Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА МОСКВЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.А. Ушакова, Е.Г. Ушакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation and Moscow also show a global tendency for dysfunctions of the locomotor apparatus (LMA) and the organ of vision (OV) to increase. Eight hundred and two adolescents from the Central Administrative District of Moscow were found to have involvements of LMA (35.4%) and OV (22.5%). There were more common abnormal posture (12.9%), spinal axis changes (11.7%), talpes (12.5%), and myopia (17.8%). The follow-ups made from 1997 to 2002 revealed an increase in the number of adolescents with functional changes (D2) with a decrease in that of apparently healthy adolescents (Dl). The changes were prevalent in children born in 1986 onward. Examination of the interaction of LMA and OV as the uniform visual motor system revealed sexual dimorphism suggesting that the girls were more susceptible to these changes, which should be considered while developing a adifferential approach to teaching schoolchildren during pubertal period. Schoolchildren’s health status should be systematically considered by a wide circle of specialists to estimate the maximum number of parameters in order to determine the reasons resulting in a steady-state tendency for ODA and OV dysfunctions to progress.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА МОСКВЫ»

Сравнительный анализ уровня адаптации подростков в зависимости от вида употребляемых ПАВ установил, что среди девушек контрольной группы число лиц с удовлетворительной адаптацией было на 1—9,4% больше, чем во 2, 3, 4-й группах, с неудовлетворительной адаптацией — на 4,9 и 8,8% меньше, чем во 2-й и 3-й группах соответственно (рис. 2).

Примерно такая же тенденция наблюдалась и среди подростков мужского пола всех исследуемых групп (рис. 3). В контрольной группе число лиц по сравнению с подростками, употребляющими алкоголь, никотин или то и другое, с удовлетворительным уровнем адаптации было от 9,2 до 16,5% больше, с неудовлетворительной адаптацией — на 6,9— 15,1% меньше, что вероятнее всего связано с неадекватным уровнем влияния ПАВ на организм подростков и снижением компенсаторных адаптационных механизмов защиты.

Выводы. 1. Полученные данные свидетельствуют о распространенности негативных тенденций поведенческих факторов риска среди подростков.

2. Воздействие на организм подростков различных видов ПАВ приводит к напряжению механизмов адаптации, оказывая влияние на функцио-

нальное состояние ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

3. Представляется актуальным проведение многоаспектного исследования, посвященного дальнейшему изучению распространенности поведенческих факторов риска среди молодежи и соответствующих им факторов риска (затруднение соци-ально-психологической адаптации, влияние на физическое развитие, соматическое здоровье и др.).

Литература

1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

2. Заваденко Н. Н., ПетрухинА. С., Манелис Н. Г. и др. // Вопр. психол. — 1999. — № 4. — С. 21—27.

3. Казначеев В. А. Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях. - М., 1981. - Т. 1. - С. 5—7.

4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография). — М., 2004.

5. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Метод. руководство. — СПб., 2001.

Поступила 14.12.07

О М. А. УШАКОВА, Е. Г. УШАКОВА, 2009 УДК 613.956:617.7+616.71/.74]-008.1-055-07

М. А. Ушакова, Е. Г. Ушакова

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА МОСКВЫ

ГОУ Московский государственный педагогический университет Департамента образования Москвы

В последние 15 лет в РФ активно проводятся различные исследования в области изучения здоровья детей и подростков [4, 6—10]. Многие авторы отмечают тенденцию к росту числа подростков с функциональными нарушениями со стороны органа зрения (03) и опорно-двигательного аппарата (ОДА). В своих исследованиях авторы не выявляют каких-либо выраженных различий в частоте встречаемости этих нарушений в зависимости от пола [ 1, 7, 9, 10].

Половые различия взрослых часто определяют преимущественное поражение той или иной системы, нередко определяя динамику этих нарушений. Для обозначения половых различий в функционировании органов и систем организма ОШсквшапп

было введено в 1981 г. понятие полового диморфизма [14].

Нами проведено исследование, выявившее некоторые различия в степени нарушений 03 и ОДА у подростков разного пола, что позволило нам рассмотреть вопрос полового диморфизма при исследовании здоровья школьников.

Материалы и методы

Было обследовано 802 школьника в возрасте 15 лет 1982—1987 года рождения: 382 (47,6%) юноши и 420 (52,3%) девушек. Представленную выборку аначизирова-ли в целом и в виде подгрупп, распределенных по году рождения ребенка (табл. 1). Число детей в группе диспансерного наблюдения ДЗ 1987 года рождения в данном

Распределение обследуемых подростков по группам диспансерного учета

Таблица 1

Число детей, абс/%

Группа диспансерного учета год рождения

1982* 1983 1984 1985 1986 1987

Д1 Д2 ДЗ

214 407 181

49/22,89 86/21,13 32/33,33

64/29,9 78/19,16 33/18,13

49/22,8 94/23,09 39/21,4

35/16,35 53/13,02 52/28,5

17/7,9 36/8,8 18/9,8

2/0,93 58/14,2 4/2,2*»*

Примечание. * — % от числа в указанной группе диспансерного наблюдения (Д1, Д2, ДЗ); Здесь и в табл. 2: *** — число детей снижено (см. объяснение в тексте).

ена и санитария 1/2009__

Таблица 2

Распределение обследуемых подростков по группам диспансерного учета, частота распределения в зависимости от года рождения исследуемых подростков

Число детей, абс/%

Группа диспансерного учета л год рождения

1982** 1983 1984 1985 1986 1987

Д1 214 49/29,16 64/36,15 49/26,92 35/25 17/23,94* 2/3,125

Д2 407 86/51,1 78/44,06 94/51,64 53/37,85 36/50,7* 58/90,62*

ДЗ 181 32/19,04 33/18,64 39/21,4 52/37,14 18/25,35* 4/6,25***

Примечание. * — % от общего числа в группе по году рождения, ** — число детей снижено (см. объяснение в тексте). Группы, где выявлены достоверные статистические различия в х2-методе по сравнению с другими подгруппами (р < 0,03 и менее).

исследовании было низким в связи с тем, что детские поликлиники в этот период не осуществляли перевода документации детей из группы ДЗ в подростковый кабинет из-за реорганизации службы диспансерного наблюдения в детских поликлиниках (в табл. 2, 3 отмечено***).

Подростков обследовали во время диспансеризации и при обращениях в поликлиники № 171, 174 Центрального административного округа (ЦАО) Москвы в 1994— 2003 гг. Наряду с анализом данных инструментальной и лабораторной диагностики исследование включало результаты консультаций узких специалистов (хирург, ортопед, окулист, невропатолог, отоларинголог, стоматолог и др.). Полученные данные статистически обрабатывали с применением метода корреляционного и ^-анализов, расчеты проведены с использованием программы Excel.

Результаты и обсуждение

Определена тенденция к снижению числа абсолютно здоровых подростков (группа Д1 диспансерного наблюдения) начиная с 1985 года рождения. По всей выборке отмечено преобладание детей с функциональными изменениями (группа наблюдения Д2) по сравнению с группой Д1. В то же время Х2-анализ не выявил различий в одинаковых подгруппах диспансерного наблюдения в зависимости от года рождения ребенка.

Статистический анализ определил достоверное снижение числа абсолютно здоровых школьников среди детей 1986 года рождения по сравнению с детьми 1982—1985 года рождения. Обнаружено

достоверное увеличение частоты попадания в группу Д2 детей 1986 и 1987 годов рождения по сравнению с детьми 1982—1985 года рождения. Выявлено достоверное повышение числа детей 1986 года рождения, наблюдаемых в группе ДЗ, по сравнению с детьми 1982—1984 года рождения (см. табл. 2).

Таким образом, в отличие от детей 1982—1984 года рождения дети 1986 года рождения отличались по состоянию здоровья и показателям диспансерного наблюдения: среди них чаще встречались дети, состоящие в группах Д2 и ДЗ диспансерного наблюдения.

Анализ структуры функциональных изменений и заболеваемости в изучаемой выборке выявил, что ведущими видами нарушения здоровья исследуемых школьников были различные нарушения ОДА (284 случая — 35,4%) и отклонения со стороны 03 (181 случай — 22,5%). Распределение видов поражения ОДА и 03 в зависимости от года рождения детей представлено в табл. 3.

С нарастанием года рождения и соответственно года обследования выявлена отчетливая тенденция роста частоты патологии со стороны ОДА и 03 (см. табл. 3). х2-анализ выявил у детей 1986 года рождения достоверное повышение частоты поражения ОДА по сравнению с детьми 1982—1984 года рождения, что было связано со значительным увеличением числа детей с нарушением осанки, плоскостопием, реже — сколиозом.

При анализе частоты функциональных нарушений 03 отмечено нарастание миопии слабой сте-

Таблица 3

Распределение частоты поражения ОДА н ОЗ по подгруппам детей в зависимости от вида изменений и года рождения

Нозология Год рождения, абс/%

1982 1983 1984 1985 1986 1987

Изменения ОДА 23/13,6 24/13,5 34/18,6 35/25 21/29,5 36/56,25

В том числе:

сколиоз 6/3,5 8/4,5 14/7,69 12/8,57 3/4,22 9/14,06

кифоз 2/1,19 4/2.25 — — — 1/1,56

кифосколиоз 2/1,19 1/0,56 1/0,54 ЗА 14 — 1/1,56

нарушения осанки 12/7,14 11/6.2 18/9,89 20/14,28 18/25,3 25/87,5

плоскостопие 7/4,1 П/6,2 13/7,14 19/13,5 20/28,16 31/48,4

Изменения ОЗ 37/22 30/16,9 33/18,13 31/22,14 22/30,9 28/43,75

В том числе:

миопия слабой степени 26/15,4 25/14,12 26/14,28 16/11,42 12/16,9 22/43,37

миопия средней степени — 1/0,56 3/1,69 6/4,28 4/5,63 —

миопия прогрессирующая — — — 1/0,71 1/1,4 —

спазм аккомодации — — — 4/0,71 3/4,22 —

пени, в меньшей мере — миопии средней степени и прогрессирующей миопии у детей 1986 года рождения (р < 0,005).

Половой диморфизм определяли по частоте признака в группах детей разного пола. У юношей поражение ОДА встречалось в 78 случаях (20,4% всех юношей или 9,7% от общего числа детей). Поражения ОДА У юношей были представлены нарушениями осанки в 47 случаях (12,3 и 5,8% соответственно), сколиозом — в 22 случаях (5,7 и 2,7%). У юношей отмечено сочетание различных видов поражения ОДА с плоскостопием в 19 случаях, с миопией в 18 случаях, с варикоцеле в 5 случаях, с пролапсом митрального клапана (ПМК) в 3 случаях.

Плоскостопие выявлено у юношей в 45 случаях (11,7 и 5,6% соответственно). В 10 случаях плоскостопие сочеталось с нарушением 03 (чаще миопией слабой степени).

Поражение 03 у юношей выявлено в 63 случаях (16,4 и 7,8% соответственно). Чаще всего выявлялась миопия — в 52 случаях (13,6 и 6,4%). Изменения 03 сочетались у юношей с поражением ОДА в 18 случаях, чаще с нарушениями осанки, с плоскостопием в 10 случаях, с варикоцеле в 4 случаях, с ПМК в 2 случаях, с гипертрофией миндалин в 2 случаях.

У юношей в целом отмечено более частое, чем у девушек, выявление ПМК (13), поражение миндалин (24, из них явления хронического тонзиллита у 13, гипертрофия миндалин у 11 подростков), варикоцеле (11).

Другие проявления дисплазии соединительной ткани были представлены искривлением носовой перегородки (5), болезнью Шлаттера (2), остеохон-дропатией (1), расширением пупочного кольца (1), рефлюкс-эзофагитом (2), стенозом устья аорты (1), синдромом Шайерман—Мау (2), т. е. разнообразие проявлений дисплазии соединительной ткани было несколько большим, чем у девушек.

У девушек изменения со стороны ОДА встречались в 95 случаях (22,6, или 11,8% соответственно): в 57 случаях у девушек отмечалось нарушение осанки (13,5, или 7,1%), в 30 случаях — сколиоз (7,1, или 3,7% соответственно). Реже встречались другие поражения скелета.

У девушек плоскостопие выявлялось несколько чаще, чем у мальчиков (56 случаев, или 13,3; 6,9% соответственно).

Изменения ОДА У девушек в 30 случаях сочетались с миопией слабой степени (28 случаев). Миопия слабой степени сочеталась у девушек чаше с нарушением осанки (20 случаев) и с плоскостопием (17).

Реже выявлялись иные сочетания поражения ОДА и ОЗ с другими состояниями дисплазии соединительной ткани. Искривление носовой перегородки у школьниц отмечено в трех случаях, выявлены единичные случаи врожденной дисплазии бедра, хронического тонзиллита и болезни Шлаттера.

В целом изменения ОЗ у девушек отмечены чаще, чем у юношей (28% против 14,7%). В основном это были девушки с миопией (91; 21,6 и 11,3%). Из них 79 девушек с миопией слабой степени. У деву-

шек в большем числе случаев, чем у юношей, отмечался астигматизм (16 против 5) и спазм аккомодации (9 против 1).

Поражения ОЗ у девушек чаще сочетались с поражением ОДА преимущественно в виде плоскостопия — 18 случаев, в единичных случаях это были сочетания с гипертрофией миндалин, ПМК — 2 случая, в единичных случаях — с тонзиллитом, венозной недостаточностью.

У девушек реже выявлялись ПМК, почти в 2 раза реже — поражение миндалин. У мальчиков чаще встречался диагноз искривления носовой перегородки. Однако статистически значимых различий по полу в этих подгруппах не выявлено.

У девушек достоверно чаще отмечались сочетания нарушения осанки и поражения органа зрения (27 против 12 у юношей) и сочетания миопии и плоскостопия (16 против 5).

Как отмечено в литературе и подтверждено нашими исследованиями, наиболее актуальным в деле сохранения здоровья школьников является преодоление тенденции нарастания функциональных изменений со стороны ОДА и ОЗ, наиболее выраженных у подростков [1, 3, 4, 7—10].

Ранее исследователи обращали внимание на эндокринные нарушения в подростковом возрасте как на одно из условий, предрасполагающих к развитию близорукости [13—15].

В эксперименте была установлена повышенная растяжимость склеры у крольчат в период полового созревания, этот процесс был больше выражен у самок [5]. Полагают, что это связано с тем, что в период полового созревания имеет место гиперфункция базофильных клеток гипофиза с усилением секреции аденокортикотропного гормона. Вероятно, в результате этого в пубертатный период, более выраженный в 15 лет у девушек, нередко возникает так называемый юношеский базофилизм, активизируя катаболические процессы различных тканей [12].

Согласно нашим данным, у школьников-подро-стков вовлечение ОДА и ОЗ проявлялось в основном нарушением осанки, изменением оси позвоночника, плоскостопием и миопией слабой степени. Это внушает оптимизм, так как подобные изменения могут быть преодолены на ранних стадиях в детском возрасте при правильной организации и использования профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

По результатам нашего исследования, в последние годы наблюдения изменения структуры групп диспансерного учета были обусловлены увеличением числа лиц группы наблюдения Д2 при снижении числа лиц группы наблюдения Д1. Стали преобладать дети с функциональными нарушениями здоровья. Представляется интересным факт изменения распределения по группам диспансерного наблюдения в зависимости от года рождения детей, что, возможно, отражает влияние ежегодно меняющихся социально-экономических и экологических условий на рождаемость и дальнейшее здоровье детей. Считаем немаловажным влияние последствий аварии на Чернобыльской АЭС на указанные параметры.

ена и санитария 1/2009

Что касается динамики структуры нарушения здоровья обследуемых детей, то с нарастанием года рождения (особенно у детей 1986 года рождения) выявлены следующие тенденции: рост частоты патологии со стороны ОДА, 03, нарастание случаев вегетососудистой дистонии. Со стороны других органов и систем отмечены стабилизация и даже снижение частоты встречаемости изменений, что говорит об эффективности принимаемых мер по профилактике изменений со стороны этих органов и систем у школьников ЦАО Москвы.

Ранее указывалось, что нарушения ОЗ, особенно школьная миопия, могут быть связаны с другими проявлениями дисплазии соединительной ткани [1, 3, 4, 6]. Проявления плоскостопия, нарушения осанки и другие формы изменения оси позвоночника также отражают процесс нарушения формирования элементов соединительной ткани. Наши исследования подтверждают факт взаимодействия процессов развития функциональных нарушений со стороны ОЗ и ОДА [11]. Представляется интересным факт сочетания миопии и плоскостопия у части школьников, что, с одной стороны, подтверждает теорию взаимодействия поражения соединительной ткани всего организма и развития миопии, а с другой — указывает на возможность плоскостопия как вероятного прогностического признака развития миопии, особенно у девочек. Возможна близость механизмов, в том числе и тканевых, заинтересованных в формировании миопии и плоскостопия.

Для дальнейшего объединения заболеваний по группам с целью понять и глубже определить сущность большинства патологических состояний в 1981 г. введено понятие полового диморфизма. По мнению ОШскБтапп [14], на проявление полового диморфизма оказывают влияние экзогенные и эндогенные воздействия. Считается, что половые различия влияют на функционирование кроветворения, кровообращения, внутренней секреции, дыхания и ОДА.

Именно эти системы подвергаются наибольшему влиянию возрастных факторов и соответственно изменяются с возрастом в процессе роста детей и подростков.

На основании преимущественной роли эндогенных (генетических и/или гормональных) и экзогенных факторов все заболевания с признаками полового диморфизма можно подразделить на 3 группы. 1-я группа — наследственные заболевания, при которых изменения связаны с влияниями на уровне гена и хромосом (врожденная патология). 2-ю группу составляют состояния с преимущественно экзогенным влиянием, такие как инфекционные или профессиональные заболевания. В 3-ю группу входят состояния, занимающие промежуточное положение. В этой группе существенную роль играют гормональные, иммунные реакции организма, разница в чувствительности организма к метаболическим и температурным воздействиям, а также особенности сосудистой и специфических реакций организма. Социобиологиче-ские факторы также принимают активное участие в формировании половых различий и степени их проявления [16]. Изучаемые изменения со стороны

ОДА и ОЗ у школьников можно отнести именно к 3-й группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлены тенденции и различия, предполагающие начальные признаки полового диморфизма в нарушениях ОДА и 03 у детей. У девушек по сравнению с юношами достоверно чаще выявлялось сочетание нарушения осанки и поражения зрительного аппарата и сочетание миопии и плоскостопия. У юношей чаще отмечены изменения миндалин и случаи ПМК. Последнее может быть связано со структурными особенностями строения верхних дыхательных путей у юношей и девушек и особенностями реакции на инфекции верхних дыхательных путей.

Проявления полового диморфизма на стадиях препубертатного и пубертатного периодов могут быть стерты из-за незавершенности формирования гормонального фона и как следствие отсутствия выраженных различий по полу. Изменения, закладываемые в раннем и подростковом возрасте, определяют дальнейшее функционирование и различия в течение дальнейших изменений и отклонений со стороны важнейших органов и систем, в частности опорно-двигательной и зрительной.

Исследование показало, что признаки полового диморфизма в поражении ОДА и 03 у детей школьного возраста начинают прояатяться при рассмотрении структурно-функциональных единиц. Именно поэтому при изолированном рассмотрении поражения ОДА и 03 не было выявлено различий по полу, а при изучении сочетанных форм изменений ОДА и 03 эти различия проявились.

Эти результаты указывают на наличие функциональной связи 03 и ОДА, которую можно определить как зрительно-двигательную функциональную систему [1, 2]. Она подвергается активным внешним воздействиям в период школьного обучения в связи с резким снижением двигательной активности, ограничением пространственного восприятия в закрытых помещениях и перегрузкой 03 на фоне выраженных гормонально-соматических изменений организма ребенка в этот период.

Исходя из вышесказанного считаем, что полученные данные могут косвенно свидетельствовать об особенностях реакции адаптации зрительно-двигательной функциональной системы у девушек на процесс обучения в подростковом возрасте в виде нарастающего напряжения и дисфункции со стороны ОДА и 03 одновременно в большей степени, чем у юношей. С одной стороны, это может быть связано с временными трудностями освоения материала на фоне более серьезного подхода к обучению и одновременно активным процессом полового созревания, в то время как у юношей этот период еще впереди. Одним из факторов воздействия может рассматриваться традиционный подход к спортивному воспитанию девушек и юношей.

Данная проблема должна рассматриваться с точки зрения системного подхода. Изучение состояния здоровья школьников и проблемы соче-танной функциональной патологии, особенно у школьников-подростков, необходимо рассматривать комплексно с привлечением специалистов

разных медицинских направлений (психологи, ортопеды, ревматологи, иммунологи, офтальмологи и др.) с оценкой максимального числа параметров для выявления причин, приводящих к стойкой тенденции нарастания функциональных нарушений со стороны ОДА и ОЗ. Необходимо более углубленное и детальное исследование состояния соединительной ткани подростков в аспекте ее развития.

Выводы. 1. В РФ, в частности в Москве, функциональные изменения со стороны ОДА и 03 у детей-школьников и особенно у подростков являются большой медико-социальной проблемой. У детей ЦАО Москвы выявлены частые нарушения ОДА (35,4%) и 03 (22,5%) в группе детей-подрост-ков школьного возраста. Изменения представлены в основном функциональными нарушениями осанки (104, или 12,9%), оси позвоночника — сколиоз, кифоз, кифосколиоз (94, или 11,7%), плоскостопием (101, или 12,5%), миопией (142, или 17,8%).

2. Отмечено изменение структуры диспансерного учета: увеличение числа лиц групп наблюдения Д2 и ДЗ при снижении числа лиц группы наблюдения Д1. С нарастанием года наблюдения увеличивалось число подростков с функциональными нарушениями здоровья (группа Д2). Изменение распределения школьников по группам диспансерного наблюдения в динамике отражает влияние ежегодно меняющихся социально-экономических и экологических условий на рождаемость и дальнейшее здоровье детей.

3. Здоровье школьника должно рассматриваться системно широким кругом специалистов с оценкой максимального числа параметров для выявления причин, приводящих к стойкой тенденции нарастания функциональных нарушений со стороны ОДА и 03. Необходимо более углубленное и детальное исследование состояния соединительной ткани подростков в аспекте ее развития и участия в формировании функциональных отклонений у школьников.

4. Выявление элементов полового диморфизма при изменениях со стороны ОДА и 03 свидетельствует о большей подверженности девушек этим изменениям, что должно быть рассмотрено при разработке дифференциального подхода к обучению на стадии пубертатного периода у школьников.

5. Полагаем правомерным рассмотрение ОДА и 03 в комплексе зрительно-двигательных процессов. Считаем, что именно особенности адаптации зрительно-двигательной функциональной системы у детей школьного возраста и особенно у девушек подросткового периода приводят к нарастающему напряжению и формированию дисфункций со стороны ОДА и ОЗ.

Литература

1. Аветисов Э. С. Близорукость. — М., 1999.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

3. Базарный В. Ф., Уфимцева Л. П., Оладо Э. Я. и др. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушения осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. — М., 1983. — С. 3—12.

4. Джексенбаева В. А. // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии. — 1973. — Вып. 4. - С. 55-59.

5. Збандут И. С. // Материалы 2-го Всероссийского съезда офтальмологов. — М., 1968. — С. 382—384.

6. Левченко О. Г. // Офтальмол. журн. — 1982. — № 7. - С. 432-434.

7. Медведев А. В. Особенности возникновения и про-грессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса: Дис. ... канд. мед. наук. — Самара, 1999.

8. Нурлыгаянова 3. С. // Актуальные проблемы здоровья населения. — 2000. — С. 70—71.

9. Родионова О. М. Заболеваемость школьников. Оценка состояния здоровья: Дис. ... канд. мед. наук. — М., 1999.

10. Смирнова Т. С. О связи близорукости с общим состоянием организма и некоторых особенностях ее развития у школьников: Дис. ... канд. мед. наук. — М., 1980.

11. Ушакова М. А., Волков В. М., Ушакова Е. Г. Ц Гиг. и сан. - 2004. - № 3. - С. 57-59.

12. Юлес М., Хоно И. Диагностика и патофизиологические основы нейроэндокринных заболеваний. — Будапешт, 1967.

13. Arganaraz R. // Sem. Med. - 1922. - Vol. 2. — P. 1161-1163.

14. Glucksmann J. P. Sexual Dimorphism in Human and Mammalian Biology and Pathology. — 1981. — P. 55— 80.

15. Sourasky A. // Lancet. - 1922. - Vol. 2. — P. 611 — 612.

16. Wood P. H. N. // Br. Med. Bull. - 1981. - Vol. 27. -P. 82-88.

Поступил» 28.09.07

Summary. The Russian Federation and Moscow also show a global tendency for dysfunctions of the locomotor apparatus (LMA) and the organ of vision (OV) to increase. Eight hundred and two adolescents from the Central Administrative District of Moscow were found to have involvements of LMA (35.4%) and OV (22.5%). There were more common abnormal posture (12.9%), spinal axis changes (11.7%), talpes (12.5%), and myopia (17.8%). The follow-ups made from 1997 to 2002 revealed an increase in the number of adolescents with functional changes (D2) with a decrease in that of apparently healthy adolescents (Dl). The changes were prevalent in children born in 1986 onward. Examination of the interaction of LMA and OV as the uniform visual motor system revealed sexual dimorphism suggesting that the girls were more susceptible to these changes, which should be considered while developing a adifferential approach to teaching schoolchildren during pubertal period. Schoolchildren's health status should be systematically considered by a wide circle of specialists to estimate the maximum number of parameters in order to determine the reasons resulting in a steady-state tendency for ODA and OV dysfunctions to progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.