Научная статья на тему 'Аэробная мощность и функциональное состояние детей 6-7 лет при напряженной когнитивной нагрузке'

Аэробная мощность и функциональное состояние детей 6-7 лет при напряженной когнитивной нагрузке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНАЯ МОЩНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние школьников 6-7 лет в значительной степени зависит от уровня развития аэробных возможностей организма. Установлено, что дети с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения, отличаются от нетренированных сверстников меньшей активированностью в состоянии спокойного бодрствования и менее выраженными изменениями вегетативных показателей функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке на фоне высокой эффективности деятельности и сниженного уровня ситуативной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aerobic power and 6-7 aged children’s functional state at intensive cognitive tension

The research results show that 6-7 aged schoolchildren’s functional state broadly depends on organism’s aerobic capabilities development level. It has been stated out that the children with high power of aerobic system power supply differ from unexercised equals in age with less operation at the quiet wakefulness state and less expressed changes of vegetative indexes of functional state at tense cognitive tension on the background of high activity effectiveness and decreased level of state anxiety.

Текст научной работы на тему «Аэробная мощность и функциональное состояние детей 6-7 лет при напряженной когнитивной нагрузке»

УДК 159.9:612

АЭРОБНАЯ МОЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние школьников 6-7 лет в значительной степени зависит от уровня развития аэробных возможностей организма. Установлено, что дети с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения, отличаются от нетренированных сверстников меньшей активированностью в состоянии спокойного бодрствования и менее выраженными изменениями вегетативных показателей функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке на фоне высокой эффективности деятельности и сниженного уровня ситуативной тревожности.

Ключевые слова: аэробная мощность, функциональное состояние, эффективность когнитивной деятельности, тревожность.

AEROBIC POWER AND 6-7 AGED CHILDREN'S FUNCTIONAL STATE AT

INTENSIVE COGNITIVE TENSION Igor Allerovich Krivolapchuk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow

Annotation

The research results show that 6-7 aged schoolchildren's functional state broadly depends on organism's aerobic capabilities development level. It has been stated out that the children with high power of aerobic system power supply differ from unexercised equals in age with less operation at the quiet wakefulness state and less expressed changes of vegetative indexes of functional state at tense cognitive tension on the background of high activity effectiveness and decreased level of state anxiety.

Keywords: aerobic power, functional state, cognitive activity effectiveness, anxiety.

В настоящее время особое значение придается исследованиям, направленным на профилактику и коррекцию неблагоприятных изменений функционального состояния (ФС) детей в процессе обучения. Имеются сведения о том, что выраженность сдвигов ФС при познавательной деятельности и учебные достижения школьников находится в зависимости от уровня аэробной производительности организма [34, 22, 33]. В ряде работ установлено положительное влияние аэробных компонентов физической работоспособности на отдельные показатели ФС в условиях психологического стресса и напряженных когнитивных нагрузок. Необходимо, однако, подчеркнуть, что работы, выполненные при участии детей, единичны. Они затрагивают лишь частные аспекты проблемы повышения стрессоустойчивости и улучшения когнитивной деятельности школьников [19, 20, 3, 35, 37, 14 и др.].

Следует отметить особую значимость оптимизации ФС и повышения стрессоустой-чивости школьников средствами физического воспитания в критические периоды развития. Ключевым из таких периодов является возраст начала систематического обучения в школе, когда качественные перестройки в деятельности всех физиологических систем совпадают с резкой сменой социальных условий, что приводит к напряжению адаптационных механизмов и возможной дезадаптации [2, 6, 10, 16].

Цель исследования - выявить особенности ФС организма школьников 6-7 лет, характеризующихся высоким и низким уровнем развития аэробной мощности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие дети 6-7 лет (n=127), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Работа осуществлялась в соответствие с

требованиями Хельсинской декларации. Исследование проводилось с 9 до 11 часов в дни оптимальной работоспособности (вторник, среда).

В качестве модели когнитивной нагрузки использовали компьютеризированный вариант работы с буквенными таблицами В.Я. Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго - им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью. По результатам выполнения тестового задания определяли объём работы (А), рассчитывали коэффициент продуктивности (Q). Продуктивность деятельности исследовалась также в условиях образовательного учреждения до ( Адо, Qдо) и после ( Апо-сле, Qпосле) уроков в среду по традиционной методике. Перед выполнением каждого задания у испытуемых с помощью варианта 8-цветового теста Люшера определяли уровень ситуативной тревожности (СТ) и коэффициент вегетативного тонуса (КВТ) [7].

Для оценки степени напряженности регуляторных систем применяли математический анализ сердечного ритма [1]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Анализировались 100 последовательных кардиоинтервалов. Определяли среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Рассчитывали пульсовое (ПД) и среднее давление (СрАД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Мызни-кова (ИМ) [5], индекс функциональных изменений (ИФИ) [1].

Эффективность деятельности оценивали на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. Для этого определяли такие показатели как Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП.

В качестве информативных интегральных показателей максимальной мощности аэробного процесса использовали величины максимального потребления кислорода (МПК) и физической работоспособности по тесту PWC170 [9, 8].

В ходе статистической обработки полученных данных была осуществлена градация всей выборки испытуемых по трем уровням развития аэробных возможностей организма. С помощью сигмальной шкалы по каждой переменной определялся уровень аэробной мощности. Величины, лежащие в пределах M±0,67c, соответствовали среднему уровню (n=65). Результаты, имеющие более значительные отклонения от средней в сторону увеличения или уменьшения, относились к высокому (n=30) и низкому (n=32) уровням. Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Sta-tistica.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение показателей ФС организма школьников 6-7 лет в состоянии относительного покоя выявило статистически значимые различия (p <0,05-0,01), обусловленные уровнем аэробной мощности. Дети, имеющие высокий МПК, отличались от учащихся с низким уровнем аэробных возможностей меньшими (p <0,01) величинами ЧСС (рисунок).

Учащиеся с высоким уровнем аэробной работоспособности по тесту PWC170 характеризовались сниженными (p <0,05) величинами ЧСС, ДД, СрАД и ВИК (рисунок) по сравнению со сверстниками, проявляющими недостаточную аэробную подготовленность.

Таким образом, можно полагать, что дети 6-7 лет с высокой аэробной производительностью в состоянии спокойного бодрствования характеризуются низкой фоновой ак-тивированностью по вегетативным показателям ФС.

При реализации тестовой когнитивной нагрузки в режиме «автотемп» у школьников, характеризующиеся высоким уровнем МПК, наблюдались более низкие значения (р <0,05-0,01) ЧСС, СТ и более высокие (р <0,05) - А, А/ЧСС и 0/ЧСС по сравнению со школьниками с низкой аэробной производительностью организма (рисунок). При работе в режиме «максимальный темп» между ними также были обнаружены различия (р <0,05), касающиеся А, А/ЧСС, А/ДП, А/8! и ^/Б! (рисунок).

120 100 80 60 -I 40 -| 20

МПК, мл/мин*кг

□ Высокий □ Низкий

О.

А-Г Ж ЛР Ж

сИ ч^ о*^ о^ „ Л „Л „Л „Л „ Т

Л?' гс4, ^

4& & ^

V ¿У гО1 ^

^ Л V

& # & # г *

/ I / У У#

(•V

# 4

-г ся ся ^ с*

&

^ сГ

Примечание: представлены значимые различия (р <0.05-0.001) между детьми с высоким у низким уровнями аэробной мощности. Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое, при информационной нагрузке в авто- и максимальном темпе, соответственно.

Рисунок - Показатели ФС детей 6-7 лет в зависимости от уровня аэробной мощности

Школьники с высоким уровнем работоспособности по тесту PWC170 при выполнении тестового задания в режиме «автотемп», отличались от детей с недостаточной подготовленностью, низкими величинами СрАД, КВТ и СТ (р <0,05-0.01). При выполнении тестового задания с максимальной скоростью были обнаружены различия в отношении ДД, СрАД, А/ДП, А/Б!, 0/Б! (р <0,05) (рисунок).

Таким образом, школьники 6-7 лет с высоким уровнем аэробной мощности при реализации напряженной когнитивной нагрузки характеризуются повышенной эффективностью деятельности на фоне сниженного рабочего уровня неспецифической активации и ситуативной тревожности.

Необходимо отметить, что дети со средним уровнем МПК и PWCl7o, в подавляющем большинстве случаев занимали «промежуточное» положение по величине рассматриваемых показателей ФС как в покое, так и при выполнении когнитивной нагрузки (рисунок).

Результаты исследования указывают на то, что разные показатели мощности аэробного процесса в неодинаковой степени определяют особенности функционального состояния детей при напряженной познавательной деятельности, отражая системный характер аэробной производительности организма, элементы которой по-разному проявляют её общие системные свойства. Полученные данные о том, что школьники 6-7 лет с хорошо развитой аэробной энергетикой отличаются высокой эффективностью напряженной

когнитивной деятельности в сочетании более экономичной вегетативной реактивностью, согласуются с результатами ряда других работ. В этих работах показано, что у детей с высоким уровнем аэробных возможностей организма психофизиологическая реактивность на «стандартную» стрессорную нагрузку снижена по сравнению с испытуемыми, проявляющими низкую аэробную работоспособность, а эффективность деятельности - повышена [36, 13, 11, 29, 28, 18, 21, 30]. Установлено также, что высокий уровень аэробной работоспособности положительно влияет на различные структуры и функции мозга, способствуют улучшению академической успеваемости [34, 22, 33], снижению тревожности [32, 27, 26, 24, 25, 4], совершенствованию когнитивных и психосоциальных характеристик детей и подростков [17, 23, 33, 15, 22, 31, 14, 12].

Результаты исследования позволяют предположить, что дети 6-7 лет с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения мышечной деятельности характеризуются комплексом неспецифических многоуровневых адаптационных изменений ФС. Эти изменения, приводят к тому, что один и тот же периферический эффект обеспечивается за счет меньшего напряжения центральных механизмов регуляции ФС при менее значительном выделении гормонов, медиаторов и регуляторных метаболитов в ответ на любые внешние воздействия, достигающие порогового уровня. Поскольку неспецифические реакции реализуются при действии на человека широкого спектра «сильных» природных и социальных факторов, совершенствование их регуляции, происходящее в процессе адаптации к нагрузкам аэробной направленности, проявляется и при различных неблагоприятных воздействиях. Увеличение мощности и экономичности неспецифических реакций организма в этих условиях обусловливает возрастание устойчивости не только к физическим нагрузкам аэробной направленности, но и к психосоциальным стрессорам и напряженной когнитивной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние школьников 6-7 лет в значительной степени зависит от уровня развития аэробных возможностей организма.

Установлено, что дети с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения, отличаются от нетренированных сверстников меньшей активированностью в состоянии спокойного бодрствования и менее выраженными изменениями вегетативных показателей функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке на фоне высокой эффективности деятельности и сниженного уровня ситуативной тревожности.

Материалы исследования открывают новые перспективы направленного использования физических упражнений аэробного характера в целях профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функционального состояния детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.

Работа поддержана грантом РФФИ (№ 17-06-00162а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья // Проблемы адаптации и учение о здоровье / Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - С. 119-165.

2. Брязгунов, И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков / И.П. Брязгунов, А.Н. Михайлов, Е.В. Столярова. - М. : ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008. - 144 с.

3. Демидов, В.А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки / В.А. Демидов, Д.Н. Мальцев, А.А. Мавлиев // Физиология человека. - 2008. - Т. 38. - № 4. - С. 133-140.

4. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011. - Т. 37. - № 5. - С. 61-72.

5. Мызников, И. Л. Оценка адаптивного поведения организма по гемодинамическим параметрам / И. Л. Мызников // Гигиена и санитария. - 1993. - № 1. - С. 62-63.

6. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 432 с.

7. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2006. - 128 с.

8. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

9. Сонькин, В. Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека / В. Д. Сонькин // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. - № 3.

- С. 1-19.

10. Физиология развития ребенка : руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М. : Изд.-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с

11. Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men / H.M. Reims, K. Sevre, E. Fossum, H. Mellem, I.K. Eide, S.E. Kjeldsen // Blood Press. - 2005. - Vol. 14. - №. 4. - P. 217-226.

12. Aerobic capacity, weight status and self-concept in schoolchildren / A. Galvez Casas, P.L. Rodriguez Garcia, A. Rosa Guillamon, E. Garcia-Canto, J.J. Perez Soto, P. Tarraga Lopez, L. Tarraga Marcos // Clin Investig. Arterioscler. - 2016. - Vol. 28. - № 1. - P. 1-8.

13. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding, L.A. Lyon, D.H. Steel, B.D. Hatfield // Psychophys-iology. - 2004. - Vol. 41. - № 4. - P. 552-562.

14. Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children/ L. Chad-dock-Heyman, K.I. Erickson, M.A. Chappell, C.L. Johnson, C. Kienzler, A. Knecht, E.S. Drollette, L.B. Raine, M.R. Scudder, S.C. Kao, C.H. Hillman, AF. Kramer // Dev Cogn Neurosci. - 2016. - Vol. 20, - № 10. - P. 52-58.

15. Affective responses of physically active and sedentary individuals during and after moderate aerobic exercise/ J. Reed, K.E. Berg, R.W. Latin, J.P. La Voie // J Sports Med Phys Fitness. - 1998. - Vol. 38. - № 3. - P. 272-278.

16. Berk, L.E. Child Development / L.E. Berk. - Illinois : Published by Pearson, 2012. - 816 p.

17. Callaghan, P. Exercise: a neglected intervention in mental health care? / P. Callaghan // J. Psychiatric and Mental Health Nursing. - 2004. - Vol. 11. - № 4. - P. 476-483.

18. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zourdos, E.O. Acevedo // Front Physiol. - 2013. - Vol. 7. - № 4. - P. 314-318.

19. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. - 2004. - Vol. 98. - № 1. - P. 319-324.

20. Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children / M.M. Ribeiro, A.G. Silva, N.S. Santos, I. Guazzelle, L.N. Matos, I.C. Trombetta, A. Halpern, C.E. Negrao, S.M. Villares // Circulation. - 2005. - Vol. 111. - № 15. - P. 1915-1923.

21. Does the level of physical exercise affect physiological and psychological responses to psychosocial stress in women? / S. Klaperski, B. von Dawans, M. Heinrichs, R. Fuchs // Psychology of Sport and Exercise. - 2013. - Vol. 14. - Issue 2. - P. 266-274.

22. Duncan, M. The effect of differing intensities of acute cycling on preadolescent academic achievement / M. Duncan, A. Johnson // Eur J Sport Sci. - 2013. - Vol. 14. - № 3. - P. 279-286.

23. Effects of a classroom-based program on physical activity and on-task behavior / M.T. Mahar, S.K. Murphy, D.A. Rowe, J. Golden, A.T. Shields, T.D. Raedeke // Med Sci Sports Exerc. - 2006. - Vol. 38. - № 12. - P. 2086-2094.

24. Effects of acute resistance training of different intensities and rest periods on anxiety and affect / W.S. Bibeau, J.B. Moore, N.G. Mitchell, T. Vargas-Tonsing, J.B. Bartholomew // J Strength Cond Res. -2010. - Vol. 24. - № 8. - P. 2184-2191.

25. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin.

- NY : Springer, 2013. - 486 p.

26. Guszkowska, M. State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises / M. Gusz-kowska // Biomedical Human Kinetics. - 2009. - № 1. - P. 6-10.

27. Hale, B.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training / B.S. Hale, K.R. Koch, J.S. Raglin // Br. J. Sports Med. - 2002. - Vol. 36. - № 2. - P. 105-107.

28. Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance / D. Wasley, A. Taylor, K. Backx, A. Williamon // Work. - 2012. - Vol. 41. - № 1. - P. 27-32.

29. Krivolapchuk, I.A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8-year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012.

- Vol. 65. - № 2. - P. 173-185.

30. Lambiase, M.J. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth / M.J. Lambiase, J. Dorn, J.N. Roemmich // Am J Hypertens. - 2013. - Vol. 26.

- № 3. - P. 409-415.

31. Lees, G. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children : A Systematic Review of Randomized Control Trials / G. Lees, J. Hopkins // Prev Chronic Dis. - 2013. - Vol. 10. - №. 10. - P. 174.

32. Petruzzello, S.J. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms / S.J. Petruzzello, D.M. Landers, B.D. Hatfield // Sports Med. - 1991. - Vol. 11. - № 3. - P. 143-182.

33. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children : A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli, J.L. Etnier, S. Lee, P. Tomporowski, K. Lambourne, A.N. Szabo-Reed // Med Sci Sports Exerc. - 2016. - Vol. 48. - № 6. - P. 1223-1224.

34. Physical education, obesity, and academic achievement : a 2-year longitudinal investigation of Australian elementary school children / R.D. Telford, R.B. Cunningham, R. Fitzgerald, LS Olive, L. Prosser, X. Jiang, R.M. Telford // Am J Public Health. - 2012. - Vol. 102. - № 2. - P. 368-374.

35. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J Horvath // Psychophysiology. - 2009. - Vol. 46. - № 4. - P. 852.

36. Steptoe, A. Cardiovascular activity during mental stress following vigorous exercise in sportsmen and inactive men / A. Steptoe, N. Kearsley, N. Walters // Psychophysiology. - 1993. - Vol. 30. - № 3.

- P. 245-252.

37. The level of physical activity affects adrenal and cardio / U. Rimmele, R. Seiler, B. Marti, P.H. Wirtz, U. Ehlert, M. Heinrichs // Psychoneuroendocrinology. - 2009. - Vol. 34. - № 2. - P. 190-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Baevskij, R.M. (2006), "Basic principles of measuring the level of health", in book Adaptation problems and health theory, publishing house RUDN. Moscow, pp. 119-165.

2. Bryazgunov, I.P., Mikhailov, A.N. and Ctolyarova, E.V. (2008), Post-traumatic stress disorder in children and adolescents, MEDPRAKTIKA-M, Moscow.

3. Demidov, V.A., Maltsev, D.N., Mavliev, A.A. (2008), "Influence of increased motor activity on cardio hemodynamic resistance of adolescents under conditions of intense information load", Fiziologiya cheloveka, Vol. 38, No. 4. pp. 133-140.

4. Krivolapchuk, I.A. (2011), "Efficiency of using physical exercises to manage the functional state of anxious children 6-8 years old", Fiziologiya cheloveka, Vol. 37, No. 5. pp. 61-72.

5. Myznikov, I.L. (1993), "Evaluation of adaptive behavior of the organism according to hemodynamic parameters", Gigiena i sanitariya, No 1, pp. 62-63.

6. Ed. Farber, D.A. and Bezrukih, M.M. (2009), Development of the brain and the formation of cognitive activity of the child, publisher Moscow psychology-social institute, Moscow.

7. Sobchik, L.N. (2006), Method of color choices - a modification of the color test of Lusher, Rech, St. Petersburg.

8. Sonkin, V.D. and Tambovceva, R.V. (2011), Physical working capacity and energy supply of muscular function in postnatal ontogenesis of a person, LIBROKOM, Moscow.

9. Sonkin, V.D. (2007), "Physical working capacity and energy supply of muscular function in postnatal ontogenesis of a person", Fiziologiya cheloveka, Vol. 33, No. 3. pp.1-19.

10. Ed. Bezrukih, M.M. and Farber, D.A. (2010), Physiology of Child Development: A Guide to Age Physiology, publisher Moscow psychology-social institute, Moscow.

11. Reims, H.M., Sevre, K., Fossum, E., Mellem, H., Eide, I.K., Kjeldsen, S.E. (2005), "Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men", Blood Press, Vol. 14, No 4, pp. 217-226.

12. Galvez Casas, A., Rodriguez Garcia, P.L., Rosa Guillamon, A., Garcia-Canto, E., Perez Soto, J.J., Tarraga Lopez, P. and Tarraga Marcos, L. (2016), "Aerobic capacity, weight status and self-concept in schoolchildren", Clin Investig Arterioscler., Vol. 28, No. 1, pp. 1-8.

13. Spalding, T.W., Lyon, L.A., Steel, D.H. and Hatfield, B.D. (2004), "Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women",

Psychophysiology, Vol. 41, No. 4. pp. 552-562.

14. Chaddock-Heyman, L., Erickson K.I., Chappell M.A., Johnson C.L., Kienzler C., Knecht A., DrolletteE.S., Raine L.B., Scudder M.R., Kao S.C., Hillman C.H. and Kramer A.F. (2016), "Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children", Dev Cogn Neurosci., Vol. 20, No. 10, pp. 52-58.

15. Reed, J., Berg, K.E., Latin, R.W. and La Voie, J.P. (1998), "Affective responses of physically active and sedentary individuals during and after moderate aerobic exercise", J Sports Med Phys Fitness, Vol. 38, No. 3, pp. 272-278.

16. Berk, L.E. (2012), Child Development, published by Pearson, Illinois.

17. Callaghan, P. (2004), "Exercise: a neglected intervention in mental health care?", J. Psychiatric and Mental Health Nursing, Vol. 11, No 4, pp. 476-483.

18. Huang, C.J., Webb, H.E., Zourdos, M.C. and Acevedo, E.O. (2013), "Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity", Front Physiol., Vol. 7, No. 4, pp. 314-318.

19. Crews, D.J., Lochbaum, M.R. and Landers D.M. (2004), "Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children", PerceptMotSkills., Vol. 98, No. 1. pp. 319-324.

20. Ribeiro, M.M., Silva, A.G., Santos, N.S., Guazzelle, I., Matos, L.N., Trombetta, I.C., Halpern, A., Negrao, C.E., Villares, S.M. (2005), "Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children", Circulation, Vol. 111, No. 15. pp. 1915-1923.

21. Klaperski, S., von Dawans, B., Heinrichs, M. and Fuchs, R. (2013), "Does the level of physical exercise affect physiological and psychological responses to psychosocial stress in women", Psychology of Sport and Exercise, Vol. 14, Issue 2, pp. 266-274.

22. Duncan, M. and Johnson, A. (2013), "The effect of differing intensities of acute cycling on preadolescent academic achievement", Eur J Sport Sci., Vol. 14, No. 3, pp. 279-286.

23. Mahar, M.T., Murphy, S.K., Rowe, D.A., Golden, J., Shields, A.T. and Raedeke, T.D. (2006), "Effects of a classroom-based program on physical activity and on-task behavior", Med Sci Sports Exerc., Vol. 38, No. 12, pp. 2086-2094.

24. Bibeau, W.S., Moore, J.B., Mitchell, N.G., Vargas-Tonsing, T. and Bartholomew, J.B. (2010), "Effects of acute resistance training of different intensities and rest periods on anxiety and affect", J Strength CondRes, Vol. 24, No. 8. pp. 2184-2191.

25. Everly, G. and Latin, J.A (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer. NY.

26. Guszkowska, M. (2009), "State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises", Biomedical Human Kinetics, No. 1. pp. 6-10.

27. Hale, B.S., Koch, K.R. and Raglin, J.S. (2002), "State anxiety responses to 60 minutes of cross training", Br. J. Sports Med, Vol.36., No. 2, pp.105-107.

28. Wasley, D., Taylor, A., Backx, K. and Williamon, A. (2012), "Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance", Work., Vol. 41, No. 1. pp. 27-32.

29. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8-year-old children to different types of exercise",Medicina dello Sport, Vol. 65, No. 2, pp. 173-185.

30. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.N. (2013), "Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth", Am JHypertens., Vol. 26, No.3, pp. 409-415.

31. Lees, G. and Hopkins, J. (2013), "Effect ofAerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials", Prev ChronicDis., Vol. 10, No. 10, pp. 174.

32. Petruzzello, S.J., Landers, D.M. and Hatfield, B.D. (1991), "A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms", Sports Med., Vol. 11, No. 3, pp. 143-182.

33. Donnelly, J.E., Hillman, C.H., Castelli, D., Etnier, J.L., Lee, S., Tomporowski, P., Lambourne, K. and Szabo-Reed, A.N. (2016), "Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review", Med Sci Sports Exerc., Vol. 48, No. 6, pp. 1223-1224.

34. Telford, R.D., Cunningham, R.B., Fitzgerald, R., Olive, L.S., Prosser, L., Jiang, X. and Telford, R.M. (2012), "Physical education, obesity, and academic achievement: a 2-year longitudinal investigation of Australian elementary school children", Am J Public Health., Vol. 102, No. 2, pp. 368-374.

35. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4. pp. 852.

36. Steptoe, A., Kearsley, N. and Walters, N. (1993), "Cardiovascular activity during mental stress following vigorous exercise in sportsmen and inactive men", Psychophysiology, Vol.30, No 3. pp. 245-252.

37. Rimmele, U., Seiler, R., Marti, B., Wirtz, P.H., Ehlert, U. and Heinrichs, M. (2009) "The level of physical activity affects adrenal and cardio", Psychoneuroendocrinology, Vol. 34, No. 2, pp. 190-198.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.08.2018

УДК 796:159.91

АДАПТАЦИЯ ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ К НАГРУЗКАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

Виктор Петрович Мальцев, кандидат биологических наук, доцент, Антон

Александрович Семченко, специалист по информационно-образовательным

технологиям, Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, заведующая кафедрой, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет (ЮУрГГПУ), Челябинск

Аннотация

В статье представлены данные изучения сопряженных изменений в развитии функции внимания у детей 6-8 лет, различных по уровню интеллектуального развития при адаптации к нагрузкам игры в шахматы. Для оценки функции внимания использовали комплексную методику на программно-аппаратном комплексе для психофизиологического тестирования УПДК-МК (Россия). Выявлены особенности интегральной динамики ключевых свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем и переключение у обследуемых детей младшего школьного возраста до и после проведенной работы, основанной на применении средств игры в шахматы. Установлено, что долговременная адаптация средствами игры в шахматы среди основных свойств функции внимания достигает наибольшей эффективности: у интеллектуально нормальных детей - в показателях концентрации, а у детей с интеллектуальным недоразвитием - объема.

Ключевые слова: адаптация, внимание, интеллектуальное развитие, шахматы, умственная отсталость, задержка психического развития.

ADAPTATION OF ATTENTION FUNCTION AT CHILDREN WITH VARIOUS LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT TO LOADS OF CHESS GAME

Viktor Petrovich Maltsev, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Anton Alexandrovich Semchenko, the specialist in information and educational technologies, Natalia Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, department chairman, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article presents data on the study of the conjugate changes in the development of attention function at children aged 6-8 years old, different in terms of intellectual development when adapting to the load of playing chess. To assess the attention function, a complex methodology was used on the hardware-software complex for psychophysiological testing of UPDK-MK (Russia). The features of the integral dynamics of key attention properties are revealed: the stability, concentration, distribution, volume and switching among the surveyed children of primary school age before and after the work done, based on the use of chess playing facilities. It has been established that the greatest effect of chess playing tools among the main features of the attention function is: the intellectually normal children - concentration of attention, and among the children with intellectual underdevelopment - the amount of attention.

Keywords: adaptation, attention, intellectual development, chess, mental retardation, impaired mental function.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из принципиальных и явных особенностей познавательной деятельности ребенка является характеристика его внимания. В младшем школьном возрасте происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.