Научная статья на тему 'Функциональное состояние подростков при напряженной когнитивной деятельности в зависимости от уровня анаэробных возможностей организма'

Функциональное состояние подростков при напряженной когнитивной деятельности в зависимости от уровня анаэробных возможностей организма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЬЧИКИ-ПОДРОСТКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УРОВЕНЬ АНАЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна, Cухецкий Валерий Константинович, Герасимов Марк Максимович

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние подростков 13-14 лет в значительной степени зависит от уровня анаэробных возможностей организма и связанных с ними двигательных способностей. Показано, что анаэробные алактатные и анаэробные гликолитические компоненты физической работоспособности оказывают существенное влияние на функциональное состояние организма при напряженной когнитивной деятельности. Установлено, что высокие анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности обеспечивают в целом противоположный функциональный эффект. Первые обусловливают высокую фоновую активированность и гипермобилизацию систем вегетативного обеспечения деятельности, вторые, напротив, способствуют снижению избыточной вегетативной реактивности при напряженной деятельности, увеличению адаптационного потенциала организма и улучшению эмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна, Cухецкий Валерий Константинович, Герасимов Марк Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents’ functional state under tense cognitive activity depending on organism’s anaerobic capabilities level

The research results show that the 13-14 aged adolescents’ functional state, largely, depends on organism’s anaerobic capabilities level and related to them motor capabilities. It has been shown that anaerobic alactant and anaerobic glicolitic components of physical working capability cause significant influence on organism’s functional state at tense cognitive activity. It has been found out that high anaerobic glicolitic and anaerobic alactant capabilities supply, in the whole, opposite functional effect. The first ones provide a high background operation and hyper-mobilization of the systems of vegetative supply activity, the second ones, in opposite, cause the decrease of redundant vegetative reactivity at tense activity, the increase of organism’s adaptive potential, and emotional state improvement

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние подростков при напряженной когнитивной деятельности в зависимости от уровня анаэробных возможностей организма»

18", Cochrane Database of Systematic Reviews, Issue 1, pp. 51-75.

18. Dobbins, M., Husson, H., De Corby, K. and LaRocca, R.L. (2013), "School-based physical activity programs for promoting physical activity and fitness in children and adolescents aged 6 to 18", Cochrane Database Syst Rev, Issue 2, pp. 76-81.

19. Buchan, D.S., Ollis, S., Young, J.D, Thomas, N.E., Cooper, S.M. and Tong, T.K. (2011), "The effects of time and intensity of exercise on novel and established markers of CVD in adolescent youth", Am J Hum Biol, Vol. 23, No. 4, pp. 517-526.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.07.2018

УДК 373+612.776.1+796

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ

КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АНАЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт

возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Валерий Константинович Сухецкий, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь, Гродно; Марк Максимович Герасимов, магистрант, Институт возрастной физиологии Российской академии образования,

Москва

Аннотация.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние подростков 13-14 лет в значительной степени зависит от уровня анаэробных возможностей организма и связанных с ними двигательных способностей.

Показано, что анаэробные алактатные и анаэробные гликолитические компоненты физической работоспособности оказывают существенное влияние на функциональное состояние организма при напряженной когнитивной деятельности. Установлено, что высокие анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности обеспечивают в целом противоположный функциональный эффект. Первые обусловливают высокую фоновую активированность и гипермобилизацию систем вегетативного обеспечения деятельности, вторые, напротив, способствуют снижению избыточной вегетативной реактивности при напряженной деятельности, увеличению адаптационного потенциала организма и улучшению эмоционального состояния.

Ключевые слова: мальчики-подростки, функциональное состояние, уровень анаэробных возможностей, двигательная подготовленность, эффективность когнитивной деятельности.

ADOLESCENTS' FUNCTIONAL STATE UNDER TENSE COGNITIVE ACTIVITY DEPENDING ON ORGANISM'S ANAEROBIC CAPABILITIES LEVEL

Igor Albertovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Valeri Konstantinovich Su-heckij, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus; Mark Maksimo-vich Gerasimov, the graduate student, Institute of Developmental Physiology ofRussian Academy of Education, Moscow

Annotation

The research results show that the 13-14 aged adolescents' functional state, largely, depends on organism's anaerobic capabilities level and related to them motor capabilities.

It has been shown that anaerobic alactant and anaerobic glicolitic components of physical working capability cause significant influence on organism's functional state at tense cognitive activity. It has been found out that high anaerobic glicolitic and anaerobic alactant capabilities supply, in the whole, opposite

functional effect. The first ones provide a high background operation and hyper-mobilization of the systems of vegetative supply activity, the second ones, in opposite, cause the decrease of redundant vegetative reactivity at tense activity, the increase of organism's adaptive potential, and emotional state improvement.

Keywords: boys-adolescents, functional state, anaerobic capabilities level, motor readiness, effectiveness of cognitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время остро стоит проблема оптимизации функционального состояния (ФС) подростков в условиях напряженной учебной деятельности, улучшения их адаптации к современной образовательной среде, профилактики неблагоприятных последствий психосоциального дистресса. Одним из действенных средств её решения является направленное улучшение в процессе занятий по физическому воспитанию показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, связанных с различными аспектами ФС организма. Существуют исследования, указывающие на то, что отмечаемые при стрессе и напряженной интеллектуальной деятельности изменения ФС во многом зависят от уровня аэробных возможностей организма [44, 19, 32, 28, 43, 38, 47, 39, 34 и др.]. В то же время данные о влиянии анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных возможностей на ФС человека, весьма ограниченны и противоречивы [48, 33, 42, 7, 45, 31 и др.]. Анализ и обобщение имеющегося научного материала свидетельствуют о недостаточной разработанности рассматриваемой проблемы.

Цель исследования - выявить особенности ФС организма школьников-подростков, характеризующихся высоким и низким уровнем развития анаэробных возможностей организма.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие мальчики 13-14 лет (n=162), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Работа осуществлялась в соответствие с требованиями Хельсинской декларации. Исследование проводилось с 9 до 11 часов в дни оптимальной работоспособности (вторник, среда). Использовался комплекс показателей, характеризующих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС.

Для оценки степени напряженности регуляторных систем применяли математический анализ сердечного ритма [2]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Анализировались 100 последовательных кардиоинтервалов. Определяли среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Рассчитывали пульсовое (ПД) и среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Мызни-кова (ИМ) [18], индекс функциональных изменений (ИФИ) [3].

В качестве модели когнитивной нагрузки использовали компьютеризированный вариант работы с буквенными таблицами В.Я. Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго - им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью. В качестве «наказания» применялся стандартный набор порицающих замечаний и сильный звук. По результатам выполнения тестового задания определяли объём работы (А), рассчитывали коэффициент продуктивности (Q).

Эффективность деятельности оценивали на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. Для этого определяли

такие показатели как Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП. Перед выполнением каждого задания у испытуемых с помощью варианта 8-цветового теста Люшера [24] и зрительно-аналоговой шкалы (ЗАШТр) определяли уровень ситуативной тревожности [15].

Наряду с этим непосредственно в условиях учебного процесса до и после уроков исследовали результативность интеллектуальной деятельности ( А, Q) и эмоциональное состояние школьников по тесту САН (самочувствие, активность, настроение) [15].

Для изучения индивидуально-психологических особенностей использовали модифицированную шкалу тревожности Кондаша [22], опросник тревожности Филлипса [16], 16-факторный личностный опросник Кэттела [10]. Испытуемым раздавался комплект буклетов с инструкциями, тестовыми вопросами и опросными листами.

Степень полового созревания (СПС) определялась по методике, предложенной Tanner J.M., в модификации Колесова Д.В., Сельверовой [11]. По совокупности вторичных половых признаков выделяли пять стадий полового созревания [5, 21].

В качестве информативных показателей максимальной мощности алактатного анаэробного и гликолитического анаэробного процессов у детей наиболее часто используются величины мощности нагрузки, максимальное время выполнения, которых составляет 1 (W1) и 40 (W40) с [26, 25]. С учетом этого обстоятельства анаэробные возможности оценивали на основе определения W1 и W40, а также результатов выполнения становой динамометрии и теста «поднимание туловища за 1 минуту». Энергообеспечение последних тестовых упражнений тесно связано с алактатным анаэробным и гликолитическим анаэробным механизмами мышечной энергетики.

В ходе статистической обработки полученных данных была осуществлена градация всей выборки испытуемых по трем уровням развития анаэробных возможностей организма. Величины, лежащие в пределах M±0,67c, соответствовали среднему уровню. Результаты, имеющие более значительные отклонения от средней в сторону увеличения или уменьшения, относились к высокому и низкому уровням. Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение показателей ФС организма подростков 13-14 лет в состоянии спокойного бодрствования выявило различия (p <0,05-0,01), обусловленные уровнем анаэробной работоспособности (таблица). Подростки с высокой максимальной анаэробной мощностью (анаэробный алактатный механизм), отличались от мальчиков с низкой работоспособностью большими величинами СД и САД, и менее высокими значениями ЗАШТр. Школьники, имеющие высокий уровень максимальной силы, отличались более высокими значениями ДД, САД и более высокой сопротивляемостью стрессу по соответствующей шкале теста Фил-липса (таблица). В противоположность этому, мальчики с высоким уровнем максимальной мощности анаэробного гликолиза в состоянии относительного покоя имели сниженные значения СД, ДД, САД и характеризовались меньшей фрустрированностью потребности в достижении успеха (по Филлипсу) по сравнению с подростками с неразвитой анаэробной гликолитической способностью.

Подростки с высоким уровнем силовой выносливости имели относительно низкие величины СД и САД, более высокую продуктивность когнитивной деятельности в условиях учебного процесса и более высокие оценки по шкале «активность» теста САН (таблица).

При выполнении подростками с высокой максимальной анаэробной мощностью тестовых когнитивных заданий, отмечались более выраженные (p <0,05-0,01) изменения рассматриваемых показателей ФС по сравнению со школьниками с низким уровнем анаэробной алактатной работоспособности (таблица). Так, у мальчиков, характеризующиеся высоким уровнем показателя W1, при реализации когнитивной деятельности с максимальной скоростью наблюдались более высокие значения СД, ДД, САД, ИФИ, ЗАШТр по сравнению со школьниками с низкой работоспособностью.

Школьники, имеющие высокий уровень развития силы при выполнении тестового задания с комфортной скоростью, отличались более высокими значениями ДД и САД. При работе с максимальной скоростью рассматриваемая группа школьников характеризовалась более высокими значениями СД, САД, СПС и относительно низкими величинами -ВИК и А (таблица). У мальчиков с высокой мощностью анаэробного гликолиза при работе в комфортном темпе выявлены относительно низкие значения СД, САД, ИФИ, а при работе с максимальной скоростью - ПД, ДД, САД (таблица). Подростки с высоким уровнем силовой выносливости в рассматриваемых условиях имели относительно низкие величины СД, ДД, САД, ИФИ (таблица).

Таблица - Показатели ФС подростков в зависимости от уровня анаэробной работоспособности (М±т)___

Показатель | Высокий уровень | Низкий уровень

Мощность нагрузки, время выполнения которой составляет 1 с (W 1, Вт/кг)

СД0, мм рт.ст. 115,28±2,00 109,42±1,72*

САД0, мм рт.ст. 91,81± 1,56 87,88±1,15*

СД2, мм рт.ст. 121,39±1,27 116,15±1,12**

ДД20, мм рт.ст. 78,61±2,05 73,08±1,73*

САД2, мм рт.ст. 100,00±1,13 94,62±1,14**

ИФИ2, отн. ед. 5,82±0,04 5,70±0,04*

ЗАШТр, отн. ед. 36,47±4,85 55,19±5,27*

Становая динамометрия (кг/кг)

ДД0, мм рт.ст. 69,76±1,78 65,19± 1,27*

САД0, мм рт.ст. 91,79±1,55 87,69± 1,13*

ДД1, мм рт.ст. 71,43±1,99 65,19±1,35*

САД1, мм рт.ст. 93,10±1,60 88,70±0,96*

СД2, мм рт.ст. 122,14±1,56 118,15±1,00*

ВИК2, отн. ед 0,11±0,03 0,20±0,02*

А2, знаков 200,90±14,53 246,04±16,10*

Q/SI2, отн. ед. 0,03±0,01 0,05±0,01*

САД2, мм рт.ст. 101,55±1,45 97,41±1,09*

СПС, стадия 3,29±0,18 2,15±0,09***

Низкая сопротивляемость стрессу по Филлипсу, баллы 23,81±5,63 40,74±5,28*

Мощность нагрузки, время выполнения которой составляет 40 с (W40, Вт/кг)

СД0, мм рт.ст. 109,42±1,62 118,85±2,15**

ДД0, мм рт.ст. 41,73±1,57 48,42±2,06*

САД0, мм рт.ст. 88,56±1,23 94,74±1,93*

СД1, мм рт.ст. 111,92±1,78 119,47±1,79**

САД1, мм рт.ст. 90,10± 1,29 95,53±1,71*

ИФИ1, отн. ед. 5,52±0,04 5,71±0,05**

ПД2, мм рт.ст. 39,32±2,09 48,41±1,98**

ДД2, мм рт.ст. 75,77±1,90 81,58±2,06*

САД2, мм рт.ст. 97,02±1,32 102,24±2,05*

Фрустрация потребности в достижении успеха по Фил-липсу, баллы 31,77±2,51 38,77±1,99*

Поднимание туловища за 1 минуту с максимальной скоростью (раз)

СД0, мм рт.ст. 111,17± 1,35 116,21±1,95*

САД0, мм рт.ст. 88,67±0,89 92,76±1,66*

СД1, мм рт.ст. 111,83±1,32 117,24±1,66*

ДД1, мм рт.ст. 66,50±1,42 71,38± 1,63*

САД1, мм рт.ст. 89,17±0,93 94,31±1,34**

ИФИ1, отн. ед. 5,53±0,03 5,68±0,04**

СД2, мм рт.ст. 118,17± 1,16 124,14±1,70**

САД2, мм рт.ст. 97,75±0,91 101,55±1,58*

Q до уроков, отн. ед. 41,92±1,49 35,95±2,12*

Активность до уроков, баллы 7,29±0,21 6,40±0,26*

Активность после уроков, баллы 6,79±0,21 6,12±0,23*

Примечание: Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое, при информационной нагрузке в авто- и максимальном темпе, соответственно. *, **, *** значимость различий между высоким и низким уровнями при р <0,05, 0,01, 0,001 соответственно

Таким образом, мальчики-подростки 13-14 лет с высокой анаэробной алактатной мощностью и высокой максимальной силой при выполнении напряженной когнитивной деятельности характеризуются повышенным уровнем гемодинамических показателей на фоне сниженного адаптационного потенциала организма.

Школьники, проявляющие высокую мощность анаэробного гликолиза и высокий уровень силовой выносливости, наоборот, отличаются относительно низким рабочим уровнем артериального давления крови в сочетании с повышенным адаптационным потенциалом организма.

В серии исследований, выполненных в последнее время, показано, что анаэробные упражнения повышают сопротивляемость организма эмоциональному напряжению, снижают уровень тревожности и депрессии, а также отвлекают внимание от стрессоров [48, 33, 42, 7, 39, 31]. В частности, установлено, что тренировки силового характера, как и аэробные упражнения, помогают «отреагировать» негативные компоненты стресс-реакции, повышают самооценку, чувство собственного достоинства и уверенность в себе [29, 40, 36, 37]. В других, самых многочисленных исследованиях, получены данные о том, что анаэробные упражнения по своей действенности все же значительно уступают аэробным [44, 19, 28, 35, 43, 39, 41, 34 и др.]. Разногласия среди специалистов по вопросу эффективности влияния анаэробных компонентов физической работоспособности на ФС при психосоциальном стрессе и высоких когнитивных нагрузках возникают вследствие реализации разных подходов к ее изучению, использования разных средств, методов, методик и программ занятий физическими упражнениями. В этих работах, в частности, анаэробные возможности не дифференцируются на алактатные и гликолитические. Вместе с тем, обнаруженное нами, в определенной мере противоположно направленное влияние на ФС детей анаэробных гликолитических возможностей, с одной стороны, и анаэробных алактат-ных - с другой, требует отдельного обсуждения. Особенности ФС детей с высоким уровнем анаэробной алактатной работоспособности, вероятно, обусловлены специфическими требованиями, предъявляемыми работой максимальной мощности к возбудимости и реактивности нервной системы, а также мобилизуемости энергетических ресурсов. Известно, что повышение функциональных резервов под влиянием нагрузки анаэробного алактат-ного характера выражается, в частности, в формировании адаптивно-приспособительных реакций, направленных на максимальную мобилизацию энергетического обеспечения движений, быструю активацию вовлекаемых в работу мышц [23, 6]. Показатели активности симпатической системы достигают при этом максимальных значений. Вместе с тем в условиях такой работы функциональная активность систем вегетативного обеспечения «отстает» от активности двигательного аппарата. Поэтому основные резервы работоспособности находятся на клеточном и тканевом уровнях. В этих условиях нервные и гуморальные механизмы не оказывают значимого влияния на мобилизацию клеточных и тканевых резервов [27, 8]. В контексте изложенного важно отметить, что нагрузки данной направленности, главным образом, обеспечивают повышение скорости «развертывания» и мощности функционирования системы, ответственной за адаптацию к работе максимальной интенсивности.

При выполнении упражнений преимущественно анаэробной гликолитической направленности в организме отмечаются максимальные физиологические сдвиги. В частности, показатели деятельности ряда стресс-реализующих и стресс-ограничивающих достигают величин близких к максимальным [14, 13, 46, 6]. Кислородтранспортная система функционирует на предельном или околопредельном уровне [4]. При работе анаэробного гликолитического характера наряду с клеточными и тканевыми начинают использоваться резервы органов и систем органов [27]. Формируются многоуровневые специфические и неспецифические адаптивно-приспособительные реакции, направленные одновременно на повышение мощности и экономичности функционирования системы, ответственной за адаптацию к работе субмаксимальной интенсивности [14, 17, 6]. Поскольку

неспецифические реакции реализуются при действии на человека широкого спектра «сильных» природных и социальных факторов, совершенствование их регуляции, происходящее в процессе адаптации к нагрузкам субмаксимальной мощности, проявляется и в условиях повреждающих воздействий и неблагоприятных факторов. Увеличение мощности и экономичности неспецифических реакций организма обусловливает возрастание устойчивости не только физическим нагрузкам анаэробной гликолитической направленности, но и к психосоциальным стрессорам и напряженной когнитивной деятельности.

Полученные данные о большей встречаемости среди подростков с высоким уровнем развития силы, мальчиков находящихся на завершающих стадиях полового созревания, могут свидетельствовать о влиянии темпов полового созревания не только на физические кондиции, связанные с анаэробными алактатными возможностями, но и функциональное состояние организма в условиях напряженной когнитивной деятельности. Известно, что подростки одного и того же паспортного возраста с разными темпами полового созревания существенно различаются по уровню и структуре двигательной подготовленности и физической работоспособности, особенностям физического развития и реакциям систем вегетативного обеспечения деятельности [21, 12, 30]. Замечено, что у школьников с негармоничной акселерацией отмечается повышенный уровень артериального давления крови и частоты сердечных сокращений как в покое, так и при стандартных нагрузках. В целом они характеризуются менее совершенной адаптацией организма к физическим нагрузкам

[9, 20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние подростков 13-14 лет при напряженной когнитивной деятельности в значительной степени зависит от уровня анаэробных возможностей организма и связанных с ними двигательных способностей. Установлено, что высокие анаэробные гликолитические и анаэробные алак-татные возможности обеспечивают в целом противоположный функциональный эффект. Первые обусловливают гипермобилизацию систем вегетативного и энергетического обеспечения деятельности, вторые, напротив, способствуют снижению избыточной вегетативной реактивности при напряженной деятельности, увеличению адаптационного потенциала организма и улучшению эмоционального состояния.

В заключение необходимо отметить, что вопрос оптимизации функционального состояния и повышения эффективности когнитивной деятельности на основе направленного развития анаэробных компонентов физической работоспособности и двигательной подготовленности подростков, требует дальнейшего исследования.

Работа поддержана грантом РФФИ (№ 16-06-00285а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов / под ред. Р.Р. Римского, С. А. Римской. - М. : КСП, 1995. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем/ Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, А.П. Гаврилушкин, П.Я. Довгалевский // Вестник аритмологии. - 2002. - № 24. - С. 65-86.

3. Баевский, Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья // Проблемы адаптации и учение о здоровье / Р.М. Баевский. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - С. 119-165.

4. Белоцерковский, З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З.Б. Белоцерковский. - М. : Советский спорт, 2009. - 348 с.

5. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Таннер, Н. Барникот. - М. : Мир, 1979. - 611 с.

6. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: Монография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. - М. : Советский спорт, 2011. - 160 с.

7. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб. : Питер, 2002. - 496 с.

8. Давиденко, Д.Н. Резервы адаптации организма / Д.Н. Давиденко // Этюды валеологии : Здоровье как человеческая ценность. - СПб : Балтийская педагогическая академия, 1999. - С. 80-86.

9. Детская спортивная медицина / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М. : Медицина, 1991. - 560 с.

10. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев.

- Псков : Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

11. Колесов, Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колесов,

H.Б. Сельверова. - М. : Педагогика, 1978. - 224 с.

12. Криволапчук, И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности у мальчиков 13-14 лет в зависимости от темпов полового созревания/ И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011.-Т.37, №1. - С. 85-96.

13. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. - СПб. : Институт мозга РАН, 2003.

- 584 с.

14. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Ме-ерсон, М.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.

15. Методики психодиагностики в спорте / В.А. Марищук, Ю.М., Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.

16. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб. : Речь, 2007. - 248 с.

17. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. Л. Гринхафф. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 295 с.

18. Мызников, И.Л. Оценка адаптивного поведения организма по гемодинамическим параметрам / И.Л. Мызников // Гигиена и санитария. - 1993. - № 1. - С. 62-63.

19. Найн, А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов / А.Я. Найн // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 3-4. - С. 15-17.

20. Подростковая медицина. Руководство / Под. ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. - СПб : Питер, 2006. - 544 с.

21. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М. : Мир, 1994. - 320 с.

22. Рогов, В.И. Настольная книга практического психолога в образовании / В.И. Рогов. - М. : Владос, 1995. - 529 с.

23. Семкин, А.А. Физиологическая характеристика различных по структуре движения видов спорта (механизмы адаптации) / А.А. Семкин. - Минск : «Полымя», 1992. - 190 с.

24. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2006. - 128 с.

25. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

26. Сонькин, В. Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека / В. Д. Сонькин // Физиология человека. - 2007.- Т. 33. - №3. -С. 1-19.

27. Характеристика функциональных резервов спортсмена. - Л. : ГДОИФК, 1982. - 92 с.

28. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding, L.A. Lyon, D.H. Steel, B.D. Hatfield // Psychophys-iology. - 2004. - Vol. 41, № 4. - P. 552-562.

29. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Med Sci Sports Exerc.

- 1998. - Vol. 30. - № 6. - P. 975-991.

30. Anthropometric measures and blood pressure in school children/ D.C. Moser, Ide C., Giuliano, A.C Titski // J Pediatr (Rio J). - 2013. - Vol. 89. - № 3. - P. 243-249.

31. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zourdos, E.O. Acevedo // Front Physiol. - 2013. - Vol. 7. - №. 4. - P. 314-318.

32. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. - 2004. - Vol. 98. - №

I. - P. 319-324.

33. Doyne, E.J. Running versus weight lifting in the treatment of depression / E.J. Doyne // J Consult Clin Psychol. - 1987. - Vol. 55.- № 5. - P. 748-754.

34. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin.

- NY : Springer, 2013. - 486 p.

35. Exercise in prevention and treatment of anxiety and depression among children and young people / L. Larun, L.V. Nordheim, E. Ekeland, K.B. Hagen, F. Heian // Cochrane Database Syst Rev. - 2006.

- Vol. 19. - №. 3. - P. 46-91.

36. Exercise to improve self-esteem in children and young people / E. Ekeland, F. Heian, K.B. Hagen, J. Abbott, L. Nordheim // Cochrane Database Syst Rev. - 2004. - (1) : CD003683.

37. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva : World Health Organization, 2010. - 60 p.

38. Hamer, M. Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress / M. Hamer, A. Steptoe // Psychosomatic Medicine. - 2007. - Vol. 69. -№ 7. - P. 660-666.

39. Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance / D. Wasley, A. Taylor, K. Backx, A. Williamon // Work. - 2012. - Vol. 41. - № 1. - P. 27-32.

40. Knechtle, B. Influence of physical activity on mental well-being and psychiatric disorders / В. Knechtle // Schweiz Rundsch Med Prax. - 2004. - Vol. 93. - № 35. - Р. 1403-1411.

41. Krivolapchuk, I. A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012.

- Vol. 65. - № 2. - Р. 173-185.

42. Lawlor, D.A. The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomized controlled trials / D.A. Lawlor, S.W. Hopker // BMJ. - 2001. - Vol. 322 (7289). - P. 763-767.

43. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metanalysis / K. Forcier, L.R. Stroud, G.D. Papandonatos, B. Hitsman, M. Reiches, J. Krishna-moorthy, R. Niaura // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25. - № 6. - P. 723-739.

44. Norris, R. The effects of aerobic and an-aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being / R. Norris, D. Carroll, R. Cochrane // J. Psychosomatic. - 1990. - Vol. 34.

- № 4. - Р. 367-375.

45. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J Horvath // Psychophysiology. 2009. - Vol. 46. - № 4. - P. 852.

46. Sothmann, M.S. The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training / M.S. So-thmann // Psychobiology of physical activity / Eds. E. O. Acevedo, P. Ekkekakis. - Champaign : Human Kinetics Publishers. 2006. - P. 152-154.

47. The level of physical activity affects adrenal and cardio / U. Rimmel, R. Seiler, B. Marti, P.H. Wirtz, U. Ehlert, M. Heinrichs // Psychoneuroendocrinology. - 2009. - Vol. 34. - № 2. - P. 190-198.

48. Weyerer, S. Physical Exercise and Psychological Health / S. Weyerer, B. Kupfer // Sports Med.

- 1994. - Vol. 17. - № 2. - P. 108-116.

REFERENCES

1. Ed. Rimsky R.R. and Rimsky S.A. (1995), Almanac of psychological tests, KSP, Moscow.

2. Baevskij, R.M., Ivanov, G.G. Gavrilushkin, A.P. and Dovgalevskij, P.Ya. (2002), "Analysis of heart rate variability when using various electrocardiographic systems", Vestnik aritmologii, No. 24, pp. 6586.

3. Baevskij, R.M. (2006), Adaptation problems and health theory, publishing house of the Peoples Friendship University of Russia, Moscow.

4. Belocerkovskij, Z.B. (2009), Ergometric and cardiological criteria of physical working capacity in sportsmen, Soviet sport, Moscow.

5. Harrison, J., Wyner, J., Tanner, J. and Barnicott, N. (1979), Human biology, Mir, Moscow.

6. Volkov, N.I. and Olejnikov, V.I. (2011), Bioenergetics of sports: Monograph, Soviet sport, Moscow.

7. Grinberg, J. (2002), Stress Management, Peter, St. Petersburg.

8. Davidenko, D.N. (1999), Reserves of adaptation of the organism, Etudes of Valeology: Health as a human value, Baltijskaya pedagogicheskaya akademiya, St. Petersburg.

9. Ed. Tihvinsky S.B. and Hrushcheva, S.V. (1991), Children's sports medicine, Medicina, Moscow.

10. Eliseev, O.P. (1994), Constructive Typology andPsychodiagnostics of Personality, publishing house of the Pskov regional institute of improvement of teachers, Pskov.

11. Kolesov, D.V. and Selverova N.B. (1978), Physiological and pedagogical aspects ofpuberty, Pedagogika, Moscow.

12. Krivolapchuk, I.A. (2011), "Energy supply of muscular activity in boys aged 13-14, depending on the pace of puberty", Human Physiology, Vol. 37, No. 1, pp. 85-96.

13. Medvedev, V.I. (2003), Human Adaptation, The Brain Institute of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg.

14. Meerson, F.Z. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stressful situations and physical loads, Medicine, Moscow.

15. Marishchuk, V.A., Bludov, Yu.M., Plakhtienko, V.A. and Serova, L.K. (1990), Methods of psychodiagnostics in sports, Prosveshchenie, Moscow.

16. Miklyaeva, A.V., Rumyantsev, P.V. (2007), School anxiety: diagnosis, prevention, correction, Rech, St. Petersburg.

17. Mohan, R., Glesson, M. and Greenhoff, P.L. (2001), Biochemistry of Muscular Activity and Physical Training, Olympic literature, Kiev.

18. Myznikov, I.L. (1993), "Evaluation of adaptive behavior of the organism according to hemodynamic parameters", Hygiene and Sanitation, No. 1, pp. 62-63.

19. Najn, A.Ya. (1994), "Evaluation of the influence of general development exercises on the activation of cognitive activity of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 3-4, pp. 15-17.

20. Ed. Levina, L.I. and Kulikova, A.M. (2006), Adolescent medicine. Guide, Peter, St. Petersburg.

21. Remshmidt, H. (1994), Teenage and adolescent age: problems ofpersonality formation, Mir, Moscow.

22. Rogov, V.I. (1995), Handbook of Practical Psychologist in Education, Vlados, Moscow.

23. Semkin, A.A. (1992), Physiological characteristics of different in the structure of the movement of sports (adaptation mechanisms), Polymya, Minsk.

24. Sobchik, L.N. (2006), Method of color choices - modification of the color test of Lusher, Rech, St. Petersburg.

25. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis, Book house "LIBROKOM", Moscow.

26. Sonkin, V.D. (2007), "Physical working capacity and energy supply of muscular function in postnatal ontogenesis of a person", Fiziologiya cheloveka, 2007, Vol. 33, No. 3, pp. 1-19.

27. Characteristic of the athlete's functional reserves (1982), Leningrad, GDOIFK. - 92 p.

28. Spalding, T.W., Lyon, L.A., Steel, D.H. and Hatfield, B.D. (2004), "Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women", Psychophysiology, Vol. 41, No. 4, pp. 552-562.

29. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults (1998), Med Sci Sports Exerc, Vol.30, No. 6, pp. 975-991.

30. Moser, C., Giuliano, I.de C., Titski, A.C, Gaya, A.R., Coelho-e-Silva, M.J. and Leite, N. (2013), "Anthropometric measures and blood pressure in school children", JPediatr (Rio J), Vol. 89, No. 3, pp. 243-249.

31. Huang, C.J., Webb, H.E., Zourdos, M.C. and Acevedo, E.O. (2013), "Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity ", Front Physiol., Vol. 7, No. 4, pp. 314-318.

32. Crews, D.J., Lochbaum, M.R. and Landers, D.M. (2004), "Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children", PerceptMotSkills, Vol. 98, No. 1, pp. 319-324.

33. Doyne, E.J. (1987), "Running versus weight lifting in the treatment of depression", J Consult Clin Psychol., Vol. 55, No. 5, pp. 748-754.

34. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer. NY.

35. Larun, L., Nordheim, L.V., Ekeland, E., Hagen, K.B. and Heian, F. (2006), "Exercise in prevention and treatment of anxiety and depression among children and young people", Cochrane Database SystRev., Vol. 19, No. 3, pp. 46-91.

36. Ekeland, E., Heian, F., Hagen, K.B., Abbott, J. and Nordheim, L. (2004), "Exercise to improve self-esteem in children and young people", Cochrane Database Syst Rev. (1): CD003683.

37. Global Recommendations on Physical activity for Health (2010), World Health Organization,

Geneva.

38. Hamer, M. and Steptoe, A. (2007), "Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress", Psychosomatic Medicine, Vol. 69, No. 7, pp.

660-666.

39. Wasley, D., Taylor, A., Backx, K. and Williamon, A. (2012), "Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance", Work, Vol. 41, No. 1, pp. 27-32.

40. Knechtle, B. (2004), "Influence of physical activity on mental well-being and psychiatric disorders", Schweiz Rundsch MedPrax., Vol. 93, No. 35, pp. 1403-1411.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8-year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, Vol. 65, No. 2, pp. 173-185.

42. Lawlor, D.A. and Hopker, S.W. (2001), "The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomized controlled trials", BMJ, Vol. 322 (7289), pp. 763-767.

43. Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D., Hitsman, B., Reiches, M., Krishnamoorthy, J. and Niaura, R. (2006), "Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metanalysis", Health Psychol., Vol. 25, No. 6, pp. 723-739.

44. Norris, R., Carroll, D. and Cochrane, R. (1990), "The effects of aerobic and an-aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being", J. Psychonomic., Vol. 34, No. 4, pp. 367-375.

45. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J. (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4, pp. 852.

46. Sothmann, M.S. (2006), The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training. Psy-chobiology of physical activity, Ed. E.O. Acevedo and P. Ekkekakis, Human Kinetics Publishers, Champaign, pp. 152-154.

47. Rimmele, U., Seiler, R., Marti, B., Wirtz, P.H, Ehlert, U. and Heinrichs, M. (2009), "The level of physical activity affects adrenal and cardio", Psychoneuroendocrinology, Vol. 34, No. 2, pp. 190-198.

48. Weyerer, S. and Kupfer, B. (1994), "Physical Exercise and Psychological Health", Sports Med, Vol. 17, No. 2, pp. 108-116.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.07.2018

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Николай Николаевич Кузьмин, кандидат технических наук, доцент, Алексей Николаевич Лунев, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(ПВИ ВНГ), Пермь

Аннотация

В представленной статье раскрыты особенности преподавания исследовательских дисциплин в системе современного военного образования. Разъяснены ключевые системообразующие принципы повышения интереса обучающихся при выполнении лабораторных занятий. Выявлены ключевые факторы, влияющие на повышение профессиональной мобильности будущих офицеров силовых ведомств.

Ключевые слова: инженеры военных специальностей, исследовательские дисциплины, профессиональная мобильность офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.