Научная статья на тему 'Синергетический эффект воздействия биоэнергетических компонентов физической работоспособности на функциональное состояние школьников-подростков при напряженной когнитивной деятельности'

Синергетический эффект воздействия биоэнергетических компонентов физической работоспособности на функциональное состояние школьников-подростков при напряженной когнитивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АЭРОБНЫЕ И АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние (ФС) мальчиков-подростков 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной деятельности в значительной степени зависит от совместного влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности. Установлено, что взаимодействие аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных способностей положительно сказывается на динамике показателей вегетативного обеспечения и эффективности когнитивной деятельности, способствует улучшению настроения и снижению интенсивности переживания социального стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergistic effect of influence of bioenergetic components of physical state on school-adolescents functional state under intensive cognitive activity

The research results show that the functional state (FS) of 13-14 aged boy-adolescents under conditions of the intensive cognitive activity to a great degree depends on the cooperative effect of bioenergetics components of the physical working capability. It has been stated out that the influence of aerobic, anaerobic glicolitic and anaerobic alactic capabilities have a positive effect to the dynamic of indexes of vegetative supply and effectiveness of cognitive activity, facilitates mood enhancement and decrease experiencing the intensity of social stress.

Текст научной работы на тему «Синергетический эффект воздействия биоэнергетических компонентов физической работоспособности на функциональное состояние школьников-подростков при напряженной когнитивной деятельности»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.09.2018

УДК 612.766.1

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ

КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние (ФС) мальчиков-подростков 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной деятельности в значительной степени зависит от совместного влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности. Установлено, что взаимодействие аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных способностей положительно сказывается на динамике показателей вегетативного обеспечения и эффективности когнитивной деятельности, способствует улучшению настроения и снижению интенсивности переживания социального стресса.

Ключевые слова: физическая работоспособность, познавательная деятельность, функциональное состояние, аэробные и анаэробные возможности, синергетический эффект, половое созревание.

SYNERGISTIC EFFECT OF INFLUENCE OF BIOENERGETIC COMPONENTS OF PHYSICAL STATE ON SCHOOL-ADOLESCENTS FUNCTIONAL STATE UNDER INTENSIVE COGNITIVE ACTIVITY

Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow

Annotation

The research results show that the functional state (FS) of 13-14 aged boy-adolescents under conditions of the intensive cognitive activity to a great degree depends on the cooperative effect of bioenergetics components of the physical working capability. It has been stated out that the influence of aerobic, anaerobic glicolitic and anaerobic alactic capabilities have a positive effect to the dynamic of indexes of vegetative supply and effectiveness of cognitive activity, facilitates mood enhancement and decrease experiencing the intensity of social stress.

Keywords: physical working capability, cognitive activity, functional state, aerobic and anaerobic capabilities, synergetic effect, puberty.

Одним из действенных средств решения проблемы оптимизации функционального состояния (ФС) подростков в условиях напряженной учебной деятельности, улучшения их адаптации к современной образовательной среде, является направленное улучшение в процессе занятий по физическому воспитанию тех показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, которые оказывают влияние на устойчивость организма к высоким когнитивным нагрузкам. Имеются исследования, свидетельствующие о том, что отмечаемые при стрессе и напряженной познавательной деятельности изменения ФС во многом зависят от уровня развития аэробных и анаэробных компонентов физической работоспособности как взрослых [25, 20, 12, 11, 22, 18, 17 и др.], так и детей разного возраста [23, 15, 16, 1, 24, 19, 21, 13, 10]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в доступной нам литературе нет данных о совместном воздействии аэробных, анаэробных глико-литических и анаэробных алактатных возможностей организма на ФС человека в условиях напряженной когнитивной деятельности. В отечественной и мировой науке вопрос об

оценке синергетического эффекта влияния рассматриваемых биоэнергетических компонентов физической работоспособности на ФС человека в различные периоды возрастного развития до настоящего времени не ставился.

Цель исследования - выявить совместный эффект влияния аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных компонентов физической работоспособности на функциональное состояние (ФС) школьников-подростков при напряженной когнитивной деятельности.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие мальчики-подростки 13-14 лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе (n=162). Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок, не употребляли лекарств и продуктов, содержащих кофеин. Организация исследования соответствовала требованиям Хельсинской декларации.

В качестве модели информационной нагрузки использовали тестовые задания с буквенными таблицами В.Я. Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго - им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью [3]. На этой основе рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q). Перед выполнением каждого задания с помощью варианта 8-цветового теста Люшера определяли уровень ситуативной тревожности (СТ) [8].

Умственная работоспособность оценивалась и в условиях образовательного учреждения до и после занятий в среду по традиционной методике (Адо и Апосле, Qдо и Q^^), а также определялись самочувствие (Сдо и Спосле) и настроение (Ндо и Нпосле) по соответствующим шкалам теста САН [6].

Для изучения школьной тревожности использовали опросник Филлипса [7]. С его помощью оценивали 8 факторов (синдромов) тревожности: 1) общая тревожность; 2) переживание социального стресса; 3) фрустрация потребности в достижении успеха; 4) страх самовыражения; 5) страх ситуации проверки знаний; 6) страх несоответствия ожиданиям окружающих; 7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8) проблемы и страхи в отношении с учителями.

Регистрация œ-потенциала (ОП), характеризующего ФС ЦНС, осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных биопотенциалов головного мозга по методике В. А. Илюхиной [2].

Для оценки степени напряженности регуляторных систем применяли математический анализ сердечного ритма [9]. В состоянии покоя записывали 300-500, а при тестовой нагрузке - 100-150 кардиоинтервалов. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли среднюю продолжительность RR интервала (RRNN), моду (Мо), стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов (SDNN), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали с помощью аускультативного метода Н.С. Короткова. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК).

Эффективность деятельности оценивали на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. Для этого определяли такие показатели как Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП [3].

Предварительно с помощью факторного анализа были определены группы показателей функционального состояния, характеризующих биоэнергетические компоненты физической работоспособности как относительно независимые факторы. Для определения уровня работоспособности использовали по 4-5 показателей, имеющих наибольшие весовые коэффициенты в рассматриваемых факторах. С помощью перцентильной шкалы по каждой переменной определялся уровень работоспособности. Высокому уровню соответствовала оценка в 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл. Общая оценка анаэробного алактатного, анаэробного гликолитического и аэробного компонентов работоспособности находилась по сумме баллов. В итоге выделялись 2-3 градации оценок по каждому из рассматриваемых факторов [4].

В ходе исследования использовался дисперсионный анализ трехфакторных ортогональных комплексов, позволяющий оценить не только влияние каждого из факторов в отдельности, но и их взаимодействие. Оценку силы влияния факторов на результативный признак проводили с помощью метода Плохинского [5].

Анаэробная алактатная способность (фактор С) оценивалась по величине максимальной силы и мощности нагрузки, предельное время выполнения которой составило 1 с ^1), ИНПД после беговой нагрузки максимальной мощности, результатам бега на 20 м, прыжка в длину; анаэробная гликолитическая способность (фактор В) - по времени удержания «до отказа» нагрузки мощностью 4 Вт/кг (Ь), величине мощности нагрузки, максимальная продолжительность которой составляет 40 с ^40), ИНПД после стандартной нагрузки субмаксимальной мощности, результату выполнения теста «поднимание туловища за 1 мин»; аэробная способность (фактор А) - по величине МПК, PWC170, времени удержания «до отказа» нагрузки мощностью 2 Вт/кг (^Х величине мощности нагрузки, максимальная продолжительность которой составляет 900 с ^900). Подобный подход использовался в нашей более ранней работе при обследовании детей 9-10 лет [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе применения трехфакторного дисперсионного анализа были получены данные, свидетельствующие о том, что аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные компоненты физической работоспособности оказывают значимое воздействие на фоновую активированность и ФС подростков при напряженной когнитивной нагрузке.

Дисперсионный анализ, как известно, позволяет оценить влияние на вариацию результативного признака как отдельно взятых факторов, так и их возможных сочетаний. В данной статье рассматриваются только эффекты совместного влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности (факторы АВС) на физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС подростков 13-14 лет (таблица).

Материалы исследования указывают на то, что применительно к 17 переменным, характеризующим ФС, нулевая гипотеза опровергается на высоком уровне значимости (р <0,05-0,001). С вероятностью, превышающей 95%, различия между групповыми средними комплекса рассматриваемых переменных не являются случайными, они в значительной мере определяются возможностями системы энергетического обеспечения мышечной деятельности.

Взаимодействие аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных способностей оказалось статистически существенным в отношении показателей вегетативного обеспечения и эффективности когнитивной деятельности, оценки настроения, личностной тревожности. Сила совместного влияния биоэнергетических факторов для различных показателей ФС находилась в диапазоне от 10,4 до 19,3% (таблица). Это означает, что 10-19 % общего варьирования изучаемых переменных обусловлено совместным влиянием аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных возможностей организма школьников 13-14 лет.

Таблица - Значимое совместное влияние анаэробного алактатного (фактор С), анаэробного гликолитического (фактор В) и аэробного (фактор А) компонентов физической работоспособности ^ на ФС подростков 13-14 лет_____

№ п/п Показатель Факторы Б Р < Влияние, %

Вегетативный тонус и вегетативное обеспечение деятельности

1 МхБМп0, с А* В* С 2,65 р <0,05 11,03

2 ЯЯ^, мс А* В* С 2,60 р <0,05 10,40

3 вБ^, мс А* В* С 2,68 р <0,05 10,56

4 МхБМпь мс А* В* С 3,16 р <0,05 12,05

5 АМоь% А* В* С 3,13 р <0,05 12,02

6 811, отн.ед. А* В* С 2,79 р <0,05 10,54

7 ЯЯОД, мс А* В* С 4,18 р <0,01 15,53

8 МхБМп2, мс А* В* С 2,84 р <0,05 11,48

9 Мо2, с А* В* С 3,79 р <0,01 13,77

10 АМо2, % А*В*С 5,67 р <0,01 19,26

11 812, отн.ед. А* В* С 3,21 р <0,05 12,45

12 ДП2, отн.ед. А* В* С 3,00 р <0,05 11,16

Эффективность интеллектуальной деятельности

13 А/81ь отн.ед. А* В* С 4,81 р <0,01 16,87

14 Q/SI1, отн.ед. А* В* С 4,23 р <0,01 14,68

15 А/в12, отн.ед. А* В* С 2,72 р <0,05 10,87

Эмоциональное состояние

16 Настроение до уроков, баллы А* В* С 2,48 р <0,05 9,34

Личностная (школьная) тревожность по Филлипсу

17 Социальный стресс, баллы А*В*С 2,80 р <0,05 10,96

Примечание: Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое при информационной нагрузке в авто- и максимальном

темпе, соответственно.

Ранее на выборке детей 9-10 лет нами были получены сходные результаты, свидетельствующие о том, что взаимодействие аэробных и анаэробных компонентов физической работоспособности наиболее существенно сказывается на уровне фоновой активиро-ванности, продуктивности и «психофизиологической цене» напряженной познавательной деятельности, личностных особенностях школьников [2]. Наличие совместного влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности на параметры ФС испытуемых подтверждает целостный характер функционирования системы энергообеспечения мышечной деятельности в процессе развития и отражает структуру энергетического метаболизма, сложившуюся на начальном этапе полового созревания.

Установлено, что влияние одного биоэнергетического фактора работоспособности может быть различным при разных уровнях других факторов. Так, высокие уровни показателей по факторам аэробной и анаэробной гликолитической работоспособности способствуют улучшению ФС в условиях напряженной когнитивной деятельности в сочетании с относительно низким уровнем фактора анаэробной алактатной способности. Важно отметить, что выявленные особенности взаимодействия рассматриваемых факторов требуют дальнейшего экспериментального изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ФС мальчиков-подростков 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной деятельности в значительной степени зависит от совокупного влияния трех биоэнергетических компонентов физической работоспособности. Взаимодействие аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алак-татных способностей положительно сказывается на динамике показателей вегетативного обеспечения и эффективности когнитивной деятельности, способствует улучшению настроения и снижению интенсивности переживания социального стресса.

Полученные результаты дают основание считать, что в период полового созревания комплексное применение рациональных соотношений физических нагрузок аэробной и

анаэробной направленности позволит эффективно управлять ФС школьников при напряженной познавательной деятельности.

Работа поддержана грантом РФФИ (№ 16-06-00285а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Демидов, В. А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамиче-скую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки / В.А. Демидов, Д.Н. Мальцев, А.А. Мавлиев // Физиология человека. - 2008. - Т. 38. - № 4. - С. 133-140.

2. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб. : Изд-во Н-Л, 2010. - 368 с.

3. Криволапчук, И.А. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях информационной нагрузки / И. А. Криволапчук, В.К. Сухецкий // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 6. - С. 13-25.

4. Криволапчук, И.А. Функциональное состояние детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность / И.А. Криволапчук // Физиология человека. -2009.- Т. 35. - № 6. - С. 111-121.

5. Лакин, Г.Ф. Биометрия : учеб. пособие для биолог. спец. вузов / Г.Ф. Лакин. - М. : Высшая школа, 1990. - 352 с.

6. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.

7. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб. : Речь, 2007. - 248 с.

8. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2006. - 128 с.

9. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

10. Acute Effects of Aerobic Physical Activities on Attention and Concentration in School-aged Children / W. Chen, Z. Zhang, B. Callaghan, L. LaChappa, M. Chen, Z. He // Biomed J Sci and Tech Res.

- 2017. - № 17. - P. 1-8.

11. Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men / H.M. Reims, K. Sevre, E. Fossum, H. Mellem, I.K. Eide, S.E. Kjeldsen // Blood Press. - 2005. - Vol. 14. - № 4. - P. 217-226.

12. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding, L.A. Lyon, D.H. Steel, B.D. Hatfield // Psychophys-iology. - 2004. - Vol. 41. - № 4. - P. 552-562.

13. Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children / L. Chaddock-Heyman, K.I. Erickson, M.A. Chappell, C.L. Johnson, C. Kienzler, A. Knecht, E.S. Drollette, L.B. Raine, M.R. Scudder, S.C. Kao, C.H. Hillman, AF. Kramer // Dev Cogn Neurosci. - 2016. - Vol. 20.

- № 10. - P. 52-58.

14. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zourdos, E.O. Acevedo // Front Physiol. - 2013. - Vol. 7. - № 4. - P. 314-318.

15. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. - 2004. - Vol. 98. - № 1. - P. 319-324.

16. Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children / M.M. Ribeiro, A.G. Silva, N.S. Santos, I. Guazzelle, L.N. Matos, I.C. Trombetta, A. Halpern, C.E. Negrao, S.M. Villares // Circulation. - 2005. - Vol. 111. - № 15. - P. 1915-1923.

17. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin.

- NY : Springer, 2013. - 486 p.

18. Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance / D. Wasley, A. Taylor, K. Backx, A. Williamon // Work. - 2012. - Vol. 41. - № 1. - P. 27-32.

19. Krivolapchuk, I.A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8-year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012.

- Vol. 65. - № 2. - Р. 173-185.

20. Lawlor, D.A. The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomized controlled trials / D.A. Lawlor, S.W. Hopker

// BMJ. - 2001. - Vol. 322 (7289). - P. 763-767.

21. Lees, G. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials / G. Lees, J. Hopkins // Prev Chronic Dis. - 2013. - Vol. 10. - № 10. - P. 174.

22. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metanalysis / K. Forcier, L.R. Stroud, G.D. Papandonatos, B. Hitsman, M. Reiches, J. Krishna-moorthy, R. Niaura // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25. - № 6. - P. 723-739.

23. Norris, R. The effects of aerobic and an-aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being / R. Norris, D. Carroll, R. Cochrane // J. Psychosom. - 1990. - Vol. 34, № 4. - P. 367-375.

24. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J. Horvath // Psychophysiology. - 2009. - Vol. 46. - № 4. - P. 852.

25. Weyerer, S. Physical Exercise and Psychological Health / S. Weyerer, B. Kupfer // Sports Med. - 1994. - Vol. 17. - № 2. - P. 108-116.

REFERENCES

1. Demidov, V.A., Maltsev, D.N. and Mavliev, A.A. (2008), "Influence of increased motor activity on cardiohaemodynamics resistance of adolescents under conditions of intense information load", Human Physiology, Vol. 38, No. 4, pp. 133-140.

2. Ilyukhina, V.A. (2010), Psychophysiology of functional states and cognitive activity of a healthy and sick person, Publishing House of NL, St. Petersburg.

3. Krivolapchuk, I.A., Sukhetsky V.K. (2005), "Psychophysiological characteristics of the functional state of adolescents at different stages of puberty under conditions of information load", Human Physiology, Vol. 31, No. 6, pp. 13-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Functional state of children 9-10 years with intense information load and physical working capacity", Human Physiology, Vol. 35, No. 6, pp. 111-121.

5. Lakin, G.F. (1990), Biometrics: Textbook allowance for a biologist, Vysshaya shkola, Moscow.

6. Marishhuk, V.A., Bludov, Yu.M., Plakhtienko, V.A. and Serova, L.K. (1990),Methods of psychodiagnostics in sports, Prosveshenie, Moscow.

7. Miklyaeva, A.V. and Rumyantsev, P.V. (2007), School anxiety: diagnosis, prevention, correction, Rech, St. Petersburg.

8. Sobchik, L.N. (2006), Method of color choices - a modification of the color test of Lusher, Rech, St. Petersburg.

9. Shlyk, N.I. (2009), Heart rhythm and type of regulation in children, adolescents and athletes, Publishing house "Udmurt University", Izhevsk.

10. Chen, W., Zhang, Z., Callaghan, B., LaChappa, L., Chen, M. and He, Z. (2017), "Acute Effects of Aerobic Physical Activities on Attention and Concentration in School-aged Children", Biomed JSci and Tech Res, Vol. 17, pp. 1-8.

11. Reims, H.M., Sevre, K., Fossum, E., Mellem, H., Eide, I.K. and Kjeldsen, S.E. (2005), "Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men", Blood Press, Vol. 14, No. 4, pp.217-226.

12. Spalding, T.W., Lyon, L.A., Steel, D.H. and Hatfield, B.D. (2004), "Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women", Psychophysiology, Vol. 41, No. 4, pp. 552-562.

13. Chaddock-Heyman, L. Erickson, K.I., Chappell, M.A., Johnson C.L., Kienzler C., Knecht A., Drollette E.S., Raine L.B., Scudder M.R., Kao S.C., Hillman C.H. and Kramer AF. (2016), "Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children", Dev Cogn Neurosci, Vol. 20, No. 10, pp. 52-58.

14. Huang C.J., Webb H.E., Zourdos M.C. and Acevedo E.O. (2013), "Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity", Front Physiol., Vol. 7, No. 4, pp. 314-318.

15. Crews, D.J., Lochbaum, M.R. and Landers, D.M. (2004), "Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children", Percept Mot Skills, Vol. 98, No 1, pp. 319324.

16. Ribeiro, M.M., Silva, A.G., Santos, N.S., Guazzelle, I. Matos, L.N., Trombetta, I.C., Halpern, A., Negrao, C.E. and Villares, S.M. (2005), "Diet and exercise training restore blood pressure and vasodi-latory responses during physiological maneuvers in obese children", Circulation, Vol. 111, No. 15. pp. 1915-1923.

17. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer, NY.

18. Wasley, D., Taylor, A., Backx, K. and Williamon, A. (2012), "Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance", Work, Vol. 41, No. 1, pp. 27-32.

19. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8-year-old children to different types of exercise",Medicina dello Sport, Vol. 65, No. 2, pp. 173-185.

20. Lawlor, D.A. and Hopker, S.W. (2001), "The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomized controlled trials", BMJ, Vol. 322 (7289), pp. 763-767.

21. Lees, G. and Hopkins J. (2013), "Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials", Prev Chronic Dis., Vol. 10, No. 10, pp. 174.

22. Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D., Hitsman, B., Reiches, M., Krishnamoorthy, J. and Niaura, R. (2006), "Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metanalysis", Health Psychol., Vol. 25, No. 6, pp. 723-739.

23. Norris, R., Carroll, D. and Cochrane, R. (1990), "The effects of aerobic and an-aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being", J. Psychosom, Vol. 34, No. 4, pp. 367375.

24. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J. (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4, pp. 852.

25. Weyerer, S. and Kupfer, B. (1994), "Physical Exercise and Psychological Health", Sports Med, Vol. 17, No. 2, pp. 108-116.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.09.2018

УДК 612.766.1

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ С РАЗНЫМИ СТАДИЯМИ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

Иван Игоревич Криволапчук, научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Станислав Арутюнович Гукасян, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, Москва; Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва

Аннотация

Получены результаты, свидетельствующие о том, что между девочками 11-12 лет с разными стадиями полового созревания (СПС) имеются существенные различия в уровне фоновой активированности. Выявлено, что по мере полового созревания уровень активации в состоянии спокойного бодрствования и школьной тревожности существенно уменьшаются. Установлено, что девочки с IV-V СПС, отличаются от школьниц с I-III СПС, смещением вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), обеспечивающим становление оптимальных взаимоотношений между центральной и автономной регуляцией физиологических функций.

Ключевые слова: девочки-подростки 11-12 лет; спокойное бодрствование; фоновая активированность; школьная тревожность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.