вытеснения импортных товаров отечественными, в отличие от ситуации кризиса 1998 г., практически не наблюдалось (за исключением пищевой промышленности, где в первом полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. наблюдалось снижение импорта на 18,5 % при гораздо менее выраженном — всего на 2,9 % — снижении объемов производства). Начавшаяся со II квартала 2009 г. реальная ревальвация рубля, обусловленная в первую очередь ростом доходов от экспорта энергоносителей, делает перспективы импортозамещения еще более неблагоприятными. За апрель-октябрь 2009 г. реальный валютный курс рубля по отношению к доллару США повысился на 18,8 %, по отношению к евро — на 6,1 % [14].
В канун нового года Правительство РФ одобрило пакет антикризисных мер на 2010 г.
Как следует из программного документа «Основные направления антикризисных действий на 2010 год», в настоящее время российская экономика уже вышла из острой фазы кризиса, а принимаемые в прошлом году меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить безработицу и на фоне замедлившейся инфляции перейти к сбалансированному оживлению экономики. В то же время сами чиновники отмечают, что положительные тенденции носят пока еще неустойчивый характер.
Председатель Правительства РФ В. Путин отметил, что сохраняется ряд рисков: «Во-первых, рост пока не принял устойчивый характер, а во-вторых, он во многом базируется в воспроизводстве прежней, сырьевой модели развития. Это значит, что нам надо смещать приоритеты нашей работы. На первый план должны выйти цели, заявленные в концепции долгосрочного развития — создание нового промышленного потенциала и формирование инновационной экономики». По словам премьер-министра, не следует сворачивать и необходимые антикризисные меры, но при этом их необходимо более тесно
увязывать с технологической модернизацией и структурными реформами.
Уровень международной конкурентоспособности российской экономики пока остается невысоким. В сочетании с технической отсталостью предприятий и недостаточной развитостью институтов российской экономики это проявляется в слабой диверсификации внешнеэкономической деятельности российских компаний, в разрезе как товарной и отраслевой структуры, так и географии экспортных потоков. Следствием этого являются высокая зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, в том числе энергоносителей, и ограниченные возможности продвижения отечественных товаров и услуг на внешние рынки, а также невозможность обеспечения широкого доступа и рационального использования ресурсов в рамках глобальной экономики. Таким образом, резко снижается устойчивость российского бизнеса [5].
«Мыльный пузырь» сырьевой экономики рано или поздно лопается, а высокие технологии остаются всегда. При высоких ценах на нефть было не до них, но сегодня премьер-министр уже заговорил о том, что мы должны развивать производство, и это сегодня один из главных приоритетов страны. Если наша экономика сумеет стать экономикой высоких технологий (для чего у нас есть все возможности), то наша страна будет не только гораздо меньше зависеть от кризисов международных спекулянтов, но и укрепит курс рубля [10].
Российская Федерация располагает реальным потенциалом для того, чтобы занять достойное место в мире. Определяющее значение при этом имеют укрепление российской государственности, устойчивый экономической рост, дальнейшие политические и экономические преобразования, решение социальных проблем, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития.
Список литературы
1. Бакаева О. Ю. Таможенно-правовая политика Российской Федерации: концептуальные подходы // Таможенное дело. 2007. № 1.
2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Дынкин А. А., Барановский В. Г. Россия и мир: 2010. Экономика и внешняя политика / Ежегодный прогноз: подготовлен ИМЭМО РАН и ФНИИ в сотрудничестве с ТПП РФ. М., 2009.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации (с изм. от 12.07.2008): утверждена Президентом РФ от 12.07.2008 № Пр-1440.
- 49
5. Костин А. А. Торгово-экономические отношения России: современные тенденции и перспективы развития // Внешнеторговое право. 2007. № 2.
6. Котировки на нефтепродукты Platts Daily. URL: http://www. platts. com/IM. Platts. Content/ SubscriberServices/SoftwareUserManuals/PGA_Page_ Directory. pdf.
7. Мировая экономика: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И. П. Николаевой. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001.
8. Паршев А. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост-9Д, 1999, (серия «Великое противостояние»).
9. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации, 2009 г. / Департамент платежного
баланса Центрального банка Российской Федерации. М., 2009. URL: http://www. cbr. ru.
10. Попов А. Финансовый кризис 2009. Как выжить? М.: Астрель-Спб, 2009.
11. Федеральная таможенная служба (ФТС России). URL: www. customs. ru.
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: www. gks. ru.
13. Федченко О. С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // Финансовое право. 2008. № 6.
14. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) / Департамент внешних и общественных связей. URL: www. cbr. ru.