Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМИ АЭРОБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАГРУЗКАХ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМИ АЭРОБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАГРУЗКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ НАГРУЗКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / AEROBIC CAPACITY / PHYSICAL PERFORMANCE / NONSPECIFIC ACTIVATION / COGNITIVE LOAD / ACTIVITY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна, Баранцев Сергей Анатольевич, Герасимов Марк Максимович

Установлено, что школьники 15-16 лет с высокой аэробной работоспособностью характеризуются оптимально сниженной фоновой активированностью и менее выраженными изменениями вегетативных показателей ФС при напряженных когнитивных нагрузках, на фоне повышенной эффективности деятельности и физиологической сопротивляемости стрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна, Баранцев Сергей Анатольевич, Герасимов Марк Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF ADOLESCENTS AGED 15-16-YEARS OLD WITH DIFFERENT AEROBIC ABILITIES UNDER COGNITIVE LOADS

It was found that 15-16-year old schoolchildren with high aerobic performance are characterized by optimally reduced background activity and less pronounced changes in the autonomic parameters of FS under intense cognitive loads, against the background of increased activity efficiency and physiological resistance to stress.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМИ АЭРОБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАГРУЗКАХ»

5. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015), "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219— 231.

6. Sorokanyuk O.V. (2018), "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.

7. Simakov A.M. (2010), "Maintenance of physical readiness of young taekwondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.09.2020

УДК 796+612 +373

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМИ АЭРОБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАГРУЗКАХ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Государственный университет управления, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Государственный университет управления, Москва; Марк Максимович Герасимов, научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской

академии образования, Москва

Аннотация

Установлено, что школьники 15-16 лет с высокой аэробной работоспособностью характеризуются оптимально сниженной фоновой активированностью и менее выраженными изменениями вегетативных показателей ФС при напряженных когнитивных нагрузках, на фоне повышенной эффективности деятельности и физиологической сопротивляемости стрессу.

Ключевые слова: аэробные возможности, физическая работоспособность, неспецифическая активация, когнитивные нагрузки, эффективность деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p195-202

FUNCTIONAL STATE OF ADOLESCENTS AGED 15-16-YEARS OLD WITH DIFFERENT AEROBIC ABILITIES UNDER COGNITIVE LOADS

Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, chairman of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, State University of Management, Moscow, National Research Technological University "MISiS", Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Sergey Anatolyevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, State University of Management, Moscow; Mark Maksimovich Gerasimov, the research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy ofEducation, Moscow

Abstract

It was found that 15-16-year old schoolchildren with high aerobic performance are characterized by optimally reduced background activity and less pronounced changes in the autonomic parameters of FS under intense cognitive loads, against the background of increased activity efficiency and physiological resistance to stress.

Keywords: aerobic capacity, physical performance, nonspecific activation, cognitive load, activity efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

В значительном количестве работ показано, что биоэнергетические возможности организма, физическая работоспособность и двигательная подготовленность существенно влияют на функциональное состояние в условиях напряженной когнитивной деятельности и психосоциального стресса [29, 20, 17, 13, 12, 25]. Вместе с тем, в имеющихся работах не всегда учитывается специфичность функциональных эффектов нагрузок аэробной, анаэробной гликолитической и анаэробной алактатной направленности, проявляющаяся в различные возрастные периоды. Известно, что физиологические механизмы адаптации к физическим упражнениям анаэробного и аэробного характера имеют существенные отличия [6, 19, 10, 2, 11]. Поскольку развитие аэробного, анаэробного гликоли-тического и анаэробного алактатного механизмов энергообеспечения происходит гетеро-хронно и неравномерно [19, 10, 11] можно полагать, что в зависимости от возраста и половой принадлежности школьников уровень развития биоэнергетических возможностей будет оказывать неодинаковое влияние на функциональное состояние (ФС) организма при напряженных когнитивных нагрузках. Анализ и обобщение имеющегося научного материала свидетельствуют о недостаточной разработанности рассматриваемой проблемы, в частности, применительно к учащимся старших классов. Цель исследования - на основе использования комплекса физиологических, поведенческих и субъективных показателей выявить особенности ФС школьников 15-16 лет в условиях когнитивных нагрузок разной степени напряженности в зависимости от развития аэробных возможностей организма.

МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие практически здоровые школьники 15-16 лет (n=146), занимающиеся физическими упражнениями в основной медицинской группе. Работа проводилась с учетом требований Хельсинской декларации. Использовался ком -плекс физиологических, поведенческих и субъективных показателей ФС организма. Для оценки состояния системы вегетативной регуляции физиологических функций проводили регистрацию сердечного ритма и артериального давления крови в условиях покоя и при тестовых когнитивных нагрузках. Регистрацию сердечного ритма проводили в рассматриваемых экспериментальных ситуациях после формирования стационарного состояния [1]. Рассчитывали следующие показатели: среднюю длительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), вариационный размах (MxDMn), средне-квадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по 6-секундным промежуткам, пересчитывалась на 1 минуту. В соответствии с рекомендациями ВОЗ регистрировали артериальное давление крови (систолическое - СД и диастолическое - ДД). Рассчитывали по известным формулам среднее давление (САД), вегетативный индекс Кердо (ВИК), двойное произведение (ДП), индекс Мызникова (ИМ) [7], индекс функциональных изменений (ИФИ) [1].

Моделью когнитивной нагрузки служил специальный протокол работы с таблицами В.Я. Анфимова. Обследование осуществлялось в нескольких экспериментальных ситуациях: а) состояние покоя; б) работа в комфортном темпе; в) работа в максимальном темпе в условиях «помех» и «угрозы наказания» [4]. Перед первым заданием школьникам сообщалось, что необходимо работать в индивидуально удобном темпе, а перед реализацией второго задания - необходимо безошибочно работать в максимально возможном темпе. На основе результатов выполнения двух тестовых нагрузок определяли объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q). Кроме того, эти показатели результативно -сти когнитивной деятельности определяли до и после уроков одновременно с оценкой эмоционального состояния по тесту САН (самочувствие, активность, настроение) [3]. В

условиях выполнения тестовых нагрузок диагностировали показатели эффективности деятельности: A/SI, A/ЧСС, A/ДП, Q/SI, Q/ЧСС, Q/ДП и уровень ситуативной тревожности (СТ) [9]. Для изучения личностных особенностей использовали опросник Филлипса [8].

Для расчета интегральной оценки аэробных возможностей организма использовали величины максимального потребления кислорода (МПК), ватт-пульса (ВтП) и времени удержания «до отказа» нагрузки мощностью 3 Вт/кг ^3Вт/кг). На основе сигмальной шкалы соответственно определяли степень развития аэробной мощности, эффективности и емкости в диапазоне от 1 до 3 баллов. По сумме баллов рассчитывали три уровня развития аэробных возможностей организма в целом. Для обработки полученных эмпирических данных использовали стандартные программы в пакете Statistica. У школьников с высокими и низкими аэробными возможностями сравнивались средние значения более 70 физиологических, поведенческих и субъективных показателей ФС организма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение ФС организма школьников 15-16 лет с высокими и низкими интегральными оценками аэробных возможностей организма в условиях относительного покоя выявило наличие статистически значимых различий (p<0,05-0,001) между ними (таблица). Эти различия касались физиологических, поведенческих и субъективных показателей ФС. В состоянии спокойного бодрствования школьники с высокой интегральной оценкой аэробной работоспособности отличались от сверстников с низкой величиной этого показателя меньшими величинами САД, СД, ДД, ИФИ и большими значениями RRNN (см. табл.). Полученные результаты указывают, что школьники 15-16 лет с высокой производительностью аэробной системы энергообеспечения мышечной деятельности характеризуются в состоянии относительного покоя оптимально сниженной активированностью по ряду вегетативных показателей ФС в сочетании с повышенным адаптационным потенциалом организма.

Таблица - Показатели ФС школьников 15-16 лет (М ± т) в зависимости от уровня интегральной оценки аэробных возможностей организма_

Показатель Высокий уровень Низкий уровень

ЯЯт,,, мс 786,8±21,5 711,2±20,4*

СД0, мм.рт.ст 115,91±1,53 121,34±1,69*

ДДо, мм.рт.ст 68,21±1,61 73,05±1,63*

САД0, мм.рт.ст 92,16±1,22 97,83±1,55**

ИФИ0, отн.ед. 3,17±0,04 3,34±0,04**

ЯЯВД, мс 712,1±20,5 653,5±20,7*

ДД1, мм.рт.ст 69,54±1,47 74,42±1,71*

САД1, мм.рт.ст 92,84±1,23 98,63±1,61**

ИФИ1, отн.ед. 3,58±0,05 3,79±0,04**

А/811, отн.ед. 1,73±0,20 0,99±0,16**

Q/ДП1, отн.ед. 0,14±0,01 010±0,01**

ЧСС2 уд/мин 91,03±1,95 97,78±2,44*

СД2, мм.рт.ст 121,22±1,58 129,47±1,62*

ДП2, отн.ед. 108,42±3,11 119,05±3,24*

САД2, мм.рт.ст 101,32±1,30 105,46±1,56*

ИФИ2, отн.ед. 3,77±0,04 3,91±0,04*

А2, знаков 265,86±15,52 210,43±14,54*

Q2, отн.ед. 9,05±1,00 6,26±0,68*

А/ЧСС2, отн.ед. 2,79±0,14 2,20±0,13**

Q/ЧСС2, отн.ед. 0,11±0,01 0,08±0,01*

Q/ДП2, отн.ед. 0,09±0,01 0,06±0,01*

Q до, отн. ед. 32,78±1,81 27,24±2,06*

ФСС, баллы 17,80±2,15 32,21±3,01***

Настроение до, баллы 7,31±0,18 6,29±0,22***

Настроение после, баллы 7,22±0,18 6,38±0,18**

Примечание: Индексы 0, ъ 2 - показатели ФС в покое, при когнитивной нагрузке в авто- и максимальном темпе, соответственно. ФСС - шкала «Физиологическая сопротивляемость стрессу» теста Филлипса.

При выполнении когнитивной нагрузки с комфортной скоростью у обследуемых групп школьников также обнаружены различия, связанные с уровнем аэробной работоспособности. Подростки с высокой обобщенной оценкой мышечной работоспособности характеризовались меньшими средними значениями САД, ДД, ИФИ и большими средними величинами -О/ДП, А/81, К^ЫЫ (таблица). Наиболее выраженные межгрупповые различия обнаружены при выполнении когнитивной нагрузки с максимальной скоростью в условиях звуковых помех и угрозы «наказания». Эти различия выявлены в отношение ЧСС, СД, ИФИ, А, О/ЧСС, О/ДП, А/ЧСС. Таким образом, школьники 15-16 лет с высокой аэробной производительностью организма при выполнении напряженной когнитивной нагрузки характеризуются повышенной эффективностью деятельности при оптимально сниженном уровне неспецифической активации и меньшем сдвиге вегетативного баланса в сторону усиления активности симпатического отдела ВНС.

Отдельно следует отметить, что сравниваемые группы школьников отличались по ряду показателей ФС не только при тестировании в лабораторных условиях, но и в условиях учебного процесса в образовательном учреждении. Школьники с высокими возможностями аэробной системы энергообеспечения организма характеризовались большей продуктивностью интеллектуальной деятельности до уроков в среду, более высокими оценками по шкале «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» опросника Филлипса и шкале «настроение» теста САН до и после уроков.

Полученные нами результаты, что подростки 15-16 лет с высоким уровнем аэробных возможностей отличаются оптимальной психофизиологической реактивностью и эффективностью деятельности в условиях «стандартного» стрессового воздействия по сравнению с испытуемыми, имеющими низкую аэробную работоспособность, согласуются с имеющимися научными данными [29, 24, 26, 4, 31, 18, 13, 25]. Существует теоретическое представление, что систематическая физическая нагрузка преимущественно аэробного характера может трансформировать пластичность нейронных сетей, управляющих активностью симпатического отдела ВНС. Предполагается, что тренировочные эффекты рационально дозированных занятий физическими упражнениями способствуют ограничению избыточного симпатического возбуждения, ограничивая активность нейронов в областях мозга, ответственных за регуляцию вегетативных функций [23]. Имеются также исследования, подтверждающие положительное влияние физических упражнений аэробного характера на функционирование ЦНС, продуктивность когнитивной деятельности, совершенствование характеристик психосоциального развития и академическую успеваемость детей и подростков [22, 30, 14, 21, 12, 13]. Отдельно следует отметить, что уровень аэробных возможностей влияет на эффективность психофизиологических реакций [6, 15]. При воздействии стрессоров различной природы отмечается меньшее увеличение в плазме крови концентрации адреналина, норадреналина, АКТГ, кортизола, а также уменьшение сдвигов артериального давления крови, частоты сердечных сокращений, потребности миокарда в кислороде [16, 18, 15].

По имеющимся данным, у лиц с хорошо развитой системой аэробного энергообеспечения мышечной деятельности, отмечается более совершенное функционирование механизмов регуляции ФС организма, проявляющееся на уровне стресс-реализующих и стресс-ограничивающих систем в повышении мощности и экономичности реагирования на действие самых разнообразных факторов среды [5, 28, 27]. В целом эти долговременные адаптационные изменения способствуют снижению выраженности психофизиологических реакций в стрессовых условиях [5, 28, 2].

Оптимизация психофизиологической реактивности, происходящая в процессе адаптации к физическим нагрузкам аэробной направленности, находит проявление при напряженной когнитивной нагрузке, главным образом, за счет совершенствования перекрестных неспецифических реакций организма. Увеличение мощности и экономичности неспецифических реакций обеспечивает повышение резистентности не только физиче-

ским нагрузкам аэробной направленности, но и к действию разнообразных социальных, природных и временных факторов, в том числе и напряженной психической деятельности. Выявленные различия могут быть связаны не только с воздействием систематической физической нагрузки аэробного характера, но и наследственными факторами, определяющими аэробную работоспособность человека в ходе онтогенеза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнение ФС школьников 15-16 лет с разным уровнем аэробных возможностей организма выявило различия в отношении ряда физиологических, поведенческих и субъективных показателей. Установлено, что мальчики-подростки с высокой обобщенной оценкой аэробной работоспособности, характеризуются сниженной фоновой активиро-ванностью и менее выраженными сдвигами ряда показателей ФС при когнитивных нагрузках, выполняемых с комфортной и максимальной скоростью. Они отличаются повышенными оценками результативности познавательной деятельности, физиологической сопротивляемости стрессу и настроения. Важно отметить, что онтогенетический аспект проблемы улучшения ФС школьников на основе направленного развития аэробных возможностей организма, остается малоизученным.

Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 20-013-00134).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья // Проблемы адаптации и учение о здоровье : учебное пособие / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Москва : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. - С. 119-165..

2. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: монография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. -Москва : Советский спорт, 2011. - 160 с.

3. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. - Псков : Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

4. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011.- Т. 37, № 5. - С. 61-72.

5. Медведев, В.И. Адаптация человека / В. И. Медведев. - Санкт-Петербург : Институт мозга РАН, 2003. - 584 с.

6. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П.Л. Гринхафф. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 295 с.

7. Мызников, И.Л. Оценка адаптивного поведения организма по гемодинамическим параметрам / И.Л. Мызников // Гигиена и санитария. - 1993. - № 1. - С. 62-63.

8. Рогов, В. И. Настольная книга практического психолога в образовании / В. И. Рогов. -Москва : Владос, 1995. - 529 с.

9. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера / Л.Н. Собчик. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 128 с.

10. Физиология развития ребенка : руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. -768 с.

11. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? / N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus // Br J Sports Med. 2015. - Vol. 49, № 13. - P. 860-864.

12. Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children / L. Chaddock-Heyman, K.I. Erickson, M.A. Chappell, C.L. Johnson [et al.] // Dev Cogn Neurosci. 2016. - № 20. - P. 52-58.

13. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children : A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli, J.L. Etnier, S. Lee, P. Tomporowski, K. Lambourne, A.N. Szabo-Reed // Med Sci Sports Exerc. - 2016. - Vol. 48, № 6. - P. 1223-1224.

14. Duncan, M. The effect of differing intensities of acute cycling on preadolescent academic achievement / M. Duncan, A. Johnson // Eur J Sport Sci. - 2013. - Vol. 14, № 3. - P. 279-286.

15. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin. - NY : Springer, 2013. - 486 p.

16. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis / K. Forcier, L.R. Stroud, G.D. Papandonatos, B. Hitsman [et al.] // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25, № 6. - P. 723-739.

17. Aerobic capacity, weight status and self-concept in schoolchildren / A. Galvez Casas, P.L. Rodriguez Garcia, A. Rosa Guillamon, E. García-Canto, J.J. Perez Soto, P. Tarraga Lopez, L. Tarraga Marcos // Clin Investig Arterioscler. - 2016. - Vol. 28, №1. - P. 1-8.

18. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zour-dos, E.O. Acevedo // Frontiers in Physiology. - 2013. - Vol. 4. - P. 314-318.

19. Anaerobic and aerobic enzyme activities in human skeletal muscle from children and adults / J.J. Kaczor, W. Ziolkowski, J. Popinigis, M.A. Tarnopolsky // Pediatr Res. - 2005. - Vol. 57, № 3. - P. 331-335.

20. Krivolapchuk, I. A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012. - Vol. 65, № 2. - R 173-185.

21. Lees, G. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials / G. Lees, J. Hopkins // Prev Chronic Dis. - 2013. - Vol. 10. - E174.

22. Effects of a classroom-based program on physical activity and on-task behavior / M.T. Mahar, S.K. Murphy, D.A. Rowe, J. Golden, A.T. Shields, T.D. Raedeke //Med Sci Sports Exerc. - 2006. - Vol. 38, № 12. P. 2086-2094.

23. Mueller, P.J. Physical (in) activity-dependent alterations at the rostral ventrolateral medulla: influence onsympathetic nervous system regulation / P.J. Mueller // Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol. - 2010. - Vol. 298., № 6. - P. 1468-1474.

24. Rimmele, U. The level of physical activity affects adrenal and cardio / U. Rimmele, R. Seiler, B. Marti [et al.] // Psychoneuroendocrinology. - 2009. -Vol. 34., № 2. - P. 190-198.

25. Role of Physical Activity and Sedentary Behavior in the Mental Health of Preschoolers, Children and Adolescents: a Systematic Review and Meta-Analysis / M. Rodriguez-Ayllon, C. Cadenas-Sanchez, F. Estevez-Lopez [et al.] // Sports Medicine. - 2019. - Vol. 49, issue 9. - P. 1383-1410.

26. Roemmich, J.N. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J Horvath // Psychophysiology. - 2009. - Vol. 46, № 4. - P. 852.

27. Sheinbein, S.T. Psychosocial Mediators of the Fitness-Depression Relationship Within Adolescents / T.A. Petrie, S. Martin, C.A Greenleaf // J Phys Act Health. 2016. - Vol. 13, №7. - P. 719-725.

28. Sothmann, M.S. The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training / M.S. So-thmann // Psychobiology of physical activity / Eds. E. O. Acevedo, P. Ekkekakis. - Champaign : Human Kinetics Publishers. 2006. - P. 152-154.

29. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding, L.A. Lyon, D.H. Steel, B.D. Hatfield // Psycho-physiology. - 2004. - Vol. 41, № 4. - P. 552-562.

30. Physical education, obesity, and academic achievement: a 2-year longitudinal investigation of Australian elementary school children / R.D. Telford, R.B. Cunningham, R. Fitzgerald [et al.] //Am J Public Health. - 2012. - Vol. 102, № 2. - P. 368-374.

31. Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance / D. Wasley, A. Taylor, K. Backx, A. Williamon // Work. - 2012. - Vol. 41, № 1. - P. 27-32.

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. (2006), "Basic principles of measuring the level of health", Problems of adaptation and the doctrine of health, Publishing house of RUDN, Moscow, pp. 119-165.

2. Volkov, N.I. and Oleinikov, V.I. (2011), Bioenergetics of sport: monograph, Soviet sport, Moscow.

3. Eliseev, O.P. (1994), Constructive typology andpsychodiagnostics of personality, publishing house of the Pskov Regional Institute for Teachers Improvement, Pskov.

4. Krivolapchuk, I.A. (2011), "The effectiveness of the use of physical exercises to control the functional state of anxious children 6-8 years old", Human Physiology, Vol. 37, No. 5, pp. 61-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Medvedev, V.I. (2003), Human adaptation, Brain Institute RAS, St. Petersburg.

6. Mohan, R., Glesson, M. and Greenhuff, P.L. (2001), Biochemistry of muscle activity and physical training, Olympic Literature, Kiev.

7. Myznikov, I.L. (1993), "Assessment of the adaptive behavior of the organism by hemodynamic parameters", Hygiene and Sanitation, No. 1, pp. 62-63.

8. Rogov, V.I. (1995), Handbook of a practical psychologist in education, Vlados, Moscow.

9. Sobchik, L.N. (2006), Method of color choices - modification of the Luscher color test, Rech, St. Petersburg.

10. Ed. Bezrukikh M.M. and Farber D.A. (2010), Physiology of Child Development: A Guide to Developmental Physiology, publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

11. Armstrong, N., Barker, A.R. and McManus, A.M. (2015), "Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance", Br J Sports Med, Vol. 49, No. 13, pp. 860-864.

12. Chaddock-Heyman, L., Erickson, K.I., Chappell, M.A. and Johnson C.L. (2016), "Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children", Dev Cogn Neurosci., No. 20, pp. 52-58.

13. Donnelly, J.E., Hillman, C.H., Castelli, D., Etnier, J.L., Lee, S., Tomporowski, P.,. Lam-bourne, K. and Szabo-Reed, A.N. (2016), "Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review", Med Sci Sports Exerc., Vol. 48, No. 6, pp. 1223-1224.

14. Duncan, M. and Johnson, A. (2013), "The effect of differing intensities of acute cycling on preadolescent academic achievement", Eur J Sport Sci., Vol. 14, No. 3, pp. 279-286.

15. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Response, Springer, NY.

16. Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D. and Hitsman, B. (2006), "Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: metaanalysis", Health Psychol., Vol. 25, No. 6, pp. 723-739.

17. Galvez Casas, A., Rodriguez Garcia, P.L., Rosa Guillamon, A., Garcia-Canto, E., Perez Soto, J.J., Tarraga Lopez, P. and Tarraga Marcos, L. (2016), "Aerobic capacity, weight status and self-concept in schoolchildren", Clin InvestigArterioscler., Vol. 28, No. 6, pp. 1-8.

18. Huang, C.J., Webb, H.E., Zourdos, M.C. and Acevedo, E.O. (2013), "Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity", Front Physiol., Vol. 7, No. 4, pp. 314-318.

19. Kaczor, J.J., Ziolkowski, W., Popinigis, J. and Tarnopolsky, M.A. (2005), "Anaerobic and aerobic enzyme activities in human skeletal muscle from children and adults", Pediatr Res., Vol. 57, No. 3, pp. 331-335.

20. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, Vol. 65, No. 2, pp. 173-185.

21. Lees, G. and Hopkins, J. (2013), "Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials", Prev Chronic Dis., Vol. 10, E174.

22. Mahar, M.T., Murphy, S.K., Rowe, D.A., Golden, J., Shields, A.T. and Raedeke, T.D. (2006), "Effects of a classroom-based program on physical activity and on-task behavior", Med Sci Sports Exerc., Vol. 38, No. 12, pp. 2086-2094.

23. Mueller, P.J. (2010), "Physical (in)activity-dependent alterations at the rostral ventrolateral medulla: influence onsympathetic nervous system regulation", Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol., Vol. 298, No. 6, pp. 1468-1474.

24. Rimmele, U., Seiler, R. and Marti, B. (2006), "The level of physical activity affects adrenal and cardio", Psychoneuroendocrinology, Vol. 34, No. 2, pp. 190-198.

25. Rodriguez-Ayllon, M., Cadenas-Sanchez C. and Estevez-Lopez F. (2019), "Role of Physical Activity and Sedentary Behavior in the Mental Health of Preschoolers, Children and Adolescents: A Systematic Review and Meta-Analysis", Sports Med, Vol. 49, No. 9, pp. 1383-1410, doi:10.1007/s40279-019-01099-5.

26. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J. (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4, pp. 852.

27. Sheinbein, S.T., Petrie, T.A., Martin, S. and Greenleaf, C.A. (2016), "Psychosocial Mediators of the Fitness-Depression Relationship Within Adolescents", J Phys Act Health., Vol. 13, No. 7, pp. 719725.

28. Sothmann, M. S. (2006), "The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training", Psychobiology of physical activity, Eds. E.O. Acevedo and P. Ekkekakis., Human Kinetics Publishers, Champaign, pp. 152-154.

29. Spalding, T.W., Lyon, L.A., Steel, D.H. and Hatfield, B.D. (2004), "Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women", Psychophysiology, Vol. 41, No. 4, pp. 552-562.

30. Telford, R.D., Cunningham, R.B. and Fitzgerald, R. (2012), "Physical education, obesity, and academic achievement: a 2-year longitudinal investigation of Australian elementary school children", Am J Public Health, Vol. 102, No. 2, pp. 368-374.

31. Wasley, D., Taylor, A., Backx, K., Williamon, A. (2012), "Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance", Work, Vol. 41, No. 1, pp. 27-32.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2020

УДК 796.035

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОССТАНОВЛЕНИИ И СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Файрузана Урановна Кривошапкина, магистрант, Сардаана Ивановна Колодезникова,

доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Изучаемая тема связана с обоснованием значимости лечебной физической культуры в современных условиях. В период распространения коронавируса проблема реабилитации здоровья стоит как никогда остро, требует детального изучения вопроса. Цель исследования - разработка системы индивидуального сопровождения сохранения и восстановления здоровья населения с применением методики восстановительных мероприятий. Предложена модель адаптированной системы индивидуального сопровождения сохранения и восстановления здоровья населения средствами лечебной физкультуры. Представлен комплекс лечебно-восстановительных мероприятий.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, здоровье, восстановление, население, ко-ронавирус, индивидуальный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p202-205

TO THE QUESTION ABOUT THE ROLE OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN RESTORING AND PRESERVING POPULATION HEALTH IN MODERN

CONDITIONS

Fairuzana Uranovna Krivoshapkina, the master student, Sardaana Ivanovna Kolodeznikova,

the senior lecturer, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The topic under study is related to the substantiation of the importance of physical therapy in modern conditions. During the spread of the coronavirus, the problem of health rehabilitation is more acute than ever, and it requires a detailed study of the issue. The aim of the study is to develop a system of individual support by physical therapy for the preservation and restoration of the patient's health using the method of rehabilitation measures. A model of an adapted system of individual support for the preservation and restoration of health of the population by means of physiotherapy exercises is proposed. A complex of medical and rehabilitation measures is presented.

Keywords: remedial physical culture, health, recovery, population, coronavirus, individual approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.